Все о тюнинге авто

Камни и минералы моей коллекции. Исследовательская работа «Путешествие в мир камня Исследовательская работа камни и минералы

МОУ «Катайская средняя образовательная школа № 1»

Исследовательская работа

Окружающий мир Минералы

Ученик 4 «б» класса

Панов Максим

Учитель:

Галунчикова Елена

Николаевна

г. Катайск 2010 г

1. Введение

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

2.2. Происхождение минералов

2.2. Минералы вокруг нас

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

3.2. Минералы Урала

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Введение

Тема моей исследовательской работы – «Минералы».

Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Когда я был маленький, я набирал их полные карманы и носил домой. Я складывал их в коробочки, подолгу рассматривал, играл с ними. В песке, у реки или на дороге, я все время искал красивые и необычные камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи работы:

· изучить литературу о минералах;

· выяснить, как образовались минералы на Земле;

· сколько существует различных минералов;

· установить, где можно найти минералы для коллекции.

Методы исследования :

Опрос других людей,

Изучение литературы,

Обращение к компьютеру,

Посещение музеев,

Наблюдение,

Исследование образцов из коллекции.

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые «поделочные» и драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы.

По определению, минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп. Сам термин "минерал", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".

Сегодня известно около 3500 видов минералов, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.

Гранат Сапфир

2.2. Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. Например, гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород. По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы . Это - гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают.

Гранит Базальт

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы . Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.

Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор.

Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение - камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.

2.3. Минералы вокруг нас

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Без остальных минералов жить кое-как можно; хотя что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов - драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей. Один из самых распространенных минералов - кварц. Именно из него в основном состоит песок на пляже и в карьере.

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

Когда я был маленький, у меня появился первый минерал - агат. Это было так: мы с дедушкой ездили в село Боровое. Знакомый моего дедушки подарил мне агат. Он сказал мне: «Этот камень называется агат. Я подарю тебе его, он защищает от болезней». Этот камень всегда лежит у меня на столе. Он мне очень нравится. Он имеет неповторимый красивый рисунок и цвет. С одной стороны он отшлифован.

Мой агат

Минерал агат - красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым. Месторождение агатов есть в Катайском районе. Агат находят у реки Синара около села Зырянское. Здесь находится Зырянский карьер. Летом я был там и наблюдал за работой техники в карьере. Мой папа рассказал мне, что здесь добывают минерал – гранит. Его дробят и получают щебень, который используют при строительстве дорог. Летом я хочу поехать к реке Синара, и возможно, найти минералы для своей коллекции.

Зырянский карьер

Я собираю камни для коллекции у реки, озера, в горах, в лесу и просто на дороге. Сейчас издательством «Де Агостини» выпускается журнал «Минералы- сокровища Земли». Он интересен тем, что с каждым номером журнала я получаю образец какого-либо минерала для коллекции.

Ещё мне нравится минерал Арагонит. Он мне интересен формой.

Арагонит из моей коллекции

После кальцита арагонит – самый известный карбонат кальция. Он образуется при низких температурах, например, в пещерах. Визитная карточка арагонита- шестигранные призматические тройники, то есть срастаются три кристалла. Встречается арагонит в Испании, Марокко, а также в России на Урале.

3.2. Минералы Урала

Я узнал из сети Интернета, что Урал - район с которого началась минералогическая слава России. Сегодня в этом район находят множество интересных минералов для коллекций. На Урале находят практически все известные минералы, золото, платина, топаз, гематит, изумруд, пирит, хризолит и другие. Пожалуй, ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с нашим седым Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.

Особенно много различных минералов встречается в Ильменских горах, на территории Челябинской области, недалеко от города Чебаркуль. Там находится знаменитый Ильменский заповедник. Я побывал в этом заповеднике. В музее представлены образцы горных пород и минералов Ильменских гор. Там, представлены 764 минеральных вида и их разновидностей. Также я был на выставке минералов в Краеведческом музее города Челябинска. Мне очень понравилось на этих выставках. Там я увидел множество камней, различных минералов, очень красивых и разнообразных. Я узнал, что некоторые камни, найденные мной, являются минералами, например, горный хрусталь.
Горный хрусталь встречается на Урале почти повсеместно. Цветные разновидности горного хрусталя имеют свои названия. Горный хрусталь, кристаллический кварц, относится к наиболее распространенным минералам на земле.

Я узнал из Интернета, что искать минералы для коллекции можно везде! В первую очередь, конечно, на различных рудниках и карьерах, а также в скалах, осыпях, речных каньонах, речной гальке. Камни для коллекций находят даже на склонах железных и автомобильных дорог, в строительных котлованах, различных канавах.

В гальке горного хрусталя одной из Уральских речек живет яркая радуга

Отдельные кристаллы и включения пирита в жильном кварце, золото гор. Встречается в горах Урала почти повсеместно.

Пещерный оникс, сталагмит в разрезе. Пещеры Среднего Урала

4. Заключение

Проведя свое исследование, я установил, что:

5. Список использованной литературы

1. Планета Земля. Энциклопедия. – М.: Издательский дом «РОСМЭН», 1997.

2. Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

3. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.

4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

5. Сеть Интернет.

Доклад для защиты работы

Тема моей исследовательской работы – «Минералы». Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы?

Я предполагал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи моей работы :

Изучить литературу о минералах;

Выяснить, как образовались минералы на Земле;

Сколько существует различных минералов;

Установить, где можно найти минералы для коллекции.

Использовались следующие методы исследования: опрос других людей, изучение литературы, обращение к компьютеру, посещение музеев, наблюдение, исследование образцов из коллекции.

План исследования был таким:

1. Изучить происхождение минералов и горных пород, свойства минералов, их применение в повседневной жизни человека.

2. Узнать, какие минералы встречаются на Урале. Как можно пополнить коллекцию минералов.

Проведя свое исследование, я установил, что :

Из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;

Известно около 3500 видов минералов;

Процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;

Единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;

Минералы широко применяются в строительстве и промышленности;

На Урале можно найти практически все известные минералы;

Искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Познавательно - исследовательский по краеведению

2012 г. Паспорт проекта Вид проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность: долгосрочный – 12 месяцев Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дети подготовительной группы, родители. Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, социализация, труд, художественное творчество, музыка, безопасность. Актуальность темы Современная действительность нуждается в осознанно правильном отношении человека к природным богатствам родного края и всей нашей страны. Интерес к минералам сокровищам Земли является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребёнка, обогащению интеллекта в целом. Знания о минералах формирует чувство гордости к родному краю, воспитывает бережное отношение к природным богатствам в недрах Земли. Цель проекта. Развивать любознательность и познавательную активность детей в процессе формирования представлений о разнообразии камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учётом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве с взрослыми.

