Все о тюнинге авто

Ребенок три года очень необщительный. У вас — необщительный ребенок? Что делать родителям

Воспитание детей

2828

14.04.13 10:08

Любая мама, услышав от чужого человека (воспитателя, подруги, родственника), что ее ребенок необщительный, очень сильно удивляется. Как такое может быть, ведь они с ним очень много играют, разговаривают.

А в процессе совместной игровой деятельности малыш разворачивает такие занимательные сюжеты, что не общаться с ним становится просто невозможно! К сожалению, как бы замечательно и весело не было маме со своим дитем, какой бы он выдумщик не был, не является показателем того, что он может играть и полноценно общаться с другими детьми.

Проблема замкнутости и малой общительности проявляется наиболее ярко тогда, когда малыш начинает посещать дошкольное образовательное учреждение или так называемые «группы развития».

Наблюдая за ним можно заметить его желание держаться в сторонке от остальных, а при приближении к нему другого ребенка с предложением поиграть или посмотреть на его игру, он сразу прекращает свою бурную деятельность, собирает игрушки и как бы «отгораживает» их ото всех. Он таким образом оберегает свое личное пространство, в которое не хочет никого впускать.

Иногда родители на данное поведение смотрят со снисхождением. Они говорят, что достаточно немного подождать, их чадо подрастет и все изменится. Либо высказывают мнение об опережающем развитии малыша, которому играть с одногодками неинтересно в силу различий интересов.

Но все это обычные родительские заблуждения, которые в скором будущем могут стать причиной отторжения ребенка из детского общества. А результат этого может быть достаточно плачевным:

  • отсутствие друзей;
  • игнорирование не только со стороны детей, но и взрослых;
  • потеря личного достоинства, так как оно не подтверждено со стороны;
  • заниженная самооценка;
  • озлобленность;
  • одиночество.

И это далеко не все проблемы, которые могут подстерегать в будущем малыша, так и не сумевшего научиться общаться.

Если ты все-таки увидела и согласилась с существующей проблемой в общении своего ребенка, то не стоит паниковать. Она легко разрешима, надо только запастись терпением и желанием помочь малышу. Эта «работа» по преодолению необщительности будет идти в несколько этапов.

Для начала стоит понять, в чем причина. Чаще всего детские психологи говорят о «боязни чужих ». А боится он потому, что мама – это центр его маленькой вселенной.

Малыш настолько привык только к совместному с ней общению, что не допускает вероятности и возможности его еще с кем-то. Ведь мама не будет кусаться, драться, забирать любимую игрушку. И если предложит интересную игру, то лишь поможет играть, а не станет главным ее героем.

Скажешь, что это чистейшей воды эгоизм, и будешь права. Так уж устроено природой, что малыш до 7 лет не способен самостоятельно бороться с этим чувством, оно пройдет, потом, но только при твоей помощи.

Что же делать? Как помочь ребенку избавиться от этого страха?

Во-первых , стань активной участницей не только игр со своим ребенком, но и с другими детьми в песочнице. Не стесняйся этого. Вот увидишь, что через пару таких твоих «выходов» к вашим играм присоединяться и другие мамы.

А эффект будет поразительным: ребенок увидит собственными глазами, что другие дети совсем не «страшные», они умеют играть и у них есть свои игрушки, тоже интересные и красивые, поэтому ни кто не будет стремиться забрать его любимую лопатку, машинку или куклу.

Мало того ему очень захочется попросить на время игры чужую игрушку. Смело вступай в действие, сначала сама покажи пример, как надо просить, потом, предложи это сделать ему самому.

Во-вторых , приглашай, хотя бы раз в неделю в гости детей, с которыми вы вместе гуляете. Главное тут то, что в этом случае ребенок находится на своей территории, он хозяин и ему значительно проще наладить контакт.

Помни, первое время обе мамы должны быть рядом с детьми неотрывно. После нескольких таких визитов можно будет ограничиться присутствием рядом, а через месяц взрослые спокойно пойдут пить чай, пока малыши увлеченно играют.

В-третьих , когда пройдет этап «адаптации в песочнице », начинай учить малыша фразам и ответам на завязывание разговора: «Здравствуй, меня зовут….», «Спасибо, давай поиграем вместе…», «Давай вместе сделаем вот так…» и т.д.

