Все о тюнинге авто

Как научить ребенка делать правильный выбор. Самостоятельный ребенок – учим принимать решения и делать выбор Как помочь ребенку сделать правильный выбор

На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k.

За последнее столетие взгляды на нравственное воспитание личности (в том числе дошкольников) претерпели значительные изменения: от восприятия ребенка как объекта получения и усвоения знаний о нормах морали до обязательности их соблюдения, что имеет осознанную потребность быть нравственным.

В традиционной психологии (отечественной и российской) нравственное воспитание молодого поколения изучался в различных аспектах.

Было проведено исследование нравственной сферы личности; полученные результаты классифицированы и систематизированы, определены категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений.

Весомый вклад в разработку проблемы нравственного воспитания дошкольника оказали Л. Божович, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, А. Запорожец, А.Леонтьев, С. Рубинштейн и многие другие.

Сейчас проблемы нравственного воспитания дошкольников отражено во многих действующих программах для детсадов.

Определенные в них задачи должны решаться на основе непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса морального становления воспитанника на протяжении всего дошкольного детства интегрированно (поскольку невозможно отделить это образовательное направление от других), систематически (эпизодическая работа не даст желаемых результатов) и базироваться на сотрудничестве и межличностном взаимодействии всех взрослых и детей.

Как организовать работу по воспитанию нравственности ребенка?

Образовательная работа должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы нравственное воспитание доминировало ненавязчиво, без лишнего «морализирования», чтобы оно было доходчивым и убедительным, с соблюдением меры, и пронизывало все моменты детской жизни, поскольку только так можно сформировать действительно нравственную личность.

Период дошкольного детства является особенно важным для освоения норм и правил морального поведения как сензитивний для развития многих сфер личности и формирования ее основ.

Элементарные нравственные представления и чувства, навыки поведения, что их ребенок приобретает отчасти стихийный моральный опыт, должны стать, по определению Л. Выготского, «натуральными» «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать основой развития новых форм, правил и норм поведения.

Специфика нравственного воспитания предопределяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, нормами общественной морали и тому подобное.

В период дошкольного детства чрезвычайно важно развивать эмоции и нравственные чувства малышей, что способствует формированию нравственных качеств личности, побуждает к усвоению определенных норм и правил, развивает соответствующие мотивы поведения и привычки.

Взрослым следует учитывать, что малыши осваивают нравственные явления постепенно. Сначала воспринимают их на эмоциональном уровне («хорошо»-«плохо»), потом медленно осознают причины тех или иных поступков.

Одни дети быстрее постигают глубину моральных ситуаций, обсуждаются, другие — медленнее. Это естественно. То есть моральное развитие предопределяется спецификой психического развития дошкольников.

Должны постоянно заботиться о развитии у воспитанников системы нравственных понятий и представлений о нормах, которые впоследствии они отображают в собственном поведении и отношении к другим.

Важно не злоупотреблять запретами.Установлено: если ребенка воспитывать с помощью многочисленных «нельзя», он растет неспособным к собственной моральной саморегуляции, не способным делать ответственный нравственный выбор, не осознает моральных ценностей и оставаясь без внешнего контроля, не придерживается норм.

Главными принципами, обеспечивающими успех воспитания, является систематичность и последовательность.Эпизодические воздействия результата не дают. В нравственном воспитании также необходим положительный пример, которому дети могут подражать.

Если же поведение взрослых противоречит правилам, в сознании детей утверждаются двойные стандарты: зная, как надо вести себя в определенной ситуации, они нарушают правила, потому что так поступают значимые для них люди. В результате формируется искаженное видение нравственности как таковой.

Только у тех детей, которые находятся в пространстве единых требований, а не двойных стандартов, можно сформировать осознанное отношение к моральным нормам и правилам. Именно нравственность является сложным новообразованием, характеризующим личность как социальное существо, способное жить в обществе и действовать по его нормам. Дошкольникам (особенно младшим) свойственно не признавать собственных нарушений норм морали, а замечать только огрехи других.

Среди позитивных качеств личности они почти не называют морального. Говорят, что добрый человек — красивый, умный, послушный, при этом не упоминают такие черты, как честность, справедливость, ответственность, чуткость, общительность и тому подобное. Моральный портрет остается без внимания, потому что взрослые концентрируются не на том подходе в воспитании.