Задачи. * Стимулировать развитие у детей любознательности и познавательного интереса к объектам неживой природы. * Способствовать усвоению первоначальных представлений о полезных ископаемых родного края, их образование, выделив основные их свойства, качества и место применения. * Формировать у детей представления о камнях разного происхождения; умения классифицировать минералы по их отличительным признакам. * Поддерживать проявление самостоятельности в познании минералов и формировании интереса к исследовательской деятельности, результатом которой является выращивание кристаллов (морской соли, медного купороса) * Развивать эстетические чувства, связанные с красотой минералов; способствовать формированию умения эмоционально откликаться на произведения искусств, сделанных их камня и бережно к ним относиться, а также соотносить увиденное с собственным опытом. * Воспитывать чувство гордости за свой родной край, свою Родину, и их природные богатства, а также желание беречь и охранять подземные сокровища Земли. Предполагаемый результат. У детей должен быть сформирован познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Они должны научиться ориентироваться в удивительном мире камня: знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В экспериментально – исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и способности ребёнка, его умение самостоятельно делать выводы. Работа с родителями по реализации проекта. Провести анкетирование родителей с целью выяснения опыта по краеведению (ознакомлению детей с объектами неживой природы - полезными ископаемыми родного края) и коллекционированию.

Провести консультацию для родителей, направленную на формирования положительного отношения к коллекционированию. Провести встречу с «интересными» людьми (коллекционерами из числа родителей.) Привлечь родителей к собиранию экспонатов для коллекции: «Минералы - сокровища Земли». Оформить вместе с родителями выставку « Полезные ископаемые родного края» Совместно с родителями найти оригинальные решения в создании композиции из камней. Подготовить выставку научно-познавательной литературы для родителей на тему: «Эти удивительные камни». Предложить родителям помочь в создании выставки Уральских самоцветов: «В гостях у Хозяйки Медной горы» Привлечь родителей к организации мини–лаборатории для проведения экспериментальной деятельности. Предложить родителям дома провести опыты: «Вода и камень» и опыты по выращиванию кристаллов. Совместный труд детей и взрослых на участке детского сада: создание «Сухого ручья» из камней. Привлечь родителей к созданию мини–музея «Каменная сказка». Участие специалистов в реализации проекта. Музыкальный руководитель: Богдан Т.А. Инструктор по физической культуре: Бирюкова О.И Продукт проектной деятельности. Игры – драматизации по сказкам «Три поросёнка», «Серебряное копытце. Дидактическая игра « В гостях у Хозяйки Медной Горы» Интеллектуальная игра «Малахитовая шкатулка»

Макеты: « Горы» и по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце». * Оформление альбома «Минералы – сокровища Земли» Словотворчество: «Стихи, загадки и частушки о камнях». Оформление альбома «Пословицы и поговорки о камнях» Коллекции: «Полезные ископаемые Липецкой области», «Уральские самоцветы», « Каменный пояс Земли». Создание «Сухого ручья». Досуг «В гостях у Хозяйки Медной горы». «Ярмарка самоцветов» Викторина: « Эти удивительные камни» «Волшебный мир кристаллов» (выращивание кристаллов медного купороса, морской соли, сталактитов и сталагмитов) Презентация. Создание мини - музея «Каменная сказка» Содержание проекта Проект «Минералы - сокровища Земли» знакомит детей с разными видами минералов, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды детской деятельности: игровую, трудовую, музыкальную, театрализованную дети знакомятся со свойствами и происхождением минералов. У детей развивается интерес к объёктам неживой природы, формируются нравственно патриотические чувства Социализация Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Отыщи такой же камень», «Разноцветные камешки», «Бусы для Хозяйки Медной горы», «Лабиринт», «Кто прячется за изображением», «Добавь или убери лишний предмет», «Где лежит камень?», «Какую

фигуру сделал мастер?», «Собери цветок», «Что делают из камней?», «Зашифрованные картинки», «Что? Где? Когда?» Игра - ТРИЗ «Что было бы, если бы камни умели петь? «Что было бы, если бы камни были сладкими? Игры - драматизации: по сказке «Три поросёнка», « Серебряное копытце» (П.П.Бажов). Подвижные игры: «Камень - беги», «Найди камень» и «Найди по карте» - (ориентировка в пространстве), «Собери рюкзак», « Хозяйка и камни», «Попади в пещеру», «Построй грот» Познание НОД по краеведению «Минералы - сокровища Земли» по ознакомлению с миром камней: * « Зачем человеку камни нужны», * «Камень в искусстве», * «Рельеф России», * « В гостях у Хозяйки Медной горы», * « В гости к Бажову», * « Уральские самоцветы», * «Я б в геологи пошёл - пусть меня научат», * « Путешествие по Ильменскому заповеднику» * «Ильменский заповедник – Храм и мастерская» * « Ильменский минералогический музей» (экскурсия) * «Огнедышащие факелы Камчатки» * «Борнуковское чудо», * Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины, мини скульптуры и т.д.) * Закрепление знаний о геометрических формах в играх. «Какой Формы камень?», «Весёлая геометрия», «Лабиринт», «Где лежит камень», «Собери цветок». и д.р. * Закрепление навыков счёта: «Сосчитай камешки», «Который по счёту этот камень?» и т.д. * Оформление альбомов «Уральские самоцветы», « Полезные ископаемые Липецкой области», « Каменный пояс Земли». * Встреча с интересными людьми (беседа о коллекционировании) * Создание мини- музея «Каменная сказка» Коммуникация

* «Если бы я был камешком» - составление детьми творческих рассказов» * «Угадай, какой камень я спрятал?» - Словесное описание творческих рассказов». * Словотворчество – создание альбомов «Стихи, загадки, частушки о камнях» * Викторина: «Эти удивительные камни» Экспериментально - исследовательская деятельность * Опыты с минералами. Рассматривание их через лупу. * Определение свойств минералов с помощью экспериментирования. * Ознакомление детей с образованием и разрушением камней с помощью моделирования. * Выращивание кристаллов медного купороса и морской соли; сталактитов и сталагмитов. * Индивидуально – семейные опыты: «Вода и камень». Чтение художественной литературы * Пословицы и поговорки о камнях, * Чтение сказов П.П.Бажова их книги «Малахитовая шкатулка», сказки «Белоснежка и семь гномов», И.Н.Рыжова « О чём шептались камешки», С.Михалков « Сами виноваты» * Чтение стихов: Р.Сеф «Камень», Л. Татьяничева « Малахит», « Гордое имя – Урал», Г.Шалаева «О геологах», М.Я. Балашова « Урал», Е. Алексеева « Я иду по берегу». Художественное творчество * Рисование камешком на песке. * Рисование на камне: создание скульптур разных форм. * Рисование минералов, гор, изделий из камня, ювелирных украшений. * Модульная лепка - смешивание пластилина 2-3 цветов для получения мраморных разводов. * Плоскостное моделирование – составление сюжетов из камешков. * Создание макетов из камней: «Горы» и по сказке «Серебряное копытце».

