Все о тюнинге авто

Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы, примеры игр

Светлана Кондрашова
Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста »

Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию необходимо знать значение этих слов.

Метод с точки зрения экологического образования , способ совместной деятельности воспитателя и детей , в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний , умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Форма «есть внутренняя организация содержания» . Это есть способ организации воспитательного процесса .

Организация эффективного обучения и воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

Таким образом, понятие «метод » характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения , и наоборот.

Методы экологического образования и воспитания бывают : наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста , так же, как сосуществуют основные формы мышления . Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы - имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста , предполагает использование не только разнообразных методов , но и форм работы . В педагогической деятельности используются следующие формы : фронтальные, групповые, индивидуальные.

Основным методом в экологическом образовании детей является наблюдение . С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников , создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей , развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью педагога и детей . При этом действия педагога направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта , на получение нужной информации . При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания , посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе : познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие.

Для формирования осознанно - правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - ведение календаря природы и отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а это очень важно для развития личности ребенка.

Важный метод экологического образования - словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми . Наибольшее значение имеет беседа - это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно - следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью . Учебный диалог способствует выработке осознанно - правильного отношения к природе, если педагог правильно подбирает слова, выстраивает высказывания, объясняет. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Особое место в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том , что животные, растения в детском саду, дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т. д., выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать, животными (кормить, поить) . Особое значение приобретает оценка деятельности детей , которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя - направить детей , прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтоб они понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных и что каждый организм живет, растет, развивается, если для него имеются соответствующие условия. Общение с живыми существами способно пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту, гуманность, т. е. духовность нравственного порядка.

Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры.

Игра, специально организованная воспитателем для процесса познания природы с успехом выполняет функцию метода экологического образования , которая облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно - правильное отношение к природе и, к их содержанию.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.

Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры , экологического сознания , экологического мировоззрения . Это могут быть такие акции, как : «Голубой патруль» , «Птичья столовая» и т. д.

Огромный вклад в работу по экологическому образованию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов, а также решается целый ряд задач : нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «ОСЕНИНЫ» , праздник «РУССКОЙ БЕРЕЗКИ» .

В работе по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста можно использовать в детском саду кружки. В кружках дети могут ставить опыты, собирать наглядный материал, который может использоваться на занятиях, рисовать, мастерить, делать поделки из природного материала т. д.

Следовательно, все вышеперечисленные методы и формы работы по экологическому образованию способствуют всестороннему развитию детей , расширению кругозора, развитию наблюдательности и сенсорики, установлению причинно-следственных связей, развитию разных форм речи - диалогу , описанию, объяснению, рассказу. В результате дети начинают понимать, что :

Объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

Окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Таким образом, мы пришли к выводу :

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста . Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности , ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям;

- формы и методы организации детей по экологическому образованию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно -образовательных задач, программного материала и возраста детей , а также от местных условий и природного окружения.

В основе содержания экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве .

Экологическое воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и детских садах. Свою работу в этом направлении педагоги организовывают как в процессе образовательной деятельности, так и во внеклассной работе. Формы, средства и методы экологического воспитания избираются в соответствии с возрастом детей, степенью их заинтересованности, природного окружения.

Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возраста детей. Ведущей формой организации работы по экологическому воспитанию является урок (). Опыты, эксперименты, наблюдения, проекты, использование литературы, беседы – те методы, которые использует педагог в непосредственной образовательной деятельности. Помимо этого, во внеклассной работе. К внеклассной работе можно отнести экскурсии, праздники, тематический досуг, работу с родителями. Все формы и методы могут быть использованы как в совокупности, так и по отдельности.

Формы экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.

Методы и приемы экологического воспитания

Экологическое воспитание в рамках государственной образовательной программы – важная часть общего педагогического процесса. Как в любом процессе, педагоги стараются использовать все доступные им методы и приемы воспитания.

Наглядные методы

Как говорится, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, особенно если речь идет о детях и их отношениях с природой. В экологическом воспитании наглядными методами выступают:


Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

  1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.
  2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.
  3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды.

В последние годы идет активный поиск разработки содержания и методов, форм экологического образования дошкольников с учетом природных особенностей того или иного региона. В современной педагогической литературе (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.В. Гончарова и др.) особое внимание уделяют проведению занятий, игр экологического содержания, разрабатываются технологии экологического образования, которые в основном включают специально разработанные занятия.

