Все о тюнинге авто

Необщительный ребенок. Необщительный ребёнок: интроверсия или застенчивость? Некоммуникабельный ребенок

Нашла в интернете, может кому пригодится.

Одни дети с легкостью заводят друзей уже в песочнице, другие и в более старшем возрасте предпочитают заниматься своими делами в сторонке от шумных компаний. И если общительность и желание ребенка быть на виду легко поощрить и поддержать, то что делать с замкнутым малышом - совершенно не понятно. Как же воспитывать такого ребенка, чтобы он нашел себя в этой стремительной жизни, не изменяя своей природе?

Как понять: ваш ребенок интроверт, или нет
В каком возрасте можно предположить, что ваш ребенок – интроверт? Психологи считают, что делать какие-то выводы о будущем темпераменте до двух-трех лет слишком рано. Дети проходят этапы роста и возрастные кризисы, которые внешне могут заметно менять их поведение. Кроме того, многое будет зависеть и от воспитания.

«Обретение своего «я» у всех детей происходит за счет общения с окружающими, − говорит гештальттерапевт Мария Лекарева-Бозененкова. − Разумеется, вы не перевоспитаете интроверта в его антипода, однако предостережения «Не подходи к другим деткам, они большие, обидят тебя или отнимут игрушку» могут спровоцировать настороженность и склонность сохранять дистанцию даже у маленького экстраверта. А стремление предвосхищать любое желание малыша у интроверта воспитывает ответное желание все делать на виду, только под наблюдением старших».

И хотя личность ребенка будет формироваться еще долгие годы, включая подростковый период, в возрасте трех-четырех лет разница детских темпераментов становится все более очевидной.

Маленький экстраверт на глазах буквально «подзаряжает свои батарейки» в играх с другими детьми, развивающих занятиях в группе, походах куда-то, где он черпает новые впечатления. Ему также важно немедленно выразить свои чувства и эмоции. Для того же, чтобы, например, порисовать в одиночестве, такому малышу приходится затрачивать усилия. Ребенок-интроверт с отнюдь не меньшим интересом отнесется к походу в театр или цирк, но, вернувшись домой, вряд ли согласится еще и поиграть на улице с друзьями. Осмыслить впечатления ему, скорее всего, захочется в тихой игре с любимыми игрушками или с кем-то из близких. Экстраверты познают мир и восстанавливают силы через общение и внешние связи, интроверты делают это наедине с собственными мыслями и фантазиями. И эту врожденную особенность своего темперамента и те и другие унесут во взрослую жизнь

Ваши ожидания - это ваши проблемы, а не ребенка
Именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. Поэтому с раннего возраста важно признать за малышом его главное право – быть другим. Межу тем многим мамам и папам начинает ошибочно казаться, что ребенок ленив, нелюбознателен и чересчур уж медлителен. И главная ошибка – это попытки растормошить и «ускорить» малыша.

«Часто именно родители-экстраверты осознанно или неосознанно разочарованы ребенком, и он это, конечно, чувствует, − говорит детский психолог Мария Чибисова. – Постоянное ожидание качеств, не свойственных его природе, разовьет в ребенке лишь комплекс неполноценности. И, чтобы не огорчать маму с папой, он со временем либо начнет через силу притворяться, что тоже может быть веселым и активным заводилой, либо полностью уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно».

Но и малообщительный родитель-интроверт, проводящий с малышом большую часть времени и ограждающий его от контактов извне, рискует усугубить некоторую закрытость, свойственную ребенку. Именно поэтому важно развить его сильные стороны и помочь справиться с тем, что дается ему не так уж легко.

приятных сюрпризов»
Отношение к веселью и спонтанным, пусть даже очень радостным, сюрпризам во многом разделяет мир интровертов и экстравертов. Ребенок не справляется с бурным потоком новых переживаний, которые он не может сразу воспринять и осмыслить. Поэтому обо всех планах, в которые будет включен ваш малыш, говорите ему заранее, в подробностях рассказывая, как это будет происходить. Задавайте ему наводящие вопросы: каких именно зверей он хотел бы увидеть в зоопарке или что бы он подарил своему другу на день рождения?