* Сооружение построек и поделок из камей: «Каменный цветок», «Каменные замки», «Дворец из камня». * Совместное творчество воспитателя и детей «Чудесное превращение камня» * Выставка совместных работ родителей и детей из камня. * Выставка изделий и ювелирных украшений из камня «Каменная сказка» Музыка * Музыкальная игра: « Угадай камень настроения». * Слушание произведения: «Уральский хоровод» * Разучивание русской народной песни: «Бажовские камешки» и частушек о минералах., * Разучивание танца «Уральские самоцветы». * Разучивание музыкальных пауз к проведению викторины: «Эти удивительные камни» Театрализованная деятельность * Настольный театр: «Театр из камней». * Инсценировка сказки «Три поросёнка». * Инсценировка отрывка из сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». * Импровизация произведения Рыжовой: « О чём шептались камешки». Материалы и оборудование «Коллекции минералов», ящик «Ощущений», «Чёрный ящик», коробочки с «полезными ископаемыми», набор различных камней, волчок, лупы - на каждого ребёнка, макеты «Горы» и «Серебряное копытце», предметы к игре «Собери рюкзак» (для геолога), иллюстрации, картинки, фотографии, карты: России и Липецкой области, художественная и научно – познавательная литература, материалы для труда и художественного творчества детей, модули.

Обобщение В ходе работы над проектом у детей значительно повысился познавательный интерес к уникальным богатствам нашего родного края (полезным ископаемым) и минералам сокровищам нашей Земли, что способствовало развитию таких качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность. Дети научились ориентироваться в удивительном мире камня: научились отличать минералы от кристаллов, выращивать кристаллы, называть их свойства и особенности, значение и применение человеком. В ходе экспериментальной деятельности с минералами раскрылись потенциальные возможности и способности детей: они научились вести лис наблюдения, заполняя символическими знаками; работать с лупой, пинцетом, самостоятельно делать выводы. Значительно обогатился активный словарь детей. Они научились грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужные, янтарные, агатовые и др.) Дети гораздо бережнее стали относиться к объектам живой и неживой природы, появилось чувство гордости за свой родной край и его богатства. Весь проект проходил в тесном сотрудничестве с родителями, которые не только помогали в организации различных мероприятий: в проведении выставок, викторин, досугов и т.д., но оказали неоценимую помощь в сборе минералов для коллекций и организации мини - музея «Каменная сказка». Минералы были привезены не только с различных уголков нашей необъятной Родины, но и с других стран мира. Считаю, что такие проекты просто необходимы не только для детей, воспитателей, но и для родителей. Жаль только, что не все родители принимали активное участие в проекте, но всё же у некоторых появился интерес к коллекционированию, а это является действительно доступным, увлекательным, результативным направлением.

Литература П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Екатеринбург 2006. Н.С. Бевз, В.А. Медведев География Липецкой области. Т.Н. Зенина. Ознакомление дошкольников с природными объектами. Л.А.Парамонова Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Е.В.Савенко Путешествуем по Уралу. Екатеринбург 2004. Стоух Д. Всё о драгоценных камнях Санкт – Петербург СЗКЭО «Кристалл».

Т.А. Гризик. Познаю мир. Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста». Я познаю мир Дет. энциклопедия.: География /Авт.сост. В.А.Маркин. М.ООО АСТ. 1998. Н. Рыжова, Л.Логинова Мини- музей в детском саду. Журнал Ребёнок в детском саду № 1 -2010 , № : -2009, Журнал Энергия камней ООО «Де Агостини» Россия. Журнал Минералы – сокровища Земли ООО «Де Агостини» Россия. Журнал Дошкольное воспитание № 11 2003г, № 10 2003г, № 7 2003г.

Фото. Мини-музей «Каменная сказка»

Фото. «А у меня агат. А у тебя?»

Фото. «Лучше гор могут быть только горы» Экспериментальная деятельность

«Удивительные камни» Цель. Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Развивать память, глазомер, тактильные ощущения, логическое мышление в исследовательской деятельности, называя свойства и особенности камней. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Воспитывать интерес к камням, желание работать с ними. Материал, оборудование: «коллекция камней», морские и речные камни, женские украшения из драгоценных камней, баночки с водой, мелкие кусочки янтаря, уголь, мел, пемза, молоточек, лупа, салфетки, подносы, клей, картины, набор – схем, фотографии, шапка учёного, костюм Хозяйки Медной горы. Словарная работа: шероховатый, шершавый, пористый, плотный, «неопределённой формы», пемза, янтарь, сера, мастер – умелец. Предварительная работа. Беседа с детьми о горах; рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, глобуса, карты мира. Чтение сказок П.П.Бажова « Малахитовая шкатулка». Собирание коллекции морских и речных камней. Игры с камнями «Найди похожий», «Угадай по описанию» и др.

Опыты по изучению камней. Входит воспитатель в костюме хозяйки Медной горы. Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Я недаром надела такой красивый наряд. Кого я вам напоминаю? Ответы детей. - Правильно, я - Хозяйка Медной горы. Помните сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела? Назовите их. Дети отвечают. - В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывали камни и умели их обрабатывать. Так было в старину. Вы хотите познакомиться с моими богатствами? Тогда проходите и располагайтесь. Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола, на котором стоит «сундучок ощущений», внутри которого лежит большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку, просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что лежит внутри сундучка - камень. Воспитатель открывает салфетки на столах, где лежат различные камни. Воспитатель. Перед вами лежат камни, это осколки гор. Хотите узнать много интересного о камнях? Пройдите за столы. Сегодня мы с вами будем экспериментировать, станем «учёными» и начнём наши опыты. Но прежде, чем начать наши опыты, давайте вспомним, какие нам нужны помощники для экспериментов? (Воспитатель напоминает о предназначении каждого органа чувств). Придвиньте поближе к себе подносы. Самыми первыми начинают работать наши глаза. Внимательно смотрите на камни. Опыт № 1. Определение цвета и формы Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти прекрасные камни, Что вы можете сказать о них?

Дети делятся своими наблюдениями: какого цвета у них камни - (серый, белый, коричневый, красный и т.д.); какой формы (круглый, овальный, треугольный или неопределённой формы.) Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. Опыт № 2. Определение размера. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на камни. Все камни одинакового размера? Ответы детей. Воспитатель; Найдите и покажите мне самый большой, самый маленький и средний камень. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Вывод: Камни бывают разных размеров. Воспитатель. Для следующего опыта нам будут нужны чувствительные пальчики. Опыт № 3. Определение характера поверхности. Воспитатель. Мы сейчас по очереди погладим каждый камешек. Поверхность камней одинаковая или разная? Ответы детей. Воспитатель. Покажите, пожалуйста, самый гладкий и самый шершавый камень. Вывод: Камень может быть гладким, может быть шершавым. Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Воспитатель. Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы используем лупу. Возьмите лупу и рассмотрите камешки. Дети рассматривают свои камни. Воспитатель. Что интересного вы увидели, ребята? Ответы детей. Вывод: Камни имеют углубления, ямочки, узоры, дорожки, крапинки. Опыт № 5. Определение местонахождения камня, морской или речной.

