Все о тюнинге авто

Правовое обеспечение отдельных категорий граждан. Пенсионное и дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обеспечении отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями за счет средств бюджета города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.08.2017);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 53, 21.09.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 07.08.2019).
____________________________________________________________________


В целях улучшения условий обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих временные или постоянные ограничения жизнедеятельности, техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Перечень технических средств реабилитации медицинского назначения, условий их предоставления и категории граждан, которым предоставляются технические средства реабилитации медицинского назначения за счет средств бюджета города Москвы (приложение 1).

1.2. Перечень медицинских изделий, условий их предоставления и категории граждан, которым предоставляются медицинские изделия за счет средств бюджета города Москвы (приложение 2).

2. Установить, что:

2.1. Технические средства реабилитации медицинского назначения, медицинские изделия, включенные в перечни (пункт 1 настоящего постановления), предоставляются по медицинским показаниям:

2.1.1. Инвалидам, в том числе детям-инвалидам, имеющим место жительства в городе Москве (за исключением инвалидов, обеспечение техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями которых осуществляется в соответствии с ).

2.1.2. Гражданам, в том числе несовершеннолетним лицам, имеющим место жительства в городе Москве, не признанным в установленном порядке инвалидами, имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности (за исключением лиц, обеспечение техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

2.2. По медицинским показаниям и противопоказаниям, установленным врачебной комиссией медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы соответствующего профиля, граждане, указанные в пунктах 2.1.1, 2.1.2 настоящего постановления, обеспечиваются техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями, не включенными в перечни (пункт 1 настоящего постановления). Организация обеспечения такими техническими средствами реабилитации, медицинскими изделиями осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы.

2.3. Предоставление технических средств реабилитации медицинского назначения, медицинских изделий, включенных в перечни (пункт 1 настоящего постановления), осуществляется сверх гарантий, установленных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" , статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" .

2.4. Лицу, нуждающемуся в обеспечении техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями в соответствии с настоящим постановлением и имеющему одновременно право на обеспечение таким же или аналогичным техническим средством реабилитации, медицинскими изделиями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе на обеспечение техническим средством реабилитации, медицинским изделием с использованием электронного социального сертификата, техническое средство реабилитации, медицинское изделие предоставляется только в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, и их предоставление в соответствии с настоящим постановлением не осуществляется.

2.5. Лицо, нуждающееся в обеспечении техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями в соответствии с настоящим постановлением и (или) имеющее право на обеспечение таким же или аналогичным техническим средством реабилитации, медицинским изделием в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, и отказавшееся от этого или аналогичного технического средства реабилитации, медицинского изделия, при обращении за предоставлением технического средства реабилитации медицинского назначения, медицинского изделия в соответствии с настоящим постановлением таким техническим средством реабилитации медицинского назначения, медицинским изделием не обеспечивается.

2.6. Инвалиду, лицу с ограничениями жизнедеятельности предоставляется несколько технических средств реабилитации медицинского назначения, медицинских изделий с учетом профиля заболевания (состояния) инвалида, лица с ограничениями жизнедеятельности только по медицинским показаниям.

2.7. Предоставляемое техническое средство реабилитации медицинского назначения, медицинское изделие передается инвалиду, лицу с ограничениями жизнедеятельности в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.

2.8. Технические средства реабилитации медицинского назначения, указанные в пунктах 9-10 приложения 1 к настоящему постановлению, по истечении установленного периода, на который выдано техническое средство реабилитации медицинского назначения, при устранении ограничений жизнедеятельности либо смерти инвалида, лица с ограничениями жизнедеятельности подлежат возврату по месту выдачи.

2.9. Медицинские изделия, включенные в перечень (пункт 1.2 настоящего постановления), которые подлежат замене по медицинским показаниям до истечения установленного периода, на который выданы медицинские изделия, возврату не подлежат.

2.10. Инвалиду, лицу с ограничениями жизнедеятельности, нуждающемуся в обеспечении техническим средством реабилитации медицинского назначения, медицинским изделием в соответствии с настоящим постановлением, приобретшему самостоятельно необходимое техническое средство реабилитации медицинского назначения, медицинское изделие за счет собственных средств, компенсация стоимости приобретенного технического средства реабилитации медицинского назначения, медицинского изделия не выплачивается.