Позвольте ребенку выбрать собственный ритм жизни
Как только вы дадите ребенку возможность сделать все необходимое в его собственном ритме, малыш удивит вас тщательностью, с которой он справляется с задачей. Ситуация, когда мама торопится и нервничает, травмирует любого ребенка, но особенно тяжело это переживает интроверт, с детства стремящийся к размеренности и продуманности действий. Постарайтесь составить режим дня так, чтобы утром малыш имел возможность встать пораньше и неспешно собраться, поиграть с любимым плюшевым зверем или посмотреть короткий мультик. Такие ритуалы действуют на него ободряюще и успокаивающе.

ОСОБЕННО ВАЖНО
Ребенку очень важно с раннего детства дать понять: он имеет право на свой внутренний темп и желание побыть наедине с собой. Это его особенность, его характер, и мама с папой в нем это уважают и ценят. Даже если его окружают брызжущие энергией и весельем братья, сестры или друзья, он совсем не должен принуждать себя делать что-то просто «за компанию».

Выясняйте отношения с ним без свидетелей
Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.

Научитесь терпеливо слушать своего ребенка-интроверта
Дети интровертного склада могут вводить в заблуждение, ведь подчас они думают и чувствуют больше, чем это демонстрируют. И если не помочь им самим понять, как работает их мозг, взрослея, они могут недооценивать себя. Таким людям с детства необходимо время, чтобы спокойно обработать информацию: объединить в единое целое все, что они увидели, услышали и впитали. В процессе разговора они буквально расставляют все по полочкам. Для ребенка такая беседа – способ упорядочить свои впечатления. Поэтому, расспрашивая его о том, как прошел день в саду или понравился ли спектакль, не перебивайте наводящими вопросами и всегда давайте возможность довести мысль до конца. Интровертам, в том числе и маленьким, нужно приложить больше энергии, чтобы восстановить нить разговора и заново оформить в слова свои мысли и переживания.

Подбирайте ему занятия по темпераменту
Родителям кажется, что, чем раньше начать закладывать интерес к обучению и одновременно социализировать ребенка, тем успешнее он станет развиваться. Но интроверту такие американские горки могут не принести радости или привить неприязнь к занятиям. Другая крайность − изолирование малыша, а то в группе «нахватается всяких вирусов».

В результате не очень контактный по природе ребенок, который не обрел опыта общения со сверстниками, так или иначе столкнется с этой проблемой в начальной школе. Но только там ему будет значительно трудней. «Не нужно подбирать специальные занятия детям в соответствии с их темпераментом, − считает Мария Лекарева-Бозененкова. – Достаточно лишь быть внимательным к ребенку, его интересам и склонностям.

Малыш вполне может участвовать в театральном представлении на общем утреннике, но не надо заставлять его читать со сцены стихи, если он этого не хочет». Необходимо, чтобы воспитатель учитывал особенности всех своих маленьких подопечных. Интроверта частая смена заданий может сбить с толку. Зато его сильные стороны – это как раз умение внимательно заниматься чем-то одним продолжительное время. Важно также, чтобы ребенку позволили включаться в групповые игру не сразу, а давая время понаблюдать за происходящим со стороны.

Детский сад: этапы привыкания ребенка-интроверта
«Дети, которые трудно и долго привыкают к новой среде: не отпускают маму, плачут в течение дня, начинают часто болеть, совсем не обязательно интроверты, − утверждает Мария Чибисова. − Скорее, они просто более привязаны к дому, ощущают мамино постоянное беспокойство и недостаточно пока социализированы. При этом у них может быть любой темперамент». Правда и в том, что вашему малышу может быть сложнее адаптироваться в незнакомой обстановке, чем более общительным сверстникам. Но если ему грамотно помочь, процесс привыкания пройдет безболезненнее и быстрее.

1. Перед тем как малыш пойдет в детский сад, сходите вместе в его будущую группу. Познакомьте его с воспитателем и покажите игрушки, поиграйте с ними и определите среди них любимые. Если интерес ребенка-экстраверта можно поддерживать напоминанием о новых друзьях и совместных играх с ними, то малыша-интроверта нужно заинтересовывать игрушками и теми занятиями, которые он начал осваивать в саду.

