Все о тюнинге авто

Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях фгос доу. Доклад на тему:"Интегративные качества дошкольника" Форма отчета по проделанной работе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Чебурашка»

Доклад на тему

«Интегративные качества дошкольника в подготовительной к школе группе»

Подготовила: педагог-психолог

Титаренко Виктория Вадимовна

2016 г.

Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Что включают в себя интегративные качества?

Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.

Как развиваются интегративные качества?

Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.

Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    Любознательный, активный.

Интересуется новым, интересным в окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой - чтением, письмом, счетом. Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

    Эмоционально отзывчивый.

Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения. С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»

(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых) В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).

Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Представления о себе . Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

Представления о семье . Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

    Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.

Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.

Игра малой подвижности. «Тик-так»

Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.

Тик-так, тик-так Ходьба на месте

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.

Тик-так! Водящий вытягивает руку вперёд.

Стрелка, стрелка, покружись! Поворачивается на месте вокруг себя.

Час, который, покажи. После слова «покажи» - останавливается .

Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.

Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».

После рассматривания иллюстраций к сказке « Три поросенка», ребенку рассказывается продолжение истории о поросятах: «Однажды поросята поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал, что это деньги. Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня – много друзей», а Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное - знания». Предлагается определить, кто из них прав и почему

эльвира акбашева
«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям»

Лекция для воспитателей

«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям »

Подготовила : старший воспитатель

Акбашева Эльвира Марсовна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное ) .

С учетом новых федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23.11.09 г., при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада, а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно) . Обучение в детском саду по новым Федеральным стандартам происходит по 10 образовательным областям.

Образовательные области :

Физическая культура;

Здоровье;

Безопасность;

Социализация;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных .

Рассмотрим что это такое.

Физические качества ребенка

В самом общем виде физически развитого ребенка – дошкольника можно охарактеризовать как здорового, ловкого, выносливого. Именно эти физические качества будут залогом хорошего физического самочувствия ребенка в процессе школьного обучения. Ниже приводится более детальное описание качеств :

Выносливость при физических и : бег, прыжки, занятия ручным трудом, умственные занятия и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности (восприятии книг на слух , трудовой, общении) ;

Ловкость – крупная и мелкая моторика : игра с мячом, скакалкой, с мелкими предметами (например, мелкий конструктор, владение карандашом при рисовании, умение самостоятельно выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы и др. (развивается и проявляется в игре (включая подвижные игры, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности, ритмике);

Закалка (развивается и проявляется в повседневной жизни) .

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении . Ниже приводится более детальное описание этих качеств :

- Мотивационная сфера : игровая мотивация, познавательный интерес , учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности : игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух , трудовой, общении) ;

- Эмоциональная сфера : сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому ;

Закладывание ценностных ориентиров : ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое» ; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности) ;

Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции);

Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения , адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания);

- Воспитание азов половой идентификации : знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух ) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Интеллектуальные качества

Интеллектуально развитого дошкольника в целом можно охарактеризовать как смышленого и сообразительного. Именно эти интеллектуальные качества будут залогом хорошего усвоения школьного учебного материала. Ниже приводится более детальное описание этих качеств :

Фантазия и воображение (развиваются и проявляются в сюжетно-ролевой игре; творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.).

Образное мышление (развивается и проявляется при отгадывании загадок; ; в творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.);

Логическое мышление (развивается и проявляется в понимании сюжета книги, спектакля, фильма, картинки; в построении сюжета ролевой игры; в логических играх и др.)

Обобщение (развивается и проявляется во всех видах игры, восприятии на слух чтения книг , составлении рассказов по картинкам и др.);

Умение воспроизводить образец (развивается и проявляется в продуктивных видах детской деятельности по образцу – поделки из конструктора, мозаики, пластилина и др. ; в различных видах игры; простых формах трудовой деятельности – накрывание стола перед едой, в воспроизведении форм этикетного поведения – как правильно пользоваться столовыми приборами и др.);

Умение работать по правилу (развивается и проявляется в играх с правилами, при соблюдении правил поведения, режима, общения со старшими и сверстниками и др.)