3. Установить, что в целях обеспечения отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями в соответствии с настоящим постановлением Департаментом здравоохранения города Москвы:

3.1. Устанавливается порядок предоставления технических средств реабилитации медицинского назначения, медицинских изделий в соответствии с перечнями (пункт 1 настоящего постановления) с учетом профиля заболевания (состояния) инвалида, лица с ограничениями жизнедеятельности, включая порядок направления указанных лиц для получения соответствующих заключений.

3.2. Устанавливаются периодичность и период, на который предоставляются технические средства реабилитации медицинского назначения, медицинские изделия в соответствии с перечнями (пункт 1 настоящего постановления) в зависимости от их вида и функционального назначения, порядок и случаи замены технических средств реабилитации медицинского назначения, медицинских изделий.

3.3. Утверждается перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, предоставляющих технические средства реабилитации медицинского назначения, медицинские изделия.

3.4. Обеспечивается размещение информации о порядке обеспечения отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями в соответствии с настоящим постановлением на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сайтах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.

3.5. Осуществляется информационное взаимодействие с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в части получения информации, необходимой для предоставления технических средств реабилитации медицинского назначения, медицинских изделий.

4. Финансовое обеспечение предоставления отдельным категориям граждан технических средств реабилитации медицинского назначения, медицинских изделий осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту здравоохранения города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию соответствующих мероприятий Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы".
постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2017 года N 678-ПП .

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2019 года N 990-ПП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Перечень технических средств реабилитации медицинского назначения, условий их предоставления и категории граждан, которым предоставляются технические средства реабилитации медицинского назначения за счет средств бюджета города Москвы

Технические средства реабилитации медицинского назначения (ТСР)

Условия предоставления технических средств реабилитации медицинского назначения (ТСР)

Слуховые аппараты, за исключением изготовления индивидуальных вкладышей, взрослым

По слуху

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им.Л.И.Свержевского Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления ТСР, выдаваемого по направлению (заключению) медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, о необходимости рассмотрения вопроса о предоставлении ТСР

Слуховые аппараты, за исключением изготовления индивидуальных вкладышей, детям

Дети-инвалиды, дети, имеющие ограничения жизнедеятельности по слуху

Слуховые аппараты костной проводимости на бандаже детям

Дети-инвалиды, дети,имеющие ограничения жизнедеятельности по слуху

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им.Л.И.Свержевского Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления ТСР, выдаваемого по направлению (заключению) медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детскому населению, о необходимости рассмотрения вопроса о предоставлении ТСР

Очки для коррекции зрения (взрослые) (с ограничением стоимости оправы в размере 2000 рублей)

Инвалиды II группы по зрению при остроте зрения лучше видящим глазом с коррекцией от 0,05 до 0,1

Рецепт на предоставление ТСР, выдаваемый медицинской организацией Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению

Очки для коррекции зрения (детям) (с ограничением стоимости оправы в размере 2000 рублей)

Дети-инвалиды при остроте зрения лучше видящим глазом с коррекцией от 0,05 до 0,3

Рецепт на предоставление ТСР, выдаваемый медицинской организацией Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детскому населению

Откашливатели (аппараты респираторной поддержки и средства улучшения мукоцилиарного клиренса) взрослым:

Перкуссионер взрослым;

Виброжилет взрослым

Инвалиды, лица, имеющие ограничения жизнедеятельности

Откашливатели детям

Дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления ТСР детям-инвалидам, заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф.Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления ТСР детям-инвалидам

Инфузионные линии парентерального питания (инфузомат) детям

Дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей стационарную медицинскую помощь детскому населению, о необходимости предоставления ТСР

Аппараты неинвазивной вентиляции легких взрослым:

Концентратор кислорода взрослым;

Аппарат для неинвазивной вентиляции легких СРАР для взрослых;

Аппарат для неинвазивной вентиляции легких BiPAP для взрослых

Инвалиды, лица, имеющие ограничения жизнедеятельности

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Центр паллиативной медицины Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления ТСР, выдаваемого по направлению (заключению) медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, либо медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей специализированную медицинскую помощь, о необходимости рассмотрения вопроса о предоставлении ТСР

Аппараты неинвазивной вентиляции легких детям:

Концентратор кислорода;

Компрессорный ингалятор;

Компрессорный ингалятор с пульсирующей подачей в придаточные пазухи носа

Дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф.Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления ТСР