Воспитатель. Для этого опыта, мы возьмём две баночки с водой. На дно одной баночки положим камни с моря, на дно другой - камни с реки. Первую баночку начнём раскачивать, чтобы получилась большая волна, а вторую - будем раскачивать тихонько. Что мы видим? В первой баночке камни начинают двигаться, ударяясь друг о друга, во второй - нет. Какой вывод мы сделаем? Вывод: Волна и песок делают морские камни более гладкими и они имеют более правильную форму (круглые, овальные, треугольные и т.д.), чем речные камни. Воспитатель. Ребята, у меня к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? (Ответы детей.) - Да, взвешивают. Опыт. № 6 . Определение веса. Воспитатель. Ребята, возьмите камешки в руки и попробуйте определить, какой камень лёгкий, а какой тяжёлый? Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень. Воспитатель. Самый лёгкий камень называется пемзой, хотя размером он большой, а весит мало. Пемза - необычный камень, и название его происходит от слова «пена». Образование пемзы всегда связано с извержением вулкана. При извержении вулкана на поверхность Земли выбрасывается большое количество вулканического материала, который может подниматься на несколько километров вверх. Изверженное вещество моментально остывает и падает на поверхность Земли уже твёрдым. Отличить пемзу от других горных пород легко по её внешнему виду. Пемза представляет собой вулканическую породу, пронизанную многочисленными порами - отверстиями, оставленными парами и газами при быстром остывании лавы. Всё это придаёт пемзе не только губчатый вид, но и делают её очень лёгкой. Вывод. Камни по весу бывают тяжёлыми и лёгкими. Воспитатель. Ребята, а сейчас положите свои ладошки на стол и быстренько на щёки. Стол какой? А щёки? (Ответы детей).

Наша кожа чувствительна и может быстро определить температуру. Опыт № 7. Определение температуры. Воспитатель. Сейчас у нас интереснейший и очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый тёплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать самый тёплый и самый холодный камень, и предлагает согреть холодный камень. Дыхательная гимнастика. Дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3раза). Вывод: Камни могут быть тёплыми, могут быть холодными. Воспитатель. Ребята, я хочу познакомить вас с удивительно тёплым камнем. Это - янтарь. Откройте шкатулки, лежащие у вас на столах, возьмите камень, положите его перед собой и послушайте мой рассказ. Давным–давно, когда нас с вами ещё не было на свете, на берегу моря росли могучие сосны. Раскаляясь на солнце, смола хвойных деревьев стекала по стволу в воду и застывала там, превращаясь в прозрачные камни жёлтого цвета. Это и есть янтарь - камень, который вобрал в себя всё тепло солнца. Накройте его тыльной стороной ладони. Чувствуете, он не холодный, как все другие камни? Этим он и отличается от них. Бывает, что внутри смолы, ставшей янтарём, видны завязшие в ней комар, жук или муха. Такой камень с насекомыми внутри ценится очень дорого. Возьмите лупы, может быть, вам удастся что-то рассмотреть. Дети делятся впечатлениями. Опыт № 8. Определение прозрачности камней. Воспитатель. Мы с вами рассмотрели янтарь и определили, что этот камень не только тёплый, но ещё и просвечивается. Но есть камни, которые пропускают свет, сквозь них можно увидеть даже какой-то предмет. Вот посмотрите, у меня

горный хрусталь - он прозрачный, и сквозь него можно посмотреть, как через стекло. Дети рассматривают камень и делятся впечатлениями. Вывод. Некоторые камни могут быть прозрачными. Опыт № 9. Есть ли запах у камней. Воспитатель. Дети, возьмите любой камень и понюхайте его. Что вы чувствуете? Ответы детей. - А сейчас возьмите янтарь и потрите его о кусок ткани. Что чувствуете сейчас? Ответы детей. Воспитатель. Янтарь пахнет смолой сосны. Есть и другие камни, которые имеют специфический запах, например - сера. Но большинство камней запаха не имеют. Вывод. Некоторые камни имеют запах. Опыт № 10. Определение твёрдости камней. Воспитатель. Ребята, возьмите в руки молоточки и постучите по камню. Ну, что разбили? Почему камень не разбился? Ответы детей. - А вот у меня в руке два интересных камня. Кто знает, что это за камни? (ответы детей). - Совершенно верно. Это – каменный уголь и мел, которым мы пишем на доске и асфальте. Это мягкие камни, они легко крошатся, даже могут превратиться в пыль. Так какой вывод мы можем сделать. Вывод. Камни бывают твёрдые и хрупкие (те, которые можно разбить или раскрошить). Опыт № 11. Плавучесть. Воспитатель. Ребята, возьмите, пожалуйста, банку с водой и осторожно положите камень в воду. Что интересного вы увидели? Дети наблюдают и делятся результатом опыта. Воспитатель. Обратите внимание на дополнительные явления по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. - А сейчас положите пемзу в воду. Что вы видите? Ответы детей. - Почему камень не утонул?

Вывод. Камни тонут в воде, потому что они тяжёлые и плотные, а пемза не тонет, потому что этот камень лёгкий и пористый. Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Кто хочет стать учёным, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней. Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах. Дети приводят места в порядок. Воспитатель поощряет детей и предлагает посмотреть, что лежит в красивой шкатулке. Воспитатель. Это мои сокровища, драгоценные изделия и камни самоцветы. Посмотрите на них, полюбуйтесь ими. А у ваших мам есть украшения? Дети отвечают. Эта работа ювелиров. Благодаря разноцветным камням ювелирные изделия сверкают, переливаются на солнце. Давайте на память о нашей встрече украсим ваши картины камнями и подарим нашим мамам. У каждого из вас в шкатулке горсть декоративных камней. Украсьте камнями картину, и она засверкает разными красками. Дети украшают картины камнями и по окончании любуются ими. Воспитатель. Молодцы, я думаю, вашим мамам будет очень приятно получить такой подарок. Вам понравилось в гостях у хозяйки Медной горы? Что больше всего запомнилось? Дети отвечают. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за активное участие.

Викторина: « Что? Где? Когда?» Тема: « Эти удивительные камни». Цель. Закрепить и расширить представление детей о многообразии каменного мира Земли. Развивать любознательность, самостоятельность, способность анализировать, умение работать в коллективе. Активизировать внимание, развивать речь и логическое мышление. Материал и оборудование. Цветные карточки, конверты с наклейками, волчок, чёрный ящик. Предварительная работа. Составление «коллекции» различных камней, подготовка выставки предметов, сделанных из камня. Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением произведений искусств, сделанных из камня. Игры с камешками: «Найди похожий», «Узнай на ощупь», «Угадай по описанию», «Что исчезло», Найди свой камень», « Я положил в рюкзак…». Проведение опытов с камнями. Чтение сказок: П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» и «О чём шептались камешки». «Эти удивительные камни» Такая викторина проводится после прохождение темы «Камни и их свойства». По кругу на ковре разложены рубашкой кверху карточки разного цвета. Карточки одного цвета лежат рядом. Дети садятся на ковёр вокруг карточек, переворачивают их. Дети с одинаковыми карточками - команда (если в группе, например, 24 ребёнка, то можно сделать 4 серии карточек по 6 одного цвета). Ведущий - воспитатель. В центре - волчок со стрелкой и конверты с наклеенными на них цветными картами. Отвечает

