Все о тюнинге авто

Патриотическое воспитание дошкольников средствами технического спорта. Видеоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Андреева Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физкультуры
Дата публикации: 29.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников средствами

физической культуры.

эффективных

нравственного

воспитания

подрастающего

поколения

являются

физической культурой и спортом, так как формирование физических качеств,

двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно -

волевых качеств личности. Физически развитый человек, сильный, здоровый

чаще всего бывает добрым, терпимым, умеет прийти на нужна и направляет

свои умения и силу только на добрые дела.

Особую актуальность занятия физкультурой и спортом приобрели в

настоящее время, когда приняты государственные программы по их

развитию, где говорится о необходимости воспитания патриотов России,

обладающих высокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с

дошкольного детства.

Особое внимание сегодня уделяется военно - патриотическому

воспитанию, одним из важнейших направлений которого является

физическое воспитание.

Военно - патриотическое направление в детском саду - это проведение

физкультурных, совместных с папами праздников и развлечений к Дню

защитника Отечества".

В ходе подготовки к празднику реализовывались проекты:

«Защитники Отечества – кто они?», «Богатыри земли русской»».

К проектам были подготовлены презентации "История праздника 23

февраля", "Русские богатыри", "Вооружение российской армии". История

армии, подвиги солдат вызывают желание подражать им, быть выносливыми,

смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу...

Тематические занятия " Осторожно, огонь", "Смелые пожарные", Дни

здоровья, "Малая Олимпиада", презентация "История олимпийского

движения", проект "С днем рождения, Югра ", презентация "Югра

спортивная", о спортсменах Югры - не только развивают нравственно -

волевые качества, но и воспитывают чувство гордости за нашу страну через

позитивное отношение к родному краю, к людям, которые живут и трудятся в

Югре. В детском саду были проведены спортивные соревнования,

посвящённые дню рождения Югры, на которых дети и их родители

соревновались в разных зимних видах спорта: биатлон, лыжные гонки,

санный спорт, кёрлинг и др. Такие мероприятия расширяют представления о

спортсменах, участвовавших в зимних Олимпийских играх в Сочи и о

зимних видах спорта.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста

осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы

с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения

подвижных игр.

Неотъемлемой частью нравственно - патриотического воспитания

дошкольников являются народные подвижные игры . Народная подвижная

игра является ценнейшим средством всестороннего воспитания личности

ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки,

дисциплины, товарищества. Многие игры передаются из поколения в

поколение. История народных игр органически связана с историей народа,

его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Решаются

задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи

формирования толерантности, чувства уважения к национальным традициям

народов, живущих в нашем городе, а также на территории всей России.В ходе

реализации проекта «Коренные народы Югры» с воспитанниками разучивали

игры народов Ханты.

На физкультурных занятиях, на спортивных развлечениях «В гостях у

сказки», «Зимние забавушки», Дни здоровья воспитанники играют в

народные подвижные игры, забавы.

Педагогам ДОУ была подготовлена картотека русских народных

подвижных игр, которые они используют в своей работе.

В работе с детьми семья - неисчерпаемый источник патриотического

воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким

вниманием,

Постепенно

уважения

расширяться,

переноситься на других людей.

Обогатить

детско-родительские

взаимоотношения,

результатом

станут взаимные открытия, радость общения родителей и детей, помогают

консультации

родителей:

семейной

физкультуры", "И родитель может стать тренером", "Школа мяча". "Активные

игры для детей и их родителей", "Упражнения в паре с детьми". Реализуя

совместные

здоровом

создаются

фотоколлажи "Спортивные выходные нашей семьи", "Активный отдых семьи

впоследствии

личности

взрослого

человека - гражданина своей страны.

Важным фактором в формировании патриотических чувств, являются

соревнования

спортивная

ежегодно

участвуют родители и дети нашего детского сада. Когда взрослые на глазах у

демонстрируют

соревноваться,

поучительно всем, особенно детям, так как это создает чувство гордости за

успехи своих родителей.

привлечь

физкультуре

большинство

возродить ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных и

здоровых людей. "Указ о старте этого проекта подписан, при этом решено

национальной

истории",

президент.

нормативов

предусматривается в 11 возрастных группах, начиная с 6 лет.

Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня

физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого

поколения

Комплекс

основополагающим

патриотического

воспитания

подрастающего поколения.

Губернаторские состязания, проводимые у нас в городе среди

дошкольников, являются ступенькой к сдаче норм ГТО. Наши воспитанники

достойно выступают на губернаторских состязаниях, многие из них могли

бы пройти тесты и выполнит нормативы ГТО.

В старшей группе №2 оформлен уголок спортивных достижений

воспитанников, где отмечаются их спортивные успехи. После

физкультурного занятия дети оценивают свою работу, прикрепляя свою

звезду на 1, 2, или 3 место на пьедестале. Такие уголки рекомендую сделать

и в других старших группах.