Педагоги часто чувствуют себя беспомощными, когда их вроде бы воспитанный ребенок не соответствует их ожиданиям, демонстрируя грубость, наглость, неуважение — выполняя требования взрослых, он не присвоил моральные нормы, не почувствовал потребность соблюдать их.

Как видим, у наших дошкольников по разным причинам возникают пробелы в освоении нравственного опыта.

Родители и педагоги задумываются: как воспитать нравственную личность; как научить детей придерживаться нравственных норм; как объяснять им значение этих норм; когда именно стоит начинать воспитание?

Всех волнует вопрос: в чем заключается искусство воспитания современного ребенка без крика, подзатыльников и наказаний?

Фактически речь идет о проблеме культивирования у малышей нравственных суждений, развития саморегуляции поведения согласно установленным нормам и правилам, которые должны стать их внутренними ориентирами, формирование эмпатийного отношение к окружающим, становление морального сознания и самосознания, нравственных чувств и тому подобное.

Главные цели нравственного воспитания современных дошкольников

  1. Развитие эмоций и нравственных чувств ребенка (от переживаний до высоких чувств) как основы нравственного воспитания.
  2. Формирование положительного отношения к соблюдению моральных норм и негативного — к их нарушениям на основе анализа ситуаций, которые дети наблюдают в жизни, с которыми ежедневно сталкиваются в межличностном общении.
  3. Культивирование у дошкольника стремления к становлению позитивного образа собственного «Я» с присущими ему моральными качествами.
  4. Содействие формированию у ребенка убеждения, что в случае негативного поступка он потеряет статус «доброго»; поддержания правильного морального выбора детей.
  5. Выработка у воспитанников привычки к нравственному поведению, уважению к нормам, которые регулируют их повседневные отношения, — воспитание культуры общения, совместной деятельности.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что его невозможно отделить от других процессов, поскольку это должна быть постоянная и непрерывная работа, вплетенная в общую канву воспитательного взаимодействия взрослых и детей.

В нравственном воспитании важно учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития нынешних дошкольников, связанные с повышенной эмоциональностью, обидчивостью, наблюдательностью, отличающие их от предыдущих поколений. Современные требования личностно ориентированного подхода в воспитании предусматривают формирование «Я-концепции» ребенка.

Актуальным в этом процессе является развитие у дошкольника сознания, эмпатии, саморегуляции поведения, что непосредственно влияет на становление его нравственной сферы.

В нравственном воспитании как целенаправленном двустороннем процессе взаимодействия взрослых и ребенка важным является не знание о нормах и правилах морали и послушное их соблюдения, а сформирована личностная потребность действовать в соответствии с ними, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Методы и приемы реализации задач нравственного воспитания

  • Наглядные: наблюдения; рассматривание тематических иллюстраций, просмотр репродукций картин (дидактических и живописных), слайд-фильмов, мультипликационных фильмов с последующим обсуждением их содержания; демонстрация позитивных образцов поведения; театрализации.
  • Словесные: этические беседы, рассказы, моральные диалоги, чтение произведений детской художественной литературы взрослыми, разучивание стихов; обсуждение жизненных нравственных ситуаций; ознакомление с народными нравственными обычаями и традициями; прослушивание аудиозаписей; отгадывание загадок; составление детьми рассказов моральной тематики по схемам, иллюстрациям; убеждение в форме разъяснения; внушение; поощрение; наказание.
  • Практически-игровые: дидактические игры нравственной направленности; сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-соревнования; моделирование сказок; постановка пьес на нравственные темы, решение нравственных задач, проигрывание ситуаций нравственного содержания; приучение, упражнения.

Воспитывать по-новому

Итак, речь идет о новом подходе к использованию методов, давно существующих в практике дошкольного образования, что должно обеспечить принятие детьми моральных норм на эмоционально-личностном и внутренне осознанном уровнях.

Результативность нравственного воспитания определяются соблюдением детьми норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.

Важно, придерживается ли ребенок моральных норм постоянно, потому что это его собственная потребность, или эпизодически, ради одобрения — именно в этом заключается «новая-старая» проблема нравственного воспитания современных дошкольников, которые много времени проводят за компьютерами, смартфонами, планшетами, не усваивая при этом норм человеческих взаимоотношений.