на вопрос та команда, чей цвет совпал с цветом на конверте. Каждая команда должна ответить на одинаковое количество вопросов, поэтому число конвертов с одинаковым цветом должно быть кратным числу команд. Команды соревнуются не между собой, а с «телезрителями», которые прислали эти вопросы. Поэтому, если команда затрудняется ответить, ей помогают или дополняют другие команды. На табло выставляются очки. Например: 1:0 в пользу «знатоков». Должно быть, также несколько конвертов с музыкальными паузами, во время которых дети двигаются под музыку. Кроме того стрелка волчка может указать на чёрный ящик, где можно положить скульптуру малых форм, картину из камня, украшение или просто какой – ни будь интересный камень и задать интересный вопрос, чтобы дети угадали, что это. В качестве вопросов могут фигурировать загадки. В конце занятия большая музыкальная пауза, где дети танцуют, веселятся. Чёрный ящик Что лежит в чёрном ящике. 1 Верблюд пройдёт - оставит след. Второй пройдёт - ещё оставит след. Третий верблюд пройдёт - зацветёт пустыня. Что лежит в Чёрном ящике? (Камень – «пустынная роза») Песок, солнце и немного воды - вот всё, что нужно природе, чтобы создать эти красивейшие минеральные образования. А люди думают, что «роза пустыни» распускается от мочи верблюда. 2. Когда молодой - нас согревает. Когда постареет - становится драгоценным. Что лежит в чёрном ящике? (Камень «гагат») Пролежав 60 миллионов лет, каменный уголь превращается в драгоценный камень «гагат».

3. Что любят женщины. Но добывают мужчины. В живом домике живёт, растёт, круглеет, А к нам попадёт - удовольствие доставляет. Что лежит в чёрном ящике? (Жемчуг) 4. Когда он живой - он растёт, и в нём живут. Когда он умрёт, превращается в камень. Что лежит в чёрном ящике? (Коралл) 5. Чёрный Ивашка Деревянная рубашка Где носом проведёт, Там след оставит. Что лежит в чёрном ящике и из чего сделан нос Ивашки? (карандаш, нос сделан из камня графита). 6. Он хранитель всех сокровищ И живёт он под землёй. К нему в гости ты придёшь – Клад полезный ты найдёшь. О ком говорится в загадке и что лежит в чёрном ящике? (Говорится о Гноме - хранителе подземных богатств, а лежат в ящике - «полезные ископаемые») Вопросы для викторины «Что? Где? Когда?»

1. Какой камень растёт на ветках? («Жабий камень» - плод растения «жабник», используется в лечебных целях.) 2. Как по - другому называют тальковые сланцы? («Мыльный камень» - за счёт низкой твёрдости тальковые сланцы кажутся жирными на ощупь и их издавна так называют.) 3. Какой камень ценится дороже золота и часто выступает в роли денег? (Каменная соль) 4. Какие декоративно - отделочные камни используются как лекарство при заболевании дыхательных путей? (Хлоритовые сланцы) 5 Какой камень строители называют защитником? (Сланцы) 6. Как называется жидкость, которую выделяют камни высоко в горах и которая на ветру превращается в камень? (Каменное масло) 7. Какой камень можно использовать для разведения огня? (Кремень)

8. Какой камень можно употреблять в пищу? (Каменная соль) 9. Что такое вулканическое стекло? («Обсидиан» камень, который образовался в результате действия вулкана) 10. Какой камень называют русским камнем, а какой китайским? (Малахит- русский камень, нефрит – китайский камень) 11. Какой камень называют камнем вождей? (Оникс) 12. Какой драгоценный камень горит в огне и почему? «Гагат»- это разновидность каменного угля. 13. Какой камень используют все ясновидящие для предсказания будущего? (Горный хрусталь). 14. Какой камень вырос в море? (Коралл)

15. Какой драгоценный камень стал трагедией для животных? (Слоновая кость) 16. Какой драгоценный камень образовался внутри моллюсков, а какой из моллюсков? (Жемчуг и перламутр) 17. Какой камень называют « царским» и почему? (Александрит) - назван честь царевича Александра II, так как был найден на Урале в день его совершеннолетия. 18 . Какие камни связаны с космосом? («Лунный камень» и «солнечный камень») 19. Какой камень образовался из смолы деревьев? (Янтарь) 20. Какие камни самые холодные? («Снежный камень» и «ледяной камень») 21. Какой камень умеет петь? (Нефрит – при ударе о пластинку нефрита издаётся мелодичный звук). 22. Какой камень используется для составления букетов? (Пустынная роза) 23. Из какого камня сделана самая большая ваза? (Из яшмы - диаметр- 5 метров, вес- 11 тонн) 24. Какой камень называют «аптекарским» и почему? (Змеевик - из него делают ступы и ёмкости для лекарств, помогает от головной боли и ускоряет сращивание костей.) 25. Какие камни могут за нами подглядывать? («Тигровый глаз», «соколиный глаз», «бычий глаз», «кошачий глаз»). 26. Какой камень учит нас грамоте? (Мел - им можно писать и рисовать на доске и асфальте. 27. Какой камень используют художники для рисования неба и как они это делают? (Лазурит - синий камень, его измельчают, разводят и получают краску). 28. Какой камень использовали в древности дамы для нанесения теней на веки глаз? (Малахит - его измельчали и делали из него тени) 29. Какой камень так любят дети? (Графит - из него делают карандаши). 30. Какие камни так любят строители, архитекторы, скульпторы? (Гранит и мрамор). 31. Какой камень носит имя пресмыкающегося животного и почему? (Змеевик - он зелёный с разводами, похож на кожу змеи).

32. Какой камень имеет более 200 разновидностей? (Яшма) 33. Какой камень похож на прозрачные карандаши? (Горный хрусталь). 34. Какой камень назван в честь гор? («Ильменит» - назван в честь Ильменских гор, так как был впервые найден там. 35. Какой камень первым прославил Урал? (Топаз). 36. Назовите пословицы и поговорки, где употребляется слово камень: «Камень с души упал», « У него каменное сердце», «Вода камень точит», «Не бросай камешки в чужой огород», «Свалился как камень на голову». Экспериментальная деятельность «Волшебный мир кристаллов» Опыты по выращиванию кристаллов медного купороса, морской соли, сталактитов и сталагмитов.