С нормативами ГТО знакомим родителей. Планирую осенью с

родителями и детьми пойти на сдачу норм ГТО.

Таким образом, на занятиях физкультурой есть прекрасная

возможность, сочетая различные формы работы, воспитывать в детях

патриотические чувства, развивать физические качества и укреплять их

Веревкина Ольга Владимировна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 40 Кировского района

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое отечество, родную землю, независимость от врагов. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, отбор материала и систематизацию знаний детей следует осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.

Данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду людей;

Развитие интереса к традициям своего народа;

Расширение представлений о России, ее столице, знакомство с символами государства;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.

Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;
- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи. Формирование у детей нравственных чувств - таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Интересны совместные спортивные праздники: «День семьи», «Быстрые, ловкие, смелые», «Будем в Армии служить!», «Служу Отечеству!» и т.д. Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться, разбивать палатки. Цель - обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов - есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Список литературы

1. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.

5. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

6. Сайт rusbiathlon.ru«Физическая культура и патриотическое воспитание»

7. Сайт http://nsportal.ru «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры».

8. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.

9.Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.

10.Под. ред. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина» Москва, 2003 г.

11.С. А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» Москва, 1998г.

12. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации гос.программы «Патриот.воспитание граждан Рос.Федерации на 2001-2005 годы»

Проект

«Патриотическое воспитание средствами

физической культуры в условиях ФГОС»

Для воспитанников 5 – 7 лет.

Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Проект содержит перспективный план, сценарии праздников и развлечений по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, воспитателям, инструкторам по ФВ).

Актуальность проекта

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.

Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формирование представлений о России как о родной стране и об Урале, как родном крае.

3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры.

Тип проекта: творческий, игровой.

Срок реализации: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Взаимодействие с семьёй:
Мероприятие «Десантная семья»
Реализация проекта «Олимпийский городок»
Мероприятие «День защитника Отечества»

Ожидаемый результат: Реализация данного проекта позволит:

    заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, привить любовь к Родине;

    приобщить детей к общественно – нравственным ценностям.

Перспективный план

Тема

Цели

Сроки

Мероприятия

Мой город.

Воспитание патриотических чувств к родному городу через спортивные игры.

Сентябрь

«День рождения города Керчь»

Молодцы-удальцы.

Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физминуток.

Фольклорный праздник

Я познаю Родину.

Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, через спортивные игры и эстафеты.

Праздник «День народного единства»

Молодцы-удальцы.

Формирование нравственного здоровья детей, через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

«Мы – спасатели»

Мы – славяне.

Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.

«Старый новый год»

Будем в армии служить .

Воспитывать у детей желание быть похожими на солдат, через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

«День защитника Отечества»

Моя семья

Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни.

Мы, крымчане.

Познакомить с забавами, увеселениями народов Крыма. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку.

«Подвижные игры народов Крыма»

Воины-защитники

Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах.

«День Победы»

Мы - россияне

Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях

«Фестиваль народных игр».

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Среди многих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

Формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат.

Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.

Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины. Строевые упражнения включаются в факультатив по общей физической подготовки с детьми подготовительной группы (1 раз в неделю).

В строевых упражнениях различают:

Построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную;

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.д.;

Повороты налево, направо, кругом;

Размыкания и смыкания;

Передвижения строем.

Методика руководства строевыми упражнениями учитывает готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности, и стимулирует самостоятельность действий.

Дети обязательно переодеваются в форменную одежду. На факультатив приглашаются родители героических профессий (милиционеры, пожарные, имеющие военную подготовку), что повышает эффективность данного мероприятия. Дети с большим удовольствием и любопытством выполняют строевые упражнения под руководством родителя, одетого в определенную форменную одежду; получают знания о разных видах строя, знают свое место в строю, умеют быстро и четко строиться, знают, как стоять, понимают значение команд и распоряжений.

Понятия о разных видах строя расширяют общий и двигательный опыт детей. Словесные обозначения строевых упражнений и связанными с ними действий обеспечивают взаимопонимания взрослых и детей и делают результативным обучение навыкам строя.

Строевые упражнения – обязательная составная часть каждого физкультурного занятия, это способ организации детей, но когда строевые упражнения проводит не инструктор по физической культуре, а родитель, это дает совсем другой результат. Совместное проведение факультатива с родителями дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой.

