Все о тюнинге авто

Уровень психолого педагогической подготовки родителей. Формирование педагогической компетентности родителей в работе учителя начальных классов

«Психолого-педагогическая компетенция родителей

как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»

(из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.

Сегодня ни для кого не секрет, что семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Закон Российской Федерации «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Основные направления научного рассмотрения проблемы педагогической культуры родителей определены еще в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, что педагогическая и психологическая культура является составной частью общей культуры человека. Под психолого-педагогической культурой следует понимать их достаточную подготовленность к воспитательной деятельности, умение проявлять качества воспитателя в процессе семейной жизнедеятельности. Кроме этого содержание этого понятия предполагает совокупность специфических средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями.

К таким средствам относятся:

    четкое осознание воспитательных целей;

    определенные психолого-педагогические знания;

    необходимые педагогические навыки и умения;

    формирование на основе знаний и умений педагогического мастерства (педагогический такт, наблюдательность, разумная требовательность к детям и уважению к ним) и т.д.

В нашем обществе большое внимание обращается на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего, уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и педагогов.

На заседаниях клуба мы стараемся убедить родителей в том, что от их деятельности во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, которые играют решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Она, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого воспитателя. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Воспитание как целенаправленная деятельность зависит от целого ряда обстоятельств:

    соответствие воспитания требованиям общества;

    характер семейных отношений;

    опытсоциального общения родителей;

    семейные традиции;

    психолого-педагогическая культура родителей.

Психолого-педагогическая культура дает возможность осуществлять воспитательный процесс более целенаправленно и организованно, в какой-то мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз ставится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.

Многие молодые родители понимают необходимость формирования личности ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одной из существующих причин является – недостаточная педагогическая и психологическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Как научить этому отцов и матерей? В нашем дошкольном учреждении созданы условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями: семейные клубы, тренинги и другие, которые мы успешно применяем в работе психологического клуба для родителей и в дошкольном учреждении в целом. С их помощью успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей.

В современных условиях одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции и многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения, используемые в работе клуба, помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ними, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные ситуации.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный работник, специалисты по дополнительному образованию, родители) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей, мы были в поиске новых эффективных форм работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать участие родителей в воспитании детей. Так, в процессе общения с родителями у нас возникла идея создать клуб для родителей «Воспитываем вместе» с целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания ребенка в семье. На заседаниях клуба родители получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношения ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных, установок детско-родительских отношений.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для профессионального становления родителей служит его собственный ребенок? Проведя небольшое исследование среди родителей детского сада, мы получили интересные данные:

Большинство родителей не видят связи между собственным знанием возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка,

Далеко не все родители готовы принимать помощь в воспитании только от воспитателя, они хотят общаться со специалистами, занимающимися глубоким изучением той или иной проблемы,

Родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах, деловых играх, обмениваться опытом воспитания,

Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги, круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы, папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации психолога и педагога, online -консультации педагога-психолога на первом психологическом сайте города Пятигорска.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, общие и групповые родительские собрания, конференции, выставки, лекции, диспуты, круглые столы, семинары, практические занятия с элементами тренинга, тренинги и т.д. Кроме этого, для родителей оформляются тематические стенды, папки-передвижки, видеопрезентации и т.д.

Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, которые оформлены в каждой группе детского сада. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.

Таким образом, проводимая работа с родителями по повышению психолого-педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.

В начале периода функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Критериями эффективности работы клуба являются:

    Высокая посещаемость родителями всех планируемых занятий.

    Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.

    Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

С целью изучения уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с дошкольным учреждением проведено анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста. При проведении исследования были изучены следующие вопросы:

    адекватность оценки состояния своего ребенка;

    готовность к полноценному сотрудничеству;

    степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ;

    продуктивность использования рекомендаций.

Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.

Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ за 2008 – 2011 гг представлены в таблице ниже:

Критерии

2008-2009

уч.год

2009-2010

уч.год

2010-2011 уч.год

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Адекватность оценки состояния своего ребенка

16%

48%

36%

18%

45%

37%

23%

52%

25%

Готовность к полноценному сотрудничеству

29%

62%

15%

28%

57%

42%

32%

26%

Степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ

19%

72%

18%

20%

62%

28%

31%

41%

Продуктивность использования рекомендаций

18%

68%

14%

29%

56%

15%

33%

52%

15%

ИТОГО

13%

41%

46%

20%

37%

43%

32%

42%

27%

Мониторинг развития уровня родительской мотивации

2008-2009

2009-2010

2010-2011

высокий уровень

13%

20%

32%

средний уровень

41%

37%

42%

низкий

уровень

46%

43%

27%

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Выполнил:

педагог-психолог

МДОУ детский сад № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. ОУ - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и, реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса, В. Сатир, Ф. Райса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.

Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

Анализ научных исследований (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др.) показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи - это создание условий профессионалами ОУ, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности.

В рамках данной работы с теоретических и эмпирических позиций анализируется психолого-педагогическое сопровождение по развитию родительской компетентности.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях ОУ

Задачи:

1. Изучить основные теоретические подходы к рассмотрению феномена родительской компетентности и психолого-педагогического сопровождения ее.

2. Определить содержание, структурные компоненты и критерии родительской компетентности.

3. Раскрыть сущность психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности.

4. Разработать и апробировать содержание и формы психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности

Гипотеза: у родителей с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность в том случае, если ввести в работу с ними психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей.

Методологической основой являются фундаментальные принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую основу составили:

Концепция Р.В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене;

Положение о том, что воспитательное влияние родителей на ребенка во многом определяется теми отношениями, которые сложились между ними (Ю. Хямяляйнен, Г.Т. Хоментаускас, В.С. Мухина, Т.В. Лодкина и др.);

Положение Э. Эриксона о том, что родительство является одним из путей развития личности, т.к. приводит к достижению продуктивности и установлению идентичности в близких отношениях,

Теоретические положения и идеи В.Н. Дружинина, Л.Б. Шнейдер, О.А. Карабановой, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юцтискиса.

Методологическую основу практической части составили:

Пути и способы психологического сопровождения, рассмотренные в работах Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк.

В тренинге были использованы идеи и упражнения А.С. Прутченкова, И.М. Марковской, Е.В. Сидоренко, Р. Кочюнаса, О.В. Евтихова, И.В. Шевцовой, С.В. Петрушина, А.М. Прихожан, В.Г. Ромека, а также авторские разработки и модификации.

Методы:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития родительской компетентности и психолого-педагогического сопровождения.

2. Тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина «Родительское отношение к детям» (ОРО).

3. Тест «Стратегия семейного воспитания» Овчаровой Р.В.

4. «Диагностика родительской любви и симпатии» Е.В. Милюковой

5. Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

6. PARI Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированной Т.В. Нищерет, в интерпретации Т.В. Архиреевой

7. Количественно-качественный анализ

8. Опытно-экспериментальная деятельность по организации психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности.

Теоретическая значимость: изучены основные теоретические подходы к рассмотрению понятий: «психолого-педагогическое сопровождение», «родительская компетентность»; уточнено содержание понятий «родительская компетентность», «психолого-педагогическое сопровождение», определены структура и критерии родительской компетентности; условия ее развития.

Практическая значимость: разработаны и апробированы формы и методы психолого-педагогического сопровождения по развитию родительской компетентности, доказана эффективность использования психолого-педагогического сопровождения родительской компетентности в условиях ДОУ.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

«Не во всякой социально благополучной семье вырастают благополучные и успешные дети». И это действительно так.

В нашем обществе принято учиться, обучаться, повышать квалификацию, получать образование. Мы учимся много чему, как правило, отдавая предпочтение профессиональным педагогам. Но одна из важнейших функций взрослого человека - родительство - формируется зачастую стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат.

Каждое следующее поколение теряет все больше традиционных ценностей, подменяя их актуальными для своего времени приоритетами. Наверное, это цена прогресса. Возможно, по-другому и не может происходить развитие цивилизации.

Взамен утраченных традиций воспитания мы не получили ничего, и молодые матери вынуждены самостоятельно искать ответы на возникающие ежедневно вопросы, касающиеся развития и воспитания детей. Опыт консультирования молодых матерей показал, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми (начиная с младенческого возраста), - результат недостаточной родительской компетентности. Женщины, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками подруг, советами бабушек, которые, иногда, фатально ошибочны.

В качестве примера непонимания реального состояния ребенка можно привести такие высказывания матерей о детях, не достигших и полуторагодовалого возраста: «У него вредный характер», «Он стесняется», «Он поступает назло» и т.п. А чего стоят такие мифы, как, например, то, что ребенка нельзя приучать к рукам, приучать к горшку нужно с рождения, нельзя часто обнимать и целовать мальчика, иначе он вырастет гомосексуалистом...