Выращивание кристаллов Среди чудес, которые встречаются в природе, именно мир минералов отличается наиболее захватывающим и гармоничным сочетанием формы и цвета. Волшебный мир минералов, представленный тысячами видов, открывался в течение всей истории человечества. Свою работу по познавательной деятельности я веду в нетрадиционной форме - в форме проектов. Проектная деятельность помогает дошкольникам устанавливать причинно следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру. В своём проекте я поставила цель: «Вырастить кристалл из различных минералов». На этапе данного проекта решались следующие задачи: способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенностях камней и минералов;

Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно - экспериментальной деятельности и чувство взаимопомощи; поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы; воспитывать чувство прекрасного - видеть многообразие мира. Работа по выращиванию кристалла проводилась в мини – лаборатории «Юный эрудит»: * где дети сначала изучили минералы морской соли и медного купороса; * отработали навыки с измерительными и увеличительными приборами; * провели опыт « Растворимость минералов», * а затем в форме опытно – практической деятельности вырастили кристаллы медного купороса и морской соли, а также сталактиты и сталагмиты. А делали мы это так. Выращивание кристаллов морской соли Наша задача – вырастить красивые кристаллы соли из насыщенного раствора. Для эксперимента нам понадобились две чистые пол-литровые стеклянные банки. В первой банке мы готовили наш раствор, а во второй - выращивали сам кристалл. Приготовление раствора Для приготовления насыщенного раствора взяли примерно 40 г. морской соли на 100 г. горячей воды. По мере растворения морской соли в банке появляется мусор, который необходимо аккуратно убрать. Соль насыпали с запасом, чтобы раствор получился насыщенным. В результате часть соли уже не смогла раствориться, и осела на дне. Чтобы избавиться от этой соли, а также от всякого мусора, мы переливаем раствор во вторую банку. Зародыши

Зародыши - это самые крупные кристаллы морской соли, на них и будут расти наши кристаллы. Зародыш закрепляем на нитку, а нитку заматываем на карандаш, чтобы лучше регулировать глубину погружения (зародыш был приготовлен из того же вещества, что и раствор.) Для сравнения берём шерстяную нитку также с зародышем и тоже закрепляем на карандаш. Рост кристаллов Шерстяную нитку и нитку с зародышами (заправкой) опускаем в насыщенный раствор. Прикрываем банку бумагой, чтобы не попадала пыль и ждём. На второй день уже появились на нитках кристаллы. Спустя неделю, у соли выросли довольно красивые кристаллы. Из-за большого количества ворсинок на шерстяной нитке образовалось больше кристаллов. Ворсинки на нитке являются центрами кристаллизации. Нитка с заправкой более гладкая, с мелкими ворсинками, поэтому и кристаллы были меньше, чем на шерстяной нитке. В течение двух недель велось наблюдение за ростом кристаллов. Результаты заносились в лист наблюдения знаковыми символами. Дети устанавливали следственные связи и самостоятельно делали выводы. Выращивание кристаллов из медного купороса Для выращивания кристаллов мы взяли обычный медный купорос из хозяйственного магазина. Приготовление раствора В стеклянную баночку с горячей водой насыпаем постепенно медный купорос: растворилась одна ложечка медного купороса - насыпаем другую, тщательно перемешиваем до растворения кристаллов, и так до тех пор, пока раствор не будет синим, а купорос перестанет растворяться. Подготовка

* Кристалл медного купороса привязываем на шерстяную нитку, получаем «заправку». * Сквозь пуговицу протягиваем кусочек проволоки. * Процеживаем раствор медного купороса через марлю и переливаем его в стакан. Выращивание кристаллов медного купороса Помещаем в стакан с раствором пуговицу с проволокой так, чтобы пуговица находилась посередине стакана и не касалась стенок. После того как мы поместили в банку пуговицу, её нельзя двигать. В этот же стакан опускаем шерстяную нитку с заправкой. Кристаллы начинают расти. Они стали нарастать на проволоке и на пуговице, а также на шерстяной нитке. После того, как они выросли, мы их вытащили и аккуратно обсушили салфеткой. На пуговице, сквозь которую была протянута проволочка, выросло всего три кристалла, но они были очень крупные. А вот на шерстяной нитке выросло много замечательных красивых кристаллов. Они напоминали сапфиры: были ярко синего цвета и прозрачны, как вода. А ещё напоминали замысловатое ювелирное украшение. Дети были так удивлены, что всем сразу захотелось дома вырастить такие же кристаллы. Наш опыт удался. Мы вырастили прекрасные кристаллы медного купороса и морской соли. Следующий наш опыт будет по выращиванию сталактитов и сталагмитов.

Фото. Выращенные кристаллы морской соли и медного купороса.

Фото. Зародыш морской соли, помещенный в раствор соли Фото. Кристаллы морской соли. Фото. Приготовление раствора медного купороса

Фото. Кристалл раствора медного купороса Выращивание сталактитов и сталагмитов Выращивание сталактитов и сталагмитов было третьим этапом по выращиванию кристаллов. Предварительно с детьми я провела беседу, что такое сталактиты и сталагмиты. Показала образец сталактита, который вырос в Афонской пещере, показала иллюстрации. Детей это очень заинтересовало. Решили попробовать вырастить кристаллы сталактитов и сталагмитов. Для того чтобы вырастить сталактиты и сталагмиты, мы сделали так: * приготовили перенасыщенный раствор морской соли и раствор медного купороса. * распределили раствор на 2 стакана; * поставили стаканы на поднос и в течение роста не трогали; * смочили нитку длиной примерно в 40 см водой. * опустили один конец нитки в один стакан, а другой конец в другой стакан; * расположили стаканы на расстоянии в 10 см. друг от друга и немного прогнули дугой нитку.

Через три часа у нас на провисшей нитке стали расти сталактиты. С одной стороны они были зелёного цвета (где нитка была опущена в стакан с морской солью, а с другой стороны голубого, где была в стакане с медным купоросом). Прошла неделя, и мы увидели, что на стенках стаканов тоже образовались сталактиты. Особенно много кристаллов образовалось на карандаше, на котором была привязана нитка, опущенная в стакан с морской солью. Такого эффекта мы и сами не ожидали. А сталагмиты выросли в стакане, куда капала вода с провисшей нитке. И хотя детям немного сложно понять принцип роста кристаллов, опыт на них произвел невероятное впечатление. Через три часа у нас на провисшей нитке выросли сталактиты. Тонкий кристаллический слой вырос только снаружи, а внутри так и остался насыщенный раствор соли. На пластинке тоже начали расти сталагмиты. Через неделю сталактиты срослись со сталагмитами и значительно выросли изнутри. Что же произошло. Насыщенный раствор морской соли перемещается по нитке к нижней её точке за счёт капиллярного эффекта и эффекта сообщающихся сосудов. Эффект сообщающихся сосудов обусловлен весом жидкости впитанной нитке. Сила земного притяжения заставляет жидкость двигаться по нитке до нижней точки. После того как раствор морской соли по нитке поднимается из стакана, он начинается двигаться вниз к провисшей части. За счёт капиллярного эффекта нитка вытягивает соляной раствор из обоих стаканов. Благодаря этому эффекту жидкости удаётся подниматься до края стакана. Далее за счёт силы притяжения земли раствор продолжает двигаться по нитке до тех пор, пока не достигнет самой низкой её точки, в которой он капает на поднос. И хотя детям немного сложно понять принцип роста сталактитов и сталагмитов, опыт на них произвёл невероятный восторг.