Опыт нашей работы показал, что двигательная активность детей на занятиях зависит от способов организации. Проведение физкультурных занятий в традиционной форме, использование подвижных игр, сюжетов, зачастую не обеспечивало на наш взгляд высокую моторную плотность (по результатам медико-педагогической диагностики). В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий нового типа по принципу круговой тренировки. Именно сюжетные занятия по типу круговой тренировки являются одним из универсальных способов развития выносливости детей, повышения общей физической подготовки. Система работы на развитие физической подготовленности через использование мотивации на сюжетных занятиях по принципу круговой тренировки позволило обеспечить:

Высокую общую моторную плотность занятия;

Формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;

Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;

Проявление личностных качеств «Я – хочу, и я могу это сделать!».

С целью формирования положительного отношения к воинам Российской Армии, развитие патриотических чувств с детьми подготовительной группы в течение года (1 раз в месяц) проводятся сюжетные занятия по принципу круговой тренировки на военную тематику:

Месяцы

Тематика

«Зарница»

«Летчики»

«Воины-пограничники»

«Воины-пехотинцы»

«Мы ребята – бравые солдаты»

«Моряки»

«Разведчики»

«Военный парад»

Положение о военно-патриотической игре «Зарница»

Цель: приобщение дошкольников к историческому наследию страны,

закрепление знания о военных профессиях, званиях. Воспитание

патриотизма у дошкольников.

Задачи:

1. Развивать физические качества: ловкость, силу, выносливость,

координацию движений.

2. Формировать мышечно-двигательные навыки.

3. Воспитывать взаимовыручку в команде, чувство ответственности.

Материальное обеспечение и экипировка команды:

1.Форма одежды: парадно-спортивная.

2.На руках у каждого участника – эмблема команды.

3. Командное снаряжение – санитарная сумка.

Оборудование для игры:

10 обручей, 2 секретных пакета, 4 фишки, 2 стульчика, 2 бинта, поленья для

костра, 20 пластиковых бутылок.

Участники:

В игре участвуют 2 команды, по 8 человек (4мальчикаа и 4 девочки),

команда «Танкисты» и команда «Десантники».

Команду возглавляет взрослый.

Место проведения : площадка детского сада.

Программа военно-спортивной игры:

«Строевой смотр».

Этапы соревнования:

*Построение в шеренгу

*Выход из строя и доклад командира.

*Девиз команды.

*Выполнение команд «Равняйсь!». «Смирно!», «Разойдись!»

*Повороты на месте (направо-налево, кругом).

*Выполнение команд «На первый-второй рассчитайсь!»

*Перестроение с колонны по одному в колонну по два в движении.

*Доклад командира возвращение в строй.

Побеждает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.

Девиз команды «Танкисты»:

Танкисты мы – враг не пройдет,

И наша цель – идти вперед!

Девиз команды «Десантники»:

Мы десанты, просто класс

Победить попробуй нас!

Ведущий вручает командирам маршрутные карты с заданиями. Задача

команд: Выполнить задания и найти флаг (чья команда справиться быстрее).

По указателям-стрелочкам команды выполняют задания.

1 этап «Болото»

Участникам команд выдаются приспособления для перехода по «болоту»

(два поролоновых круга, обшитых камуфляжной тканью). По сигналу два

игрока начинают движение: перекладывая поочередно с места на место

круги, переходят по ним «болото», не касаясь ногами пола. Закончив

переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кругов следующему

участнику. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и не

провалившаяся в «болото».

2 этап – «Сбей вражеский танк»

Перед командами устанавливаются туннели, на выходе стоят корзины с

«гранатами» (мешочки из камуфляжной, ткани в форме «лимонов»,

наполненных крупой. На расстоянии 6м от корзин находятся объемные

«танки», (склеенные из больших коробок и окрашенные в маскировочные

цвета). Участники должны пролезть по туннелю, взять из корзины гранату и

метнуть в танк. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и

имеющая больше попаданий в цель.

3 этап – «Доставь донесение в штаб»

Каждой команде выдается гимнастическая палка, к ней привязана веревка,

длиной 8м, на которой через каждый метр закреплено донесение (конверт).

На другой стороне площадки(на расстоянии 10м от старта) находится

командир. По сигналу первый участник эстафеты начинает быстро

накручивать веревку на палку. Как только конверт коснется палки, срывает

его с веревки, отдает палку следующему участнику и бежит с донесением к

командиру. В момент передачи донесения следующий игрок начинает

накручивать веревку. Побеждает команда, закончившая эстафету первой

4 этап «Раненый боец».

На старте по 2 медсестры, на финише 2 раненых бойца сидят на стульчиках.

По сигналу первая медсестра бежит к раненому бойцу, перевязывает руку,

передает эстафету следующей медсестре. Вторая бежит к раненому

перевязывает ногу и возвращается в команду. Чья команда медсестер

справиться быстрее.

5 этап « Минное поле».

«Саперы» находят на территории «мины» и стараются очень аккуратно

разминировать «минное поле» (откручивают крышки от пластиковых

6 этап «Собери костер»

Команды собирают костер из поленьев по образцу.