Занятия. Экологические занятия, как одна из форм организации обуче­ния детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные пред­ставления дошкольников могут быть качественно преобразованы -расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Важной особенностью экологических занятий является то об­стоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в по­собиях или каким-либо другим способом.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принци­пиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, ло­гикой построения, ходом организации и проведения.

первично-ознакомительные. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в бли­жайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. нагляд­ность, помогающая формировать у детей отчетливые и правиль­ные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становят­ся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Обобщающие. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Важное место в беседе занимает также фор­мулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем об­щего, которое соответствует обобщенному представлению.

углубленно-познавательные . Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, уг­лубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения; читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувствен­ных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.

Комплексные. Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех воз­растных группах, но особенно они полезны со старшими дошко­льниками.

Экскурсии. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решае­мых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и ос­нащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

В блоке совместной деятельности воспитателя и детей:

Опыты. Способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

Эксперименты . Принципиальное отличие этой деятельности заключается в том, что образ цели, определяющей эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Экологизация данного вида деятельности может проявляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

Игры, ИОС. Игра как метод экологического воспитания - это игра, спе­циально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обу­чающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуа­цией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспита­тельная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС: 1) Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами; 2) Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами; 3) Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры . Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предос­тавляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, ко­гда они научились четко соблюдать правила. Интересными являются игры в загадки-описания - они упраж­няют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Развлечения, праздники. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздо­ровительного характера. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные те­мы - их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними).

Экологическая тропа. Учебная «эко­логическая тропа» - это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы - изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы.

Акции. Акции - это социально значимые мероприятия, которые прово­дятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (воз­можно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к ка­ким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, по­этому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воз­действие на дошкольников, служат хорошей экологической про­пагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста мо­гут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затра­гивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бес­смысленной массовой вырубки елей перед Новым годом. В дошко­льном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца. Примеры: «Цветущая клумба», «Дерево моего ребёнка», «Аллея выпускников», «Птичья ёлка».

Походы. Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздорови­тельные, познавательные, нравственные и эстетические. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и орга­низованы. Природное окружение должно быть хорошо обследо­вано и изучено взрослыми, что позволит составить точный мар­шрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности.

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников»


«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит охранять родину»,

М.М. Пришвин.


Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

Экологические проблемы - это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является дошкольное детство.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры.

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.

«Отношение» - конечный результат экологического воспитания дошкольников.

Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах природных явлений и объектов.

При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Методы экологического воспитания.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.


Труд детей в природе


Создание экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания:

она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших». Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия.

В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).


Игра - это очень важный метод экологического воспитания


В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Основу классификации детских игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, событий), по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок, рассказов; строительные).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. К таким играм можно отнести, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски» и т.д. Отличие между этими видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, в играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

Игры с готовым содержанием и правилами:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). Например, при изучении темы «Растения», мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Дошкольники с удовольствием играют в «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто где живет?» и т.д.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих, и используются в повседневной жизни.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний.

Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору», дети должны собрать разбросанные по площадке карточки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя». Дети любят играть в «Лесные пятнашки», когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного древа - береза, клен, липа и т.д.

«Без промаха» - собираем до 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем. «Следопыты» - педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности», подготовленные им заранее: на березе - желудь, под яблоней - шишка, на каштане - гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее, тот и победил. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом. Особо ценной можно считать игрушку - материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности - листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу-панно. Изучая тему «Песок», педагог с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его свойства - сыпучесть, водопроницаемость и т.д.

Возможность использования игрушек-материалов очень велика: поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой темы делаются выставки творческих работ детей: рисунки, оригами и т.д.

В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

Игры-иллюстрации мы используем, чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух». Показать детям воздух наглядно можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства - летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: у кого самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, используем игру «Правильно - неправильно». Когда педагог дает правильное утверждение - дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное - не хлопают. Например, при изучении темы «Летающие семена»: одуванчик - хлопок, клен - хлопок, желудь - тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость реакции.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т.д.). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В.Бианки «Заяц, Медведь, Косач и Весна».

Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов (Косач - это тетерев), отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом мы распределяем роли и проигрываем сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «своими словами». Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, поэтому нужно давать роли разным ребятам.

Игровой момент в занятия вносит широкое использование загадок. Загадки можно использовать на занятиях, экскурсиях, в играх. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей. Формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития.

Интересно провести в детском саду длительную сюжетно-ролевую игру «Экологическая почта». На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное - автором писем, причем не только от себя как ребенка, но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира. Приведу примерное содержание работы «Экологической почты» на каждый месяц учебного года.