2. Если ребенок отказывается от еды и сна, попросите воспитателя не настаивать. Это напрямую связано со сложностями адаптации, и любой прессинг в первые дни лишь усугубит стресс. По мере привыкания он начнет есть и спать, как и другие дети.

3. Интересуйтесь, как прошел у малыша день, что ему особенно понравилось. Возможно, он многое не расскажет. Расспросите воспитателей и напомните ему о приятных моментах. Когда вы забираете его из садика, он может быть молчалив − не нужно атаковать его вопросами. Дайте ему возможность просто побыть с вами вместе: поговорите о чем-то нейтральном. А потом можно вернуться к разговору о том, как прошел его день.

Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые
Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор. «Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку «веселей» или «спокойней», то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, − считает Мария Чибисова. − Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на «спокойных и скучных» и «веселых и шумных». В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».

Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других − заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.

Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.

Все дети разные: кто-то обожает играть в догонялки с другими ребятами, а кому-то нравится собирать пазлы в одиночестве. Замкнутость и излишняя скромность мешает крохе влиться в общество, завести друзей, проявить свои таланты, добиться признания со стороны сверстников. Родители «молчунов» начинают бить тревогу, посещают психологов и беседуют с педагогами, пытаясь повысить общительность ребенка. В чем причина такого поведения? Как помочь крохе? Ответы найдете в этой статье. А пройти тест и оценить уровень общительности вашего сына или дочери можно .

Общительный ребенок быстро находит общий язык с другими детьми и преподавателями, развивает уверенность в себе, легче преодолевает стресс и трудности. Во взрослой жизни таким малышам будет проще адаптироваться в обществе, добиться успехов в работе и личной жизни.
Что касается замкнутых детей, увидеть разницу очень просто:

  • Необщительный ребенок никогда не будет в центре внимания. Скорее всего он попытается улизнуть в зону своего комфорта, предпочтет остаться в тени.
  • Малыш не любит выражать свое мнение и много разговаривать, в коллективе старается держаться обособленно.
  • Завести друзей для крохи - настоящая проблема. Зачастую у такого малыша есть лишь один верный друг либо друзей нет вообще.
  • Замкнутые дети часто очень любознательны и хорошо учатся, находят интересные, порой даже необычные хобби. Однако делиться своими впечатлениями не торопятся, все держат в себе.

Причины. Почему ребенок не общителен?

  • Семья - основа всего. Именно в семье зарождаются первые детские привычки, происходит
    копирование родительского поведения. Если мама и папа не любят принимать гостей, а веселые и
    активные выходные давно сменились на скучные посиделки у телевизора - не стоит ждать от ребенка чрезмерной общительности. Скорее всего, он примет такой стиль поведения своих домочадцев за норму и продолжит семейную традицию «молчунов», сидя за чтением книг или компьютерными играми.
  • Холодные, излишне строгие отношения между матерью и ребенком могут повлечь за собой настоящую психологическую травму, спровоцировать недоверие и отрешенность к другим людям. То же самое может произойти вследствие любого сильного стресса, например, развода, смерти близкого человека, потери домашнего питомца и т. д.
  • Задержка социального развития - одна из возможных причин такого замкнутого поведения. Существует несколько систем отношений: сначала ребенок играет сам с собой, затем в игру подключаются игрушки, далее происходит совместное взаимодействие с другими детьми, и, наконец, наступает кооперативная стадия игры — распределение ролей, согласование поведения и т. д. Преодолеть все ступени социального развития удается примерно к 4 годам - в этом возрасте малыш любит общаться со сверстниками, с радостью участвует в общих видах деятельности. Если растет необщительный и молчаливый ребенок, вполне возможно, что он застрял в одной из стадий, так и не дойдя до ступени кооперативного взаимодействия.
  • Общительность ребенка может зависеть и от особенностей темперамента. К сожалению, родителям-экстравертам очень сложно принять интровертный характер своего чада. Один из симптомов такого «скромного» темперамента - стеснительность.
  • Бывает и так, что . Это может случится, например, после неприятного инцидента в школе или в детском саду. Обидные насмешки и унизительные оскорбления сверстников заставят кроху замкнуться в себе, потерять уверенность и стать «изгоем».
  • Проблемы со здоровьем также могут отразиться на поведении малыша, ухудшить его эмоциональный настрой.

