Все о тюнинге авто

Навыки зож. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников

Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей. Основная задача родителей и педагогов – научить ребенка чередовать процессы труда и отдыха, правильно питаться, привить любовь к физическим упражнениям и закаливанию. Становление личности ребенка происходит постепенно, именно поэтому усилия воспитателей и учителей должны в полной мере поддерживаться в семье, где и происходит закладка характера и навыков детей.

  • воспитание негативного отношения к факторам, наносящим вред здоровью, таким как курение, неправильное питание, малоподвижность;
  • создание условий для выработки привычек, позитивно влияющих на общее состояние физического и психического здоровья, с целью закрепить эти навыки у ребенка.

Формирование позитивных для здоровья привычек

В перечне , которые помогут ребенку стать сильнее, выносливее, воспитать волю и характер, противостоять инфекциям, присутствуют:

  • Закаливание.
  • Приучение к рациональному режиму труда и отдыха.
  • Любовь к физической активности.
  • Правильное питание.

Влияние любого из них на растущий организм трудно переоценить. От наличия или отсутствия этих четырех факторов в повседневной жизни ребенка зависит его здоровье во взрослом возрасте, и в конечном итоге – эффективность его труда и качество жизни.

Закаливание

Закаливание ребенка начинают в раннем возрасте, так как этот фактор позволяет укрепить иммунитет малыша, повысить его сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, а также способствует воспитанию волевых качеств. Важно заинтересовать детей конечным результатом, привести примеры из жизни известных спортсменов и людей, обладающих в глазах ребенка авторитетом. Элемент соревнования в детском коллективе, обсуждение положительных эффектов от процедур позитивно влияют на закрепление привычки.

Наиболее эффективным способом закаливания является ежедневное обливание прохладной водой, причем первоначальная температура должна быть тридцать шесть градусов, а последующее понижение до двадцати двух градусов должно происходить постепенно. Оптимальным временным промежутком для понижения температуры воды на один градус является неделя. Полезно доверить ребенку самостоятельно контролировать показания термометра, акцентируя внимание на изменении субъективных ощущений: в первый раз вода кажется холоднее, чем при последующем обливании при более низкой температуре воды. Ежедневное закаливание не только помогает бороться с болезнями, но и укрепляет волю и чувство ответственности у детей.

Труд и отдых

От правильного режима труда и отдыха зависит здоровье человека, так как несоблюдение основных правил режима дня, переутомление и недосыпание приводит к возникновению заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и дошкольников особенно важно, так как именно в детстве закладываются привычки, оказывающие влияние на всю последующую жизнь.

Труд – основа жизни человека, он благотворно влияет на физический и умственный потенциал человека, оказывает безусловное влияние на психическое здоровье.

Известно, что все долгожители работали всю жизнь, это значит, что труд не вызывает преждевременного старения и износа систем организма, а содействует повышению выносливости и укреплению здоровья.

Умственная работа снижает риск появления раннего склероза, угасания когнитивных функций организма.

Рациональная организация труда включает в себя правильное и умелое распределение усилий в процессе работы. Длительные периоды простоя и авральный характер последующих рабочих часов негативно влияют на здоровье и качество труда, вызывают переутомление. Занятия, соответствующие характеру и склонностям человека, выполняются легче и быстрее, не приводя к усталости, в отличие от нелюбимой работы. Это необходимо учитывать при выборе заданий для детей.

Организация труда

Дети быстро утомляются от однообразной работы, поэтому во время занятий им необходимо устраивать перерывы каждые полчаса. Чередование процессов физической и умственной активности препятствуют переутомлению, поэтому смена видов деятельности – одно из условий детских занятий. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе, обязательно должны присутствовать в ежедневном распорядке дня.

Важно, чтобы ребенок имел специальную рабочую форму, которая не только защищает его от загрязнений, но и дисциплинирует. Форма должна быть удобной, изготовленной из натуральных материалов и нравиться малышу. Желательно, чтобы дети имели возможность участвовать в уходе за формой: стирать, развешивать или гладить вещи можно доверить даже дошкольнику.

Рациональная организация рабочего места – это одно из условий эффективного труда и формирования аккуратности: до начала работы нужно помочь ребенку убрать все лишнее, расположить инструменты в пределах доступности. Важно обеспечить хорошее освещение, установить удобные стол и стул, не нарушающие осанки. После выполнения задания дети самостоятельно убирают рабочую зону.

