Все о тюнинге авто

Формирование представлений о зож у старших дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека . Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья , правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни , добиваться успехов в различной деятельности.

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Проблема сохранения жизни и здоровья детей сегодня стала приковывать к себе пристальное внимание общественности, педагогов и родителей, считающих возможным изменить ситуацию в лучшую сторону.

Задачи работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников:

    прививать необходимые культурно-гигиенические навыки;

    формировать представления о собственном теле, способах ухода за ним;

    определить отношение родителей к системе оздоровления, привлечь их к непосредственному участию

    развивать двигательную активность детей

Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни , ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья . Поэтому важно в этом возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

И именно родители и педагоги на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни. Формирование здорового образа жизни - усвоение определённых знаний, стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей , они должны применять в реальной жизни . Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей системно осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Насколько работа над формированием культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста продумана , спланирована и организована, зависит, войдет ли она в привычку и будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения, гигиенического индивидуализма (своя расчёска, свой носовой платок, своё полотенце ) . Педагогическая деятельность системно организованная посредством создания методических пособий и применения здоровьесберегающих технологий и методов, способствует эффективному выполнению поставленных задач при взаимодействии с детьми, а именно с использованием народного фольклора, аудио записей, мультимедийных презентаций, видео роликов, обучающих мультфильмов.

2. Формирование у детей представлений о значении человеческих органов и личной гигиены.

Посредством информационно-коммуникационных , игровых, здоровьесберегающих технологий , развиваются полученные представления о значении человеческих органов и личной гигиены.

3. Формирование представлений о ЗОЖ в семье.

Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить качество образования в вопросах здоровья детей , так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии. Особое внимание необходимо обращать родителей на значимость для организма детей сна , прогулки, приёма пищи и других режимных моментов в процессе формирования представлений у воспитанников о здоровом образе жизни .

4. Двигательная активность детей на занятиях реализуется с помощью здоровь сберегающих технологий: гимнастика для глаз, оздоровительные минутки , самомассаж, точечный массаж, психогимнастические этюды, с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с подвижным образом жизни , со сформированием привычки к чистоте , соблюдению гигиенических требований, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека . Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни . Педагоги должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Литература:

1. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях : Учебное пособие. / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2006. – 17с.

2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е . А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание . - 2004. - № 3. - с. 13-16.

Введение

1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

Обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;

Проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;

Принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;

На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Гипотеза исследования : процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

Возрастные и индивидуальные особенности детей;

Создавать в ДОУ процессы по учебно-методической интерпретации содержания здорового образа жизни;

Включать в педагогический процесс трудовую деятельность в качестве эмоционального стимула и средства формирования представлений детей о здоровом образе жизни;

Систематически и целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

Раскрыть педагогический потенциал ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни старших дошкольников;

Исследовать уровень здоровья детей старшего дошкольного возраста;

Эмпирически выявить психолого-педагогические пути формирования здорового образа жизни у старших дошкольников;

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

Теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);

Эмпирические (анализ деятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Опытно-экспериментальная база исследования : ДОУ №86.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость : материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

Рассмотрим сущность понятия «здоровье».

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» .

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» .

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три типа здоровья:

1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность);

2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»);

3) «здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» .

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

Таким образом, если личность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Большинство людей с детства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни»

(средняя группа)

Разработала:

воспитатель Костина Т.В.

г. Оренбург, 2015 г.

Цель и задачи:

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ).

2. Закрепление знаний детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания и других факторов.

3. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

4. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

5. Совершенствовать диалогическую речь; учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

6. Воспитывать волю и характер.

Материал и оборудование:

— предметы личной гигиены в мешочке;

— иллюстрации;

— шапочки-названия витаминов;

— плакат с изображением различных продуктов питания;

Предварительная работа.

1. Беседы о гигиене, ЗОЖ.

2. Чтение художественной литературы.

3. Выполнение физических упражнений в процессе занятий, утренней гимнастики, на прогулке.

4. Заучивание стихотворений о витаминах.

Ход мероприятия.

Дети заходят в группу, здороваются.

— Мы с вами сказали «Здравствуйте», это значит, мы пожелали друг другу здоровья.

— Что такое здоровье? (ответы).

— Кто хочет быть здоровым?