Сентябрь. Старт игры. Распределение ролей. Введение символики. Предложение адресов.

Октябрь. Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Созданию письма предшествуют знакомство с заповедниками, рассказы о вымерших в результате антропогенного воздействия животных и растениях, просмотр видеофильмов и чтение книг экологического содержания. Созданные письма-рисунки оформляются в виде большой выставки в фойе сада, чтобы с ними могли познакомиться родители.

Ноябрь. Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного или растительного мира, от имени которого будет создано письмо к Человеку. Созданные письма «От имени природы» дети пишут вместе с родителями, бабушками и дедушками, иллюстрируют их рисунками, аппликациями и т.д. Из этих писем желательно сделать рукописную книгу.

Декабрь. Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей.

Январь. Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи - подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим подкормить птиц.

Февраль. Письма в Красную книгу. Дети знакомятся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу своей области. Читают книги, рассматривают картинки, рисуют иллюстрации. По итогам делается выставка рисунков детей.

Март. Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей природы. Берёзка пишет о том, что боится весны из-за любителей сока. Птицы просят ребят заботиться о безопасности птенцов. Соответственно, ответами ребят будут не только слова, но и рисунки, изображающие правила поведения в природе, программ действий в конкретных ситуациях.

Апрель. Ко Дню Земли (22 апреля) экологическая почта «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют Землю. Все - это дети, взрослые, родители, животные и растения. Послания самые разные - письма, рисунки, телеграммы, музыкальные поздравления. Это озвучивается на празднике, посвященном Дню Земли.

Май. Поскольку в этом месяце повышается активность дачников, туристов и других категорий любителей пребывания на природе, корреспонденция, отправляемая с экологической почты, обращена к ним. Это листовки-призывы, плакаты, призывающие бережно относиться к окружающему миру. Дети могут распространять их в своем дворе, опустить в соседние почтовые ящики.

В итоге, дети, играя, получают новую информацию, переживают ее, доносят до других людей.

При использовании игр следует помнить несколько правил:

Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.

Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

Добровольность - основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре - не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним - пусть и не на первой игре.

Не затягивать игру во времени.

Помнить, что игра - благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.


Требования к проведению наблюдений

экологическое воспитание труд природа

1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. 3-10 минут - оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без утомления.

Ретье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, педагог задает вопросы, выслушивает ответы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.

Экскурсия - еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий. В процессе экскурсии решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсия - это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят.

Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор нужно в перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом относят в контейнеры.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те экскурсии, которые правильно подготовлены и организованы. Экскурсия должна иметь цель и решать поставленные задачи. Очень важно, чтобы дети сделали выводы по окончании экскурсии и закрепили полученные знания, впечатления, эмоции в рисунках, поделках, творческих работах.

Экологические занятия, как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей, имеют важную функцию - они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать - расширить, углубить, систематизировать. Занятия имеют четкую структуру:

Название отражает тему и область природоведческих знаний.

Программное содержание - это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи.

Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее где его провести, как преобразовать пространство, как подготовить атрибутику, оборудование и т.д.

Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов, вопросов, физкультминуток и т.д.

Можно выделить несколько типов занятий:

Первично-ознакомительный тип. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность - демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, то есть первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания.

Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников.

Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности. Например, в конце осени обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей.

Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: уточняются и обобщаются представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого сезона. Активно используется календарь природы.

Вторая часть занятия предполагает иной род деятельности. К занятию организуется небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций картин знаменитых художников, художественные фотографии. Можно включить музыку, иллюстрирующую данный сезон. На выставке педагог побуждает детей всматриваться и замечать красоту осенней природы, отраженной в произведениях искусства, дети делятся впечатлениями.

Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование, аппликация, поделка из природного материала, составление букета из осенних листьев и т. д.)

Еще одним видом итогового занятия по теме может стать «литературное путешествие». Целями и задачами литературного путешествия является знакомство детей с художественными произведениями; привитие любви к чтению; воспитанием нравственных качеств, развитие речи.

Подготовка занятия, как правило, начинается с оформления тематической выставки книг. Детские рисунки, которые они рисовали, изучая данную тему, обязательно выставляются на специальном стенде. Если это занятие по блоку «Воздух», то в оформлении кабинета присутствует нарисованный воздушный шар, как средство передвижения. После изучения воды проводим морское путешествие: из голубых лент выкладываем «волны», по которым плывут многочисленные бумажные кораблики, которые были сделаны детьми ранее.