Важность полноценного сна

Ночной сон позволяет нервной системе полностью восстановиться, подготовиться к новому дню. Глубокий и крепкий сон способен оздоровить организм и полезен детям и взрослым. И напротив, недосыпание или поверхностный, беспокойный сон опасен перегрузкой нервной системы и падением защитных сил организма. Существует несколько простых правил организации полноценного сна, приучать к выполнению которых ребенка необходимо с детства:

  • Для здорового сна помещение необходимо ежевечернее проветривать в течение пятнадцати минут в любое время года;
  • В спальне надо установить температуру не выше двадцати двух градусов, так как чрезмерная жара мешает уснуть;
  • Перед сном можно выпить стакан теплого молока, плотный ужин нежелателен, так как пищеварительный процесс будет мешать полному расслаблению;
  • Активные, шумные игры, просмотр телепередач и напряженные умственные занятия возбуждают нервную систему, поэтому перед сном можно прогуляться или почитать книгу;
  • Удобная пижама и натуральное постельное белье способствуют быстрому засыпанию и крепкому сну.

Для правильного физического развития детям любого возраста необходима дозированная физическая нагрузка, большая часть которой в дошкольном и младшем школьном возрасте приходится на подвижные игры и соревнования. Но чтобы привить ребенку нормы здорового образа жизни, мало тех упражнений, которые он выполняет на занятиях в детском саду или школе. Ребенок должен знать пользу ежедневной утренней гимнастики, которая выполняется перед завтраком и становится ритуалом на долгие годы. Утренняя гимнастика позволяет малышам быстрее проснуться, пробуждает аппетит и улучшает настроение, особенно если проводится на свежем воздухе под любимую музыку. Детям старшего дошкольного возраста можно участвовать в пробежках и велопрогулках с родителями, посещать различные секции и обучаться плаванию. Важно на личном примере дать понять ребенку, что физические нагрузки очень полезны, они способствуют развитию мускулатуры и укрепляют сердечную мышцу, повышают выносливость и силу. Если родители ребенка не занимаются спортом и ведут малоподвижный образ жизни, то будет трудно внушить малышу пользу физических упражнений. Но никогда не поздно начать тренировки вместе с детьми, особенно полезны прогулки и пробежки на свежем воздухе, причем поход в детский сад в хорошую погоду можно совместить с энергичной прогулкой. Желательно чередовать темп движения: пятьсот метров быстрым шагом, затем столько же медленным. Обязательно нужно объяснить детям, что родители решили вести здоровый образ жизни, выполняя и перевыполняя ежедневный минимум пешей ходьбы или домашних тренировок.

Личный пример отца или матери вдохновляет малыша, он приучается не отступать перед трудностями, отмечая, как его мышцы становятся крепче.

Сбалансированное питание

Должна прививаться ребенку с дошкольного возраста, младший школьник уже знает, что для нормального развития нужны витамины и полезные вещества, которые находятся в натуральных продуктах. Разнообразные продукты, горячее питание, вторые завтраки: полдник и стакан теплого молока на ночь – вот рацион растущего организма. Полуфабрикаты и пища, содержащая много жиров, сахар и консерванты не полезна, может вызвать расстройство пищеварения, ожирение и иные нарушения.

Пять ингредиентов правильного питания

Основой построения мышечной ткани являются белки, они составляют шестьдесят процентов от суточного рациона ребенка и должны быть представлены нежирным отварным или тушеным мясом, морской рыбой и молочными продуктами. При недостаточности белка, у детей наблюдается задержка роста и развития, анемия, понижение иммунитета.

Углеводы и жиры необходимы ребенку для выработки энергии: в сутки дети должны получать более двух тысяч килокалорий в сутки. Углеводы, полученные из простых продуктов: круп, овощей, муки, являются наиболее полезными и выполняют ряд важнейших функций в организме. Жиры содержат в своем составе витамины, получить которые иным путем невозможно, в меню обязательно должны присутствовать сливочное и растительное масло.

Минеральные вещества, витамины и клетчатка находятся в большом количестве в овощах, фруктах и ягодах, и большая часть их разрушается при воздействии высоких температур. Именно поэтому свежие фрукты, пюре из ягод и фруктовые соки необходимы ребенку на протяжении всего года, а сезонные продукты особенно полезны.