В конце игры подводят итоги, награждают команду победителя и

участников.

Сценарий военно-спортивного развлечения с папами

«Я б в военные пошёл, пусть меня научат»
Цель: пропаганда здорового образа жизни; воспитание уважения к Российской армии; установление доверительных партнёрских отношений между ДОУ и родителями.

Задачи:

    Способствовать психологическому сближению отцов и детей

    Доставить детям и родителям удовольствие от совместной деятельности

    Укреплять здоровье детей, развивать выдержку, выносливость, быстроту реакции.

    Развивать нравственные качества: дружелюбие, ответственность, сопереживание.

    Воспитывать уважение к Российской армии, любовь к Родине.

Место проведения: спортивный зал.

Материал: детские и взрослые гимнастёрки, пилотки, сапоги, игрушки – собаки, тоннель, мафы, 2 конверта, 2 мешка, 20 пластиковых бутылок, 2 стойки с самолётами, мячики, детские носилки, 2 бинта, гимнастические скамейки, обручи.

Предшествующая работа: фотовыставка “Мой папа был солдатом”, рассматривание иллюстраций об армии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок на военную тематику, рисунки детей, поделки детей для пап, изготовление эмблем для команд.

Участники: дети подготовительной группы, родители, педагоги, инструктор по физической культуре.

Ведущая: Сегодня наш праздник посвящён людям военных профессий, тем, кого называют защитниками Отечества. Солдаты и командиры Российской армии охраняют нашу мирную жизнь. Лёгкой их службу не назовёшь. Надо быть сильным, чтобы не уставать. Смелым, чтобы не бояться. Надо быть умелым, чтобы без ошибок обращаться с оружием. А пока мы ещё дошколята. Мы играем и учимся, соревнуемся в ловкости, быстроте, силе и смекалке.

1 ребёнок: Сегодня праздник всех отцов

Всех сыновей, всех кто готов

Свой дом и маму защитить

Всех нас от бед отгородить.

2 ребёнок: Всех защитников страны

Поздравляем нынче мы

Все солдаты берегут

Землю, небо, мир и труд.

Для того чтобы все дети

Жили счастливо на свете.

3 ребёнок: На защиту Родины

В дождь и снегопад

Каждый день выходит

Доблестный солдат.

Ведущая: Чтобы сильными расти

Чтобы в Армию пойти

Начинаем наши состязания

Игры и соревнования.

Сегодня в соревнованиях участвуют команды “Лётчики” и “Танкисты”. Встречайте их громкими аплодисментами. Команды заходят в зал под “Военный марш” Г.В.Свиридова.

1 конкурс: “Кто оденется быстрее”

Ведущая: День для солдата начинается с подъёма. Он должен очень быстро одеться. И мы сейчас этому будем учиться. На стульчиках лежат гимнастёрка, пилотка и сапоги. По сигналу все участники команды начинают быстро одеваться. Побеждает команда, которая оденется первой. Пока жюри подводит итоги первого конкурса, назовите, какие вы знаете пословицы и поговорки о военной службе. Команды по очереди называют.

2 конкурс: “Пограничники”

Ведущая: Пограничники охраняют нашу границу и помогают им верные друзья – собаки. Ваша задача – вместе со служебной собакой преодолеть препятствие и доставить в штаб нарушителя границы. Перед каждой командой – тоннель. По сигналу первый участник команды берёт собаку, проползает с ней через тоннель, оббегает конус и бегом возвращается. Передаёт собаку следующему и встаёт в конец команды. Последний участник возвращается с нарушителем. Пока жюри подводит итоги, ответьте на мои вопросы. Отвечать нужно только “да” или “нет”.

1. Быть на посту, значит, находится в дозоре? (да)

2. Водолаз - это тот, кто ищет клад? (нет)

3. Ветеран - это старый опытный воин? (да)

4. “Катюша” – это автомобиль, названный в честь всех девушек Катюш? (нет)

5. Головной убор десантника берет? (да)

6. Папаха – это головной убор всех пап кто служит? (нет)

3 конкурс: “Разведчики”

Ведущая: Главная задача разведчиков – узнать планы врага и доставить в штаб секретную информацию. Нужно допрыгать из обруча в обруч до куба, затем вернуться бегом обратно. Последний возвращается с конвертом.

