Все о тюнинге авто

Эстетика еды. Эстетика питания в странах скандинавского региона

Эстетика еды.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в детском саду ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (вилкой, ножом, ложкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Начинать прививать все эти умения необходимо с раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепляются и станут хорошей привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным и утомленным. Для этого воспитатели в группе должны позаботиться о создании спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия или игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, а дежурные (начиная с 3-4 лет), принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок должен иметь постоянное место за столом. А столы и стулья должны соответствовать росту ребенка. (маркировка)

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, по объему соответствующую возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают индивидуальными красивыми салфетками, ставят салфетницы в центр стола. Блюда подают по возможности красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд используется свежая зелень, яркие овощи и фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, о её полезности, стараются сосредоточить внимание ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать её большими кусками, съедать всё, что предложено.

Соблюдение гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей младшего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5-2 лет едят ложкой самостоятельно, а с 3 лет - едят вилкой. В дошкольных группах детям рекомендуют давать полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа её как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами и ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как было съедено предыдущее. Детям, раньше других окончивших есть, можно разрешить выйти из-за стола и заниматься спокойной игрой или готовиться ко сну.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные нормы, учитывать их индивидуальный вкус и привычки. Слишком большое количество еды может только отпугнуть малыша и привести к еще большему снижению аппетита.

Также не следует кормить ребенка насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. Детям с плохим аппетитом можно перед приемом пищи предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к блюдам, их непереносимости. Для этого очень важно пообщаться с родителями вновь поступивших детей с целью выяснения таких подробностей.

Особый подход нужен к детям с избыточной массой тела, склонных к ожирению или с развившимся ожирением. При отсутствии к ним внимания со стороны воспитателей, такие дети часто переедают. Обычно во время кормления их отсаживают за отдельные столы (по возможности), чтобы они не чувствовали себя обиженными, если их будут ограничивать в питании. Если ребенок с избыточным весом отказывается от части еды, не нужно настаивать на дальнейшем продолжении приема пищи. Таким детям не следует есть быстро - воспитатели должны следить за тем, чтобы они неторопливо ели пищу, тщательно ее пережевывая. Дальнейшие рекомендации по питанию таких детей разрабатываются совместно с родителями, педиатром, диетологом и медицинской сестрой.

«Значение овощей и фруктов в детском питании. Эстетика питания»

Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна

Большое значение при проведение процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

Важно помнить, что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол, создать максимальные удобства для всех детей. Такое скучное слово, как «Сервировка» может означать процесс творческий и приятный, сделать жизнь красивой, а обеды и ужины для детей превратить в особое удовольствие.

Каковы же классические правила сервировки стола?
Это расстановка посуды! Тарелки и приборы должны ставиться в той последовательности, в которой будут подаваться блюда. Например: на тарелку для горячего ставится тарелка для закусок. Тарелочку для хлеба так же нужно поставить слева. Вилки и ножи располагаются тем дальше от тарелки, чем раньше они понадобятся. Т.е. вилка для салата окажется самой крайней, а ложка для горячего – последней, около тарелки. Десертные приборы кладутся сверху от тарелки. Ножи надо класть справа лезвием по направлению к тарелке, ложки – выпуклостью вниз, а вилки – слева от тарелки зубчиками вверх, чтобы не испортить скатерть. Суповые ложки можно класть справа, правее последнего ножа. Если подают сливочное масло к хлебу, то на тарелку для хлеба, которая должна располагаться слева от вилки, кладут маленький нож для масла. Расстояние между тарелками должно составлять приблизительно 60 см, а расстояние между тарелками и столовыми приборами, а так же между самими приборами – 0, 5 см.

Сервировать стол рекомендуется одинаковыми приборами и посудой. Если ее не хватает, то посуду другой формы и цвета следует размещать, через две - три тарелки от основного сервиза. Это будет выглядеть красиво. Все тарелки должны стоять на небольшом расстоянии от края стола, образуя прямую линию, параллельную краю.