Фото. Кристаллы морской соли (сталагмиты). Фото. На дне стакана выросли сталагмиты.

Фото. На стенках стакана выросли сталактиты (кристаллы медного купороса)

Фото. На стенках стакана выросли сталактиты (кристаллы морской соли).

Иванова Полина

Руководитель проекта:

Подмогаева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ Школа № 145

В представленном исследовательском проекте по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" изучаются причины заболевания гриппом и простудой, а также что может повлиять на улучшение иммунитета и помочь скорейшему выздоровлению без прибегания к фармацевтике.

В процессе исследовательской работы по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" ученицей 2 класса была поставлена цель изучить, что является основной причиной заболевания школьников гриппом и ОРВИ.


В исследовательской работе по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" автор описывает теорию о причинах, протекании и последствиях простуды и гриппа, а также проводит опрос среди учеников школы, чтобы выяснить период в году, когда происходит рост распространения инфекции.

В предложенном проекте по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" автором предложено описание полезных для человеческого организма минералов, способствующих повышению уровня иммунитета.

Введение
1. Причины гриппа и ОРВИ.
2. Мои статистические исследования о гриппе.
3. Целебные тайны минералов.
Заключение

Введение

Всем хорошо известно, что с наступлением холодов люди начинают заболевать простудными заболеваниями такими, как грипп, бронхит, ларингит и т.д. Если раньше люди просто болели простудными заболеваниями, то теперь болезни приняли устрашающий вид, много людей получают осложнения, есть случаи и смертельного исхода.

У кого какой иммунитет тот так и переносит эти заболевания, начиная принимать всевозможные таблетки, биодобавки, витамины, антибиотики. Меня заинтересовал вопрос, как избежать заболевания гриппом, с помощью чего и возможно ли это.

Актуальность темы: Узнать, насколько серьезны простудные заболевания, как с этими проблемами справляются в современном мире, как самой не заболеть ими и что поможет победить болезнь.

Цели и задачи исследования: изучить особенности сопротивления гриппу, провести статистическое исследование в своем классе по заболеваемости простудными заболеваниями.

1. Причины гриппа и ОРВИ

Изучив литературу, просмотрев некоторые выпуски эфиров телепрограммы «Здоровье » я выяснила, что болезнь вызывается определенными вирусами. Оказывается, они находятся в нашем горле постоянно, но атакуют когда падает сопротивляемость нашего организма.

В повседневной жизни происходит обмен микробами между людьми. При одном рукопожатии передается 32 миллиона микробов! Поцелуй приводит к аналогичным результатам. Происходит взаимообмен полезных и вредных микробов, и если иммунитет слабый, то человек заболевает.

Простудные заболевания, легко передаются от человека к человеку, называются заразными. Они могут вызывать эпидемии, когда в определенной местности заболевает сразу много людей. Некоторые инфекционные заболевания, например свиной грипп, куриный грипп, передаются животными-переносчиками инфекции.

Человек заболевает не тогда, когда на него подул холодный ветер, а задолго до этого. Если неэффективно работают системы выделения, то в организме накапливаются шлаки и ослабляют его. Организму человека постоянно угрожают болезнетворные бактерии и вирусы. Достаточно надежную защиту от них обеспечивает иммунная система.

Иммунная система обычно обнаруживает вирус и уничтожает их. Справиться с тяжелыми инфекциями помогают антибиотики.

Одним из важных способов борьбы с инфекциями является вакцинация. Благодаря вакцинации иммунная система приобретает способность быстро реагировать на определенный особо опасный вирус. Человеку вводят вакцину, содержащую этот вирус в очень ослабленной форме. Иммунная система вырабатывает к нему антитела. Если позже в организм проникнет такой же, но дееспособный вирус, то иммунная система ответит на него немедленно. Вакцинация заметно снизила уровень инфекционных заболеваний во всем мире. В 1975 г. была, например, полностью ликвидирована оспа.

Но самое интересное, борьба с простудными заболеваниями состоит не в том, чтобы полностью оградить себя от воздействия внешних факторов и контактов с микроорганизмами, а в том, чтобы быть сильнее их. И какой-то один путь оздоровления в обычных условиях не в состоянии уберечь от заболевания. Необходимо разнонаправленное воздействие на организм.

Для повышения устойчивости организма к инфекционным вирусам необходимо достаточное поступление жизненно необходимых витаминов и минералов. Но, к сожалению, современное питание, особенно при заболеваниях, а также в условиях повышенных умственных и физических нагрузок не может обеспечить организм всеми необходимыми питательными веществами.

В период инфекции желательны органические продукты, особенно яйца и куры. Пищевые добавки - витамины, минералы - необходимые каждый день даже абсолютно здоровым людям, жизненно необходимы для больных и выздоравливающих. В этой ситуации большое значение приобретают биологически активные добавки к пище (БАД), содержащие не только витамины, а и минералы.

2. Мои статистические исследования о гриппе

В нашем классе 25 человек и все они разные, некоторые ребята очень часто болеют. И с наступлением холодных периодов учащаются простудные заболевания. Я провела анализ листов здоровья ребят, и разделила их на три группы.

В первую группу входило восемь ребят, те, кто плохо питался, или вообще не ел в школе, не принимал в течение дня фруктов, витамины. Эти ребята заболели быстрее всех.

Вторая группа состояла из шести человек, мои одноклассники ходили с небольшим насморком, но они так же были активны.

А третья группа состояла из одиннадцати ребят не испытывала дискомфорта в здоровье.

Когда обострилась эпидемия гриппа, в нашем классе до карантина посещение состояло из одиннадцати человек. У ребят был насморк разной степени, остальные были на амбулаторном лечении.

Таким образом, я выяснила , первыми заболели, одноклассники со слабым иммунитетом (имея хронические заболевания). Вторыми заболели, ребята у кого иммунитет не справился, с приобретенным вирусом, а только развился. В третьей же группе начал развиваться насморк, но организм активно боролся.

Я составила диаграмму, чтобы было наглядно видно, как протекал грипп в нашем классе <Рисунок 1>.

3. Целебные тайны минералов


Не стоит без особых показаний прибегать к антибиотикам. Это будет не только неэффективно, но и вредно. Опыт народной медицины рекомендует применять при простуде горячее питье, растирание кожи, наружное применение горчицы, горячие ножные ванны. Но для более быстрого выздоровления и предотвращения осложнений рекомендуется сочетать с витаминно-минеральными и растительными комплексами, а также использовать биологически активные добавки с травами, обладающими, отхаркивающими, противомикробными, противовирусными и способствующими снижению воспалительного процесса свойствами.

Активные биологические добавки не только выполняют функции естественной защиты, но и стимулируют пищеварение.

Теперь я расскажу о витаминах и минералах и где они содержатся.

Витамины - это вещества, необходимые для поддерживания жизни. Ученым понадобилось 100 лет, чтобы открыть что свежие продукты содержат витамины (Приложение 1) . Поскольку ученные в то время не знали точную химическую природу витаминов, они не давали им мена, просто называли по алфавиту: А, В, С, Д.