Пальчиковая игра “Я служить пойду”

Я пойду служить танкистом
(поставить кулак на кулак и выпрямить указательный палец)

Научусь в мишень стрелять
(руки вытянуть перед собой, показать, раскрыв ладони)

Мне бы стать парашютистом
(пальцы правой и левой руки переплетены между собой)

Очень хочется летать!
(большие пальцы обеих рук опущены вниз и соединены в “парашют”)

У меня мечта простая
(руки в стороны “крылья самолёта”)

Лётчиком я стать хочу

Капитаном быть мечтаю
(правую руку поставить ко лбу “козырёк”)

На военных кораблях
(руки “лодочкой”)

А мне нравится пехота
(пальцы “шагают по ногам”)

Каска, руки на ремне
(руки на голову, затем на пояс)

Очень важная работа

Быть солдатом на земле
(хлопки руками)

4 конкурс: “Сапёры”

Ведущая: У них сложная и очень опасная служба – найти и обезвредить мины. Перед вами минное поле. Пластиковые бутылки – это мины.Вам необходимо добежать до поля, обезвредить мину, скрутив крышку, вернуться назад и положить мину в мешок. Чья команда больше обезвредит мин, та и победит.

5 конкурс: “Артиллеристы”

Ведущая: В каких военных профессиях нужна меткость? Чтобы вражеские самолёты не бомбили мирные города, их нужно сбивать. Вот и вам предстоит сбить вражеский самолет. Нужно взять мячик, прицелиться и бросить в самолёт. Если попали в самолёт, то он считается сбитым. Кто больше собьёт, тот и победит.

Загадки на военную тематику.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом.

Буду помогать ему

Охранять свою…(страну)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять.

И служить не на земле

А на военном…(корабле)

Брат сказал: ”Не торопись!

Лучше в школе ты учись

Будешь ты отличником

Станешь…”(пограничником)

Самолёт парит как птица,

Там воздушная граница.

На посту и днём и ночью

Наш солдат – военный …(лётчик)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было… (войны)

6 конкурс: “Перенеси раненного”

Ведущая: Иногда в бою может ранить. Раненого необходимо вынести с поля боя и доставить в медсанбат. Раненного нужно положить на носилки и папы выносят его с поля боя. А медсестра делает ему перевязку.

Игра “Да - нет”

Наша Армия сильна? (да)

Защищает нас она? (да)

Мальчишки в Армию пойдут? (да)

Девочек с собой возьмут? (нет)

Илья Муромец герой? (да)

На фронт ушёл он молодой? (нет)

Соловья он победил? (да)

Из автомата подстрелил? (нет)

У Буратино длинный нос? (да)

На корабле он был матрос? (нет)

А в пруду он плавал в тине? (да)

Враги потопят Буратино? (нет)

Сегодня праздник отмечаем? (да)

Мам и девочек поздравляем? (нет)

Мир важней всего на свете? (да)

Знают это даже дети? (да)

7 конкурс: Заключительная эстафета.

Ведущая: Все солдаты любят спортом заниматься. И сейчас проведём спортивную эстафету. Сначала нужно проползти по скамейке на животе, подтягиваясь руками; затем проползти через тоннель; сделать кувырок на мате; оббежать конус и бегом назад. Пока жюри подводит общий итог соревнований, поиграем с папами в игру.

Игра “Мой папа самый лучший”.
Стоя в кругу, дети имитируют движения по тексту.

Может он в футбол играть (удары ногой по мячу)

Может суп мне разогреть (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки (повороты вправо и влево)

Может даже вымыть чашки (движение: мытьё посуды)

Может прокатить меня вместо быстрого коня (бег лошадкой по кругу)

Может рыбу он ловить (закидывают удочку и наматывают катушку)

Кран на кухне починить (стучат кулачок о кулачок)

Для меня всегда герой!

Самый лучший, папа мой! (маршируют по кругу, в заключении поднимают руки вверх)

Ведущая: Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Награждение команд.

Ребёнок: Всех защитников страны

Поздравляем нынче мы

Все солдаты берегут

Землю, небо, мир и труд.

Для того чтобы все дети

Жили счастливо на свете

Ребёнок: День нашей Армии сегодня

Сильней её на свете нет.

Привет защитникам народа.

Российской Армии – привет.

Ведущая: Чтобы мирно всем жилось,

Чтобы мирно всем спалось.

Каждый день и каждый час

Зорко охраняет нас.

Дети : Родная!

Ведущая : Армия!

Дети: Могучая

Ведущая : Армия Российская!

Дети: Самая лучшая!

Ведущая: А сейчас под марш и аплодисменты провожаем наших мужчин и мальчиков.

«СЛУЖУ РОССИИ!»

(для старшего дошкольного возраста).

ЦЕЛИ: 1. Развивать у детей двигательную память, внимание, мышление.

2.Упражнять детей в метании мяча, мешочка с песком; в беге; в

ходьбе по канату.

3.Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их

эмоционального и психологического сближения.

Дети входят в зал под музыку «бравые солдаты» Л.Захарченко

Ведущий : Здравствуйте, дорогие гости!

Сегодня все мамы и девочки знают,

Что пап и мальчишек они поздравляют,

Ведь праздник февральский всегда для мужчин.

Для праздника этого много причин.