Что делать?

Развить в ребенке общительность бывает сложно, однако терпение, поддержка и внимание родителей помогут справиться с ситуацией.

  • Первое, чего не стоит делать - так это напоминать малышу о его недостатке. Из-за постоянного давления ребенок обязательно заработает комплекс неполноценности, от которого тоже придется избавляться.
  • Если ваше чадо стесняется новых знакомств, помогите ему в этом. Ненавязчиво познакомьте его со сверстниками на детской площадке или договоритесь с другими родителями малышей о встрече. Для совсем маленьких можно устроить .
  • Всегда поощряйте инициативу, спрашивайте мнение крохи по любому вопросу: «Что приготовить на обед?», «Какой фильм посмотреть?» и т. д. Он должен знать, что его мнение важно.
  • Семейное гнездо должно быть наполнено спокойствием и уютом. Скандалы с супругом по поводу и без оставьте на потом.
  • Самореализация - одна из ступеней к успеху. Поддерживайте детское стремление к новым знаниям, запишите ребенка в творческие кружки. Смена коллектива пойдет ему на пользу.
  • Мама и папа должны быть в постоянном контакте с классным руководителем в школе или воспитателем в детском саду. Грамотный педагог сможет наладить отношения между одноклассниками и сплотить детский коллектив.
  • Лечение серьезных психологических травм лучше доверить профессиональному психологу, который поможет родителям грамотно подойти к проблемной ситуации и улучшить социальную жизнь крохи.

Одни дети с легкостью заводят друзей уже в песочнице, другие и в более старшем возрасте предпочитают заниматься своими делами в сторонке от шумных компаний. И если общительность и желание ребенка быть на виду легко поощрить и поддержать, то что делать с замкнутым малышом - совершенно не понятно. Как же воспитывать такого ребенка, чтобы он нашел себя в этой стремительной жизни, не изменяя своей природе?

Как понять: ваш ребенок интроверт, или нет

В каком возрасте можно предположить, что ваш ребенок – интроверт? Психологи считают, что делать какие-то выводы о будущем темпераменте до двух-трех лет слишком рано. Дети проходят этапы роста и возрастные кризисы, которые внешне могут заметно менять их поведение. Кроме того, многое будет зависеть и от воспитания.

«Обретение своего «я» у всех детей происходит за счет общения с окружающими, − говорит гештальттерапевт Мария Лекарева-Бозененкова. − Разумеется, вы не перевоспитаете интроверта в его антипода, однако предостережения «Не подходи к другим деткам, они большие, обидят тебя или отнимут игрушку» могут спровоцировать настороженность и склонность сохранять дистанцию даже у маленького экстраверта. А стремление предвосхищать любое желание малыша у интроверта воспитывает ответное желание все делать на виду, только под наблюдением старших».

И хотя личность ребенка будет формироваться еще долгие годы, включая подростковый период, в возрасте трех-четырех лет разница детских темпераментов становится все более очевидной.

Маленький экстраверт на глазах буквально «подзаряжает свои батарейки» в играх с другими детьми, развивающих занятиях в группе, походах куда-то, где он черпает новые впечатления. Ему также важно немедленно выразить свои чувства и эмоции. Для того же, чтобы, например, порисовать в одиночестве, такому малышу приходится затрачивать усилия. Ребенок-интроверт с отнюдь не меньшим интересом отнесется к походу в театр или цирк, но, вернувшись домой, вряд ли согласится еще и поиграть на улице с друзьями. Осмыслить впечатления необщительный ребенок, скорее всего, захочет в тихой игре с любимыми игрушками или с кем-то из близких. Экстраверты познают мир и восстанавливают силы через общение и внешние связи, интроверты делают это наедине с собственными мыслями и фантазиями. И эту врожденную особенность своего темперамента и те и другие унесут во взрослую жизнь

На книжную полку

Написанная на основе 20-летнего клинического опыта книга Марти Лэйни «Мой ребенок интроверт» не только рассказывает родителям, как воспитывать необщительного ребенка интроверта, чтобы он вырос счастливым человеком, но и помогает распознать типические черты интроверта в малыше как можно раньше. Книга включает в себя опросник, помогающий определить место ребенка по шкале интроверсии-экстраверсии. Это поможет ребенку интроверту использовать свои сильные стороны для жизни в мире экстравертов и достижения успеха.