В-четвертых , не допусти ряда ошибок, иначе все твои труды потерпят крах: не навязывай ребенку общение, он сам должен выразить желание, заразившись твоей игрой с другими детьми; на время забудь частицу «не-», она на ребенка действует прямо противоположно; заканчивай прогулку добрыми словами по отношению к другим участникам игр; обязательно поговори с малышом, выясни его отношение к происходящему и товарищам по игре, это очень важно для понимания чувств, переживаний малыша и к тому же поможет тебе найти новые способы мотивации его на общение.

И главное, наберись терпения , помни, что для закрепления навыка в поведении дошкольника требуется двадцатикратное его повторение. А в остальном тебе поможет твоя большая любовь и забота о будущем твоего «маленького солнышка».

Добрый день, дорогие читатели! С вами психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о замкнутых детях, о том, страдают ли от одиночества такие дети.

Моя подруга считает, что у нее необщительный ребенок, потому что когда она забирает Марину в школе с продленки, все дети носятся по спортивной площадке, смеются и что-то весело обсуждают, ее дочь сидит в сторонке и что-то рисует или читает. Одна, всегда одна… Девочка уже во втором классе, но у нее нет ни одной подружки, никто и никогда не звонит, сверстники не приходят в гости.

На вопросы мамы Марина отвечает, что она просто не хочет ни с кем дружить. Родители тихо переживают, убежденные в том, что современное общество «заточено» на общительных и коммуникабельных, а таким, как их дочка, суждено оставаться всегда на вторых ролях. Что делать, если ребенок почти не общается с другими детьми, как ему помочь? И, вообще, нужно ли помогать?


Почему он такой?

Странным такое поведение кажется родителям, которые сами были в детстве «душой компании», участвовали во всех кружках и спортивных секциях сразу и проводили каждое лето в спортивном или оздоровительном лагере по две смены подряд. Вот несколько вероятных причин того, что ребенок не играет и мало общается с другими детьми:

  • Еще не пришло время для сюжетно-ролевой игры.

Эта причина чаще всего встречается у детей дошкольного возраста, когда ребенок, переходя с одной стадии развития игры на другую, на каком-то этапе задержался или просто не дорос до него. В норме к ролевой игре дети подходят к 4-5 годам, а до этого играют индивидуально. Они общаются с мамой и с отцом, но не нуждаются пока в обществе сверстников.

  • Малыш сохраняет привычный для него стиль семейного поведения.

Вполне возможно, что в его семье принято мало общаться друг с другом, вести уединенный образ жизни, не принимать гостей. В таком случае ему негде взять было пример того, как можно вести себя в обществе.

  • В семье царит авторитарный стиль воспитания.

Властные и строгие родители могут стать причиной того, что замкнутый ребенок не решается высказать свое мнение, проявить свои чувства, опасаясь немотивированной жесткой реакции и ожидая того же от всех окружающих.

  • Врожденные, генетически обусловленные особенности психики.

Многолетние исследования показали, что по наследству передается активность некоторых генов, и тогда человек боится перемены привычных обстоятельств и избегает новых впечатлений. Вполне возможно, что родители застенчивого ребенка сами были такими, но крепко-накрепко об этом забыли.


Как помочь замкнутому ребенку

Вполне возможно, что малышу не скучно и наедине с самим собой. Так бывает с детьми-интровертами, погруженными в свой внутренний мир. Чаще всего, это одаренные интересные личности с богатым внутренним миром.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку, чаще беседуйте с ним – в спокойной обстановке, без давления и принуждения, такой малыш общается подолгу и с видимым удовольствием.

Как играть с ребенком, чтобы научить его общаться? Покажите на примере игрушек-зверюшек или персонажей кукольного театра примеры поведения и знакомства с навыками общения. Разыграйте сценки, как куклы пришли в , на площадку, в магазин, в больницу.

Отличный прием для детей постарше – поиграть в игру «Угадай, о чем идет разговор». Для этого нужно вместе с ребенком посмотреть телевизионное ток-шоу с выключенным звуком и предложить угадать, о чем говорят его персонажи. Цель игры – научиться считывать с лица человека не вербальные (не словесные) сигналы, обращенные к собеседнику.

Помогите ребенку находить в окружающих положительные качества и черты поведения. Мало того, научите его говорить комплименты окружающим, естественно заслуженные. Почему мы так легко осуждаем других людей, но не можем сказать о них пары добрых слов? Переняв от родителей доброжелательное отношение к людям, ребенок нередко будет получать в ответ от окружающих позитивное отношение и готовность пойти на контакт.