Желаем мужчинам силы во всем,

Ведь им от всех бед защищать нужно дом.

Чтоб вырасти смелых надежных бойцов,

Мы мальчикам ставим в пример их отцов.

От пап мы конечно все без ума,

Хотим им сказать простые слова:

Дети: дорогие папы, вы у нас самые-самые!!!

Ведущий:

Есть день особый в феврале,

Отмечен он в календаре,

23 число- стало праздничным оно.

Ребята, как называется этот славный праздник?

Дети: День защитника Отечества.

Ведущий : прошу капитанов команд подойти ко мне. В знак хорошей игры и дружбы прошу капитанов пожать друг другу руки. Кругом. Шагом марш. Первым свою команду представляет капитан подготовительной группы.(Затем старшая группа).

Наша команда: Моряки. Пехотинцы.

Наш девиз: Хмуро в море-океане И вот к победе прямиком,

Плещут волны там и тут. За ротой рота,

Корабли идут в тумане То по-пластунски, то бегом

Нашу землю стерегут Пошла пехота.

Ведущий: Чтобы стать защитником Отечества, нужно быть ловким, сильным и смелым. Поэтому сегодня мы проведем с вами военные учения. В них примут участие 2 команды: команда «матросы» и команда «пехотинцы». А перед началом состязаний вы ребята должны дать клятву :

Клянетесь дружными вы быть? Дети- клянемся!

Не драться, слез горьких не лить? Дети – клянемся!

С улыбкой бегать и играть? Дети – клянемся!

Все трудности преодолевать? Дети- клянемся!

Ведущий: объективно оценивать соревнования двух команд нам будет

помогать наше жюри.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы что нужно солдату, чтобы всегда быть здоровым, и всегда в хорошем расположении духа?

Дети : заниматься спортом!!

1 эстафета «попади метко в цель» (участвует 1 папа и команда детей)

Один участник команды (папа) с помощью корзины ловит мячи своей команды.

2 соревнование « спортивная викторина»

Очки для команды зарабатывают папы. Отвечают на вопросы ведущего:

Вот загадка, словно птица, мчится в небе голубом, города, моря, границы и загадки под крылом.(самолет)

Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд.(ракета)

Даже под полярным дном. Может плавать этот дом.(подводная лодка)

Ползет черепаха, стальная рубаха, враг в овраг, черепаха куда враг. (танк)

Ведущий: меткий глаз залог успеха, скажет нам солдат любой, чтоб желанная победа завершила правый бой.

3 Эстафета «всадники». Участвуют 3 папы и 3 ребенка

Папа везет ребенка на спине до ориентира, ребенок берет мешочек и бросает в корзину, папа возвращается так же с ребенком на спине.

Ведущий: всех защитников страны нынче поздравляем мы, эта песня без сомненья, вам подарит настроение.

Дети исполняют песню _____________________________________________

Ведущий: любопытно, умеют ли наши папы иногда заменить маму?

4 конкурс «настоящий мужчина умеет все» 1 часть(участвуют 3 ребенка и 1 папа)

Дети на вытянутой руке, в ложке несут картофель –папа должен быстро почистить.

2 часть (участвует 1 папа и 1 ребенка) одень своего ребенка. показать комплект вещей папе, затем вещи вывернуть и бросить в сухой бассейн. Папа должен отыскать. И одеть первым.

Ведущий : наши папы настоящие молодцы. Ребята, вот и вы скоро вырастите и станете такими же сильными, смелыми и ловкими, настоящими солдатами. И конечно же будете все служить нашей родине - России.

Дети поют песню

5 эстафета «пронеси мешочек на голове» (участвуют все дети)

Участвуют только дети. На голову ребенка кладется мешочек с песком и по канату, по ровной линии он должен пронести их до ориентира и обратно.

6 конкурс «узнай своего ребенка по голосу»(участвует один папа и 5 детей)

Дети из одной команды встают вкруг. А папа в середину круга. Дети по очереди, по команде ведущего, произносят слово «папа». Папа должен отгадать когда скажет его ребенок.

7 эстафета «переправа»(участвует 1 папа и дети))

В каждой команде по одному папе. Папа надевает обруч и бежит до ориентира, обегает его, возвращается и берет следующего игрока, тот берется за обруч, и бегут до ориентира, возвращается за следующим ребенком. И так далее, пока не получится паровоз из ребят.

Ведущий:

Вот пролетел веселья час,

Мы рады были видеть вас.

И ждем теперь не раз в году

А каждый праздник будьте тут.

Офицерам и солдатам нашей доблестной страны

Пожелают все ребята никогда не знать войны.

В День защитника России поздравляем наших пап.

Салютует в небе синем разноцветный звездный залп!

Все вместе кричат: салют!!! (праздничное перестроение «Мальчишка - будущий солдат».)