— Что нужно для этого делать? (заниматься физкультурой, делать зарядку, кушать полезные продукты и т.д.).

Хоть вы еще маленькие дети, но в ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его. Об этом и мудрая пословица говорит: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (повторить).

— Хотите этому научиться? (рассадить детей на стулья).

I. Входит девочка чумазая лохматая.

— Как тебя зовут? (Маша).

— Ребята, вам нравиться, что Маша похожа на замарашку? «Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя». Маша грустная, наверно, заболела.

Чтобы человек был здоровым ему необходимо соблюдать правила личной гигиены.

— Какие правила гигиены мы соблюдаем с вами дома в детском саду? (умываемся, чистим зубы, стираем одежду и т.д.).

Для чего это нужно делать? (не болеть, смыть микробы и т.д.).

Микробы есть в воздухе, на земле, в воде, на нашем теле.

— Как микробы попадают в организм? (при кашле, с грязных рук, немытые фрукты и т.д.). Человек начинает болеть. (демонстрация картинок).

Микробы очень любят неаккуратных людей.

— Ребята, Машу надо спасать.

— Что ей необходимо сделать, чтобы привести себя в порядок? (умыться, расчесаться).

У меня есть волшебный мешочек, в нем предметы личной гигиены. Отгадайте про них загадку, а отгадку найдете в мешочке.

Игра «Чудесный мешочек»

1. Ускользает, как живое

Но не выпущу его я

Белой пеной пениться,

Руки мыть не лениться (мыло).

2. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (расческа).

3. Пластмассовая спинка,

Желтая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубам подружка), (зубная щетка).

— Сколько раз в день нужно чистить зубы?

4. Есть четыре уголка,

Ты сморкаешься в меня (носовой платок).

5. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть оно покажет (зеркало).

Я предлагаю подарить все эти чудесные предметы Машеньке, она с ними подружиться, приведет себя в порядок и снова придет к нам в гости. Проводим ее.

II. А теперь давайте проверим, много ли силы в ваших руках?

— Покажите свои мускулы.

— А от чего появляется сила, как вы думаете? (ответы).

— А вы любите делать зарядку? (зарядка под музыкальное сопровождение).

— Сила укрепляет здоровье человека. Чтобы быть здоровым, сильным, нужно делать зарядку, закаливаться, заниматься спортом.

III. А еще у меня есть для вас особый рецепт для укрепления своего здоровья. Послушайте.

— Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

— Как вы думаете, где можно взять витамины? Послушайте стихи (дети читают стихи).

1. Я – витаминка А.

Меня запомнить просто!

Найдешь меня в моркови,

Я – витаминка роста.

2. Витаминкой В назвали

Строго-настрого сказали:

Жить в орешках, огурцах,

Хлебе, щавеле, грибах.

3. Хоть и кислый я на вкус

Улыбнитесь сони.

Витаминкой С зовусь

И живу в лимоне.

4. Мы на солнышке лежали,

Витамин Д принимали.

Кто же мы теперь, ребятки

Или просто шоколадки?

— Поиграем в игру «Полезно-вредно» (дидактическая игра).

На листе ватмана изображены различные продукты питания (овощи, фрукты, чипсы, молоко и др.). Рассмотреть и назвать продукты питания, затем маркером обвести то, что полезно (объяснить, почему нельзя есть чипсы, сладости есть умеренно).

— Вспомните, какими полезными продуктами нас кормят в детском саду. (ответы детей).

— Если вы будете принимать мало витаминов и других полезных продуктов, то будете плохо расти. Вы не будете бегать, прыгать, играть, потому что у вас не будет сил. К вам будут прилипать всякие злючки-болячки, а с ними очень трудно бороться.

Подведем итоги.

— Вспомните, о чем мы с вами сегодня говорили и повторили, что нужно делать для укрепления нашего здоровья? (ответы детей).

— Здоровье – это сила, красота, когда хорошее настроение и все получается. Здоровье – это счастье. Я желаю всем вам здоровья!

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

Активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

Дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание.- 2004.- №4 - 14с..

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:

Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание, а затем идет формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Так, в программе «От рождения до школы» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».

Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика под музыку. Ее цель - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детишек, укреплять здоровье, физическую силу, развивать сноровку. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М.: Владос, 2003. - 288с.