Активная и пассивная речь (развивается при активном речевом общении ребенка со взрослыми и сверстниками (непосредственное общение, совместные игры и деятельность, восприятии на слух чтения книг ; проявляется в словарном запасе, грамотном употреблении речевых конструкций , понимании разговорной и литературной речи (книги, возможности пересказать услышанный текст, составлении рассказа по картинке и др.);

Эстетическое чувство (развивается при восприятии высокохудожественных произведений всех жанров (литература, музыка, танец, живопись, скульптура, кино, театр и др.) ; общении с природой; проявляется в способности понимать красоту природы и искусства).

При оценивании результативности образовательного процесса в детском саду предполагается ограничиться набором из 9 интегративных качеств , подробный анализ которых будет приведен ниже.

Почему все-таки идет речь об «интегративных » качествах ? «интеграция » означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов» . Применительно к описанным выше качествам ребенка этот термин использован для того чтобы подчеркнуть, что качества , характеризующие физическое и психическое (личностное и интеллектуальное ) развитие ребенка, формируются в результате активного участия малыша в самых разных видах деятельности (общении, игре, продуктивной и исследовательской деятельности, чтении книг (восприятии на слух ) и др.). Интеграция всех этих видов детской деятельности приводит к развитию ребенка, которое можно описать через различные качества . Важно также заметить. Что эти качества не формируются в дошкольном возрасте в процессе обучения ребенка по школьному типу, поскольку такого рода занятия не предполагают активного участия в них малыша; он лишь выполняет предлагаемые ему задания.

Интегративными некоторые качества можно назвать еще и потому, что их трудно отнести только к одной сфере развития дошкольника – либо только к физической, либо только к личностной, либо только к интеллектуальной . Например, качество «любознательность» . С одной стороны, это характеристика познавательного интереса или мотивационной сферы, что относится к личностному развитию, но, как показывает практика, дети со слабым развитием интеллекта не бывают любознательными, значит, в этом качестве присутствует и интеллектуальное развитие . Также сложно однозначно отнести только к интеллектуальной или личностной сфере качество «культурные привычки» . Формирование навыка культурного поведения связано с интеллектом , но то, будет ли ребенок пользоваться этим навыком в своей повседневной жизни, зависит от имеющейся у него мотивации, побуждающей культурное поведение.

Таким образом, можно рассмотреть почти любое качество , выделив в нем что-то, связанное с физическим развитием ребенка, что-то – с личностным, а что-то – с интеллектуальным .

Личностное и

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка , а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие, то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Л. И. Божович, детский психолог, занимавшаяся проблемами формирования личности ребенка , отмечала очень важный момент, касающийся системы ранней интенсификации интеллектуального развития детей , а именно : ускоренное развитие мышления, не меняя общий возрастной психологический облик ребенка, поможет «нарушить гармонический ход развития детской личности» .

Проиллюстрируем данное положение примером с ранним обучением малыша процессу чтения. Многие родители считают, что, чем раньше ребенок начнет читать, тем успешнее он будет развиваться в дальнейшем. Также у многих родителей существует твердое убеждение, что главным моментом в подготовке детей к школе является - овладение дошкольниками техникой чтения . Однако такая точка зрения не имеет под собой никакого научного основания.

При раннем обучении чтению, малыш, как правило, не понимает, зачем это надо, поскольку у него еще нет потребности в самостоятельном чтении. Для него, ситуация, связанная с чтением книг, включает не только получение новой информации , но прежде всего – общение со взрослым по ходу процесса чтения, что очень важно для ребенка. В дошкольном возрасте в большинстве случаев (за исключением самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности) именно взрослый опосредует для ребенка-дошкольника процесс познания . М. И. Лисина, психолог, занимавшаяся проблемой общения детей, считала, что от 4 до 5 лет преобладающий тип общения ребенка со взрослым – это внеситуативно-познавательное общение. Поэтому в данный период гораздо важнее читать детям книжки (объясняя непонятное, нежели учить ребенка самостоятельно читать. В процессе совместного чтения ребенок получает как интеллектуальное развитие (речь, мышление, кругозор, так и личностное (формируется интерес к чтению книг , происходит знакомство с нравственными, моральными и этическими ценностями).