Жюри подводит итоги.

Награждение.

Ведущий: А наш праздник подошел к концу. Большое спасибо вам за то, что пришли сегодня, за то, что активно участвовали в конкурсах. Ваши детки, очень постарались, и специально к празднику приготовили подарки, которые все папы смогут получить в группе.

Дети под марш Защитника Отечества уходят.

Сущность патриотизма заключается в совокупности многих нравственных чувств, наборе определенных черт поведения. К воспитательному воздействию на молодежь сегодня подключено большое количество социальных, политических институтов. К таковым относятся семья и государство, различные образовательные учреждения, а также религиозные, политические организации.

Задачей спортивно-патриотического воспитания является формирование у молодых людей таких физических, духовных качеств, которые позволят им быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества, выполнению конституционного долга. Для этого необходимы:

  1. Координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов.
  2. Развитие у школьников и студентов патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны.
  3. Формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.

Актуальность спортивно-патриотического воспитания

Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:

  • заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень;
  • общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении;
  • «прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда;
  • все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.

Итогом становится маргинализация большой части молодежи, она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.

История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.

Стратегия педагогической деятельности. Задачи социальных, политических институтов

В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.

Ту систему воспитания, о которой мы все сейчас с ностальгией вспоминаем, восстановить не представляется возможным. Для этого недостаточно простого волевого усилия. Старый проект создавался под иные требования, имел отличающиеся от современных явные и скрытые цели, был производным той идеологической системы, которая разрушена.

Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок, «поют» каждый о своем. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.

Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.

Перед Координационным советом, занимающимся вопросами спортивно-патриотического воспитания стоит задача выработки концепции воспитания детей и молодежи. Для регулирования отношений между воспитателями и воспитуемыми необходим закон, который будет регламентировать ведение воспитательной деятельности, лицензировать негосударственные организации, предпринимателей, оказывающих населению услуги в области физкультуры, спорта.

Роль исторической памяти в воспитании патриотических чувств

Сегодняшние школьники и даже студенты, учащиеся на гуманитарных факультетах, зачастую не соотносят сухие факты с отмеченными в учебниках историческими датами. Спортивно-патриотическое воспитание малоэффективно в одних регионах, в других вовсе отсутствует. В этом направлении действуют редкие центры патриотического воспитания, штат которых сформирован немногочисленными энтузиастами из числа любителей истории, бывших военных.

Основными векторами работы педагогических коллективов должно стать приобщение ребят к боевым и трудовым традициям, их ознакомление с Российской, Советской армией, толкование сути понятий героизма и самоотверженности. У школьников, студентов нужно воспитывать гордость за предыдущие поколения защитников и героев, желание им подражать.

Выработка у детей норм поведения напрямую связана с трудовой, физической подготовкой, которая должна подвести молодежь к выполнению государственной, военной службы.

“Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости”, – заметил А.С. Макаренко. Истинный патриотизм рождается на базе знаний и чувств личности, у которой есть собственная воля, твердая психика. Правильное физическое развитие поможет формированию высокой нравственности.

Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания

Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:

  • игры;
  • гимнастика;
  • занятия туризмом;
  • любой из видов спорта.

Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных

Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.

Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.

Заголовок блока

Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений.

В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение. Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта.

спортивные игры и развлечения.

Вступление

Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности российского гражданина. Современная дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал патриотизма считают игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему детей, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность (а наша действительность –это патриотические дела российских людей, равноправие, взаимоотношения дружбы и братства, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям. В игре ребенок приобщается к великим событиям современности. Представление детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов нашей страны, о Российской Армии не только уточняется, закрепляется в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжение многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, где живет, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям–он начинает любить свою Родину.
Педагог должен поддержать интерес детей к играм, которые способствуют воспитанию любви к Родине. Игра ценна тем, что в ней у детей начинают формироваться качества необходимые российским воинам: смелость, ловкость, упорство.
В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей. К службе в рядах Российской Армии необходимо готовиться с детства.

Патриотические чувства воспитываются у дошкольников посредством их участия, особенно таких, где отражаются события Великой Отечественной войны.
Рассказывая о различных событиях из жизни советских воинов, показывая соответствующие иллюстрации, педагог создает у детей определенное эмоциональное настроение, как бы заранее заставляет их пережить то, что позже они отобразят в своей игре.
У детей следует формировать представление о наших воинах, как защитниках советских людей не только в военные годы, но и в мирное время: солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение). Яркий эмоциональный рассказ педагога поможет ребятам развернуть содержательную игру, в которой, с одной стороны, будут углубляться чувство признательности, уважения к советским воинам, а с друго й - ребенок сам станет «учиться подвигу» под мирным небом Родины.