В «литературное путешествие» на тему «Животные» мы отправляемся на машине-джипе, как на сафари. В течение нескольких предыдущих недель мы говорили о животных, знакомились с их внешним видом, особенностями поведения, читали о них стихи, сказки, басни, рассказы. Это позволяет детям ярко и образно представлять тему занятия. Для разминки дети разгадывают загадки, ребусы о животных. Потом знакомятся с книгами на выставке. Вспоминаем, что мы уже читали, о чем эти книги, какие в них главные герои. На выставке есть несколько новых произведений. Хорошо, если они ярко иллюстрированы.

Очередная остановка в нашем путешествии, например, книга рассказов Льва Толстого. Рассказ «Лев и Собачка» всегда находит живой и искренний отклик у детей. Они очень внимательно слушают рассказ. История дружбы двух животных вызывает неподдельный эмоциональный всплеск. Дети начинают делиться впечатлениями, предлагать свои варианты событий. Они искренне сочувствуют и сопереживают героям рассказа. Задача педагога - направлять разговор в нужное русло, задавать наводящие вопросы, подводить детей к главной мысли произведения. Важно следить, чтобы возможность высказаться была у всех детей.

За одно занятие, как правило, мы успеваем познакомиться с 2 литературными произведениями. Таким образом, «литературные путешествия» помогают расширять кругозор детей, стимулируют читательский интерес, способствуют развитию речи.

Акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми, желательно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом:

цикл наблюдений за елью;

создание плакатов в защиту живой ели;

традиционный новогодний утренник, проведенный вокруг искусственной елки, чем демонстрируется бережное отношение к живым деревьям;

праздник-досуг вокруг живой ели на участке с фольклорными элементами, песнями, хороводами, катанием на санках и т.д.

осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного этапа - вызвать сочувствие ребят к засохшим елочкам, сформировать понимание того, что даже праздник не стоит жизни замечательного дерева.

Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду - это экологические праздники и досуги.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д. Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых хорошо знают: С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, и т.д.


Несложные опыты и экспериментирование


С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность.

Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.

Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистоту воздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада: первый - недалеко от проезжей части, второй - возле прогулочной зоны, третий - в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

Педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло ли травке под снегом?)

С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет).

Обязательное руководство опытом: вопросы, побуждающие ребенка рассуждать, объяснять, сравнивать.

Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектом.

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарем природы, схемами, таблицами и т.д. занимает значительное место на занятиях. Например, с детьми можно сделать самодельный глобус из папье-маше на мяче или воздушном шаре. Такой глобус можно использовать в течение всего учебного года, практически моделируя первые географические познания, флажками обозначают полюса, нанося изображения животных, значком SOS обозначая экологически неблагополучные территории на Земле.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие речи детей;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку <#"justify">Литература


Программа экологического образования детей «Мы».

С.Н. Николаева «Юный эколог»

В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».

Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников»

А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»

Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 36

(дошкольное отделение)

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Выполнила: воспитатель 1 категории

Лавренко Любовь Эдуардовна

Челябинск

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и воспитателей. Воспитатель является носителем экологической культуры.

Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи, воспитывает потребность в сознании творчества. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Воспитатель должен использовать самые различные ситуации, продолжать накапливать и расширять опыт, уточнять с детьми форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначить способности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

Занятия являются ведущей формой организации работы по экологическому просвещению и воспитанию дошкольников. Занятие позволяет формировать знания о природе в системе и последовательности учетом особенности детей и природного окружения. На занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей.

Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений игр, труда, в повседневной жизни, Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими, вербальными. В зависимости от того, на каком этапе процесса формирование знаний, навыков и умений проводятся занятия: на одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе, с этой целью целесообразно использовать наблюдения, рассматривание картин, просмотр диафильмов. На других занятиях, когда идет углубление, расширение, конкретизация знаний используется: рассказ воспитателя, чтение художественного

произведения, повторные наблюдения. И, наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой целью используются беседы, дидактические игры, театрализованные, обобщение наблюдений.

Преимущественное значение на занятиях имеют наблюдения. Особенно такой метод важен для формирования познавательного отношения детей к природе. Наблюдение обеспечивает восприятие объектов и формирование конкретных представлений о нем, если ребенок научится наблюдать он будет уметь видеть природу, замечать малейшие особенности живой и неживой природы.

На занятиях используются наблюдения, наблюдения с использованием раздаточного материала, длительные наблюдения.

Мини-занятия являются одной из очень удобных форм работы с детьми. В отличие от занятий на мини-занятия тратится меньше времени, дети менее устают и их внимание не успевает рассеиваться, сосредотачивается на изучении материала.

