Все о тюнинге авто

Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу? Нод по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности по экологическому образованию.

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе, д/с №57 «Звездочка», г. Нижнекамск.

Воспитатель: Биткина Лидия Семеновна.

«Беседа о волшебнице – воде»

Программное содержание:

Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Следить за плавностью речи.

Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру.

Словарная работа: прозрачная, безвкусная, круговорот.

Демонстрационный материал: полоска голубой ткани(2мх50см), 2 стакана (1- с водой,1 – с молоком), 2 ложки, 2 тазика (1- с теплой водо1,1 – с холодной водой).

Раздаточный материал: ленты голубого цвета, полумаски (капельки, тучки, солнышка).

Предварительная работа воспитателя:

Изучила методику проведения опытов А.И.Иванова «Методика проведения опытов в детском саду»; изучила игру «Путешествие капельки»;сделала полумаски к этой игре; составила конспект занятия, написала консультацию для родителей «Кама – наше богатство».

Предварительная работа с детьми:

Наблюдение, как льется вода из крана, поделки полумасок для игры «Путешествие капельки», беседа на тему «Что такое вода?», опыт «Пар – тоже вода».

Индивидуальная работа: поощрять детей за ответы.

Структура и методические приемы:

1. Вводная часть:

Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде» Н.А. Рыжовой.

2. Основная часть:

Беседа о значении воды,

Показ на полосках как образуется река,

Опыт с водой и молоком,

Проба воды на вкус.

Убеждение детей, что вода бывает теплой и холодной.

3. Заключение часть:

Игра «Путешествие капельки»,

Общение воспитателя

Анализ занятия.

Организация детей:

Дети сидят на стульчиках полукругом, речку с ручейками делают слева; на маленьком столе стакан с водой и молоком, накрыты салфеткой; дети подходят к столу и пробуют на вкус воду; теплая, холодная вода налита в тазики, стоят на другом столе, игра проводится в другой части группы.

Ход НОД

Дети, послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить! (Н.А.Рыжова0

Сегодня, дети, мы будем говорить о воде. Где и какую. Дети, вы видели сегодня воду?

Ответы детей (в помещении, на улице)

Для чего нужна вода, как мы ее используем?

Ответы детей (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы и т.д.)

Дети, подумайте, от куда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же рождается река? Хотите узнать? Подойдите ко мне (кладу широкую и длинную полоску ткани). На земле много рек больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку, стальные в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы «ручейки» впадали в большую реку (дети кладут ленты). Послушайте как весело потекли ваши ручейки (аудиозапись ручейка)

Как назовем мы свою реку;

Ответы детей (Кама)

Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

А теперь подойдите к этому столику. Вы видите 2 стакана: 1 – с водой, другой с молоком. В оба стакана положите ложечки. В каком стакане ложка видна, в каком нет?

Ответы детей.

Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?

Ответы детей(нет, она безвкусная).

Таким образом, у воды нет вкуса.

Вода может быть теплой, холодной и горячей. Опустите свой пальчик в теплую воду и в холодную. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.. Если бы вы были рыбками, какую воду вы выбрали? (холодную)

А в горячем «доме» сможет ли кто жить?

Ответы детей.

Хотите ли вы быть водичкой –капельками? (одевают полумаски)

Я мама ваша Тучка, а вы – мои детки-капельки. Мы с вами на небе. Хочется ли вам побывать на земле?

Ответы детей.

Полетели капельки на землю (дети разбегаются, прыгают, танцуют). Скучно капелькам по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки парами). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой речке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой, пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по круга). Плавали-плавали капельки в океане, а потом и вспомнили, что мама- Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими паринками и потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх, полетели к маме-Тучке). Испарились они под лучами солнца, превратились в паринки и вернулись к маме-Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо ли себя вели на земле?

Ответы детей (я полила цветы, я освежил воздух…)

Где же вы побывали? (на земле, в ручейке, в океане…)

А когда солнце выглянуло и стало вас греть, вы превратились в паринки и прилетели снова к маме-Тучке. Такое явление в природе называется – круговорот воды.

Скажем все вместе – круговорот воды.

Почему же воду называют волшебницей? (она бывает теплой, холодной, горячей, прозрачной, может превращаться в паринку).

Вы любите воду?

Давайте же мыться, плескаться

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохане,

В реке, в ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде-

Вечная слава воде!

Молодцы, дети.


Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи

  • Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
  • Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
  • Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы свами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:

Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу.

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Конспект НОД по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу?»

Составил: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 16»

Майорова С.Н.

Г. Богородск, 2016 г.