Перечисленные ошибочные представления и мифы, казалось бы, являются мелочами и не несут в себе глобальных проблем. Однако чем больше и чаще ими руководствуются родители, тем более опосредованным и искаженным становится их восприятие собственных детей. А если мы воспринимаем объект искаженно, то и действия мы предпринимаем не к реальному объекту, а к искаженному. Так, мама, убежденная, что у ее дочери «вредный характер», не склонна искать истинные причины беспокойства и страданий ребенка, списывая их на этот самый «вредный характер». Между тем, младенец страдает и плачет в связи с весьма объективными обстоятельствами, будь то боль в животе или головная боль, неудобная одежда, несоответствующая еда, некомфортная температура воздуха, шумное помещение и пр.

Еще одним примером некомпетентности родителей является стремление во чтобы то ни стало, научить одно-, двухлетних детей «общаться с другими детьми». Не обладая необходимой информацией о возрастном развитии, такие родители подвергают собственных малышей серьезным стрессам, принуждая их подолгу пребывать в сообществе ровесников. Между тем, дети, не достигшие 2,5-3-летнего возраста просто-напросто не готовы к общению с другими детьми, воспринимают сверстников лишь как объекты для экспериментов (наряду с любыми неодушевленными предметами), отсюда и столкновения и слезы малышей. Они запросто тыкают друг другу пальцами в глаза, толкают друг друга, не задумываясь, ударяют - словом, поступают друг с другом так же, как поступили бы с любыми новым и неизведанным еще предметом, но не с человеком. Однако, мамы, сокрушаясь такому поведению малышей, ругают их (а некоторые, и вовсе, пытаются наказывать), и в стремлении достичь собственной цели (научить ребенка общаться со сверстниками) вновь и вновь повторяют свои безнадежные попытки. Несложно понять, что в описанных примерах, так же как и во многих других, подобных цена некомпетентности родителей оплачивается благополучием ребенка. Эмоциональным, физическим, психическим...

К счастью, довольно большое количество современных родителей стремятся повысить свою компетентность. Источники для ее повышения существуют различные, это и многочисленные пособия для родителей, и специальные телепередачи, периодические издания, просветительские проекты. Однако знания приходится приобретать «по крупицам», тщательно отбраковывая ненадежную и недостоверную информацию, ориентируясь не только на «модные» в родительской среде тенденции, но и собственную интуицию, и житейскую мудрость.

Мы не рождаемся родителями. Родительству мы учимся, учимся на собственных детях, которые прощают нам наши оплошности, искренне верят в чистоту наших намерений, благодарно воспринимают нашу заботу. Мы можем сделать наших детей более счастливыми, для этого мы должны помнить, что учиться быть родителями мы должны всегда, и не только ценой опыта наших детей, но и получая знания из всех доступных нам источников.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов. Отец и мать первыми открывают ребенку мир Дома и Семьи. А.Д. Кошелева считала, что близкий взрослый, и, прежде всего мать как близкий «Другой», посредством своей естественной природной компетентности задает направление становлению «базового жизненного опыта» ребенка в первые годы его жизни .

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, просматривая его, как «психолого-педагогическая компетентность родителя», «социально-психологическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство» и т. п., которые можно рассматривать как близкие понятия термина «родительская компетентность».

Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду компетентность, под которой понимают .

Знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

Интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

Интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями (И.А. Колесникова).

Способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;

Способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.)

Наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.)

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было определено, что авторы чаще всего в понятие родительская компетентность включают, такие умения родителя, как понимать ребенка, планировать образование, решать ситуации, знать особенности ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним и другое.

Однако, по нашему убеждению, человек, который знает, как надо делать, не всегда компетентен в выполнении деятельности, поскольку знания - это не тождественный термин компетентности.

Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей мы считаем важным компонентом родительской компетентности.

Мы определили «родительскую компетентность» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя.

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. .

Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком (Г. А. Голицин, Т. С. Леви, М. А. Розов, Т. О. Смолева и др.). Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком (Т. О. Смолева) . При этом наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком-дошкольником является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или язык «внутренней моторики» (по А. В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований.

Несмотря на различия в определении компонентов, ученые едины в том, что знания и умения являются ядром (основой) компетентности. И это понятно, поскольку они обеспечивают исполнение деятельности.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной мы определили следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую .

Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.

Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека. Эмоциональный компонент это субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки. Родительские установки и ожидания это определенный взгляд на свою роль родителя.

Все три составляющие компетентности представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений, то есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальных. Если мы говорим о развитии родительской компетентности, то мы должны обеспечить развитие всех трех составляющих компетентности.

К условиям, способствующим становлению родительской компетентности, как показывает анализ психолого-педагогических исследований (Е.В. Андриенко, А.Г. Асмолов, Н.С. Коваленко, И.В. Назарова, В.А. Сластенин и др.), относят .