Приложение 2. Перечень медицинских изделий, условий их предоставления и категории граждан, которым предоставляются медицинские изделия за счет средств бюджета города Москвы

Медицинские изделия

Условия предоставления медицинских изделий

Трахеостомические трубки термопластические в наборе с 2 внутренними канюлями взрослым

Инвалиды

Трахеостомические трубки термопластические с 2 внутренними канюлями детям

Дети-инвалиды

Многоразовые силиконовые трахеостомические трубки взрослым

Инвалиды

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им.Л.И.Свержевского Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления медицинского изделия

Пластмассовые трахеостомические трубки с внутренними вкладышами взрослым

Инвалиды со злокачественными новообразованиями головы и шеи, с наличием трахеостомы

Заключение врачебной комиссии медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, о необходимости предоставления медицинского изделия

Гастростомические трубки с наборами для установки детям

Дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детскому населению, о необходимости предоставления медицинского изделия

Набор для дозаправки баклофеновой помпы для детей

Дети-инвалиды с имплантированной баклофеновой помпой

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления медицинского изделия

Набор расходных материалов для инсулиновой помпы

Инвалиды, дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, о необходимости предоставления медицинского изделия

Набор расходных материалов (система для инфузий) для инфузионных линий парэнтерального питания (инфузомат) детям

Дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детскому населению, либо медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей специализированную медицинскую помощь детям, о необходимости предоставления медицинского изделия

Расходные материалы к откашливателю (аппарат респираторной поддержки и средства улучшения мукоцилиарного клиренса) взрослым -расходные материалы к перкуссионеру

Инвалиды, лица, имеющие ограничения жизнедеятельности

Расходные материалы к аппарату неинвазивной вентиляции легких взрослым:

Расходные материалы к концентратору кислорода взрослым (фильтры с магистралями);

Маски для неинвазивной вентиляции легких

Инвалиды, лица, имеющие ограничения жизнедеятельности

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Центр паллиативной медицины Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления медицинского изделия, выдаваемого по направлению (заключению) медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, либо медицинской организации Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающей специализированную медицинскую помощь, о необходимости рассмотрения вопроса о предоставлении медицинского изделия

Расходные материалы к аппарату неинвазивной вентиляции легких детям:

Набор расходных материалов (комплект фильтров, трубок);

Маски для неинвазивной вентиляции легких;

Небулайзер (сменная деталь)

Дети-инвалиды

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф.Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления медицинского изделия

Перевязочные материалы и лекарственные препараты для наружного применения

Инвалиды, дети-инвалиды, лица, имеющие ограничения жизнедеятельности, больные врожденным буллезным эпидермолизом

Заключение врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы" о необходимости предоставления медицинского изделия

(Пункт дополнительно включен с 19 августа 2017 года постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2017 года N 522-ПП)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Хотелось бы выделить особую категорию участников жилищных правоотношений - отдельные категории граждан.

Понятие отдельных категорий граждан не новое для законодательства Российской Федерации, вместе с тем в теории права данная категория субъектов не достаточно изучена. Отдельные категории граждан - понятие сложившиеся в праве социального обеспечения. Вместе с тем для жилищного права данные субъекты имеют огромное значение.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан известно различным правовым системам. Так, в настоящее время во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья, которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия. Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья. Во Франции существует Закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье. Следует отметить, что во Франции на приобретение жилья и его бесплатное (льготное) содержание ежегодно выделяется 1,9% ВВП. По действующему законодательству в каждой комплексной застройке должно выделяться как минимум 20% под социальное жилье. Согласно новому законопроекту с конца 2008 г. наиболее нуждающиеся категории - собственно бездомные, а также низкооплачиваемые работники и матери-одиночки - смогут добиваться предоставления жилья через суд. С начала 2012 г. такое же право получат те, кто живет в ветхом и неприспособленном жилье. Благодаря такой законодательной инициативе право на жилье во Франции окажется на одном уровне с правами на другие формы государственного социального обеспечения, такие как образование и здравоохранение. Аналогичное право в мире предусмотрено пока только в Шотландии, где в 2003 г. был принят Акт о бездомных. Однако из проекта закона остается неясным, в каких именно судах можно будет требовать предоставления жилья и кто конкретно в конечном счете будет обязан обеспечивать им нуждающихся Дышекова А. М. Государство и современное ипотечное кредитование // Общество и право. 2010. № 1. С. 31..