Конспект НОД по экологическому образованию в средней группе.

Тема: «Кто живет в лесу?»

Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса(медведь, белка, заяц, лиса), их местах обитания, подготовке к зимнему времени года.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение детей классифицировать объекты.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, творческое воображение, мышление.

Воспитательные: Прививать чувство ответственности за жизнь окружающих животных.

Средства: шапки-масочки: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку», материалы для аппликации, клей, салфетки, презентация «Назови одним словом», аудиозапись «Звуки природы».

Способы:

Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.

Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.

Практические: Дыхательная гимнастика, д/и «Назови одним словом», д/и «Собери картинку», п/ и «Зайка серенький сидит».

Игровые: Игровая ситуация.

Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.

Предварительная работа: Рассматривание диких животных, макета леса.

Ход:

(Дети проходят в комнату экологии, воспитатель надевает каждому ребенку шапочку лесного животного: медведь, белка, заяц, лиса. Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Здравствуйте, лесные жители! Медвежата, зайчата, бельчата, лисята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, послушайте я вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадать их.

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся - стал реветь.

Этот зверь лесной...

(Медведь)

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка).

Эта рыжая плутовка
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев!
Ей на зуб не попадайся!

(Лиса)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его?

(Зайчишка)

Воспитатель: Сегодня я пришла к вам в гости на лесную опушку. Вы расскажите мне как вы живете в лесу?

Дети: Расскажем.

Воспитатель:: Тогда, проходите каждый к своему домику. (В комнате расставлены изображения жилищ животных: нора, дупло, берлога, куст. Возле каждого жилища стоят стульчики, дети садятся на них.)

Воспитатель: Белки, как называется ваш домик?

Дети: дупло.

Воспитатель: Зайцы, а где живете вы?

Дети: Мы живем под кустом.

Воспитатель: Лисы, как называется ваше жилище?

Дети: Мы живем в норе.

Воспитатель: Медвежата, где вы живете?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Милые лесные животные, расскажите мне, что вы делаете осенью?

Дети: запасаем пищу, нагуливаем жир и т.д.

Воспитатель: Предлагаю вам показать, как вы готовитесь к зиме. (Возле каждого вида «животных» стоят различные задания следующего плана: белки приклеивают на нарисованную, на дупле нить грибы, медведи ищут ягоды малины по комнате и приклеивают в кузовок, зайцы раскрашивают веточки деревьев, лиса ищет по комнате мышей и приклеивает их к норке)

Дети: выполняют задания и комментируют свои действия.

Воспитатель: Как много у вас забот осенью! Даже нет времени отдохнуть. Предлагаю вам исполнить веселую зарядку (звучит музыка, дети выполняют движения под музыку).

«Подвижная игра Зайка серенький сидит»

(Дети стоят)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапоньки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте)

Волк зайчишку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети бегают и садятся на свои стульчики)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Педагог: Посмотрите на экран (включается презентация). Давайте назовем одним словом все, что увидим.

1. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это... (насекомые);

2. берёза, дуб, ель – это... (деревья);

3. скворец, снегирь, сова, сорока – это... (птицы);

4. брусника, земляника, малина, смородина – это... (ягоды).

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляю соревнование среди лесных животных! На столе стоят птички-невилички, надо сделать так, чтобы они полетели. (Дети выстраиваются в две колонны, подходят к столу, каждый ребенок дует на птичку только один раз. Результат: чья птичка улетит дальше.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Следующее задание, каждая группа лесных животных должна собрать картинку других животных. (Белки собирают изображение зайцев, зайцы – медведей, медведи – лисиц, лисицы – белок). Кто справляется первый, поднимет руки вверх.

Воспитатель: Лесные ребята-зверята, вы очень интересно рассказали мне о себе, показали, чем занимаетесь осенью. А теперь предлагаю вспомнить тех животных, которые сегодня не смогли прийти к нам на полянку. Каких животных не хватает?

Воспитатель: Слушайте загадки.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это...

(еж)

Дети: Волка, ежа.

Воспитатель: Верно, посмотрите на картину. У волка жилище – логово. А детеныши – волчата. Еж на зиму зарывается в норку и впадает в спячку. А сейчас лесные животные могут снова превратиться в деток. (Дети снимают маски)

Итог:

Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня у меня в гостях? Если понравилось, то похлопаем сами себе, а если что-то не понравилось, то посидим тихо. Кем вы сегодня были?

Дети: Мы были лесными животными.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Правильно, а белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: А Лисы?

Дети: Норка.

Воспитатель: А кто вспомнит жилище волка?

Дети: Логово.

Воспитатель: А зайца?