Правильные питьевой режим – необходимость для детей, так как организм ребенка содержит много воды, при потере которой нарушаются важнейшие функции. Особенно важно поддерживать водный баланс в жаркую погоду и при физических нагрузках: играх или тренировках. Общее количество жидкости, потребляемой детьми в сутки, обычно составляет не менее одного литра.

Уменьшение факторов риска

Существует десять норм гигиенического поведения, которые позволяют соответствовать общепринятым стандартам здорового образа жизни:

  • Сбалансированное питание.
  • Физическая активность.
  • Соблюдения норм труда и отдыха.
  • Соблюдение техники безопасности в быту и на производстве.
  • Знания основ психотерапевтической самопомощи.
  • Своевременная профилактика заболеваний.
  • Знание основ оказания первой помощи.
  • Отказ от алкоголя.
  • Отказ от курения.
  • Поддержание нормальной массы тела.

Рекомендации ВОЗ по формированию навыков здорового образа жизни и предотвращению рисков практически повторяют эти правила, то есть, их можно считать медицинской программой. Следуя этой программе, удается за короткий срок достигнуть впечатляющих успехов в сокращении смертности и улучшении качества жизни. И характерно то, что следование этим рекомендациям не требует больших материальных затрат и возможно даже в семьях с низким достатком.

Например, отказ от курения и поваренной соли родителями, влечет за собой следование этим принципам детей. Таким образом, простой отказ от вредных продуктов снижает риск возникновения заболеваний легких и почек у двух поколений одной семьи. Этот факт должен заставить взрослых задуматься, как они могут помочь своим детям, прививая им навыки здорового образа жизни.

Ирина Малиновская

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье – это активная гармоничная деятельность всех органов и систем организма. Нарушение гармонии взаимодействия ведет к различного рода осложнениям, возникновению болезни.

На состояние здоровья человека влияют множество факторов : наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей .

В последние годы появились дополнительные факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения : чрезмерное использование технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе состояние экологии, агрессивная социальная среда.

Дети – это особая часть популяции, которым свойственна особая ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды. Здоровый ребёнок – дошкольник , говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный , активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Ребёнок – дошкольник всё познаёт в деятельности. В реальном предметном действии он является и теоретиком, познающим мир, и практиком, этот мир преобразующим . Знания по основам здорового образа жизни , умения и навыки по сохранению , поддержанию и укреплению здоровья , полученные в дошкольном возрасте , являются фундаментом формирования основ здорового образа жизни . Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое образование дошкольников , т. е. обучение детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья , в процессе которого они овладеют системой научных знаний и познавательных умений и навыков , культурой здоровья личности .

Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога учреждения дошкольного образования . Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей , способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно - оздоровительные мероприятия , гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Система знаний и умений, которые старший дошкольник получит в процессе своей деятельности, раскрыта в учебной программе дошкольного образования в образовательных областях «Физическая культура» , «Ребенок и общество» , «Ребенок и природа» . Они обеспечивают реализацию таких направлений образовательного процесса , как воспитание у детей сознания того , что человек - часть природы и общества; установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой; воспитание привычек личной гигиены; закаливание ребенка и повышение его двигательной активности; профилактика и устранения вредных привычек.

Цель нашей работы - формирование у дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни , помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого воспитанника, создание устойчивой потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих .

При реализации учебной программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки , но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг» : в сторону здоровья или болезни . В этой связи мы поставили перед собой следующие задачи :

Расширить и углубить представления детей о себе , своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты;

Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица» ;

Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем ;

Упражнять в умении управлять своим здоровьем ;

Формировать устойчивый интерес и потребность в двигательной деятельности;

Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).

Составляющие здорового образа жизни :

Двигательная активность, физическая культура и спорт

Закаливание

Рациональный режим

Рациональное питание

Личная гигиена

Благоприятная психологическая обстановка в детском саду и семье

Экологически грамотное поведение

Создание и пополнение развивающей среды по формированию навыков здорового образа жизни у старших дошкольников играет решающее значение в работе педагога. Развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения. Мы добивались того, чтобы среда обеспечивала активность детей , их саморазвитие, способствовала физическому развитию наших воспитанников, сохраняла право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. При организации пространственной среды мы исходили из необходимости учета возрастных , полоролевых и индивидуальных особенностей детей , их интересов, предпочтений, возможностей.