Так, согласно Закону об основах социального обслуживания к подобным категориям относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные несовершеннолетние; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; граждане без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического и психического насилия, и проч.

В дополнительной помощи нуждаются молодые семьи, молодые ученые, семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждане РФ, постоянно работающие на комплексе "Байконур" и подлежащие отселению; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; вынужденные переселенцы Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. М., 2009. С. 2..

Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан было введено указом Президента РФ от 30 ноября «О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией». это материальное обеспечение называется доплатой к обычной пенсии, такая доплата устанавливается персонально по распоряжению Президента РФ в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Для судей, пребывающих в отставке, устанавливается пожизненное ежемесячное содержание. Это положение относится к следующим категориям судей, которые предоставляется право на ежемесячное денежное пожизненное содержание О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 28.11.2015 г., с изм. от 14.12.2015 г.) // РГ. ? 1992. - № 170.:

  • 1) судьям, ушедшим в отставку, при стаже работы в должности судьи не менее двадцати лет;
  • 2) судьям, ушедшим в отставку, имеющим стаж работы менее двадцати лет, при достижении ими возраста пятидесяти пяти лет (мужчины) и пятидесяти лет (женщины);
  • 3) бывшим судьям, ушедшим на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже судейской работы не менее двадцати лет;
  • 4) бывшим судьям, находившимся на пенсии, при стаже судебной работы не менее десяти лет.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - 1 % указанного содержания, но всего не более 85 % заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

Военная служба представляет собой особый вид трудовой деятельности, связанный с повышенным риском для жизни и здоровья выполняющих его граждан. Для компенсации социальных рисков в законодательстве о статусе военнослужащих предусмотрена специальная система гарантий и компенсаций, направленных на защиту прав военнослужащих. Одним из ее элементов является материальное обеспечение военнослужащих, имеющее сложный характер. При широком подходе к нему можноотнести денежное довольствие, жилищное, вещевое, медицинское и продовольственное обеспечение Антипьева Н.В. Дополнительное материальное обеспечение в системе компенсации социального риска лиц, проходящих военную службу по контракту // Военно-юридический журнал? 2011. ? № 1. С. 4 - 7.. Она предполагает предоставление доплат за добросовестное выполнение воинского долга, доплат и надбавок за особые условия несения службы, надбавок за продолжительность службы, выплат в связи с назначением на должность или изменением семейного положения, выплат в связи с наличием у военнослужащего специальных знаний и навыков. Надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим также могут устанавливаться Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба).

С 1 мая 2005 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается:

  • - инвалидам Великой Отечественной войны;
  • - участникам Великой Отечественной войны; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Указанным категориям граждан дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в сумме 1 000 рублей О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов: Указ Президента РФ от 30.03.2005 г. № 363 // СЗ РФ. - 2005. ? № 14. ? Ст. 1220..

Кроме того, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается:

военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; вдовам погибших в годы войны военнослужащих; вдовам инвалидов Великой Отечественной войны;

лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»; бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто. Указанным категориям граждан дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается в сумме 500 рублей.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации.

При этом дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам Российской Федерации устанавливается независимо от места их проживания.

Лицам, имеющим право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер. В том случае, если граждане имеют право на различные выплаты к пенсии, предусмотренные законодательством Российской Федерации либо нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается независимо от получения других выплат.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

В 2005 году дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливалось в беззаявительном порядке по документам, имеющимся в выплатных делах получателей пенсии и других социальных выплат. В настоящее время гражданам, имеющим право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В отношении бывших совершеннолетних узников нацистских концлагерей, тюрем и гетто предусмотрен особый порядок подтверждения права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Указанное обеспечение установлено этим лицам на основании переданных Пенсионному фонду Российской Федерации данных Федерального государственного учреждения «Фонд взаимопонимания и примирения» по состоянию на30.04.2005 г. при наличии сведений о размере назначенной экспертной комиссией указанного Фонда компенсации или на основании иных документов, выданных компетентными органами Российской Федерации, содержащих необходимые сведения.

Указом Президента Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень мест принудительного содержания, поэтому лица, которые содержались в иных местах принудительного содержания (например, работали на предприятиях, в сельском и домашнем хозяйствах и др.), не относятся к категории бывших совершеннолетних узников, и, следовательно, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение им не может быть установлено О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны: Указ Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. ? № 16. ? Ст. 1240..