Дети: Куст.

Воспитатель: А как зимует ёжик?

Дети: Ёжик зарывается в норку.

Воспитатель: Молодцы всё вспомнили.

Воспитатель: А вы любите животных?

Дети: Любим.

Воспитатель: Животные – это наши братья меньшие. Их нужно любить и беречь! Приносить из леса животных не стоит, ведь вы теперь знаете, что у каждого животного есть дом в лесу и свои родные мамы, папы или детки!


Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Подготовила и провела воспитатель

2017 год

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

В рассказ об одном виде животных, которые вымерли по вине человека.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить лодку и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры . Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашего хабаровского края тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в крае есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы , моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по страницам книги»

Воспитатель I категории

Город Сарапул УР

2017 год

Конспект основной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Путешествие по страницам книги»

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе; формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки; формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: книга «Экология», ноутбук, проектор, экран, дидактическая игра «Живая и неживая природа», дидактическая игра «Сортировка мусора», презентация «Лес», запись пения птиц, обручи красного, синего и зелёного цвета, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры на выбор детей

Словарная работа: экология, эколог, экосистема, экологические цепочки, экологические проблемы

Предварительная работа:

Экскурсии в лесопарковую зону

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, снег, ветер, песок, глина

Чтение детской литературы о природе

Беседы о лесе и природе

Рассматривание иллюстраций по теме «Природа»

Отгадывание загадок о животных и растениях

Разучивание стихов о жителях леса, о природе

Ход основной образовательной деятельности:

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь. Посыльный приносит посылку, на которой написано: «Кому: ребятам подготовительной группы детского сада №15. От кого: королевы Природы».

Воспитатель: Какая красивая посылка! Ребята, вы хотите её раскрыть? (Дети раскрывают посылку, в которой находится книга и диск с видео посланием. Воспитатель вставляет диск в дисковод ноутбука и выводит изображение через проектор на экран. На диске записано видео обращение королевы Природы к детям)

Королева Природа: Здравствуйте дорогие ребята! Я - королева Природа. В моём королевстве происходит что-то странное: воздух стал загазованным, начинают гибнуть деревья, не слышно пения птиц. Я вас очень прошу выяснить в чём причина, а в помощь я вам высылаю очень познавательную книгу, которую написала я специально для вас. До скорых встреч. Ваша королева Природа.

Воспитатель. Ребята, а кто нам прочитает как называется книга, которую для нас написала королева Природа? (Читающие дети читают название книги «Экология»)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в необычное путешествие по страницам этой удивительной книги.

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, что означает слово «экология»?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. От слова «экология» произошло слово «эколог».

Эколог – это человек, который занимается экологией, изучает и защищает природу. И первая глава этой книги называется «Живая и неживая природа». Ребята, а кто помнит, что такое «природа»?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Природа – это цветы, реки, деревья и кустарники, животные, человек, воздух, вода, камни, звёзды, планеты и многое другое. Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. А кто расскажет нам о живой природе?

Дети: Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца и питания. Живая природа – это всё, что растёт, дышит, питается и развивается. (Воспитатель выкладывает на доске модель живой природы в виде картинок: питание - рот, дыхания - нос, размножения -цыплёнок, роста - курица)

Воспитатель: А что же означает неживая природа?

Дети: Неживая природа – это всё то, что не дышит, не растёт, не развивается. Это всё что нас окружает – звёзды, луна, солнце, вода, камни и т.д. И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель: Ребята, в моём волшебном лукошке лежат картинки, которые мы должны разложить по группам «живая природа» и «неживая природа» (дети раскладывают картинки на группы). А почему у нас остались лишние картинки? В какую группу их можно отнести?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Это предметы, сделанные руками человека.

Воспитатель перелистывает страницу книги.

Воспитатель: Следующая глава книги называется «Экосистема». Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой представители живой природы?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы проверить свои ответы, мы с вами прогуляемся по лесу. (Детям предлагается просмотр слайдов с изображением леса, звучит фонограмма пения птиц)

Воспитатель берёт картинки с изображениями представителей живой природы, которые дети только что разложили, и предлагает выбрать все картинки с изображением растений с плодами и семенами и положить их в синий обруч.

Воспитатель: Молодцы! А теперь положите в зелёный обруч картинки с изображениями животных, которые питаются растениями. А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей называются травоядными.

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются не растениями? Почему их так называют?

Дети: Таких животных называют хищниками, потому что они поедают других животных.