Моральную личность нынешних малышей должны формировать по-новому.

План действий относительно нравственного воспитания: создание целостной психологической модели этого процесса, выявление его психологических закономерностей и специфических особенностей.

Остро возникла также необходимость разработки технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания дошкольников.

Дать детям возможность попробовать все по максимуму.
Чтобы помочь ребенку узнать, что он предпочитает на самом деле, важно предоставить ему возможность попробовать как можно больше различных вариантов.

В каком возрасте дети учатся выбирать?
Даже самые маленькие дети много раз за день совершают выбор, но пока он интуитивный, эмоциональный. Начиная с двух лет, они хорошо различают вкус продуктов и, следовательно, могут выбирать то, что им нравится. К пяти-шести годам у них возникают пристрастия к определенным цветам и, значит, появляются предпочтения в одежде. К 10-12 годам от подростка можно ожидать осознанных нравственных решений и поступков: так поступать хорошо, а так - плохо.

Почему детей нужно этому учить?
Ребенок по своей природе консерватор. Если он каждый день ест макароны, а однажды ему предложат выбрать между макаронами и, например, цветной капустой, он неизбежно выскажется за макароны! Но это будет дань привычке, а не выбор. Поэтому важно, чтобы родители давали детям возможность познакомиться с другими вариантами - мягко, деликатно, подстегивая их природное любопытство, привлекая внимание. Только так дети смогут понять, что же им нравится больше, и выбрать именно это.

Как научить ребенка выбирать?
Парадоксально, но обучение этому проходит через стацию принуждения. Надо, чтобы ребенок попробовал и борщ, и рыбный суп, чтобы он мог узнать, что ему больше нравится. Даже если теперь это не в моде, надо ставить детей перед необходимостью. В данном случае речь, скажем, о том, что сегодня на обед - только такое блюдо. А завтра будет совсем другое. И только после этого он будет в состоянии попросить то, что понравится больше, - когда он узнает это сам, когда перестанет «выбирать» привычное. Эта наука постигается день за днем!

Научиться выбирать.
Это необходимо! Чтобы принять решение, в котором мы не разочаруемся, надо точно определить свою цель, понять свои желания, собрать и оценить доступную информацию. Главное при этом — не что именно мы выбираем, а как делаем этот выбор — осознанно или спонтанно. В первом случае за ним стоит реальная внутренняя работа, во втором —интуиция или просто стремление «не париться».

Мы по-разному относимся к выбору: одни радуются, когда он есть, другие предпочли бы получить готовый ответ. Способность осмысленно решать за себя и для себя отражает зрелость человека, его взрослость.

Дети не умеют выбирать по-настоящему. Конечно, они прекрасно знают, чего им хочется в данный момент, однако не могут учитывать даже слегка отсроченные последствия своих решений. Это умение приходит с возрастом, когда постепенно формируется готовность к выбору. Выбор сам по себе — это не хорошо и не плохо. Он расширяет наши возможности, но каждому ли это необходимо? Увеличение количества возможных вариантов одновременно означает увеличение ответственности и требований к тому, кто совершает выбор. Взрослый не счастливее ребенка, как ферзь не счастливее пешки; просто его счастье в гораздо большей мере находится в его собственных руках.

В жизни всегда есть выбор. Возможность принимать решения нужно давать ребенку постоянно. Ситуаций для выбора множество.

. Принимайте общее решение, выбирая подарки близким, покупая продукты, одежду и обувь. Спрашивайте мнение своего чада с просьбой объяснить мотивы его выбора. Если ребенок что-то просит купить, обязательно спросите, почему он хочет именно это. Если покупка вызывает у вас сомнение, то ведите конструктивный диалог, объясняя свое решение.

Учите ребенка делать собственные покупки. При этом давайте задания, в которых есть выбор. Например, попросите купить что-нибудь к чаю для всей семьи.

. Конечно, никто не заставляет родителей ежедневно накрывать стол из множества блюд, но спросить о том, какой хлеб ребенок предпочитает, или сколько брокколи ему положить, вполне можно.

. Обсудите с ребенком, куда бы он хотел пойти на прогулку или какие пожелания у него есть относительно планов на выходные. Спросите о книжке для чтения перед сном или игрушке. Все эти мелочи не изменят вашей жизни, но научат ребенка выбирать.