Гражданам, имеющим право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и не являющимся пенсионерами, указанное обеспечение назначается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами Российской Федерации - Пенсионным фондом Российской Федерации.

§ 1. Пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей и сотрудников таможенной службы

Правовое регулирование отношений по пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан осуществляется на основе других законов, которые расширяют по кругу лиц сферу действия основных пенсионных законов. Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, установленные Законом 1993 г., распространены на прокурорских работников; сотрудников таможенных органов; сотрудников Следственного комитета. В установленных случаях положения Закона 1993 г. применяются в отношении членов семей указанных лиц.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 (ред. от 07.12.2011). Постановления Правительства обычно детализируют порядок назначения и выплаты пенсий той или иной категории граждан и их семьям; определяют правила исчисления выслуги лет, заработка, перерасчета пенсии и т.д. Во многом они совпадают с правилами, установленными Законом 1993 г. Различия чаще всего связаны с порядком исчисления выслуги лет. Например, работникам прокуратуры в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время обучения по юридической специальности в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования (имеющим государственную аккредитацию) в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 (ред. от 19.01.2010) утвержден порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям. Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 411.

§ 2. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию

В ходе проведения пенсионной реформы 2002 г. за пределами страховой пенсионной системы были оставлены отдельные категории граждан. Прежде всего, к ним относились лица, которым при наличии соответствующих условий предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет (военнослужащие и иные приравненные к ним категории служащих). В случае отсутствия у такого гражданина права на пенсию за выслугу лет он не мог претендовать на трудовую пенсию. Для предоставления указанным гражданам права на пенсионное обеспечение принят Закон № 126-ФЗ.

В соответствии с Законом № 126-ФЗ гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом № 173-ФЗ. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия: 1) в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование; 2) они были уволены со службы не ранее 2002 г.; 3) они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц. Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г., и стоимости страхового года, утверждаемой Правительством РФ. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

§ 3. Пенсии гражданам, признанным безработными

Особое место в пенсионном законодательстве занимает Закон о занятости населения. Данный Закон предусматривает специальные условия для назначения досрочной пенсии. Эта пенсия назначается ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом № 173-ФЗ.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена с учетом целого ряда условий: 1) признание гражданина безработным; 2) достижение возраста не более чем на два года ниже требуемого для назначения трудовой пенсии по старости (в т.ч. назначаемой досрочно); 3) наличие страхового стажа продолжительностью 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, а в необходимых случаях - наличие стажа на соответствующих видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; 4) увольнение с последнего места работы в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем), а также в связи с сокращением численности или штата работников организации (у индивидуального предпринимателя).

Такая пенсия может устанавливаться по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан из числа указанных лиц. При этом необходимо согласие безработного гражданина.

Пенсия назначается на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (в т.ч. назначаемую досрочно).

Размер пенсии, устанавливаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета. Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

§ 4. Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке

Особым видом обеспечения является ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке. Данный вид выплаты предусмотрен Законом о статусе судей и Законом о Конституционном Суде. Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) пенсия на общих основаниях или ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться в зависимости от одного или нескольких условий. Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

1) либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;

2) либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;

3) либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы в должности судьи.

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

1) на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы, муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; в качестве адвоката или нотариуса.

При стаже судейской работы не менее 20 лет выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения (заработка) работающего по соответствующей должности судьи. Ежемесячное пожизненное содержание увеличивается на 1% за каждый полный год стажа судейской работы свыше 20 лет, но не более чем до 85% заработка.

При стаже судейской работы менее 20 лет и достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (при 10 годах – 40% заработка, при 15 годах – 60% заработка и т.д.).

При назначении ежемесячного пожизненного содержания при наличии трех указанных выше условий (возраст, стаж работы по юридической профессии, стаж работы в должности судьи) выплата осуществляется в полном размере, т.е. 80% ежемесячного денежного вознаграждения (заработка).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Назначение ежемесячного пожизненного содержания и его выплата производятся соответствующими государственными органами. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде пребывающему в отставке судье Конституционного Суда РФ, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425.

§ 5. Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон № 155-ФЗ, предусматривающий установление доплат к пенсиям членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон № 84-ФЗ, который устанавливает аналогичные доплаты к пенсиям отдельных категорий работников угольной промышленности. Установление ежемесячной доплаты к пенсии является дополнительной гарантией в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Ежемесячные доплаты к пенсиям указанных лиц устанавливаются за счет сумм дополнительных взносов, которые уплачиваются работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования.