Воспитатель: Изображения таких животных положите пожалуйста в красный обруч. (Дети выкладывают картинки с изображением хищных животных.) Вы всё сделали правильно! Теперь подумайте и скажите, что нужно животным для жизнеобеспечения? Кто чем питается?

Ответы детей.

Воспитатель: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» хищников. Все сыты? А кто же «кормит» растения?

Ответы детей.

Дети выкладывают перед синим обручем модели необходимые для роста и развития растений: модель солнца, тепла, воды и воздуха. После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог предлагает детям дидактическую игру «Что произойдёт, если …».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточку и скажите, что на ней изображено?

Дети: На карточке изображено дерево, заяц и лиса.

С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи деревья? Зайцев? Лисиц?

Воспитатель: Ребята, в природе всё взаимосвязано. Нарушение одного звена способствует изменению всей пищевой цепочки, в результате начинает страдать окружающая среда, природа, а в итоге и сам человек.

Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.

Воспитатель: Наше путешествие по страницам книги продолжается и третья глава книги называется «Экологические проблемы». Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате отрицательного влияния деятельности человека на природу или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.

(1 слайд) - Заводы и фабрики выбрасывают в воздух много вредных веществ.

(2 слайд)- Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

Что происходит с нашим воздухом? (Воздух становится грязным, им трудно дышать, можно даже отравиться.)

(3 слайд) – Отходы предприятий сбрасываются в водоемы.

(4 слайд) – При аварии танкеров нефтяная пленка покрывает обширную поверхность воды.

Чем это опасно для обитателей морей и океанов? (Нефтяная пленка загрязняет воду. Из-за нехватки воздуха и самой нефти гибнут рыбы, морские животные, водоплавающие птицы.)

(5 слайд) – От оставленных без присмотра костров в лесах возникают сильные пожары, от которых погибают растения, звери, птицы, насекомые

(6 слайд) – Так же из-за необдуманной деятельности человека погибло много животных, например, морская корова. А некоторых животных осталось очень мало, таких как гималайский медведь, зубр, уссурийский тигр. Таких животных заносят в «Красную книгу»

(7 слайд) На экране изображена «Красная книга Удмуртии»

Воспитатель: Ребята, а почему эта книга называется «Красная»?

Дети: Потому что красный цвет – цвет опасности.

Воспитатель: Правильно! Мы обязательно рассмотрим и изучим эту книгу на следующем нашем занятии.

(8 лист) Следующая экологическая проблема заключается в том, что люди вырубают большие территории деревьев, в том числе и редкие.

(9 слайд) – Люди очень много мусора оставляют в лесах, выбрасывают в водоемы. На нашей планете огромное количество мусорных свалок.

Природа может справиться с таким количеством мусора?

Дети: Нет, не может, его очень много. Стекло и пластик не разлагаются.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Книгу мы листаем,

Следующую главу открываем.

А следующая глава называется «Наш вклад». Ребята, мы тоже с вами люди и должны охранять и беречь окружающую природу. А какой вклад мы можем с вами внести в охрану окружающей среды?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Воспитатель: Ребята, возьмите пожалуйста ладошки красного и зелёного цвета, которые лежат у вас под стульчиками. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаем зелёную ладошку, если не согласны – красную.

Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

Сажать больше деревьев – можно.

Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

Ходить только по тропинкам – можно.

Рвать большие букеты цветов – нельзя.

Любоваться ими – можно.

Оставлять мусор в лесу – нельзя.

Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

Разжигать костры в лесу – нельзя.

Беречь лес от пожара – можно.

В лесу шуметь – нельзя.

Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

Быть другом животных – можно.

Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

И последняя глава нашей книги называется «Экологические знаки», но посмотрите, страницы этой главы чистые. Королева Природы просит вас помочь ей и нарисовать на этих страницах знаки, которые напоминали бы жителям её королевства о правилах поведения, чтобы такие экологические проблемы в её королевстве не возникали.

Дети садятся за столы и начинают рисовать экологические знаки, которые они затем поместят в книгу. Во время рисования звучит запись песни «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной). Таким образом, воспитатель получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я думаю королеве очень понравятся ваши знаки и она обязательно их развесит их в своём королевстве. Но кто из вас догадался, почему в королевстве королевы Природы происходят такие странные вещи?

Ответы детей.

Рефлексия:

Воспитатель: Мои юные друзья, мне очень понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы. Я очень рада за вас! Спасибо! Но у нас с вами осталось одно не выполненное задание. У нас в группе появилась необыкновенная полянка. Я прошу вас посадить на неё цветочек, если вам на занятии было интересно и понятно, увядающую травинку – если вам было что-то не понятно и засохшее дерево – если вам было не интересно.