Спортивный праздник на День Защитника Отечества

Направление: физическое

Основная образовательная область: физическая культура (плавание)

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Цель: патриотическое воспитание детей посредством спортивного праздника, приуроченного ко Дню Защитника Отечества

Оздоровительные задачи: совершенствование механизма терморегуляции, разностороннее психофизическое развитие всех систем организма, формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.

Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма, нравственных (доброты, чувство взаимопомощи, сочувствия, справедливости) и морально-волевых качеств (смелости, ответственности, решительности, самообладание), трудолюбия, культурно-гигиенических навыков.

Развивающие задачи: развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости); мыслительных процессов (воображения, логического мышления).

Образовательные задачи: формирование плавательных умений и навыков (предоставить детям возможность показать родителям свои достижения в плавании), обогащение двигательного опыта, закреплениезнаний о безопасном поведении на воде.

Методы и приемы: игровые, практические; соревновательные методы; приемы: указания, напоминания, поощряющая оценка.

Инвентарь: большая ложка, 2 резиновых мяча, 2 мягких мяча, 2 доски для плавания, воздушные шарики, 2 палки, камни, тонущие игрушки.

Ход занятия

Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые гости! Примите наши поздравления с предстоящим праздником – Днем Защитника Отечества!
- Сегодня день особый для мальчишек и мужчин. День защитника Отечества знает каждый гражданин. А настоящий защитник Родины должен быть сильным, ловким и умелым! Такими и являются наши замечательные ребята!
(под марш дети спускаются в бассейн и строятся в 2 шеренги)
Под музыку «Антошка» появляется Антошка с ложкой в руке
Антошка:
В гости к вам пришел Антошка! Вот моя большая ложка!
Люблю повеселиться, особенно поесть,
На травке поваляться и мультик посмотреть!
Что за праздник тут у вас, музыка, волнение?
Где печенье, где же торт, где же угощение?
Ведущий:
- Вообще-то, здесь мы собрались не чай с вареньем распивать, а свою смелость показать!
Чтобы ловким быть и гибким начинаем все с разминки.
Давай вставай скорее в строй, займемся мы сейчас тобой.
Веселая разминка (гидроаэробика под музыку)
Антошка:
- Вот это да, намял бока! Работа эта нелегка! Я тут немножко полежу. Я собственным здоровьем дорожу!
Ведущий:
- Ты же будущий солдат! Как удержишь автомат?
Чтобы здоровьем завидным отличаться, надо больше тренироваться!
(построение в 2 колонны)
Эстафета «Гонка катеров»
(скользить с доской в руках до конца бассейна.
Обратно – бегом и передать доску следующему)
Антошка:
- Вот это да-а! А я так не умею, я лучше посижу.
Ведущий:
Антошка, что ты все посижу да полежу. Попробуй выполнить интересное задание.
(Антошка прыгает с зажатым между ногами мячом. Не получается)
Антошка:
- Руки ноют, ноги ноют, меня здоровье беспокоит!
Ведущий:
- Мышцы надо укреплять и организм свой закалять. Смотри - как это делают наши ребята.
Эстафета «Не потеряй мяч»
(прыжки с мячом, зажатым между ногами,
обратно – скольжение на спине с мячом у живота)
Ведущий:
- Антошка, а играть ты любишь? Давай с ребятами поиграем в игру.
Игра «Охотник и утки»
(избежать попадания мячом можно, сделав «поплавок»)
Ведущий:
- Ну что, Антошечка, ты, наверное, набегался, устал. Отдохни, побереги свое драгоценное здоровье, подружи со своей любимой ленью.
Антошка:
- Нет-нет-нет. Я замечательно себя чувствую. Я хочу еще поиграть, попрыгать. Предлагаю поиграть с воздушными шариками.
Игра «Достань шарик»
(подпрыгивать и доставать шарики, прикрепленные к палке)
Ведущий:
- А наши ребята очень любят игру «Водолазы». Поиграем?
Игра «Водолазы»
(дети отворачиваются, считают до 5, 7,10), потом собирают камни, тонущие игрушки со дна. Повторить 3 раза.
Сюрпризный момент - в конце дети ныряют и вытаскивают из воды пакет с фруктами)
Антошка:
Вам, ребята, благодарен за науку, за игру.
Быть выносливым и ловким не мешает никому!
Это вам угощение от меня. Заряжайтесь витаминчиками!
Свободное плавание с шариками (под музыку)
Ведущий:
- Внимание, становись! Мы с Антошкой прощаемся с вами и желаем…
Антошка и Ведущий (вместе):
Чтоб здоровье крепкое было у ребят.
Ведь мальчишка – это будущий солдат!
(дети выходят из воды)

Список литературы:

1.Система патриотического воспитания в ДОУ. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. 2007 г.

2.Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А., Гербова В.В., 2007 г.