«На самом деле дети интроверты креативны, любят учиться, имеют высокий эмоциональный интеллект и не страдают тщеславием. Родителям не нужно думать, что с ребенком интровертом «что-то не так». Ему стоит помочь стать тем, кем он хочет, а не давить на него требованиями «быть как все», - пишет Марти Лейни. И ей можно доверять! И не только потому, что она преподавательница и практикующий семейный психотерапевт, ведущий эксперт по интроверсии в США. Но и оттого, что сама интроверт, живущая в счастливом браке с экстравертом.

Итак, если у вас растет необщительный ребенок, что делать подскажет книга Марти Лэйни «Мой ребенок интроверт».

Ваши ожидания - это ваши проблемы, а не ребенка

Именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. Поэтому с раннего возраста важно признать за малышом его главное право – быть другим. Межу тем многим мамам и папам начинает ошибочно казаться, что ребенок ленив, нелюбознателен и чересчур уж медлителен. И главная ошибка – это попытки растормошить и «ускорить» малыша.

«Часто именно родители-экстраверты осознанно или неосознанно разочарованы ребенком, и он это, конечно, чувствует, − говорит детский психолог Мария Чибисова. – Постоянное ожидание качеств, не свойственных его природе, разовьет в ребенке лишь комплекс неполноценности. И, чтобы не огорчать маму с папой, он со временем либо начнет через силу притворяться, что тоже может быть веселым и активным заводилой, либо полностью уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно».

Но и малообщительный родитель-интроверт, проводящий с малышом большую часть времени и ограждающий его от контактов извне, рискует усугубить некоторую закрытость, свойственную ребенку. Именно поэтому важно развить его сильные стороны и помочь справиться с тем, что дается ему не так уж легко.

Обходитесь без «приятных сюрпризов»

Отношение к веселью и спонтанным, пусть даже очень радостным, сюрпризам во многом разделяет мир интровертов и экстравертов. Необщительный ребенок не справляется с бурным потоком новых переживаний, которые он не может сразу воспринять и осмыслить. Поэтому обо всех планах, в которые будет включен ваш малыш, говорите ему заранее, в подробностях рассказывая, как это будет происходить. Задавайте ему наводящие вопросы: каких именно зверей он хотел бы увидеть в зоопарке или что бы он подарил своему другу на день рождения?

Позвольте ребенку выбрать собственный ритм жизни

Как только вы дадите ребенку возможность сделать все необходимое в его собственном ритме, он удивит вас тщательностью, с которой он справляется с задачей. Ситуация, когда мама торопится и нервничает, травмирует любого ребенка, но особенно тяжело это переживает ребенок интроверт, с детства стремящийся к размеренности и продуманности действий. Постарайтесь составить режим дня так, чтобы утром малыш имел возможность встать пораньше и неспешно собраться, поиграть с любимым плюшевым зверем или посмотреть короткий мультик. Такие ритуалы действуют на него ободряюще и успокаивающе.

Ребенку очень важно с раннего детства дать понять: он имеет право на свой внутренний темп и желание побыть наедине с собой. Это его особенность, его характер, и мама с папой в нем это уважают и ценят. Даже если его окружают брызжущие энергией и весельем братья, сестры или друзья, необщительный ребенок совсем не должен принуждать себя делать что-то просто «за компанию».

Переключение внимания - это просто вам, а не ему

Выясняйте отношения с ним без свидетелей

Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок интроверт может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.

Научитесь терпеливо слушать своего ребенка-интроверта

Дети интровертного склада могут вводить в заблуждение, ведь подчас они думают и чувствуют больше, чем это демонстрируют. И если не помочь им самим понять, как работает их мозг, взрослея, они могут недооценивать себя. Таким людям с детства необходимо время, чтобы спокойно обработать информацию: объединить в единое целое все, что они увидели, услышали и впитали. В процессе разговора они буквально расставляют все по полочкам. Для ребенка такая беседа – способ упорядочить свои впечатления. Поэтому, расспрашивая его о том, как прошел день в саду или понравился ли спектакль, не перебивайте наводящими вопросами и всегда давайте возможность довести мысль до конца. Интровертам, в том числе и маленьким, нужно приложить больше энергии, чтобы восстановить нить разговора и заново оформить в слова свои мысли и переживания.