Мы пополнили в группе центр двигательной активности, стараясь разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему, не мешая друг другу,

оформили «Уголок здоровья » ,

где разместили дидактические и развивающие игры по формированию ЗОЖ , ОБЖ «Как избежать неприятностей?» , «Валеология или здоровый малыш . Кожа, питание, сон» , «Валеология или здоровый малыш . Зубы, уши, глаза» ,

Ребусы «Моя безопасность» ,


«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» ,


«Мой режим дня» ,


«Составь рассказ по картине» , «Составь предложение на тему «Здоровье » ,


«Придумай чистоговорку на тему «Здоровье » ,


«Полезно – вредно» ,

«Учимся оказывать первую медицинскую помощь» , «Выполняй правила безопасности» , Лабиринты «Мое здоровье , моя безопасность» , «Викторина «Что ты знаешь о безопасности и здоровье , «Расскажи об опасной ситуации» .

В уголке здоровья имеется демонстрационный материал «Виды спорта» ,


«Лекарственные растения» ,


познавательная литература для рассматривания «Природа и здоровье » , «Как уберечь себя от беды» , «Питание и здоровье » ,


иллюстрированные рассказы «Непослушный Стобед или детям о правилах безопасности» .



Для организации работы с детьми нами собран практический материал по ЗОЖ, ОБЖ, составлена картотека подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, игротека и фильмотека здоровья . Для реализации намеченных задач мы используем пособия к сюжетно-ролевым играм «Больница» , "Аптека",


атрибуты и шапочки к подвижным играм,





детскую художественную и научную литературу.


В целях обеспечения эколого-гигиенических условий в группе созданы условия для соблюдения санитарных норм – ежедневная уборка групповых помещений, соблюдение температурного режима. Обеспечению психологического комфорта каждого воспитанника группы способствуют условия для свободного выбора деятельности. Обеспечению оптимальной активности детей в течение дня способствуют условия для самостоятельной двигательной деятельности,



включение движений во все виды детской деятельности.

Особое внимание мы уделяем организации закаливания наших воспитанников.

Строго следим за слойностью одежды в группе и на прогулках, организуем кратковременное хождение босиком до и после дневного сна, при всех переодеваниях. Пропагандируем виды закаливания среди родителей. Из индивидуального опроса родителей и детей мы выяснили , что 23% воспитанников посещают занятия по плаванию, 68% родителей стараются ежедневно организуют совместные прогулки и игры с детьми на воздухе (в парке, в зоопарке, на детской площадке, за городом, на даче) . Все это также способствует формированию навыков здорового образа жизни у детей .

Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения дошкольниками суммой определенных знаний, применения различных форм , методов и приемов работы с детьми. Мы используем следующие методы и приемы : игровые комплексы по эмоциональному, социальному, познавательному и нравственному развитию, минутки психологической разгрузки, опыты, эксперименты и наблюдения в рамках познавательно-практической деятельности детей , проблемные ситуации, релаксационные паузы, элементы психогимнастики и сказкотерапии, игры-драматизации, игры-тренинги «Искусство быть здоровым » , игры и упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, плакатов, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций, слушание аудиозаписей, ознакомление с художественной и научной литературой, минутки размышления, комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующей гимнастики, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые, пальчиковые, логоритмические игры, конкурсы и викторины, музыкально-ритмические и физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, физкультпаузы, инсценирование и анализ литературных произведений, обсуждение опасных ситуаций.

В содержании работы по формированию ЗОЖ значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера : познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д. Все виды занятий мы условно разделили на 3 блока : 1блок – «Здоровье – бесценный дар природы» – направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье , его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни . 2 блок – «Движение – путь к здоровью » – направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья – движение ; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную , спортивную деятельность. 3 блок – «Если хочешь быть здоров – закаляйся » – направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.

Познавательные занятия проходят с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста . В качестве фольклорного материала используем потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.