. Не следует самостоятельно подготавливать одежду для ребенка на следующий день. Спросите, в чем бы он хотел пойти. Конечно, не нужно всегда соглашаться с ребенком. Но при несогласии обязательно мотивируйте свое решение, объясняя, почему именно ваш выбор предпочтительнее в данный момент.

Важно также, чтобы ребенок участвовал в покупке своей одежды. При примерке обязательно спрашивайте его мнение, озвучивайте свое, предлагайте выбор. В этом случае родители должны обладать большой мудростью, чтобы предложить ребенку выбор из двух и более вещей, идентичных по цене и качеству. Оставьте ребенку выбор деталей.

Предлагая ребенку выбор, помните о том, что его решение должно быть принято. Некоторые родители начинают критиковать ребенка, заставляя отказаться от собственного решения. Подобное поведение родителей имеет негативные последствия. Во-первых, ребенок уясняет, что от своих слов и решений всегда можно отказаться. А во-вторых, что от его выбора ничего не зависит. Стоит ли говорить, насколько это опасно для формирующейся личности.

Если ребенок ошибается в выборе, не спешите его исправлять. Его обоснования выбора очень ценны, даже если кажутся наивными и глупыми.

Несколько простых советов помогут вам включить выбор в повседневную жизнь.

    Учите своих детей отказываться от чего-то одного ради чего-то другого. Иметь все невозможно. Оговаривайте количество покупок сразу и учите выбирать одну вещь между двумя понравившимися.

    «Мы договаривались, что купим только одно платье. Это платье более нарядное – его можно надеть на праздник. А это платье удобное – его можно надеть в детский сад, оно имеет карманчик, куда можно положить носовой платочек. Второе платье можно надеть уже завтра».

    Читайте ребенку сказки, где главные герои всегда стоят перед выбором, а правильное решение является судьбоносным для главного героя. Обращайте на это внимание, попробуйте предположить последствия неправильного выбора. Книги для детей помогут вам формировать у ребенка мысли, что выбор очень важен в жизни.

    Русские богатыри всегда стоят перед камнем с вариантами выбора. И даже в сказке «Три поросенка» каждый персонаж сделал свой выбор материала для строительства домика, что привело к разным последствиям.

    Показывайте личный пример решительного поведения. Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия и принимайте решения. Ребенок должен это видеть.

Умение делать выбор – важное качество человека. Формируется оно в детстве, а оказывает влияние на всю жизнь. Хотите воспитать счастливого решительного человека, знающего, что он хочет в жизни, умеющего отвечать за свои поступки, – научите ребенка делать выбор.

Светлана Садова

Предвыборная кампания

Наверняка многим родителям знакома ситуация, когда для принятия решения вашему отпрыску требуется целая вечность. Особенно часто муки выбора застают чадо врасплох в магазине игрушек. Выпросить у утомленного покупками родителя робота – это еще полдела. А вот определиться, какими опциями будет обладать столь ценный «трофей», – сверкающем взором и звуковыми эффектами или лазерным бластером инопланетного происхождения – порой непосильная задача для большинства дошколят. По мнению психологов для детей 5-6-летнего возраста проблема выбора является абсолютной нормой и связана она, в первую очередь, с недостатком жизненного опыта. До определенного момента в жизни ребенка все важные (а иногда и абсолютно все) решения за него принимают взрослые. Но когда дети идут в школу, у них появляется гораздо больше возможностей (и потребностей) высказывать свои предпочтения и отстаивать собственную точку зрения. Делая выбор, малыш становится более независимым и уверенным в себе. Правда, это не происходит в одночасье. Задача родителей – всячески развивать навык принятия решений – постоянно поддерживать, направлять и обучать детей решать за себя. Вот несколько способов, которые помогут нам сделать это постепенно,безболезненно и максимально эффективно.

Совет №1: Объясняйте «на пальцах»

Начните с самого простого и действенного метода – на личном примере покажите, как нужно принимать то или иное решение. Поэтапно вслух проговорите и проанализируйте все свои мысли, чтобы у ребенка выстроилась четкая логическая цепочка ваших действий. Далее опишите все плюсы и минусы каждого из вариантов развития событий и сравните их друг с другом. Так будет проще найти верное решение. Например, столкнувшись с задачей – что подарить на юбилей дедушке – сфокусируйте внимание на увлечениях именинника, определите стоимость презента и его практическое применение. Таким образом вы наглядно продемонстрируете ребенку, как пришли к конкретному выбору.