Не принуждайте детей знакомиться с теми, кто вам приглянулся. Лучше познакомьтесь с понравившимся мальчиком или девочкой сами, показав пример того, каким способом этого можно достичь.

Цените, если у ребенка появился приятель, даже если он вам совершенно не нравится. Это значительное достижение для необщительных детей. Держите ситуацию под контролем, но издалека, не критикуя друзей и не устраивая «разбор полетов».

Признаки неблагополучия в случае повышенной замкнутости:

  • Появление тиков, заикания, недержания мочи, навязчивых движений и странных ритуалов;
  • Потеря интереса к окружающему;
  • Непривычная вялость и потеря интереса к окружающему.

Если имеется хотя бы один неблагоприятный симптом – это повод для обращения к психоневрологу.

«Бука, молчун» - так называют его и родители, и воспитатели, пытаясь переделать, насильно «подружить» с другими детьми. Такой подход в корне неверный – страдает психика, малыш переживает неприятные и мучительные моменты.

Общительный, открытый и заинтересованный во внешнем мире ребёнок считается своеобразным эталоном в современном обществе. Если же он другой, замкнутый и некоммуникабельный, то это воспринимается как отклонение от нормы.

Мы решили разобраться в причинах необщительности и найти способы решения проблемы.

Следствие внешнего воздействия

Если раньше ваш ребёнок не отличался застенчивостью и был в центре внимания в песочнице, а теперь предпочитает играть один - ищите причину. Возможно, он поссорился с другом, не знает, как наладить общение. Может быть, произошла конфликтная ситуация в детском саду с новой воспитательницей - и ребёнок замкнулся. Будьте тактичны, не стоит спрашивать: «Что случилось, мне сказали в саду, что ты ни с кем не играешь?» Внятного ответа вы, скорее всего, не получите. Действуйте аккуратно - так, чтобы не заставить малыша чувствовать себя виноватым.

Нельзя исключать и то, что ваш сын или дочка попросту устают от занятий, неважно себя чувствуют или просто нет настроения. Главное правило в такой ситуации - наблюдение и ненавязчивые разговоры по душам.

Свойство личности

Интровертами рождаются. Если с самого раннего детства малыш предпочитает играть в одиночестве, а не с толпой сверстников, не паникуйте и не стремитесь его переделать. Ребёнку комфортно и интересно с самим собой? Успокойтесь и не давите на него. Не стоит упрекать, делать неутешительные прогнозы («Так и останешься один, ни с кем не познакомишься»). Часто малыши-интроверты отличаются мечтательностью, любят фантазировать, размышлять, они усидчивы, обожают занятия, требующие сосредоточенности - паззлы, конструктор, книги. Мамы детей, которые и минуту не сидят спокойно, вам только позавидуют!

Пройдет немного времени, и ребёнок сам раскроется для общения. Взрослые интроверты вовсе не домоседы и не молчуны - у них тоже есть друзья, правда, всего один-два, но кто сказал, что это хуже, чем триста френдов в соцсетях?

Неумение наладить контакт

Ребёнок хочется общаться, но у него не получается. На детской площадке он скромно прячется за мамину спину, но если кто-то к нему подходит и приглашает поиграть, то он соглашается. А вот сам подойти и познакомиться не может - не умеет, стесняется. В этом случае надо помочь - тонко и ненавязчиво. Приглашайте в дом гостей с детьми, посещайте развивающие занятия, на детских площадках общайтесь с другими ребятами сами.

Отличный вариант тренировки - пальчиковый театр, ролевые игры. Разыгрывайте с куклами бытовые ситуации - знакомство, общение с продавцом в магазине, не забывайте про слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». И помните про личный пример - ребёнок невольно будет копировать вашу манеру общения.


  1. Развивайте речь ребёнка. Если у малыша проблемы с дикцией, его не будут понимать сверстники, да и сам он начнет комплексовать и стесняться.
  2. Если у вас гости, не оставляйте детей одних, уделите им время. Поиграйте с ними вместе в лото, например, или в прятки. Взрослый «посредник» поможет наладить общение малышей - через полчаса они сами найдут и тему для разговора, и занятие себе придумают.
  3. Напоминайте ребёнку о его друзьях. Малыши быстро знакомятся и быстро забывают новых приятелей. Поощряйте стремление сына подарить Кате медвежонка или позвать в гости Серёжу.
  4. Не переусердствуйте! Если вы станете безостановочно теребить ребёнка, окружать его и дома, и на прогулке большим количеством новых людей, получите обратный эффект.