Фасилитационную направленность человека;

Домашнюю и социальную среду;

Обеспечение деятельностной позиции родителя, введение таких форм просветительской деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность самих обучающихся за результаты собственной деятельности, то есть смещение односторонней активности педагога на самостоятельное учение, ответственность и активность родителей;

Психологически комфортную атмосферу общения воспитателя и родителя;

Активных методов образования родителей, построение обучения родителей на принципах, которые обеспечивают развитие личности родителя, как субъекта познания, самопознания, саморазвития (М.А.Абрамов, Л.А. Казанцева, Г.В. Невзорова);

Психолого-педагогическое сопровождение.

Мы принимаем все эти условия, но акцентируем внимание на психолого-педагогическом сопровождении.

В практике работы ОУ уже сложились методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности. Все они довольно хорошо раскрыты в педагогической литературе: повышение компетентности родителей (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и тому подобное) организуется с помощью разных форм и методов работы с родителями (беседы, консультации, тренинги, круглые столы и др.). Но в большинстве своем эти методы направлены на информационную составляющую компетентности, на формирование знаний о ребенке и методах взаимодействия с ним.

В последнее время в связи с развитием психологической службы в образовательных учреждениях для родителей предлагаются родительские и детско-родительские тренинги, но в реальной практике ДОУ они только еще проходят этап становления.

Опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми (начиная с младенческого возраста), - результат недостаточной родительской компетентности. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками других людей, советами бабушек, которые, иногда, фатально влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. В этих условиях необходима система работы по «выращиванию» родителей.

На наш взгляд, этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение как важнейшее условие становления родительской компетентности.

В работе с родителями закрепились такие формы работы, как :

Университет педагогических знаний - такая форма работы помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.

Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).

Конференция - предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Дни открытых дверей - цель: ознакомление родителей с новыми методиками обучения, методикой преподавания, требованиями воспитателя, а также с режимными моментами. Такие дни позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики работы дошкольного образовательного учреждения.

Индивидуальные тематические консультации - обмен информацией, дающей реальное представление об успехах ребенка в детском саду, его поведении, его проблемах.

Посещение семьи - индивидуальная работа с родителями, знакомство с условиями жизни ребенка в семье.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Проводя два, три раза в год без присутствия детей. Родительские вечера - это праздник общения с родителями друга ребенка. Темы могут быть самыми разнообразными, главное они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В тренинге должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится, как правило, психологом учреждения, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проводится в форме вопросов и ответов.

Главная тенденция всех форм работы с родителями - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Педагогические формы работы в дошкольных образовательных учреждениях достаточно хорошо отработаны и имеют хорошие результаты. Однако в последнее время этого недостаточно. Во-первых, потому, что не всегда в содержание работы с родителями включается знакомство с закономерностями развития ребенка, что необходимо для осознанного построения взаимодействия с ним, во-вторых, они направлены на овладение формами и методами работы с детьми, исключая методы работы над собой самого родителя, что не всегда целесообразно.

Анализ работ психологов И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.С. Глуханюк, Т.Яничева - позволяет сделать вывод, что методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик в работе с родителями.

Существенным моментом является работа со всеми участниками «образовательного пространства» - детьми , педагогами, родителями. Причем приоритеты, связанные с преимущественным вниманием к тем или иным группам, имеют принципиальное значение.

На наш взгляд, как направление (то есть возможное поле деятельности, ее содержание) психологическое сопровождение включает:

Сопровождение естественного развития родительства;

Поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;

Психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.

Как технология (как реальный целенаправленный процесс, в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями :

Позицией психолога и других субъектов сопровождения;

Способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;

Приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;

Стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания);

Критериями эффективности работы психолога в терминах субъективности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи - это деятельность профессионалов - представителей ДОУ, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем. Процесс сопровождения не возможен без конструктивного сотрудничества, сотворчества, и разумной интеграции педагога, ребенка и родителей.

Никитина Г.В., Чистякова Л.А. связывают выбор психолого-педагогического сопровождения компетентности как одного из важнейших условий в общем комплексе условий, обозначенных выше, с тем, что сам процесс развития родительской компетентности является не простым для человека, поскольку в нем «рождаются» новые смыслы деятельности. Процесс этот ведет личность к самоизменению, к появлению механизмов саморегуляции в деятельности, а значит, он, с одной стороны, длительный, а с другой стороны, эмоционально напряженный. Может случиться так, что человек будет не в силах справиться с подобным напряжением. В этой связи важно обратить особое внимание на необходимость поддержки родителей в процессе развития компетентности .