Подбирайте ему занятия по темпераменту

Родителям кажется, что, чем раньше начать закладывать интерес к обучению и одновременно социализировать ребенка, тем успешнее он станет развиваться. Но интроверту такие американские горки могут не принести радости или привить неприязнь к занятиям. Другая крайность − изолирование малыша, а то в группе «нахватается всяких вирусов».

В результате не очень контактный по природе, необщительный ребенок, который не обрел опыта общения со сверстниками, так или иначе столкнется с этой проблемой в начальной школе. Но только там ему будет значительно трудней. «Не нужно подбирать специальные занятия детям в соответствии с их темпераментом, − считает Мария Лекарева-Бозененкова. – Достаточно лишь быть внимательным к ребенку, его интересам и склонностям.

Малыш вполне может участвовать в театральном представлении на общем утреннике, но не надо заставлять его читать со сцены стихи, если он этого не хочет». Необходимо, чтобы воспитатель учитывал особенности всех своих маленьких подопечных. Интроверта частая смена заданий может сбить с толку. Зато его сильные стороны – это как раз умение внимательно заниматься чем-то одним продолжительное время. Важно также, чтобы ребенку позволили включаться в групповые игру не сразу, а давая время понаблюдать за происходящим со стороны.

Детский сад: этапы привыкания ребенка-интроверта

«Дети, которые трудно и долго привыкают к новой среде: не отпускают маму, плачут в течение дня, начинают часто болеть, совсем не обязательно интроверты, − утверждает Мария Чибисова. − Скорее, они просто более привязаны к дому, ощущают мамино постоянное беспокойство и недостаточно пока социализированы. При этом у них может быть любой темперамент». Правда и в том, что вашему малышу может быть сложнее адаптироваться в незнакомой обстановке, чем более общительным сверстникам. Но если ему грамотно помочь, процесс привыкания пройдет безболезненнее и быстрее.

1) Перед тем как ребенок интроверт пойдет в детский сад, сходите вместе в его будущую группу. Познакомьте его с воспитателем и покажите игрушки, поиграйте с ними и определите среди них любимые. Если интерес ребенка-экстраверта можно поддерживать напоминанием о новых друзьях и совместных играх с ними, то малыша-интроверта нужно заинтересовывать игрушками и теми занятиями, которые он начал осваивать в саду.

2) Если необщительный ребенок отказывается от еды и сна, попросите воспитателя не настаивать. Это напрямую связано со сложностями адаптации, и любой прессинг в первые дни лишь усугубит стресс. По мере привыкания он начнет есть и спать, как и другие дети.

3) Интересуйтесь, как прошел у малыша день, что ему особенно понравилось. Возможно, он многое не расскажет. Расспросите воспитателей и напомните ему о приятных моментах. Когда вы забираете его из садика, он может быть молчалив − не нужно атаковать его вопросами. Дайте ему возможность просто побыть с вами вместе: поговорите о чем-то нейтральном. А потом можно вернуться к разговору о том, как прошел его день.

Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые

Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор. «Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку «веселей» или «спокойней», то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, − считает Мария Чибисова. − Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на «спокойных и скучных» и «веселых и шумных». В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».

Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других − заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.

Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.

Если ребенок сознательно избегает общества своих сверстников или у него в садике или школе нет друзей, не следует впадать в панику, но вместе с тем нельзя игнорировать сложившуюся ситуацию.

Нежелание общаться со сверстниками может быть связано с внешними причинами


В одних случаях «нестандартное» поведение может быть проявлением личности малыша, что вполне естественно для интровертов. В других случаях замкнутость и неумение/нежелание ребенка общаться связано с внешними причинами, которые обязательно нужно выявить и устранить. Задача родителей – выяснить, что является сдерживающим фактором для конкретного ребенка.