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают и подвижные игры. Они проводятся в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в перерыве между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни». Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004.- №4- 15с.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с воспитанием у них любви к опрятности, чистоте, порядку.

Кроме ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и повышение двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, под музыку. Занятия проводятся по специальным методикам.

Воспитание двигательной активности, развитие движений старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В детских садах имеются оборудованные участки, где проводят время дети. Воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях дошкольных работников. Постоянно в детском саду осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

Например, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания первой помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют процедуры закаливания, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.». Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при регулярном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим - это твердо установленный, педагогический и физиологически распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям этого возраста. Режим дня -- это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Кроме оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, важная для жизни привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни. И именно в семье, в дошкольном учреждении, как можно раньше должны помочь ребенку понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №7.- 14с.

Зачастую у дошкольников отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, а дети это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека определенных волевых усилий, что очень затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, прежде всего воспитателям, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Б.Н. Чумаков отмечал что, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной традициями, потребностями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут крепким фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Здоровый образ жизни - это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Баранова Наталья Михайловна
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным и нравственным переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей . Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует изучения различных приемов работы с детьми, а также пропаганды знаний о здоровом образе жизни среди родителей .

Понятие «здоровье » имеет множество определений . Но наиболее емким следует признать следующее определение : «Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов». Ведь от жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок .

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни , поведения. Вот почему так важно с детства научить ребенка бережно относиться к самому себе, сохранять то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, как ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни . Известно, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются навыки по формированию здорового образа жизни .

В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни , и эту жизнь организуем мы , педагоги детского сада. И мы, воспитатели группы, делаем все, чтобы привить детям чувство ответственности за свое здоровье , и помогаем укреплять физическое и психическое здоровье наших детей .

Ежедневно мы проводим утреннюю гимнастику, совместно с руководителем по физическому воспитанию, организуем различные спортивные конкурсы и соревнования такие, как «Мой веселый звонкий мяч» , «Разноцветная карусель» , «Мама, папа, я – мы спортивная семья» , массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками» , пальчиковые игры с грецкими орехами, упражнения для глаз «Посмотри глазами влево…» , дыхательную гимнастику «Мы поймаем комара» .

В области социализации создаем игровые ситуации : «Да здравствует мыло душистое» , «Мама ведет малыша в больницу» .

Мы формируем представления о безопасном способе выполнения простейших поручений. Дети с удовольствием помогают поливать цветы в группе и на участке, рыхлить снег и убирать участок, подметать дорожки. Самостоятельная деятельность помогает закреплять все умения и навыки по укреплению и охране здоровья детей .

Укрепление здоровья детей – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющего уровня здоровья детей , способствовать его повышению, путем четко продуманной системы работы, включающей физкультурно-оздоровительные мероприятия , гигиенический режим, психологический климат и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии воспитателей и родителей.

Так как родители являются самым главным и важным авторитетом для ребенка, поведение родителей, их отношение к своему здоровью , психологический климат в семье – все это способствует формированию взглядов на окружающий мир детей . Мы находимся в тесном контакте с родителями наших воспитанников. Для них проводились консультации на темы : «Прогулки в любую погоду» , «Чтоб здоровым быть всегда надо заниматься» , «\Как снять напряжение после детского сада» , «Темперамент ребенка» , «Чем заняться в выходные» . Была организована выставка детских работ на тему «Волшебное кружево» , в которой активное участие принимали родители. Вся совместная деятельность, несомненно, способствует укреплению психического здоровья детей .

Воспитание детей , формирование здорового образа жизни ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость здорового образа жизни , воспитывать бережное отношение к своему здоровью и других детей , способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Научим Мишутку быть здоровым» Интегрированная образовательная деятельность во второй младшей группе с ведущей образовательной областью «Физическое развитие» формирование.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набирая группу детей и анализируя состояние здоровья воспитанников,.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. *Содержание работы с детьми Исследования показывают,что для формирования.

Интегрированное занятие «О здоровом образе жизни» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Уточнить знания о «праве на здоровье и медицинский уход» Дать детям знания о причинах возникновения заболевания.

Из опыта работы по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников в семье и ДОУ Слайд 2 Цель: воспитать физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание единого здоровье сберегающего.