Что отличает сервировку детского стола?

Принцип тот же, но не стоит забывать, что перед вами дети, и они всегда ждут от любого приема пищи чего необычного и удивительного. Для детей наверняка, можно найти и подобрать тарелки и бокалы с изображением «мультяшных» героев, забавные соломинки для напитков. Самые обычные салфетки могут стать веселыми, для этого каждую из них можно украсить корсетом из разноцветной бумаги, а сверху прикрепить по небольшой и незатейливой игрушке. На праздничный обед вместо белой традиционной скатерти можно расстелить цветную и нарядную. Для каждого малыша можно изготовить из цветной бумаги именные таблички в виде конфеты, ягодки, пирожного…

Не забывайте, что детские блюда должны быть не только вкусными и полезными, но ещё красивыми и привлекательными.

При сервировке стола для детей в дошкольном учреждении необходимо строго и неукоснительно соблюдать все технологии.

  • МИНИМАЛЬНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Стол любой формы делят по периметру на четыре равные части. Каждая равная часть стола рассчитана на одно посадочное место. Его сервируют пирожковой тарелкой, столовым ножом, вилкой, ложкой, бокалом или стаканом, салфетницей с бумажными салфетками, вазой с цветами. Слева по отношению к детям, которые займут места у сервировочного стола, отступив на 5 – 10 см, устанавливают пирожковую тарелку.

Закусочные тарелки на стол не ставят, так как холодные закуски подают прямо в них. Но если при подаче холодных закусок, используют салатники, то воспитатель дополняет сервировку закусочной тарелкой. Слева от тарелки, в которую будет подано блюдо, располагают столовую вилку зубцами вверх, справа – столовый нож, лезвием к тарелке и столовую ложку углублением вверх.

Отступив от края стола 2 см так, чтобы можно было поставить тарелку, посредине перед ребёнком ставят бокал или стакан. На середине стола располагают салфетницу с бумажными салфетками, сложенными таким образом, чтобы их легко можно было вынимать (размер салфеток 25 х 25 см). В невысокой фарфоровой или стеклянной вазе, на середину стола ставят небольшой букет цветов.

  • БОЛЕЕ ПОЛНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Её осуществляют при проведении праздничных мероприятий. Например, при организации праздника для каждого ребенка на расстоянии 2 см от края стола ставят мелкую столовую тарелку (подставную), на неё – закусочную. Справа так же лезвием к тарелке на расстоянии 2 см от края стола кладут закусочный нож, слева – закусочную вилку. (во взрослом питании столовый, рыбный, закусочный нож, слева – закусочную вилку). Слева за вилкой на расстоянии 5 – 10 см от края стола ставят пирожковую тарелку. Свёрнутую льняную салфетку кладут на закусочную тарелку. Количество бокалов и стаканов зависит от ассортимента напитков. Их ставят за тарелками в один ряд. Посредине стола симметрично ставят цветы в вазах и вазы с фруктами. Они определяют границы секции стола. Если закуски не ставят на стол, а подают в обнос, на стол за бокалами кладут десертные приборы: нож, ложку, вилку. Расположение десертных приборов может быть разным. Их можно расположить за стеклом в следующем порядке: параллельно кромке стола кладут нож ручкой вправо, на лезвие кладут вилку зубцами вверх, ручкой вправо к кромке стола, затем ложку углублением вверх, ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером) десертные приборы можно укладывать и справа над ножами, параллельно кромке стола, нож и ложку ручкой вправо, вилку между ними ручкой влево. Может быть и такой вариант: когда бокалы и стаканы располагают за ножами, а десертные приборы за закусочными тарелками.

При сервировке национальных столов в сервировку может быть включена национальная посуда.

  • СЕРВИРОВКА СТОЛА ДЛЯ ЗАВТРАКА

Для каждого ребёнка ставят закусочную тарелку, справа от которой располагают закусочный нож, лезвием к тарелке, слева закусочную вилку зубцами вверх, за закусочной тарелкой посредине бокал. На пирожковой тарелке подают белый и черный хлеб, тосты. Если подают горячие напитки, справа за закусочной тарелкой ставят чашку с блюдцем и чайной ложкой.