Психолого-педагогическое сопровождение, под которым понимается организационно-содержательные условия, обеспечивающие поэтапное развитие компетентности на протяжении всего времени родительства, включает в себя средства поддержки как один из необходимых и важных компонентов.

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на мягкое управление процессом развития родительской компетентности. Под мягким управлением понимается такая организация процесса, в которой создаются условия для создания Я-образов родителя, самопознания себя как родителя, создание условий для саморазвития личности, где цели носят векторный характер, к ним нужно стремиться, выбирая разные способы движения, где результаты вероятностны, а не жестко регламентированы. , , .

Психолого-педагогическое сопровождение позволяет сохранять и развивать достоинства личности, организовать взаимодействие педагога и родителя по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии его ключевых родительских компетенций. Тип взаимодействия между педагогом и родителем в логике психолого-педагогического сопровождения носит характер договорных отношений .

На наш взгляд, целесообразно в содержание психолого-педагогического сопровождения в развитии родительской компетенции дошкольного образовательного учреждения, исходя из анализа психолого-педагогической и методической литературы, включить:

Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы), вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела и др.);

Родительские и детско-родительские тренинги по изменению взаимодействия в семье;

Тренинговые занятия с родителями по самопознанию и саморазвитию родительства.

Проведенный анализ исследований проблемы педагогической помощи, поддержки и сопровождения позволяет нам сделать некоторые выводы:

В психолого-педагогической литературе чаще встречаются понятия «педагогическая поддержка», «педагогическая помощь» родителя и значительно реже употребляется понятие «психолого-педагогическое сопровождение», когда речь идет о развитии родительской компетенции. Однако, эти понятия связаны в смысловом контексте, что позволяет нам в рамках нашего исследования выделить, в качестве ведущего, понятие «психолого-педагогическое сопровождение», включающее в себя понятия «педагогическая и психологическая поддержка» и «педагогическая и психологическая помощь». Педагогическое сопровождение и развития родительской компетенции не исключает, а напротив, включает в себя, как необходимый компонент, психологическое сопровождение;

Психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на такую организацию взаимодействия, направленного на развитие родительской компетентности, в которой будут созданы условия для самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления и саморазвития личности родителя, где цели будут иметь векторный характер, к ним можно стремиться, выбирая разные способы самодвижения, где результаты будут вероятностны, а не жестко регламентированы;

В качестве ведущих методов психолого-педагогического сопровождения должны рассматриваться дискуссии, проекты, игры, тренинги, консультации, с помощью которых человек приобретает опыт «самости».

К концу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения в позиции родителей относительно преобразования своего восприятия ребенка (Приложение 1).

На аналитико-обобщающем этапе данные полученные в начале опытно-экспериментальной работы соотносились с итоговыми результатами. Анализ полученных результатов свидетельствовал о положительной динамике в развитии родительской компетентности.

О результативности процесса развития родительской компетентности родителей в условиях психолого-педагогического сопровождения можно судить по целому ряду эффектов, проявившихся в их деятельности:

Усилилось социально-позитивное отношение педагогов к взаимодействию с детьми, коллегами, родителями.

Возросла творческая активность родителей в применении полученного опыта и знаний.

Анализ факторов, препятствующих саморазвитию родителей, выявил определенные тенденции:

Объективные факторы: недостаток времени, ограниченные ресурсы и стесненные жизненные обстоятельства;

Субъективный фактор - собственная инерция. Признание наличия субъективного фактора говорит о критичности и объективности родителей при оценке себя, что является положительным фактором, так как они видят препятствия для развития не в ребенке и окружающих людях (отсутствие поддержки и помощи), а в себе.

Диагностика ориентированности родителей на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми показала следующее. При наличии знаний о личностно-ориентированной модели общения более чем у половины родителей не хватает гибкости, желания, а иногда и возможностей (умений и навыков) изменить подходы к взаимодействию с детьми.

Необходимо констатировать, что, несмотря на активное внедрение гуманистических идей, ориентация родителей на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми остается преобладающей. Такая ситуация вполне понятна и объяснима. Легче жить по некоторому шаблону, стереотипу, чем пытаться апробировать пути и методы, тем более изменять устоявшиеся традиции, и особенно свой тип отношения к детям, «выкладываться» как личность в каждый конкретный момент времени. Поэтому чаще всего гуманистические идеи, принимаемые внешне, оказываются неприемлемыми внутренне. С точки зрения отдельной личности, многое воспринимается как тягостная обязанность, как насилие над собой, порождая тревогу, чувство неудовлетворенности, внутренний протест.