Научившись рано читать и читая непонятные по значению слова, ребенок привыкает к механическому чтению без понимания. Далеко не все дети спрашивают взрослого о значении непонятных слов, не только, когда читают самостоятельно, но и когда слушают другого человека. Поэтому огромное значение для развития способности ребенка-дошкольника понимать текст имеет объяснение взрослым новых непонятных слов и речевых оборотов без ожидания вопроса ребенка. Книги, которые взрослые читают детям, очень хорошо развивают детскую речь (словарный запас, лексические обороты) при условии, если ребенок понимает смысл текста и значение слов.

По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям) ребенок начинает открывать для себя прелесть переживания происходящих в книге событий и приключений вместе с ее героями. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает спрашивать самостоятельно, иначе для него разрушается канва совместного проживания жизни вместе с книжными героями.

Если ребенок читает, не понимая вообще смысла текста или значения новых слов и фразеологических оборотов, то умение читать не способствует ни речевому, ни интеллектуальному развитию в целом . Так, умеющий читать умственно отсталый ребенок не становится от этого умнее, поскольку не понимает смысла прочитанного в силу проблем с процессом обобщения. Нормальный ребенок тоже может не понимать смысла текста в силу ряда причин : незнания значения слов (плохое речевое развитие, слабого интеллектуального развития (плохое развитие процесса обобщения, непонимание причинно-следственных связей и др.). Таким образом, овладение техникой чтения целесообразно начинать тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает (понимает) на слух текст детских книг, адекватных его возрасту. Это необходимое условие для начала обучения детей чтению в плане интеллектуального развития , но не менее важным условием эффективного обучения ребенка чтению представляется формирование у дошкольников потребности в чтении книг .

От совместного со взрослым прочтения книги малыш получает двойное удовольствие : общение со взрослым в совместной деятельности (чтение книги) и увлекательное переживание событий книги. Постепенно книга начинает ассоциироваться для него не только с источником новой информации , но и с положительными эмоциями; он хочет почитать книгу, когда ему скучно, грустно и т. д. Поскольку взрослый не всегда может читать ребенку, когда последнему этого хочется, то обучение самостоятельному чтению после того, как у него сформировалась потребность в книге в широком смысле, будет восприниматься малышом как возможность удовлетворять появившуюся у него потребность в чтении книг самому. Когда ребенка начинают учить читать до появления такой потребности , то ничего хорошего из этого не получается. Как отмечал Л. С. Выготский, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. Если ребенок дошкольного возраста не понимает, зачем ему самостоятельно учиться читать (поскольку у него нет потребности в чтении книг , то обучение чтению не только не будет способствовать его интеллектуальному развитию , но может нанести огромный вред личностной сфере, отбив интерес к чтению вообще . В случае, когда обучение чтению начинается до возникновения положительного отношения, то очень часто вместо положительного эмоционального отношения к чтению возникает отрицательное. Происходит это в силу появления сильного отрицательного переживания, связанного с книгой и ее чтением, возникающего потому, что обучение чтению в дошкольном возрасте проходит для ребенка достаточно трудно. В том случае, когда ребенка длительно учат читать, а книг ему при этом почти не дают (современная ситуация развития дошкольников , у малышей формируется стойкое отрицательное эмоциональное отношение к процессу чтения и книге вообще. В дальнейшем это оборачивается невозможностью нормально научиться читать (технически, плохим пониманием смысла текста и вообще нежеланием читать не только для ребенка, но и взрослого человека, поскольку чтение начинает выступать не только как эмоционально неприятное, но и малоосмысленное занятие.