Интроверт: особое восприятие дружбы

По типу темперамента всех людей делят на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Но существует еще одно разделение – в зависимости от того, каким образом человек пополняет свою душевную энергию.

Одним людям, которых называют экстравертами, для энергетической подпитки нужен внешний источник – общение с другими людьми. А вот интроверт черпает силы в самом себе. Дети-интроверты не любят суеты и шумных компаний, они предпочитают тишину и одиночество. Интровертов намного меньше, чем экстравертов – по мнению экспертов, не более 30%, поэтому их поведение считается «нестандартным». Присмотритесь к своему чаду. Если ребенок сторонится больших компаний и часто «уходит» в себя, не расположен к общению, раним и обидчив, предпочитает тихую возню со своими игрушками вместо активных игр с другими детьми, скорее всего, в вашей семье растет интроверт.

Психологи настойчиво советуют не пытаться «растормошить» такого ребенка. Не навязывайте ему лишнее общение, не тащите силой на игровую площадку к другим детям – такое обращение может заставить кроху замкнуться в себе.

Вместе с тем родителям нужно попытаться разобраться, является ли поведение малыша исключительно интроверсией, или дополнительно имеет место застенчивость. В чем же разница?

Интроверсия

Интроверсия + застенчивость

Один ребенок-интроверт может обладать достаточным уровнем самооценки и обходиться без дополнительных контактов.

Такие дети уверены в себе, они не ищут новых знакомств, но и не боятся общения, просто им комфортно в одиночестве. Когда они встретят достойный (по их мнению) объект для дружбы, то непременно найдут способ познакомиться.

Другие малыши-интроверты могут быть склонны к повышенной стеснительности. Они не только боятся общения, но и теряются в различных ситуациях.

Обратите внимание: если интроверсия является врожденной предрасположенностью, которую нельзя изменить, то застенчивость можно преодолеть.

Застенчивость: почему нужно от нее избавляться

Необщительный, потому что стесняется, – так зачастую считают взрослые, дети которых не идут на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему излишняя застенчивость – это недостаток, который следует преодолеть?

Все люди время от времени чего-то стесняются – это «универсальное» свойство, присущее всем. Но если у одних оно проявляется в исключительных случаях (на приеме у врача, при встрече с человеком, которому мы симпатизируем), то другие страдают от него постоянно. Например: ребенок стесняется подойти к своим одногодкам во время уличной прогулки или боится поднять руку на уроке, хотя знает ответ. Ваша задача – помочь ему преодолеть дискомфорт от общения, потому что патологическая застенчивость в будущем сулит множество проблем:

  • малыш будет страдать от критики сверстников – слишком стеснительных детей зачастую дразнят и игнорируют;
  • вследствие постоянных сомнений, переживаний и отрицательных эмоций у стеснительного ребенка развиваются тревожность, неврозы, депрессия и т.д.;
  • стеснительному крохе трудно раскрыть свой потенциал в детском возрасте и проблематично достичь профессионального и карьерного успеха (сложности начинаются еще в детсаду);
  • в будущем могут возникнуть сложности при создании семьи (застенчивые люди часто остаются одинокими или вступают в неудачный брак) и т.п.

Ребенок не умеет общаться со сверстниками: причины

Вы уверены, что ребенок – вовсе не интроверт, он совсем не против того, чтобы наладить коммуникации с другими людьми, но у него не получается. Помогите ему.

Лучше всего развитие навыков социализации начать еще с песочницы. Если одни малыши смело вступают в разговор и играют в коллективные игры, то другие достаточно болезненно относятся к любым попыткам общения. Если такая реакция наблюдается постоянно, ребенок требует повышенного внимания.

  • Эксперты уверены, что неконтролируемое смущение и застенчивость у детей можно заметить уже с двух лет. В этом возрасте малыш любым способом избегает людей (прячется за родителей) и дружеской компании.

Такие дети отличаются повышенной возбудимостью, они редко смеются (особенно в присутствии посторонних) и часто без причины обижаются. Вместе с тем психологи уверяют, что примерно до 10 лет взрослые могут повлиять на развитие личности маленького человечка, главное – найти источник проблемы и действовать целенаправленно. Если же спохватиться уже в подростковом возрасте, прививать навыки коммуникации будет весьма затруднительно.