В результате формирующего этапа эксперимента было выявлено, что Необходима активизация внутренней потребности реализовать свои потенциальные возможности, переход от адаптивной модели поведения в режим саморазвития. Для решения поставленных задач была разработана специальная программа психолого-педагогического сопровождения на основе технологической модели конструктивного самоизменения поведения родителя (Приложение 2). Она обусловливает развитие родительской компетентности и включает:

Четыре стадии изменения поведения (подготовку, осознание, переоценку, действие);

Компоненты родительской компетентности, подверженные изменениям на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие);

Комплекс методов воздействия (традиционные и активные).

К концу опытно-экспериментальной работы была зафиксирована положительная динамика изменений во всех компонентах родительской компетентности, в том числе отношения родителей к саморазвитию. Наблюдался переход от преобладающего влияния внешних факторов в саморазвитии родителей (семейный уклад, социальные стереотипы и др.) к осознанному подходу в выборе форм и способов поддержания контакта с ребенком; усилилось эмоционально-позитивное отношение родителей к взаимодействию с детьми, супругами; возросла активность родителей в поиске путей удовлетворения потребности в самопознании, самообучении, саморазвитии.

Таким образом, предположение, что у родителей с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность в том случае, если ввести в работу с ними психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей, подтвердилось.

Хотя мы прекрасно понимаем, что родительская компетентность может развиваться в течение всей жизни, развитие ее базируется на синергетическом подходе, который предполагает вероятные результаты, и наша основная задача была - задать вектор выращивания родительской компетентности.

ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

В современном мире, несмотря на огромное количество доступной педагогической и психологической литературы, различные родительские форумы и интернет-ресурсы, важным институтом повышения родительской компетентности остается школа. Личный контакт с учителем, доверие к человеку, работающему с ребенком, увеличивают ценность знаний, которые получают родители. В соответствии с новым Законом об образовании и ФГОС второго поколения повышение психолого-педагогической компетентности родителей становится важной задачей образовательного учреждения.

Повышение родительской компетентности с содержательной точки зрения можно разделить на несколько направлений, каждому из которых соответствуют различные формы работы.

    Сообщение родителям важной информации, повышение их осведомленности в области возрастной и семейной психологии, педагогики, с целью повышения родительского просвещения о формировании здоровой личности, влиянии семейного воспитания на детей. Эта информация должна сопровождаться рекомендациями, однако основная задача этого направления – именно получение родителями новых знаний. Решению этой задачи способствуют лекторий, а также информационные материалы, размещенные на сайте школы или на стендах. Родительские лектории можно проводить по возрастным группам, по интересам. Информационными материалами, несущими важную информацию могут быть буклеты и листовки. В настоящее время данный вид представления информации привлекает родительское внимание. Отобранный небольшой объем должен отразить наиболее интересную информацию.

    Предоставление родителям возможности обсуждения актуальных вопросов воспитания и обучения, создание пространства для рефлексии и обмена опытом. С целью повышения родительской компетентности обсуждение необходимо проводить в ходе специально организованного мероприятия в сопровождении педагога или психолога. Заинтересованность родителей вызывают круглые столы с приглашением различных специалистов (нарколога, инспектора полиции, специалистов-медиков и т.д). При проведении таких мероприятий родители получают квалификационную консультацию не только педагогов, которые в близком контакте с детьми, но и других специалистов. Также яркими являются такие формы как родительский клуб (в нашем образовательном учреждении – Клуб выходного дня, родители собираются на столиками, слушают выступление специалиста, воспитателя, педагога, психолога, логопеда и переходят к обмену опытом, обсуждению) или родительский практикум.

    Обеспечение родителям эмоционально позитивного опыта общения с ребенком, формирование навыков конструктивного взаимодействия с ним в реальном общении. Именно к этому направлению можно отнести семейные читательские клубы, семейные праздники, детско-родительские мероприятия. И для детей и для родителей очень интересными являются такие мероприятия совместные с родителя как «Веселые старт», День матери, 8 Марта. Участвуя в них происходит сплочение семьи, родители познают своих детей.

Однозначно правильной схемы выбора приоритетного направления или формы работы не существует. В различных школах могут стоять разные задачи и присутствовать разные ресурсы, поэтому при планировании работы важно учитывать анализ ситуации и имеющийся опыт. Вместе с тем, не стоит бояться пробовать новые формы работы. Иногда может казаться, что на организованное мероприятие никто не придет. Даже если на первое занятие придут несколько человек и им будет интересно, то они расскажут об этом остальным родителям, таким образом, число участников будет расти.