Таким образом, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения (интеллектуальный навык , а создать условия для появления потребности в чтении книг (личностное развитие, тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умением читать, что создаст предпосылку для разностороннего чтения в будущем, что в свою очередь будет способствовать его общему развитию.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу , ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника .

Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста . Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка. Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет) ; упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу); развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители); воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка : в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества , возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника , а именно : в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение .

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия (представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка , дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Список использованной литературы

1. Гуткина Н. И. Интегративные качества ребенка как ориентир дошкольного образования . Вестник московского образования. - 2012. № 17– 320 с.

2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Кодачигова Ю. В. Образовательная программа детского сада : Согласование с федеральными требованиями . – М.: АРКТИ, 2011. – 262 с.

3. Кузьмин С. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования . – М.: Обруч, 2010.- 127 с.

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка - физических, личностных, интеллектуальных.

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту - навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим - каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

01 Фев 2014, Интегративные качества личности дошкольника как основа становления универсальных учебных действий младшего школьника // Развитие интегративных качеств личности дошкольника как предпосылки формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста: сборник материалов / авт.-сост. Л.А. Горлова. — Оренбург: ООДТДМ, 2013. — С. 7-11.

Совсем недавно мы с энтузиазмом изучали и начинали внедрять принципиально новый для системы документ – . А сегодня мы уже стоим на пороге следующих перемен – внедрения федеральных государственных стандартов .

Руководитель рабочей группы по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования Александр Асмолов заявляет, что «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, который соответствует требованиям вступающего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и разрабатывается впервые в российской истории, будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Заявленная позиция призвана сломить тенденцию необоснованного, формального расширения знаний ребенка. Обращается наше внимание на необходимость обогащение общего кругозора ребенка с учетом его возможностей в плане сознательного усвоения тех или иных знаний, а также их актуальности для детей данного возраста. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому, несмотря на то, что ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к результатам, неправомерно предъявлять жесткие требования к освоению основных общеобразовательных программ, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГТ предлагали вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества личности дошкольника , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы и которые напрямую соотносятся с универсальными учебными действиями школьника.

ФГОС дошкольного образования, в отличие от других стандартов, также не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

При этом мы видим, что интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника и ограждают нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в дет­ском саду, и с какими знаниями школа должна получать ребенка .

Личностные УУД младшего школьника позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Мы считаем, что становлению личностных УУД способствуют такие интегративные качества дошкольника как эмоционально отзывчивый (откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы); овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе).

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Их становление доступно будущему школьнику, способному управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающему элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка-дошкольника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Кроме того, мы полагаем, что к регулятивным УУД можно отнести такое интегративное качество как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, так как при этом у ребенка формируются не только основные физические качества и потребность в двигательной активности, но и навыки самостоятельного выполнения доступных возрасту гигиенические процедур, соблюдения элементарных правил здорового образа жизни.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Данные действия доступны ребенку, способному решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.); овладевшему необходимыми умениями и навыками (сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности); имеющему первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе (ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире).

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Успех становления коммуникативных УУД зависит от того, насколько дошкольник овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации).

Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Товары для детей должны быть высочайшего качества. Именно такую продукцию предлагает интернет-магазин ЕКОЛЮБ по адресу http://ecolub.com.ua/page/Disana . Здесь Вы найдете большой ассортимент детской одежды, для мальчиков и девочек. А также разнообразные товары для дома.

А.П.Цветкова - воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №102 «Созвездие» г. Набережные Челны

Н.П. Понизова - воспитатель 1 квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №104 Бэлэкэч» г. Набережные Челны

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Мы на практике убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

“Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта”.

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Развивающие игры имеют широкий диапазон трудностей: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Использование развивающих игр продолжается и при поступлении детей в 1 класс. Школа отходит от традиционных, присущих школьному обучению методов, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, более сложной для себя деятельности: учебной.

Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

На развитие восприятия применяем такие игры:

  • “Найди заплатку”;
  • “Найди такой же предмет”;
  • “Кто наблюдательнее” (с геометрическими фигурами);
  • “Сравни предметы”;
  • “Найди 5 предметов” (определенной формы или цвета)
  • “Чудо дерево, или геометрическое дерево” (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание;
  • “Радуга”.

В игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”, “Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.

В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика.

“Кубики Никитина” - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

На восприятие цвета, формы, величины используем блоки Дьенеша .

Сначала предлагаем самые простые игры:

“Найди все фигуры (блоки), как эта” (по цвету, по форме, размеру), “Найди не такую же фигуру, как эта”, “Найди все такие же, как эта”, “Второй ряд”, “Домино”, “Раздели фигуры”, “Помоги Незнайке” - от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые.

Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь используем обручи.

Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.

Здесь применяем игры:

  • “Какой игрушки (или чего-то) не хватает?”;
  • “Нарисуй узор по памяти”;
  • “Расставь по памяти”;
  • “Кто внимательнее?” (читаем стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
  • “Продолжай” (“Дополнени предложение”) – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это?

(“Проворная белка прыгает ловко”);

Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры:

  • “Продолжи ряд”;
  • “Чудо дерево” (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
  • “Путаница” (“Кечелов”);
  • “Буквоед”;
  • “Буква потерялась”;
  • “С кочки на кочку” (со слогами);
  • “Составь слово из букв”;

игры Воскобовича В.В.: “Лабиринты” (с буквами);

  • “Сколько букв” (буквы написаны разным шрифтом);
  • серия игр с блоками Дьенеша;
  • “Кто где спрятался?”;
  • “Кого сколько?”
  • “Новоселье” и др.

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как:

  • “Найди ошибку”;
  • “Найди, чем отличается”;
  • “Какая фигура лишняя и почему?”;
  • “Лабиринты”;
  • “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Детям подготовительной к школе группе сообщаем лишь общий метод организации поисков решения путем зрительного и мыслительного анализа (т.е. воспитатель направляет ход анализа задач).

Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:

  • арифметическими (угадывание чисел);
  • геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
  • буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки - треугольник.

Из всего многообразия головоломок применяем головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур, различные лабиринты (с цифрами и буквами), кроссворды и ребусы, а также всем известные игры “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать “секретное письмо”, вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова.

Естественно, вначале наиболее легкие: 100Г, НИ . , a затем 5 но,

кa .

рейка

Некоторые дети могут за 10 минут расшифровать и записать до 8 слов разной сложности.

Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета:

“Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю”
(губы, зубы)

“Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит”
(нос)

Есть арифметические загадки. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез).

Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

“Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук,
вертится как бес и дорога в лес”. (Сорока)

“Черненькая собачка, свернувшись лежит;
не лает, не кусает, а в дом не пускает”. (Замок)

“Черная овечка стоит,
Вся в огне горит,
Ясен сокол прилетел,
Весь мир просветлел”. (День и ночь)

“Что за птицы пролетели
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят –
Не воротятся назад” (Дни недели)

Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом).

Знакомим детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку.

Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он “надоел как горькая редька”; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он “свалился как снег на голову”.

Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому на данном этапе (ребенок - дошкольник) знакомим детей с более простыми, чтобы они легче понимали их смысл:

  • “Шиворот навыворот”;
  • “Мозолит глаза”;
  • “Язык проглотить”.

Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, используем головоломки:

  • “Через одну”;
  • “Кто внимательный?”;
  • “Цифры - подсказки”;
  • “Круглая пословица”,

где обязательно дается “ключик” для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируйся на цвет слогов или букв и т. д.

Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.

В группе обязательно оформляем “Уголок занимательных игр, где подбираем игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:

В нем могут быть и настольно-печатные игры, и головоломки, и логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы.

Одновременно ведём работу и с родителями, в ходе которой используем беседы и консультации, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий с детьми, вечера досуга; вместе оформляем игротеку.

Еще раз говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.”

Список литературы.

1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html