СОВЕТ №2: Сократите варианты

Исследования подтверждают: чем больше выбор, тем сложнее нам его сделать. А детям вдвойне. Во-первых, их мозг еще не способен обрабатывать слишком большое количество информации. Во-вторых, особенно тяжело им дается отказ от много сразу. Проведите эксперимент: предложите маленькой сластене из дюжины потенциальных именинных тортов выбрать один единственный. Будьте уверены, для нее эта миссия невыполнима.А вот если сократить ассортимент до двух-трех вариантов, дело пойдет куда быстрее. И опять же: чем больше практики, тем лучше результат.Для повышения продуктивности и скорости принятия решений старайтесь как можно чаще ставить малыша перед выбором в быту: «Куда пойдем гулять с собакой – в парк или на площадку? На ужин приготовим мясо или рыбу? Ты помоешь посуду или вытрешь пыль?» Осознание того, что ему не просто предоставляют выбор, но и учитывают его мнение, добавит ребенку уверенности в себе.

СОВЕТ №3: Расставьте приоритеты

Порой дети впадают в ступор, находясь перед выбором. Дело в том, что каждое свое решение они воспринимают как нечто крайне важное. Объясните ребенку, что в жизни ему придется постоянно что-то решать. Есть вещи, на обдумывание которых не стоит тратить много времени (например: что взять с собой на перекус в школу). Над задачами посложнее – какую книжку прочитать следующей – стоит поразмыслить. А вопрос – каким спортом заняться – требует довольно серьезного рассмотрения. Каждый раз, когда ребенок будет стоять перед выбором, напоминайте ему о существовании простых и сложных решений. И в один прекрасный день вы заметите, что ему не составляет труда самостоятельно определиться, какой сок заказать в кафе.

СОВЕТ №4: Предложите пофантазировать

Психологи утверждают: когда дети сами задают себе вопросы и отвечают на них, а также дают оценки происходящему, их мыслительный процесс замедляется, и они могут лучше все обдумать. Помочь ребенку соблюдать этот «скоростной режим» вы можете посредством игры. По дороге домой из школы или по пути на дополнительные занятия попробуйте разыграть гипотетические ситуации, ставящие его перед выбором. Чтобы пробудить интерес к происходящему для начала предложите пофантазировать. Спросите у сына, кем из супергероев он хотел бы стать? Уточните у дочки, какими волшебными талантами феи она не отказалась бы обладать? Затем переходите к более жизненным сценариям. Поинтересуйтесь, что сделает ваш сын, если два одноклассника пригласят его на свои дни рождения в одно и то же время? Или на что дочка потратила бы деньги, если вдруг выиграет в телевикторине? Проводя время от времени такую нехитрую «зарядку» для мозгов, вы формируете у своих детей навыки критического мышления и развиваете способности принятия решений.

СОВЕТ №5: Позволяйте учиться на ошибках

Безусловно, вы прекрасно представляете, что может произойти, если ваше чадо возьмет все свои карманные деньги с собой в школу. Но если он продолжает стоять на своем, даже после ваших предостережений потерять все, «что нажито непосильным трудом», не теряйте время и перестаньте сопротивляться. В вопросах, не касающихся его здоровья и безопасности, дайте ребенку право на ошибку. Как ни прискорбно, именно негативный опыт оказывается наиболее поучительным. Дети должны четко осознавать, что любое решение имеет свои последствия. Можете быть уверены, вернувшись домой с пустыми карманами сегодня, завтра ваш упрямец непременно оставит большую часть своих сбережений дома в копилке. Главное, в любом случае, малыш должен чувствовать вашу поддержку. Не страшно, если он ошибся. Ведь на ошибках учатся! Гораздо страшнее, если вы начнете его этим попрекать. Когда ребенок не доволен результатом своего выбора, обязательно обсудите, почему так произошло и как не допустить просчета в будущем. Со временем малыш поймет, что не только несет ответственность за свои решения, но и убедится, что может влиять на события – так он победит растерянность и почувствует уверенность в своих силах.

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьн ый возраст (7 10 лет )

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Оцените публикацию

Вконтакт