На занятиях знакомим детей с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека, с основами первой помощи при травмах, с правилами безопасного поведения в быту и на природе. Тематика занятий разная : «Наши помощники – глаза» ,

«Наши помощники – уши» ,

«Эти опасные животные» , «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу , «В гостях у Лесовичка» , «Витамины на грядке» , «Путешествие в страну Огородию» , «В школе юного пешехода» , «Путешествие в природу» , «Дорога к здоровью » , «Золотой ключик страны Здоровья » ,


«Мое сердечко – удивительный мотор» , «Беседа о хорошем настроении» , «Опасные предметы» , «Красивые зубы – красивая улыбка» ,


«Что такое микроб и как он попадает в рот?» , «Уроки Мойдодыра» ,


«Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе» и др.

Познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, конкурсы знатоков, самостоятельные исследования, «круглые столы» , викторины, игровые путешествия. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ , если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме .

Очень любят наши воспитанники познавательные видеопрезентации. С помощью родителей мы собрали большую «Фильмотеку здоровья » : «Если хочешь быть здоров » , «Что такое хорошо и что такое плохо на современный лад» , «Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте» , «Полезные привычки» , «Школа дорожных наук» , «Почему нужно чистить зубы и мыть руки» и др.

Очень нравятся детям минутки размышлений, например : Почему важно быть здоровым ? Возможна ли жизнь без движений ? Какие движения полезны? Зачем человеку сохранять здоровье ? Какие предметы опасны? Можно ли жить без воздуха? Почему полезны овощи и фрукты? Зачем нужен спорт? Что такое активный отдых? Что детям можно делать? Что детям нельзя делать?

Интересно детям решать проблемные ситуации, например : «Хрюша любит овощи и фрукты, но у него болит от них живот. Что делать?» , «Легко ли жить, если наши глаза ничего не видят?» , «Чем ребенок похож на взрослого» , «Что будет, если не лечить болезнь?» , «Что будет, если исчезнут врачи?» , «У тебя заболел зуб, а дома никого нет» , «Пропала вода из крана, что делать?» .

Воспитанники с удовольствием обсуждают проблемные вопросы «Сколько воды нужно человеку?» , «Чистая ли вода в стакане?» , «Почему надо отдыхать детям и взрослым?» , «Зачем нужен сон?» .

Постоянно включаем в работу с детьми чтение художественной литературы по данной теме : К. Чуковский «Мойдодыр» , «Федорино горе» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» , А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Разработаны игры-тренинги на тему «Искусство быть здоровым » . Их цель – формирование у дошкольников привычки к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья . Вот некоторые из них «Пять дел перед сном» , «Как мыть руки» , «Как ухаживать за зубами» , «Зоркий глаз – гимнастика для глаз» , «Чтобы горло не болело» и др.

Воспитанию потребности в физических упражнениях способствуют ежедневные двигательные и музыкально-ритмические минутки, ежедневная утренняя зарядка. С помощью бесед с ребятами, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные и дидактические игры «Если хочешь быть здоров » , «Узнай вид спорта» , мы стараемся привить всем нашим воспитанникам интерес и любовь к спорту. 41% воспитанников нашей группы посещают спортивные секции.

Чтобы сформировать у детей навыки культуры питания , мы провели следующие занятия «Приятного аппетита» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» и др., организовали беседы о культуре еды, о культуре поведения за столом, упражнялись правильно сервировать стол. Эти знания закрепляем во время приема пищи, в сюжетно-ролевых играх «Дом» , «Семья» , «Дочки-матери» .

В процессе работы с детьми стараемся соблюдать все режимные моменты. Даем детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняем детей в навыках личной гигиены и самообслуживания. Каждый режимный момент для нас это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей . Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми . Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой наши воспитанники начинают осознавать : почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни , правильно организованный распорядок дня дают свои результаты : наши дети спокойны, активны, у них отсутствует напряжение и возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так, шаг за шагом воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья , овладевают соответствующей компетентностью, стремятся проявлять её.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в обогащении развивающей среды группы, в приобретении познавательной литературы по проблеме, развивающих игр. С их помощью была собрана коллекция видеопрезентаций для детей , загадок, картотека пословиц и поговорок о здоровье , оснащен «Уголок здоровья » , уголок по ПДД «Зеленый огонек» , уголок сюжетно-ролевых игр «Мы играем» , игровой центр «Учимся ухаживать за телом» , составлен «Каталог витаминов» .