Закуски могут быть поданы на стол заранее в многопорционной посуде, молочные продукты в стаканах, кипяченая вода, соки, фирменные напитки в кувшинах или графинах.

На стол обязательно ставят вазу с цветами, салфетницу с бумажными салфетками или кладут полотняные салфетки. Если в меню есть фрукты, можно заранее поставить их на стол на подставке ножи для фруктов, а фрукты подать в вазе.

  • ЧАЙНЫЙ СТОЛ

Его сервируют десертными тарелками, на который кладут полотняные цветные салфетки. Справа от десертной тарелки ставят чайную чашку с блюдцем, на блюдце кладут чайную ложку. Посредине стола ставят вазочку с цветами, сахарницу, чайники заварной, доливной, самовар.

Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля. К тому же, сервировка стола должна сочетаться с меню. И, конечно, каждый предмет должен располагаться на своем месте.

  • СКАТЕРТЬ

Стол накрывают хорошо выглаженной белой скатертью. Под скатерть рекомендуется положить фланель или какую – нибудь другую тяжелую мягкую ткань: скатерть ляжет ровнее, стук тарелок и приборов смягчится. Скатерть, которой накрывают стол, должна гармонировать с салфетками, приборами, тарелками и бокалами.

  • ПОСУДА

По назначению посуду делят на два вида: ежедневного пользования и праздничную.

  • Ежедневно используют мелкие тарелки: закусочные, пирожковые, для вторых блюд и десертные. Глубокие тарелки для первых блюд. Чашки и бокалы – для чая, кофе, какао и компота. Тарелку по хлеб.
  • Для праздничного стола добавляются салатники, супница, овальные, круглые и десертные блюда для рыбы, домашнего жаркого.
  • Для чайного столика используют чашки с блюдцами, чайники или кофейники, розетки для сахара или варенья, блюдо и десертные тарелки для пирожков, печенья, пирожных, сахарницу с общими ложками или щипцами. К тарелочке с лимоном подают вилку.
  • САЛФЕТКИ

Салфетки непременный атрибут в сервировке стола, которые раскладываются сразу после размещения на столе посуды. Салфетку кладут каждому на пирожковую тарелку или размещают в виде разнообразных и красивых фигур в центре закусочной тарелки.

Нарядная и оригинально сложенная салфетка придаст даже скромному столу особенно привлекательный и праздничный вид.

  • При сервировке стола к завтраку, обеду или ужину обычно салфетки складываются вчетверо, треугольником, пополам или заворачивают рулетом.
  • Для торжественного, праздничного обеда или ужина допустимы более сложные формы складывания салфеток.

Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много времени и усилий:

Существует множество способов свертывания салфеток, как простых, так и требующих определенного мастерства. Но если вы освоите это искусство, дети будут в восторге.

  • СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Существует три основных набора столовых приборов: большой столовый, закусочный, десертный. В каждый входят ложка, вилка и нож, но их назначение и, соответственно, размеры разные.

Существуют ещё так называемые не основные приборы для рыбы, салата, жаркого, овощей.

Лучшим украшением стола, особенно праздничного, являются цветы, поставленные в невысокие вазочки.

В процессе сервировки, важно обращать внимание не только на красоту стола, но и эстетику оформления подаваемых блюд. Творческий подход в сервировке стола сделают каждый приём пищи для детей особенно аппетитным и необычным, они будут вспоминать их долго и с удовольствием. Все эти условия непременно поспособствуют возбуждению аппетита и создадут у воспитанников доброжелательный настрой по отношению друг к другу.

Культура поведения за столом… Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребёнку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

В ДОУ культурно-гигиенические навыки приёма пищи рассматриваются с учётом возрастных особенностей детей. Соблюдение детьми гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Большое внимание воспитатели должны уделять детям с пониженным аппетитом, необходимо учитывать индивидуальные вкусы и привычки.