Доплата к пенсии устанавливается членам летных экипажей и работникам угольной промышленности при соблюдении ряда условий, которые связаны с продолжительностью работы в определенных должностях (выслуги лет). Для лиц, работавших в должности члена летного экипажа, дающей право на доплату, продолжительность требуемого стажа (выслуги) составляет 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин. При оставлении ими по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на доплату, требуемый стаж составляет соответственно 20 и 15 лет. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 (ред. от 25.03.2013) утверждены Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, и Правила исчисления выслуги лет для получения доплаты.

Для лиц, работавших непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (за исключением работников ведущих профессий), продолжительность требуемого стажа составляет 25 лет. Для работников ведущих профессий такая продолжительность составляет 20 лет. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, которые засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Порядок определения размера доплаты является многоступенчатым и довольно сложным. Кроме того, размер доплаты не является величиной постоянной. Он может изменяться в зависимости от суммы фактически поступивших взносов. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей и работниками угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии.

§ 6. Государственные доплаты к пенсиям

За счет средств федерального бюджета может устанавливаться доплата к пенсии, размер которой зависит от продолжительности замещения государственных должностей Российской Федерации или исполнения определенных полномочий в органах государственной власти. Такая доплата предусмотрена Законом № 3-ФЗ для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, которые не менее одного года исполняли свои полномочия (за исключением тех, полномочия которых были прекращены досрочно в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда). Доплата устанавливается к пенсии, назначенной по Закону № 173-ФЗ или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий депутата ГосударственнойДумы (члена СоветаФедерации) от одного года до трех лет – 55%, свыше трех лет – 75% ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата ГосударственнойДумы (члена СоветаФедерации).

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы. Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с законодательством субъектов РФ и т.п. (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

§ 7. Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Законом № 21-ФЗ. Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеют предусмотренные Законом № 21-ФЗ государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги. К числу этих граждан относятся:

1) граждане, удостоенные звания Героя: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;

2) граждане, награжденные одним или несколькими орденами: орденом Святого апостола Андрея Первозванного; орденом Ленина; орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, либо II степени, либо III и IV степени; орденом Славы трех степеней; орденом Трудовой Славы трех степеней; орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

3) лауреаты Ленинской или Государственной премии;

4) чемпионы Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся: пенсия за выслугу лет; ежемесячная доплата к пенсии, устанавливаемая законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных и муниципальных должностей; оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону № 21-ФЗ и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам, назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено. Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415%, 330% или 250% социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415% социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330% - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250% - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 апреля 2013 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3692 руб. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы. Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные законы, в соответствии с которыми осуществляется пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей и сотрудников таможенных органов.

2. В каких случаях назначается трудовая пенсия лицам, не подлежавшим обязательному пенсионному страхованию?

3. При каких условиях назначается досрочная пенсия безработным гражданам?

4. На основании каких нормативных актов предоставляется ежемесячное пожизненное содержание судьям, пребывающим в отставке, и каковы условия назначения данного содержания?

5. В каком размере устанавливается ежемесячное пожизненное содержание судьям?

8. Каковы размеры дополнительного материального обеспечения?

С 1 мая 2005 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено

в размере 1 000 руб.:

  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (см. Приложение);
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

в размере 500 руб.:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
  • лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

С 1 сентября 2005 года указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установлено ДЕМО в размере 1 000 рублей для инвалидов вследствие военной травмы за исключением граждан, которые уже получают ДЕМО в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Не имеет значения, в период какой военной и приравненной к ней службы гражданин стал инвалидом вследствие военной травмы и связана ли указанная причина инвалидности с прохождением военной и приравненной службы в «горячих» точках либо исполнением других служебных обязанностей. Главное, чтобы в действующем документе учреждения медико-социальной экспертизы (в справке ВТЭК, в справке МСЭ) была указана причина инвалидности - «военная травма». Также не имеет значения, в какие годы получена эта инвалидность.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивает территориальный орган ПФР одновременно с пенсией.

Лицам, имеющим право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер.

Если граждане имеют право на различные выплаты к пенсии, предусмотренные законодательством Российской Федерации либо нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается независимо от получения других выплат.