С целью повышения компетенции родителей в вопросах сохранения и оздоровления детей дошкольного возраста составлены тематические папки «Формирование основ здорового образа жизни » , «Вредные привычки» , «Физическое развитие ребенка в семье» , «Воспитание правильной осанки» , «Копилка советов о здоровье ребенка » , «Что надо знать о закаливании детей » .


Благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно-гигиеническими навыками , знают правила личной безопасности, основные правила здорового образа жизни . На протяжении значительного времени в группе низкий уровень заболеваемости воспитанников. Как показала практика, планомерная работа по формированию навыков ЗОЖ приводит не только к улучшению здоровья детей , но и к повышению их самооценки ребенка, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор дошкольников . У родителей формируется активная позиция в вопросах физического развития и здоровья детей , повышение компетентности в данной области.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО "ИЖЕВСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Контрольная работа

Предмет: "Физическая культура"

Тема: "Навыки здорового образа жизни"

Выполнил: студентка группы ____

специальность 260502

_______________________ ______

шифр ________________________

Руководитель: _________________

Ижевск

2010

Введение

Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своём здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше, в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни…

Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. Однако можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:

1. Рациональное питание

2. Физическая активность

3. Общая гигиена организма

4. Закаливание

5. Отказ от вредных привычек

1. Рациональное питание

Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Ведь несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. «Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством».

Нерациональное же питание, напротив, заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества.

Впрочем, американские исследователи утверждают, что человеку совсем необязательно питаться пищей животного происхождения - мясом, птицей, рыбой, яйцами и молочными продуктами. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить:

Копчености . Эта группа продуктов содержит вредные для организма вещества - нитриты, которые, накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, а также кисломолочные продукты, оздоравливающие кишечник.

Молочные продукты с высоким содержанием жира . Жир, содержащийся в молочных продуктах, может значительно увеличить уровень холестерина в крови (а сливочное масло также содержит и очень большое количество насыщенных жиров). Однако исключать их из рациона нельзя, так как в них содержится множество необходимых для организма веществ (например, молочные продукты являются главным источником кальция), поэтому следует пить (или есть) их в обезжиренном виде.

Скрытые насыщенные жиры , содержащиеся в гидрогенизированных маслах и использующиеся при изготовлении множества продуктов (маргарин, печенье, пирожные) чрезвычайно вредны для здоровья, так как они имеют такое же высокое насыщение, как, например, сливочное масло.

Соль . Следствием излишней соли в пище может стать повышенное артериальное давление. Натрий, содержащийся в соли, необходим организму, но в ограниченных количествах.

Сахар . Основные следствия избыточного употребления сахара - это заболевания зубов (кариес), диабет и избыточный вес, который может привести к атеросклерозу. Сахар - это сплошные калории, которые не успевают расходоваться организмом, а потому сахар больше полнит, чем любая другая пища равной калорийности.

Белые сорта хлеба . При изготовлении белой муки при размоле зерна тратится до 80% питательных веществ и ряд ценных витаминов, вследствие чего у человека снижается необходимость в белом хлебе. Помимо этого такие сорта хлеба чрезвычайно калорийны. Намного полезнее и дешевле хлеб из муки грубого помола.

Большое значение в организации рационального питания уделяется правильной обработке продуктов питания. Необходимо знать, что некоторые виды тепловой обработки пищевых продуктов (жарение, запекание), особенно если она длительна и интенсивна, отрицательно сказываются на качестве готовых изделий. Одной из главных идей правильного питания является исключение или ограничение процессов жарения и пассерования. В результате таких воздействий в продукте происходят необратимые изменения с белками, жирами, углеводами, аминокислотами, разрушаются витамины, пигменты, ценные для организма активные вещества.

Важная характеристика рационального питания - это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс. Об энергетическом балансе яснее всего говорит масса тела, которая сохраняется в пределах нормы лишь при энергетическом равновесии. Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве.

Сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить.

Американские ученые предполагают, что такой переход должен осуществляться постепенно, примерно в течение года. Зато результат от такой перестройки организма сразу же даст себя знать - улучшится самочувствие, аппетит, нормализуется масса тела, увеличится физическая активность и, что самое главное, откроются новые возможности для самосовершенствования человека.

2. Физическая активность

Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Американские ученые приводят массу доводов, которые могли бы убедить людей заниматься физическими упражнениями. Среди них:

1. Физические упражнения - это удовольствие.