Овощи и фрукты полезны всем: и взрослым, и детям. Они являются составной частью нашей пищи, делают питание разнообразным и полноценным. Наш организм не может обойтись без овощей и фруктов, так как они являются основными поставщиками минеральных веществ, витаминов и других элементов пищи, без которых наш организм нормально существовать не может. Овощи и фрукты имеют в своем составе вещества, которые отсутствуют в других продуктах и которые улучшают пищеварение, обмен веществ, помогают организму усваивать белки, жиры, углеводы других продуктов.

Большое значение при приготовлении пищи имеет нарезка овощей. Она способствует более равномерной их тепловой обработке, придаёт блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Правило нарезки овощей таковы. Если мы готовим щи, то капусту нарезаем соломкой, морковь и картофель брусочками, лук соломкой, полукольцами. Если капусту нарезам кубиками, то и картофель кубиками, морковь и лук кубиками.

Овощи нарезают механическим способом и вручную.

Нарезка вручную является трудоёмким процессом, поэтому для его облегчения широко применяют специальные инструменты или овощерезательные машины.

К простым наиболее распространённым формам нарезки относят соломку, брусочки, кубики, кружочки, ломтики, дольки. При нарезки вручную соломки и ломтиков применяют приём шинкования.

К сложным формам нарезки относят: бочонки, шарики, спирали, стружка, груши, чесночки. Сложные формы нарезают вручную, способом обтачивания.

Применяют приём карбования, формы звёздочки, гребешки. Сейчас широко используют карвинг – вырезание, художественная резьба, применяемая для украшения праздничных столов.

В ДОУ используют сложные нарезки для витаминных и праздничных столов.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое овощами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приёму пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздражённым или утомлённым.

За 20-30 минут до очередного приёма пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используют для создания у детей определённого настроя, располагающего к приёму пищи. Перед едой приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Дежурства помогают в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке, это начало всех начал.

Хочется обратить внимание на одежду дежурных и помощников воспитателей. Комплект подобран в соответствии с названием группы, например, «Весёлый улей», «Земляничка», «Божья коровка».

Сотрудники ДОУ обращают внимание детей на красивый сервированный стол, на цветы в центре обеденного стола, творческое оформление блюд и постоянно поощряют попытки самих детей создать вокруг уютную обстановку.

Причём в процессе приобщения детей к этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей ДОУ и родителей. В каждой возрастной группе имеется газета для родителей «Здоровячек» в которой предлагаются разные рубрики.

Одна из рубрик называется «Разговор о правильном питании». В данной рубрике два раза в месяц помещаются консультации и полезные советы для родителей по организации правильного питания детей. Вот примерные темы:

  • Памятка для родителей «Поведение за столом»;
  • Консультация «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусней»;
  • Полезные советы «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»;
  • Шпаргалка для родителей «Где найти витамины весной?»;

Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников. В начале этого учебного года проводилась выставка «Дары осени», на которой родители представили свои таланты.

На семинаре мы представляем вашему вниманию тематический стол «Детский день рождения». При организации детского дня рождения не обойтись без творческой фантазии и таланта импровизации. Подготовка часто отнимает много времени, зато доставляет огромное наслаждение: вы будто попадаете в собственно детство. Заполните праздничный стол вещами, от которых радостнее бьются детские сердца, - вы обеспечите себе и своим детям незабываемый праздник.

На витаминном столе представлены три новых варианта, которые мы используем в ДОУ. Меню витаминных столов вы увидите на экране.

Аппетит ребёнка, его настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей. Поэтому сотрудникам ДОУ важно помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения и необходимо обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребёнку и тогда успех будет обеспечен!

Улучшению аппетита и повышению качества усвоения пищи способствует её разнообразие. С этой целью в ДОУ практикуется использование витаминных столов. В каждой группе витаминный стол оформлен в соответствии с тематикой группы, с учётом возрастных особенностей детей. На витаминном столе с учётом сезона представлено разнообразие салатов, овощей, соков.