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро. У подростка может быть больше сотни друзей в социальной сети, но при этом ему не с кем пойти погулять в воскресенье, а на день рождения к нему приходят только родственники.

Обычно родители начинают обращать внимание на эту проблему тогда, когда у ребёнка не складываются отношения в школе, причем выражаться это может в виде травли или опасных конфликтов с одноклассниками. Я хотела бы взглянуть на эту проблему с другой стороны: как на проблему коммуникабельности вообще, а не только с точки зрения отношения детей и подростков между собой.

Например, своим детям я всегда говорила так: легко общаться с таким же, как ты сам, человеком, а ты попробуй позитивно поговорить с совершенно другой, непохожей на тебя личностью, например, с любопытной бабушкой у подъезда, с гастарбайтером, который убирает наш двор, с маленьким ребёнком в песочнице или с раздраженным охранником в вашей школе. С самого раннего возраста нужно учить ребёнка общаться с разными людьми, особенно, если вы замечаете, что коммуникативных навыков ему от рождения явно не достает.

Начинаем с песочницы

Ситуация нередкая: в песочнице играют дети разных возрастов, а рядом на скамейке сидит скучающая одинокая бабушка, которой хочется пообщаться. Мамы заняты разговорами между собой, и она начинает приставать к детям, которые в этой ситуации ведут себя совершенно по-разному. Один ребёнок, услышав её вопрос о том, что он строит из песка, откуда у него такая красивая лопаточка, и даст ли он ей её поиграть, охотно начинает отвечать. Другой же ребёнок, насупившись, отодвигается подальше и молчит, а иногда сразу идёт к матери, прячась за ней от приставучей старушки. Вот в этом втором случае, маме, возможно, стоит задуматься: общителен ли от природы её ребёнок. Конечно, некоторые родители посчитают, что общаться в таком случае ребёнку совершенно не обязательно, тем более, что они и сами порой не выносят подобного приставания.

А зря: это прекрасный случай развивать у ребёнка навыки коммуникации. Конечно, старушка ему не нравится, он её боится или просто не может объяснить, почему убежал от неё. В таких случаях, нужно раз за разом подталкивать ребёнка к нужному поведению: хотя бы к минимальному вежливому разговору с незнакомым человеком в вашем присутствии. При этом, учитывая сложную криминальную обстановку во многих местах, конечно, нужно объяснять ребёнку разницу между вежливыми ответами пожилому человеку в присутствии родителей и разговором со взрослым незнакомым мужчиной, например, по дороге в школу, если ваш ребёнок ходит туда один. Практика показывает, что маленький ребёнок – это не подросток, которого трудно заставить сделать что-то против его воли.

Лет до десяти на развитие личности ребёнка можно очень и очень повлиять, если действовать постоянно и целенаправленно. Его всегда можно заставить или уговорить сделать то, что вам нужно. Если не получается, то скорее всего, это ваша проблема. (О случаях нарушения психического развития у детей, речь, конечно, не идет). Например, в случае с бабушкой в песочнице нужно добиться хотя бы того, чтобы ребёнок не шарахался от неожиданных вопросов незнакомого человека, а вежливо на них отвечал.

Доводы приводите любые:

  • бабушку нужно пожалеть, потому, что ей скучно и одиноко
  • быть вежливым очень почётно и, прямо скажем, выгодно
  • вам будет очень приятно, если ребёнок покажет себя воспитанным человеком
  • бабушка - очень умный и хороший человек, с которым непременно нужно поговорить.
    И так далее, насколько у вас хватит фантазии
    Сделает так, как вы хотите – хвалите и поощряйте.

Если отказывается, прямо прикажите ребенку это сделать, забыв про его право на самовыражение, самовыразиться он и так всегда успеет. Не захочет – применяйте всякие штрафные санкции, принятые в вашей семье.

Уступать тут нельзя, именно в эти моменты и развиваются коммуникационные навыки общения с разными людьми, при недостатке которых в подростковом возрасте могут возникнуть серьёзные проблемы.

Например, к вам приходят скучные для ребенка гости, которые начинают мучить его вопросами об учебе и личной жизни, показывая при этом полное непонимание современных детских и подростковых интересов.
Ребёнок норовит побыстрее улизнуть в свою комнату, а иногда и вообще отказывается выходить к таким гостям. Обычно, это тоже серьёзный признак проблемы – общаться ему тяжело. Конечно, не надо заставлять его сидеть с гостями весь вечер, но потребовать вежливо с ними поговорить хотя бы в течение получаса , думаю, стоит.