Витамин - А всегда связан с жиром в животном организме. Он образуется в растениях и переходит к животным, питающимся этими растениями. Этот витамин помогает предупреждать инфекцию.

Витамин - В , или «В-комплекс », регулирует обмен веществ в организме, его отсутствие вызывает болезнь «авитаминоз ». Содержится в рисе, овощах, фасоли и т.д.

Другой важный витамин - С , повышает устойчивость организма к инфекциям, снижает воспалительные реакции, содержится в шиповнике, смородине, и т.д.

Больше минералов - меньше болезней в нашем здоровье. Минеральные вещества предотвращают и исцеляют многие заболевания! Большинство витаминов и минералов имеют сложную систему взаимодействий, большое количество одного из них способно вызвать нехватку другого. Именно по этой причине лучше всего принимать минералы не по отдельности, а в виде комплексных витаминных и минеральных добавок и различных продуктах. Нужно также помнить и о том, что любой минерал может стать токсичным, если принимать его слишком долго в слишком больших дозах.

Кальций участвует в формировании костной ткани, свертывании крови. Если классическими источниками кальция считаются молоко и сыры.

Фосфор вместе с кальцием, участвует в формировании костей и зубов, а также участвует в процессах энергетического обмена. Много фосфора и в рисовой крупе, в пшеничном хлебе с цельными зернами, в изюме, кураге. Фосфор в небольших количествах содержится во всех частях зеленых овощей, поэтому листового салата, щавелевый суп крайне полезны при недостатке фосфора.

Калий составляет основу деятельности нервных клеток, мышц, выделительной функции. При недостатке калия появляется раздражительность, невозможность сосредоточиться, нарушения сердечной деятельности. Калием богаты практически все растительные источники, но настоящие чемпионы - это картофель, томаты, капуста брокколи, абрикосы.

Магний это элемент - необходим для образования энергии в каждой клеточке нашего организма. В растениях магний входит в состав зеленого пигмента - при недостатке магния эффективны блюда с петрушкой, крапивой, листами одуванчика, салатом, цельными зернами пшеницы.

Железо увеличивает уровень гемоглобина (влияет на образование красных кровяных телец и поступление кислорода в ткани). Железо способствует гармоничной работе иммунной системы. Содержится в овощах, молоке и молочных продуктах, мясе, яйцах.

Заключение

Таким образом, изучив литературу, поставленную задачу я выяснила. Можно очень много перечислять разновидности витамин и минералов, но нельзя не признать, что каждый из них полезен по-своему. Так же я узнала, много полезного о своем здоровье и как защитить себя от гриппа.

Грипп мутирует с каждым годом и лекарство от него делать все сложнее. Но я все-таки думаю, что люди в дальнейшем найдут способ, как изобрести хорошую и качественную вакцину. А пока что бы меньше болеть простудой мы должны соблюдать правила гигиены, принимать витамины необходимые организму минералы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: Солодовник Ксения

ученица 4 «Б» класса

Руководитель:

Романчикова Ольга Михайловна


Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение

Задачи :

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить, как образовались минералы на Земле;
  • сколько существует различных минералов;
  • узнать, как используют минералы;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
  • расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
  • сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология

Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.

Гипотеза.

Минералы широко применяются в деятельности человека.


Методы исследования :

  • изучение литературы,
  • использование интернет - ресурсов,
  • опрос,
  • наблюдение,
  • исследование образцов из собственной коллекции
  • классификация минералов

Многообразие минералов

  • Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
  • Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.

Сегодня известно около

4000 видов минералов,

однако только несколько десятков

распространены на поверхности Земли.


Изучение минералов

  • Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
  • Минералогия - одна из древнейших наук.
  • Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
  • Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и

процессах формирования планет.


Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.

Такие природные соединения минералов называют горными породами.

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,

осадочные

метаморфические.


Основные формы выделения минералов в природе

Друзы

Конкреции

Агрегаты

Натёки

Дендриты

Жеоды


Внешний вид минералов необычайно различен

Пирит

Пустынная роза

Ставролит

Глендонит


Моя коллекция

Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.

Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.

Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.


Важнейшие свойства минералов

Эти свойства минералов легко

определяются в полевых условиях.


  • СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
  • КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
  • ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
  • БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
  • ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
  • ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.

  • Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом

Шкала́ Мо́оса

Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.


Исследование свойств минералов


Каталог минералов

п/п

Внешний вид

Название

Горный хрусталь

Семейство

целестин

кварцевые

Формула

Оливин

сульфаты

Класс

Sio 2

SrSO 4

Сингония

окислы

Селенит

сульфаты

(Mq.Fe) 2 SiO 4

Цвет

гипс

тригональная

халькопирит

Твердость

силикаты

CaSO 4 .2H 2 O

ромбическая

прозрачный

сульфаты

SuFeS 2

ромбическая

От бесцветного до синего и зеленого

Излом

раковистый

сульфиды

моноклинная

зеленый

Блеск

раковистый

тетрагональная

От прозрачного до желтоватого

Цвет черты

стеклянный

раковистый

От темно желтого до зеленого и фиолетового

Стеклянный и перламутровый

белый

Использование

Не ровный

Украшение, оптика, радиотехника

Добыча

стеклянный

белый

раковистый

Стеклянный, шелковистый

Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия

при фейерверках

Белый

белый

Испания, Тунис, Турция, Россия

украшения

металлический

Черный с зеленоватым оттенком

украшения

Египет, Пакистан, Россия

Мексика, Италия, США, Испания, Греция

Источник меди

Чили, Испания, ЮАР, США


Минералы вокруг нас

  • Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который

геологи называют галит.

  • В природных подземных

месторождениях она залегает в виде

камня. Очень красивы кристаллы

каменной соли.


  • Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
  • Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.


Охрана минералов

Для охраны недр Южного Урала

в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.

Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире

Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.


  • Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
  • Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
  • Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
  • Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
  • Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
  • Цаворит Приморский край, Якутия.
  • Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
  • Рубин Челябинская, Свердловская области.
  • Лазурит Иркутская область.
  • Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
  • Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
  • Турмалин Иркутская и Свердловская область.
  • Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
  • Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
  • Хромдиопсид и чароит Якутия.


  • На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
  • Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.

Использование минералов и горных пород человеком

Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.

Применение минералов

Где применяются?

Химия и пиротехника

Примеры минералов

В качестве удобрений

Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит

Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит

Флюорит, диоптаз, кварц

Изделия из фарфора керамики и стекла

Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.

В ювелирном деле и как поделочные

Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.

В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов

Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор

В строительстве

В медицине и фармацевтике

Кальцит, доломит, гипс

Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс

В металлургии

Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит

В ядерной промышленности

Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.

Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)

Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит


  • Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ

«ШАХ»

Один из известных

исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.


Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.


Заключение

Проведя свое исследование, я установила, что:

  • из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 4000 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • каждый минерал имеет свои свойства;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • на Урале можно найти практически все известные минералы;
  • широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
  • искать минералы для коллекции можно везде

  • На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
  • Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …

  • Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
  • Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
  • «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
  • Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
  • Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
  • Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.