Большое значение при организации питания в ДОУ уделяется работе с родителями. Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое витаминами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

  • < Назад
  • Вперёд >

Эстетика питания

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

И.П. Павлов

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого-нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».

Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Олеся Костылева
Обучение эстетике питания у воспитанников

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Сообщение на тему :

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей»

Подготовила воспитатель :

Костылева Олеся Олеговна

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет» .

Обучение эстетике питания у воспитанников .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая или обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения : ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

1 мл. группа (от 2 до 3 лет) закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола не закончив еду, говорить спасибо;

2 мл. группа (от 3 до 4 лет) научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;

Средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды;

Старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

Продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

Подготовит. к школе группа (от 6 до 7 лет) закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Порядок действий при организации приема пищи :

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры : валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст) ; самоконтроль детей; оценка деятельности.

Сервировка стола : организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов , соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) . Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды ; обучение правилам этикета ; оценка деятельности.

Что должен уметь и знать воспитатель :

-воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

Проводить беседы с родителями о питании ребенка дома ;

Выяснять причины возникновения плохого аппетита;

Создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника ) ;

Во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

Уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде) ;

Уметь поощрять детей за их самостоятельность, при необходимости надо покормить детей у кого не сформирован навык самостоятельности;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

Позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

Уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком, правильно освоить нужный навык (например во время мытье рук : сначала надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, вымыв, тщательно - смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки) ;

Не следует торопить детей;

Не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

Столовый этикет в деятельности ДОУ

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, быть приятным в застольном общении.

Все это учит детей радостно воспринимать окружающее , радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевам, способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни, приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме.

Формирование навыков поведения за столом

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало воспитательной работы .

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей :

Важное условие для поддержания здоровья, соблюдения правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;

Совершенствуя движения, дети становятся более точными, ловкими, координированными;

Шире познает окружающий мир;

Развивается речь;

Приобретают силу и устойчивость психологические функции : внимание, воля;

Приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дежурство

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал» .

Благодаря дежурству можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению .

В младшей группе - дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый (разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы, повесить «доску дежурных» и научить ею пользоваться) .

В средней группе - можно обучать детей сервировке стола, накрывать стол, за которым сидит сам, на видном месте повесить «доску дежурств» -это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании, фартучки, после уборки посуды помощник воспитателя может предложить тряпочку для протирания стола.

В старшей группе - дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убирать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Работают быстро, слаженно, рационально.

В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами и поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

1 Общие правила перед приемом пищи

2 Правила поведения за столом

3 Правила поведения за столом

4 Правила пользования салфетками.

5 Правила употребления некоторых блюд

6 Правила сервировки стола

7 Правила поведения после еды

1. Общие правила перед приемом пищи

Тщательно мыть руки с мылом.

За столом у каждого есть определенное место : садись на свое, не занимай чужо. Садись, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

2. Правила поведения за столом

Сидеть за столом спокойно,спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками)

Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.

Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.

Нельзя вертеться. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.

Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.

Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!

Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол.

Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.

Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок

3. Правила пользования столовыми приборами

Ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот. Вилку можно держать и в правой, и в левой руке : в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом;

Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.

Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.

При использовании двух приборов - ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, - левой.

Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.

Запомни : ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.

Правила пользования салфетками.

Бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот и пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки.

Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды) . Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.

Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо. Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Что, чем и как есть

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки, каши едят ложкой. Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.

Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.

Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам,

Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.

Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.

Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.

Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.

Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.

Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет» . У каждого свои предпочтения.

Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!

Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!

Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком !

Столовый этикет состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков. Необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному воспитанию

Для работы по обучению детей столовому этикету мы используем следующие методы и приемы :

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например : в играх- драматизациях, воспитанники перевоплощаясь в сказочных персонажей стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.