Иногда ребёнок не способен элементарно поддержать разговор с родной бабушкой , когда она звонит ему, особенно если он её не часто видит. Постойте с ним рядом и подскажите, что сказать, как ответить и какие задать вопросы самому. Заранее скажите ему, что нельзя заканчивать разговор после первой минуты: пусть попотеет и мобилизует все свои умственные ресурсы.

Если вы едете с вашим стеснительным и малообщительным ребенком отдыхать, то старайтесь активно разговаривать с окружающими вас людьми и использовать любые возможности общения, при этом обязательно привлекая вашего ребенка. Это могут быть соседи по купе в поезде, люди, находящиеся рядом с вами на пляже или в столовой – при желании можно всегда найти кучу способов пообщаться с кем-нибудь.

Активно просите ребёнка вам помочь – пойти и у кого-нибудь что-нибудь спросить или попросить: проводника в поезде, официанта в ресторане, соседку в отеле, бабушку на скамейке и т.д. Всегда подталкивайте ребёнка к знакомству с детьми, находящимися рядом с вами и, если нужно, идите и знакомьтесь вместе с ним.

Для взрослых людей, часто совсем не нуждающихся в общении и, мало того, устающих от него, это может быть довольно тяжело. Но, если вы понимаете, что вашему ребёнку не хватает коммуникабельности, возможно, стоит пожертвовать личным комфортом.

Дело в том, что получить все необходимые коммуникационные навыки можно только из практики: никакие теоретические разговоры не помогут. Не помогут также и единичные редкие случаи ваших попыток заставить его общаться. Как говорится, тут должна быть многолетняя целенаправленная политика при вашем активном участии.

Иногда родители, спохватываясь, что подросток ведёт совершенно замкнутый образ жизни в обнимку с компьютером, начинают таскать его по психологам и вести с ним задушевные разговоры. Возможно, конечно, это поможет, но уж точно будет стоить огромных душевных и материальных затрат, которые не каждому родителю по силам.

Проблемы подобного рода нужно начинать решать как можно раньше. И не беда, если сразу ничего не получается. Если не первой, то десятой любопытной бабушке ребенок скажет, откуда у него красивая лопаточка, и что он строит из песка. Если ребенок ходит в детский сад, то это, конечно, тоже способствует коммуникационным навыкам, что бы ни говорили сторонники домашнего воспитания. И прежде всего потому, что там ребёнок оказывается в коллективе не с тем, с кем хочет он или его родители, а с теми, кто есть. В детском саду ребенок вынужден общаться с детьми и взрослыми людьми, которые, возможно, совсем не похожи на него и его родителей, с детьми, которых он, может быть, никогда бы не встретил в какой-нибудь платной группе раннего развития.

Домашние праздники с приглашением множества гостей также очень способствуют социализации замкнутого ребенка. Конечно, для много работающих родителей устраивать такие мероприятия нелегко и гораздо легче, например, устроить ребенку день рождения где-нибудь в кафе с привлечением аниматоров. Но следует учесть, что с эффектом от настоящего домашнего праздника, где ребенок участвует и в подготовке, и в проведении праздника, и в развлечении гостей, и в уборке квартиры, день рождения в "Макдональдсе" никогда не сравнится. Гостям "Макдональдса", конечно, понравится, но вашему ребенку пользы не принесёт, поскольку отвечать за то, чтобы всем было весело, будет не он, а аниматоры. К тому же организационные навыки, которые так сейчас ценятся, также не всем даются от рождения. В более позднем возрасте приобрести их гораздо сложнее, если вообще возможно, как и навыки коммуникации, на какие бы психологические тренинги человек потом не ходил.

Заниматься всеми этими вопросами для многих родителей очень тяжело по разным причинам. Но не думайте, что отдав ребенка на какие-нибудь занятия, вы получите гарантированный результат. Навыки коммуникации должны развиваться постоянно в простых бытовых ситуациях, которые происходят в нашей жизни каждый день. Если вы, заметив проблемы такого рода у вашего ребенка, с самого раннего возраста начнете действовать, то за несколько лет сможете кардинально изменить ситуацию и помочь своему ребенку чувствовать себя комфортно в современном мире.