2. Подходящий вид физических упражнений найдется для каждого.

3. Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите.

А через полгода:

4. Вы станете деятельнее, живее.

5. Почувствуете прилив сил, улучшится координация движений, лучше станет реакция.

6. Легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением.

7. Уменьшится содержание жировых отложений.

8. Укрепятся костные ткани.

9. Улучшится кровообращение.

10. У вас повысится работоспособность

Нельзя не согласиться с этими выводами, так как они многократно были подтверждены реальной практикой. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

Если рассмотреть собственно систему упражнений предлагаемых американскими авторами, то мы увидим, что они не дают каких-либо особых упражнений, связанных с целенаправленной тренировкой мышц или специальным развитием каких-либо физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т.п.). Для ведения здорового образа жизни, по их мнению, необходимы аэробные упражнения.

Аэробными называются такие упражнения, которые заставляют ритмично работать крупные группы мышц. Они не связаны непосредственно с физическими нагрузками, но они должны способствовать снабжению тканей кислородом и большему его потреблению.

Любой вид аэробных упражнений будет укреплять сердечнососудистую систему, если заниматься при нагрузках умеренной интенсивности по двадцать минут через день или хотя бы три раза в неделю.

К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, катание на скейте, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис. Как мы можем увидеть, практически все из этих упражнений не требуют никаких специальных физических навыков. Все они выполняются в особой, интересной для занимающегося, форме. Естественно, что это является дополнительным стимулом к занятиям физкультурой, а значит и к ведению полноценного здорового образа жизни.

3. Общая гигиена организма

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20 г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени.

Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимостиподдержания чистоты тела.

4. Закаливание

Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали, прежде всего, или даже исключительно, привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко - закаливание означает укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение.

К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию.

Под воздействием высоких или низких температур в организме человека происходят физиологические сдвиги. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов. Все это повышает устойчивость организма к условиям внешней среды.

Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз.

Способы закаливания против холода всем давно известны. Это воздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями. «Наилучшие результаты дает комплекс приемов, состоящий из конвекционного (воздушные и солнечные ванны) и кондукционного охлаждения (обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры)» .

Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

Стасенко Юлия
Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей , формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности , творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Проблемы сохранения здоровья детей , привитие навыков здорового образа жизни , создание условий, направленных на укрепление здоровья , сохранение здоровья физического , психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед нами , педагогами, много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек , которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются :

1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни .

2. формирование здорового образа жизни .

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В своей работе особое внимание уделяю следующим компонентам ЗОЖ :

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Правильная организация питания обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья , имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

3. Соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна (перед сном обязательно проветриваю помещение, провожу гигиенические процедуры : умывание прохладной водой, полоскание рта).

4. Рациональное питание.

Следующий фактор здорового образа жизни

5. Закаливание.

Практически всем известно изречение : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека .

6. НОД, беседы («Разговор о правильном питании» , «Самые полезные продукты» , «Что надо есть, если хочешь стать сильным» , «Изучаем своё тело» , и другие). Использую следующие методические приёмы : заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов :

Постепенность;

- систематичность ;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе включает в себя :

утренняя гимнастика (ежедневно) ;

физкультурные занятия;

пальчиковая, зрительная гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

ходьба по массажным коврикам (босохождение) ;

гимнастика пробуждения

дыхательная, гимнастика на соответствующих занятиях)

точечный массаж

прогулки с включением подвижных игр;

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;

эмоциональные разрядки, релаксация;

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей . Это консультации на тему : «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников : что нужно знать родителям»; «Как помочь избежать простуды тому, кто часто болеет» ; «О правильной осанке» ; «Значение витаминов для роста и развития ребенка» и другие.

Заключение

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни , создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье , навыки здорового образа жизни , формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья , поскольку самое ценное у человека - это жизнь , самое ценное в жизни- здоровье .

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Публикации по теме:

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей как физического,.

Комплексная работа по формированию здорового образа жизни в ДОУ Болезнь не возникает внезапно, ее отделяет от здоровья целый ряд функциональных состояний, которые являются пограничными между нормой и.

Опыт работы

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ

Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье ребёнка –

это важнейший труд воспитания».

В.А. Сухомлинский.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.

Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки.

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).

Формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.

1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.). Практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.

3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.