2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например : можно рассказать, что когда тоже была маленькой, случалось что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или воспитанники могут приводить примеры из своего опыта : «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку» . Беседы на темы «Безопасность во время приема пищи» , «Пользование столовыми приборами» , «Если ты разбил посуду» и др.

3. Игровые приемы : дидактические игры («Магазин посуды» , «Подбери, что нужно для завтрака…» , «Узнай по описанию» , «Так бывает или нет?» , «Угостим гостей чаем» и др., игры-путешествия в прошлое посуды, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-воображения). Например : в сюжетно-ролевых играх, учат куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор.

4. Наглядные приемы (картинки, фотографии) . Мы используем в работе иллюстрации из комплекта «Расскажи про детский сад» , иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., а также фотографии работы дежурных подготовит. групп прошлых лет.

5. Художественное слово. Например : учим стихи, отгадываем загадки, читаем рассказы, сказки. («Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., «Стихи и загадки малышам» Мизгунова Н., а также произведения разных авторов, которые находим на просторах интернета)

6. Музыка (песни «Пирожки» , «Манная каша» , «К нам гости пришли» и т. д.)

7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по заданию, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например : зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления ). Например : показываем сами пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола .

9. Элементарные эксперименты (изучение свойств посуды в зависимости от материала, из которого она изготовлена; внешнего вида посуды и столовых приборов в зависимости от их назначения : «Зачем чайной чашке ручка?» , «Почему вилка рогатая?» )

Работу по теме проводим как ОД («Мы дежурим» , «Посуда рассказывает о себе» , аппликация «Украшение салфеток» , рис. «Красивые фартуки» , так и во время самостоятельной деятельности.

В группе созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников :

Книжный уголок : Книги для чтения и рассматривания, внесение иллюстраций «Семья обедает» , «Обед (завтрак) в детском саду», изображений различных видов посуды и предметов для сервировки.

Игровой центр «Дом» , где есть кухонная, столовая и чайная посуда; скатерть; ваза с цветами, салфетки, набор «Выпечка» , овощи и фрукты; предметы заместители; фартуки.

Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации; изображения посуды народных промыслов Хохлома, Гжель, Жестово, Городец; трафареты с изображениями предметов посуды.

Настольно-печатные игры «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Что лишнее?» , «Хозяюшка» и др.

Правильное питание должно приносить удовольствие. Перед приемом пищи мы стараемся обсудить достоинства блюд. Научить воспитанников описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду. Для поднятия аппетита используем пословицы и небольшие рифмовочки :

Стол накрыли и про кашу не забыли.

Хочешь сильным быть, дружок – кушай вкусный творожок.

Молочная река, кисельные берега.

Садитесь на пенёк, да ешьте пирожок.

Тихо музыку послушаем, кашу вкусную покушаем.

А из печки пирожок : «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

Молоко, кефир мы пьём и здоровыми растём.

Витаминный ужин деткам очень нужен.

Кто на завтрак подкрепится, тот работы не боится.

Условия воспитания положительного отношения к еде :

Удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

Разъяснение необходимости рационального питания , пропаганда здорового образа жизни;

Исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание) ;

Постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

Оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

Позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Зачастую за столом приходится общаться с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного культурного уровня, психического склада и т. д. В своем поведении надо стремиться к тому, чтобы каждый из присутствующих чувствовал себя свободно и непринужденно за столом, получая удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения.
Поэтому очень важно умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.


Этикет — это совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе. Правила этикета обычно складываются в тесной связи с развитием культуры народа, его национальными традициями и основаны на воспитании в людях вежливости, внимания, уважения друг к другу. Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. п., умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.
«Эстетика еды» тесно связана с красотой сервировки стола. Еда должна быть красивой до мелочей». Посуда и сервировка воспитывает эстетический вкус человека. В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность.


Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой. Если же вы слишком далеко откинетесь на спинку стула, то можете закапать костюм соусом. Не полагается тянуться через стол — положить блюдо на тарелку может официант. Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно вытереть концы пальцев, но для губ правильнее пользоваться собственным носовым платком. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол.Детям салфетку заправляют за воротник.