При проведении формы клубов необходимо учитывать систематическую работу – следует заранее тщательно продумать регулярность и постоянство встреч. Семейные праздники и детско-родительские мероприятия могут иметь разовый характер, однако требуют большой подготовки. Они могут проходить в школе один-два раза в год. Лекторий предполагает регулярность, однако встреча лектория может проходить один раз в четверть.

Так как посещение клуба и мероприятий не обязательным, то с целью донести какую-либо информацию до максимального количества родителей лучше в формате тематического родительского собрания.

Все предложенные формы можно организовывать на базе класса.

Чтобы семейные праздники, детско-родительские мероприятия и родительские лектории родители не воспринимали, как родительское собрание, необходимо настроить родителей на участие, рассказать о том, что будет происходить и оказать необходимую помощь на этапе подготовки.

Список литературы

    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/И.М. Марковская. Спб.: Речь, 2002.

    Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия/А.Ю. Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.

    Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе/О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004.

    Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2008.

    Чибисова М.Ю. Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014

Тренинг эффективного общения в коммуникации "Родитель-ребенок"

Назначение статьи : учебно-методический материал предназначен для педагогов-психологов и воспитателей ДОО с целью формирования родительских компетенций в вопросах эффективного общения с детьми в ходе тренинга.
****
Развитие родительской компетентности – одно из приоритетных направлений развития современного образования, а значит и одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость формирования у родителей компетенций в вопросах общения с детьми обусловлена следующими причинами. В современных условиях развития общества обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В быстро меняющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей в общении, а те родители, которые находят время для разговоров с ребенком, чаще делают это не эффективно, или их общение сводится к нравоучениям, упрекам, наказаниям.
Помочь родителям приобрести новые знания и навыки эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком, научить открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком - задача педагога-психолога ДОО. Решить эту задачу поможет когнитивно-поведенческий тренинг, организованный для родителей ДОО.

Цель тренинга: развитие компетенций родителей в вопросах эффективной коммуникации с детьми. Задачи тренинга:
Познакомить родителей с принципами эффективного общения;
Обучить приемам рефлексивного слушания;
Стимулировать полноценное общение родителей и детей;
Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщений».

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов.

Материалы:
Бланки для тренировки построения «Я - сообщений»
Бланки с заданием «Восприятие чувств ребенка»
Памятки для каждого родителя «Общие правила эффективного общения»

Участники тренинга: родители ДОО.

Место проведения: группа детского сада или музыкальный зал.

Ведущий: педагог-психолог ДОО.

Ход тренинга.

III. Обучение рефлексивному слушанию.
Психолог: Что такое рефлексивное слушание? Это важный навык общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применять обратную связь – это ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.
В свою очередь, собеседник дает вам подтверждение «Да, именно это я имел в виду».
Родителям демонстрируется слайд:
Слайд 1:

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –
- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ –

Большое значение при рефлексивном слушании имеет открытый ответ . Он показывает, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит.
Категории открытых ответов:
«Стартеры» («О-о-о», «Расскажи мне еще что-нибудь»);
Молчание, но при этом демонстрируется заинтересованность в разговоре;
Открытые вопросы вместо закрытых. Открытые вопросы помогают ребенку прояснить его проблемы.
Например: «Скажи, что произошло сегодня в детском саду?» - открытый вопрос, «У тебя был хороший день?»- закрытый вопрос.
- Приведите примеры открытых и закрытых вопросов (родители приводят примеры).
Для осуществления рефлексивного слушания необходимы установки и чувства.Они включают: желание выслушать ребенка, желание помочь ребенку,принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка, понимание того, что чувства не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Для того чтобы помочь идентифицировать чувства, посмотрите на список слов, их выражающих. Прочитав эти слова, подумайте над ними и дополните список.
(Родителям демонстрируется слайд 2, после чего заслушиваются их высказывания)
Слайд 2

Список слов, выражающих чувства,необходимых для рефлексивного слушания:
1. Счастливый
2. Гордый.
3. Довольный.
4. Радостный.
5. Сердитый.
6. Тревожный
7. Расстроенный
8. Смущенный
9.Обиженный
10. Несчастный
11. Отверженный
12. Печальный
13. Побежденный
14. Неспособный
15. Честный

Упражнение для родителей «Восприятие чувств ребенка».
Родителям раздаются бланки с некоторыми типичными высказываниями ребенка.
Психолог: Внимательно прочтите каждое высказывание и в правой колонке запишите, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Бланк для родителей.
Высказывания ребенка:
1. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал!»
2. «Ты будешь держать меня за ручку,когда поведешь в детский сад?»
3. «Я никогда не смогу быть таким, как Ваня, я старался, а он все равно сделал лучше!»
4. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать!»
5. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и жадная».