На мини-занятиях хорошо использовать рисование, лепку, различные дидактические игры.

Дидактические игры.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, рассматривают имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных.\

Дидактические игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и вербальные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Предметные игры с использованием плодов семян, цветов различных растений имеют большое значение в формировании потребительского отношения детей к природе. В процессе игры дети учатся узнавать листья, цветы, плоды растений, используемых человеком: плодовых растений и кустарников, овощных культур, лекарственных растений, - а также конкретизируют знания о том, какие части растения используются человеком в пищу, для приготовления лекарств.

Настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Красиво нарисованные растения, плоды, животные имеют важное значение в формировании эстетического отношения детей к природе. Игра должна быть красиво оформлена, чтобы дети учились видеть всю красоту цветов и форм окружающей их природы.

Вербальные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, о свойствах и признаках тех или иных предметов и явлений. Кроме наблюдений и игр на мини-занятиях можно использовать опыты, способствующие развитию познавательного общения детей с природой.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт не только способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, но и развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Экскурсия - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению дошкольников. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлением и объектам.

Прогулки используются для ознакомления детей с природой в повседневной жизни. Они дают возможность накопить у детей представление о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Во время прогулок детей знакомят с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменение в жизни растений, - и животных, труд людей).

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие группы, индивидуальные).

Со старшими детьми проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременные и на них решается небольшой объем задач.

Во время прогулок используется такой метод, как беседа. В старших группах в основном используется эвристическая беседа, которая предполагает установление причин разнообразных явлений природы.

Подбирая материал к беседе и логически выстраивая их, воспитатель ориентируется на то, что формирование у детей основ экологической культуры предлагает единство и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе и проблемам ее охраны, нравственные и эстетические чувства, на отношение к природе (жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление, восхищение); культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи; мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе.

Главное, чтобы во время бесед осуществлялось одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу личности. Большой интерес у детей обычно вызывают беседы об удивительных свойствах тех объектов природы, которые они хорошо знают и с которыми часто встречаются. Это воспитывает интерес к природе, укрепляет знание детей о роли в природе живых существ, показывает необычные, неизвестные детям особенности растений и животных, нацеливает их охрану, вызывает удивления и восхищения. Беседы должны быть направлены на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи, доказательства.

Важным методом воспитания экологической культуры является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи.

Во время прогулок с детьми целесообразно проводить различные творческие игры природоведческого содержания.

Театрализованные игры - пользуются у детей неизменной любовью. В играх, где персонажами являются животные, у детей формируется понятие о характере животного. Разнообразная тематика, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности, в том числе и экологического воспитания.

Рисование, лепка, занятия, декоративно прикладное искусство имеет важное значение в формировании экологической культуре. В возрасте 5-7 лет почти каждый ребенок очень любит рисовать. Детской фантазии нет предела. И рисовать нужно все и как можно чаще лето, зиму, весну осень, дождь, грозу, вьюгу, лес, болото, зверей, птиц, и т.д.

Занятия с природным материалом способствует формированию у детей потребительского отношения к природе. Занимаясь с детьми лепкой из глины, из шишек, веточек, желудей и другого материала необходимо подвести детей к пониманию того, что природа представляет человеку широкие возможности использовать свои дары для изготовления не только нужных человеку вещей в хозяйстве, в развлечении, но и создания настоящих произведений искусства (композиции из сухих растений, букеты из живых и сухих растений, резьба по дереву и т.д.)

Поэтому занятия изобразительной деятельностью и прикладным искусством просто необходимо в процессе формирования экологической культуры, рационально-потребительского и, отчасти познавательного отношения к природе.

Здесь очень важна роль взрослого, воспитателя и родителей. Именно взрослые должны научить ребенка видеть красоту и гармонию природных явлений.

Список литературы.

  1. Зебзеева В.Д. - О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание.-2005,-№7. стр. 18-20
  2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду //Учебное пособие для пед.училища./ Под редакцией. П.Г. Саморуковой, -М.: Просвещение, 1991, 197с.
  3. Николаева С.Н.-Методика экологического воспитания в детском саду-М: Просвещение, 2000. с. 288
  4. Николаева С.Н.-Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве-Новая школа,-1995, стр. 109-114
  5. Николаева С.Н.-Приобщение дошкольника к природе в детском саду и дома - Москва: Мозаика-Синтез-2011
  6. Тюмасева З.И. -Экологическое строение детской души.- Челябинск,-1995. стр. 30-37
  7. Самрукова П.Г. - Как знакомить дошкольников с природой - М: Просвещение, 1983. с.88