Во время еды необходимо следить за собой, соблюдая сложившиеся правила. Неэстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Есть с аппетитом не значит есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от остатков блюда.
Обычно кушанье берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но ряд продуктов берут руками. Это хлеб, печенье, пирожное, фрукты и цитрусовые, сахар (если для него не положены щипцы). Такой порядок принят не случайно: эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска, который затем кладут себе на тарелку или в чашку.



Ряд правил вызывается требованиями эстетики. Так, некрасиво откусывать от большого куска хлеба или целой булки, поэтому от них по мере надобности отламывают пальцами маленькие кусочки; иногда хлеб предварительно нарезают небольшими кусочками. При подаче икры ее предварительно кладут лопаточкой на тарелку, а затем намазывают на небольшие кусочки хлеба. Съев первый кусочек, можно намазать второй и т. д. Точно так же едят паштеты, масло, используя специальные ножи для намазывания.


Существуют определенные правила и при пользовании столовыми приборами.
Так, холодные закуски едят закусочными вилкой и ножом;
горячие из кокотницы или кокильницы — кокотной вилкой или чайной ложкой;
рыбу в горячем виде — рыбными ножом и вилкой;
горячие мясные блюда — с помощью столового ножа и вилки;
десертные блюда (пудинг, мороженое) — с помощью ложки;
фрукты — с помощью фруктовых ножа и вилки и т. п.

Ложку держат так, чтобы большой палец лежал сверху на ее ручке. Суп едят, черпая ложкой от себя, иначе можно забрызгать костюм. Зачерпывать надо столько жидкости, сколько, не пролив, можно поднести ко рту. Надо следить за тем, чтобы суп не стекал с ложки обратно в тарелку.
Ложку подносят ко рту левым широким краем.

Охлаждать суп, перемешивая ложкой, не полагается, лучше подождать, когда он немного остынет. Точно так же нельзя дуть в тарелку, чашку или ложку. Суп едят тихо, бесшумно; чтобы доесть его до конца, не возбраняется слегка приподнять левой рукой край тарелки по направлению от себя. Окончив есть суп, ложку надо оставить в тарелке. Точно так же поступают, не доев суп до конца. Клецки, фрикадельки в супе делят на части не ножом, а ложкой. Если суповое мясо подается отдельно на блюде или в миске, нужно взять кусочек, нарезать его при помощи ножа и вилки и только после этого положить в тарелку с супом. Гущу съедают одновременно с жидкостью. Добавляя себе суп, ложку оставляют в тарелке. Бульон и суп-пюре сервируют главным образом в чашке и едят обычно десертной ложкой, причем левой рукой держат ручку чашки. Из чашки допивают лишь остатки.


Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке.
Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку.
Не следует брать вилку, нож или ложку чересчур близко к основанию.
Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой.
Брать на вилку можно столько, сколько на ней умещается, не сваливаясь.


К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь). Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой. Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой.

Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке. Кусочком хлеба правой рукой можно помочь положить на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки. Ножом, которым режут мясо, не берут соль из солонки, еду из общего блюда. В соус или иное блюдо не стоит крошить хлеб. Не сумев съесть соус с основным продуктом — мясом, птицей, рыбой, лучше оставить его на тарелке.


Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положить кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево.


Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку параллельно ручками влево рядом друг с другом. Это знак (официанту, обслуживающим лицам) убрать тарелку.
Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.


Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку. В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен. Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу. Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе. Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха. Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.


Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.


Сидеть за столом следует прямо, но не так, словно вы "аршин проглотили". Нельзя класть на стол локти, особенно если вы держите нож или вилку. При еде сидят, чуть наклонившись над столом, такая же поза остается и когда вы пьете. Ложку, которой едят суп, держат в правой руке, ко рту ее подносят чуть наискось. Некоторые виды супов, бульоны и фруктовые холодные супы, которые подают в чашке, едят десертной ложкой.