Что может стать причиной застенчивости и проблем с социальным развитием?

    1. Чрезмерная стеснительность и, как следствие, необщительность, развиваются как защитная реакция, например, если у ребенка есть врожденные физические недостатки, из-за которых он чувствует себя неполноценным.

    Огромное значение имеет поведение родителей. В семье с авторитарным воспитанием дети опасаются гнева за любой поступок. Они не знают, чего ждать от посторонних, поэтому предпочитают свести к минимуму внешние контакты, а взрослея, сохраняют эту привычку.

    2. Ограничение круга общения ребенка со стороны родителей. Некоторые взрослые сами, осознанно или вынужденно, с раннего детства ограничивают круг знакомств своего ребенка, и дети, вырастая рядом с одной мамой, бабушкой или няней, не получают навыков общения с другими людьми.

    3. Нельзя забывать про проблемы неврологического характера. Если у ребенка постоянно болит голова, повышенная/постоянная утомляемость, проблемы со сном, то ему просто не хочется общения с более активными и здоровыми детьми. В подобных случаях требуется консультация невролога.

    4. Поведенческие проблемы. Если одни дети совершенно искренне и бесконтрольно робеют перед другими людьми, то есть и такие, которые капризничают, демонстрируя свое упрямство. Причем временное упрямство со временем может перерасти в постоянную привычку и модель поведения. Проблема с социализацией возникает также у эгоцентричных детей, которые хотят, чтобы все подчинялись их воле. В свою очередь, эгоцентризм обычно развивается вследствие чрезмерной опеки со стороны близких.

    5. Трудности с коммуникативными навыками возникают у детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Нарушения памяти и внимания мешают социально-психологической адаптации так же, как и различные осложнения психического развития.

  1. 7. Задержка социального развития. Ребенок по мере взросления должен пройти несколько этапов – от самостоятельной игры до командного взаимодействия со сверстниками, предполагающего распределение ролей. К последней стадии дети обычно приходят в 4–6 лет. Если же и в этом возрасте малыш так и не научился играть вместе со сверстниками, возможно, он задержался на каком-то этапе. Причинами, почему малыш «не взрослеет» могут быть:

    • длительные болезни (когда ребенок долгое время находится в больнице);
    • переживания из-за рождения в семье других детей (малыш страдает из-за недостаточного внимания);
    • чрезмерная занятость (такое встречается, когда родители хотят вырастить ребенка-вундеркинда: из-за того, что дети много занимаются, у них не хватает времени для традиционных детских игр, которые позволяют освоить навыки общения).

Что делать если ребенок необщительный?

Как видим, причин отсутствия у ребенка необходимых социальных навыков множество.

Помогите ребенку преодолеть застенчивость и стать общительней!


С одними родители могут попробовать справиться сами, с другими следует обратиться за профессиональной помощью (в частности, если проблема связана с психическими травмами или неврологическими заболеваниями). В любом случае:

  • Не нужно напоминать малышу о его проблеме, чтобы у него не развился комплекс неполноценности.
  • Оцените обстановку в семье и убедитесь, что для малыша созданы все условия для нормальной .
  • Поощряйте попытки ребенка выражать свое мнение. Приучайте его принимать участие в домашних делах, покажите, что его мнение важно.
  • Ненавязчиво помогайте стеснительному малышу преодолеть застенчивость и заводить друзей. Приглашайте других детей к себе домой и не оставляйте ребят самих – попробуйте поиграть втроем, впятером. Учите детей знакомиться и дружить.
  • Внимательно присмотритесь, нет ли у вашего ребенка чего-нибудь такого, что выделяет его из компании сверстников (застенчивому малышу ни к чему повышенное внимание). Может быть, неправильная речь или одежда? Устраните причину неприятия.
  • При освоении и коррекции коммуникативных навыков специалисты советуют обратить внимание на специальные игры и тренинги, которые разрабатываются опытными психологами.

В некоторых случаях, помимо психологических методов, детям может быть рекомендован прием средств, помогающих улучшить когнитивные способности и справиться с повышенной тревожностью и возбудимостью. Маленьким детям (от 3 лет) с этой целью врач может назначить Тенотен Детский.