IV. Обучение построению высказываний в форме «Я – сообщений».
Возможно, что Вы, уважаемые родители, подобно многим взрослым, знакомящимся с методом рефлексивного слушания, говорите себе: «Это очень благородно помочь ребенку осознать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».Сообщать ребенку о чувствах можно как эффективно, так и не эффективно.Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово «Ты»:
«Ты не должен так делать»- это сообщение обижает и заставляет ребенка чувствовать. Формула «Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Высказывания в форме «Я - сообщений» более эффективны потому, что они
реализуют доверие и уважение и позволяют ребенку сохранить хорошее самочувствие.
Как строить «Я – сообщение»?
Конструкция «Я – сообщение» включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда по всей квартире разбросаны твои вещи…»
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому «…я вынуждена убирать их на место…»
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым «…и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».
Не обязательно жестко придерживаться этой последовательности, в ряде случаев можно построить сообщения так: «Я очень расстроена твоим поведением» или «из-за шума я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».
VI. Практическая работа с родителями «Построение «Я – сообщений» .
Родителям раздаются бланки с ситуациями.
Психолог: Прочтите описание каждой ситуации, ознакомьтесь с предложенным «Ты – сообщением» и напишите высказывание в виде «Я сообщения».
Бланк для родителей:

Ситуации и "ты-сообщения"
1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. - "Ты не должен мне мешать, когда я читаю!"
2. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом. - "Ты до сих пор не повзрослел! Так ведут себя
только малыши".
3. Ребенок никак не идет ложиться спать, мешает разговору родителей.-"Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам
мешаешь!"
4. Ребенок смотрит телевизор, сделав звук очень громко. - "Ты не даешь нам разговаривать!Убавь телевизор!"

Обсуждение выполненного задания.

IV. Заключение.
Психолог: Построение позитивных отношений между взрослым и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы и терпения.В завершение нашего занятия я предлагаю вам несколько общих правил эффективного общения взрослого и ребенка.

Родителям раздаются памятки « Общие правила эффективного общения» и предлагается выставка литературы по данной проблеме.

Памятка для родителей.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ .
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.
4. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
5. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.
6. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
7. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
8. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
9. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
Успехов Вам!

Воспитатели и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняется, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

Работа с детьми не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

Приведу пример. Воспитатели и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняется, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, воспитателей и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога;
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении родительских собраний психолог знакомит родителей с основными направлениями своей работы, с расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к нему. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию.

На первых встречах с родителями проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома, какие игрушки нужны детям. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и в индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка. Интересный прием был использован на родительском собрании в подготовительной группе. Перед родителями была поставлена задача отметить, какие качества больше всего необходимы ребенку, чтобы считать его готовым к школе. Свои ответы родители записали на листочках и прикрепили их к нарисованному дереву. Среди важных качеств, по мнению родителей, были и физическая выносливость и ответственность и умение читать и считать, самостоятельность. Проведенный опрос и послужил началом очень интересного обмена мнениями.

В конце учебного года необходим, на мой взгляд, опрос родителей, позволяющий спланировать работу на новый учебный год, выделить «трудные» вопросы, оценить результат практического применения полученных знаний. Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок врет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Типы семейного воспитания»

«Какие игрушки нужны дошкольникам»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

В своей практике стараюсь чаще использовать индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

Проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство, гиперактивность)

Детские страхи;

Проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

Внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

Воспитание ребенка в неполной семье;

Нарушения речи у ребенка;

Консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.

Сюда же можно отнести беседу с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы использую следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в раздевалках групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

-«Агрессивный ребенок»;

-«Гиперактивный ребенок»;

И другие.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как психологические или родительские гостиные. Особенностью проведения гостиных является то, то они проводятся по определенным темам. В организации и проведении психологических гостиных принимают участие администрация ДОУ, воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, педагог-психолог. Могут приглашаться специалисты: учителя начальных классов, врачи.

Вот некоторые темы гостиных:

  • «У школьного порога»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Адаптация без слёз»
  • «Какие игры нужны детям»
  • «Секреты психологического здоровья»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются пригласительные. Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик;
  • выступление по теме;
  • диалоги с родителями (вопросы);
  • обратная связь.

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Проведение тематических родительских гостиных дает свои результаты. Работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй. Анализируя обратную связь, а на каждом из проведенных собраний, обязательно она проводилась, можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

Литература:

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.
  4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  7. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М., 1978.
  8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  9. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.
  10. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  11. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.