Как научить ребенка сотрудничать? Шаг первый. Шрамм детский аутизм и aba Роберт шрам детский аутизм и аба читать
В этой статье мы поговорим о проблеме, которая с каждым годом во всем мире становится все более актуальной, но почему-то упорно умалчивается, игнорируется в странах бывшего СНГ. Речь идет об аутизме в детском возрасте. Мы подробно расскажем, почему он может возникнуть, как он себя проявляет, и что делать родителям больных деток.
В 2007 году Организация Объединенных Наций решила, что каждый год 2 апреля будет отмечаться День распространения информации о проблемах аутизма. Стоит отметить, что это решение принималось не Всемирной организацией здравоохранения, а именно ООН. Это говорит о том, что аутизм – проблема мирового значения.
Для большинства людей значение слова аутизм непонятно. Аутизмом называется психическое расстройство ребенка, при котором нарушаются все процессы развития в его организме. Малыш не может понять, что происходит вокруг него, ему чужд окружающий мир, он не хочет идти на контакт с другими людьми.
Врачи не могут точно объяснить, почему дети сталкиваются с ранним детским аутизмом. Однако называют несколько основных факторов, которые могут спровоцировать недуг. К ним относятся:
- слабо развитые инстинкты и аффективная сфера
- расстройство восприятия окружающего мира
- нарушение слуха
- нарушения работы разных отделов мозга, отвечающих за интеллектуальное развитие ребенка
- генетическая предрасположенность ребенка
- внутриутробное осложнение развития плода
- родовая травма
- поражения центральной нервной системы
- гормональные сбои
- инфекционные и вирусные заражения
- отравление ртутью
- вакцинация от кори, краснухи
- прием антибиотиков
Признаки детского аутизма
Аутизм у ребенка может проявиться в любом возрасте. Врачи выделают три основных возрастных периода, когда родители могут впервые обнаружить у своего ребенка симптомы детского аутизма :
- Ранний детский аутизм проявляется у малышей до двух лет. Очень важно его своевременно обнаружить, чтобы начать эффективное лечение и коррекцию детского аутизма. Что в поведении вашего чада вас должно насторожить:
- у ребенка не возникает никакой реакции на появление посторонних людей
- малыш не отзывается, когда его зовут по имени
- когда с ним общаешься, он отводит глаза
- предпочитает играться самостоятельно
- не контактирует со сверстниками
- Особенности детского аутизма у деток от двух лет заключаются в следующем:
- ребенок отказывается общаться
- он не начинает разговор первым
- малышу нравится заниматься математикой, рисованием, ему нравится музыка
- ребенок может длительный период времени повторять один и тот же звук
- если кроха попадает в непривычную для себя обстановку, его окутывает чувство паники и страха
- малышу трудно чему-то научиться
- Подростковый аутизм проявляется у детей в возрасте от 11 до 18 лет. Такие дети очень агрессивны и пребывают в постоянной депрессии. Им невыносимо сложно пережить переходный возраст, поэтому часто они устраивают истерики, нервничают.
Классификация детского аутизма
Все вышеперечисленные симптомы детского аутизма классифицируются на 3 синдрома:
- Синдром Каннера , при нем ребенок:
- не может ладить с людьми
- он абстрагируется от внешнего мира
- не разговаривает
- не смотрит в глаза собеседнику
- играет с предметами, с которыми играть не принято
Все эти особенности детей с ранним детским аутизмом дают о себе знать с самого рождения ребенка. Задача родителей – при первых признаках сообщить о проблеме педиатру.
- Синдром Аспергера имеет очень много общих симптомов с синдромом детского аутизма по Каннеру. Но при нем многие детки:
- мыслят нестандартно
- у них очень хорошо развито логическое мышление
- внимание достаточно неустойчивое
- у них красивые лица, похожие на кукольные, но взгляд при этом у аутистов направлен «внутрь себя», лицо не выражает никаких эмоций
- такие детки очень привязаны к дому, в котором живут, а вот к родителям они не тянутся
- Синдром Ретта – врачи характеризуют такой вид детского аутизма , как самый сложный, при котором ребенок не только отстает в умственном развитии, он еще с возрастом теряет способность к хождению, у него снижается мышечный тонус, он ничего не может делать руками.
Диагностика детского аутизма
Показать своего ребенка нейропсихологу нужно тогда, когда вы заметили у него, как минимум 6 из вышеперечисленных симптомов. Врач тогда проведет диагностическое обследование путем интервьюирования родителей по поводу поведения их ребенка в привычной для него жизни.
К сожалению, на сегодняшний день деток с аутизмом не госпитализируют, чтобы понаблюдать за их развитием. Такая практика распространена только в странах Запада.
Лечение детского аутизма
Лечить детский аутизм можно самостоятельно в домашних условиях, а также медикаментозным методом. В идеале нужно применять и тот, и другой метод терапии комплексно. Мы опишем для вас подробно оба способа лечения аутизма у ребенка, чтобы вы могли знать, что делать и в каких случаях срочно обращаться к квалифицированному специалисту.
- Что можно делать самостоятельно без врачебного вмешательства:
- Часто повторяйте одни и те же действия, чтобы привить ребенку какой-то навык или умение. Например, даже если малыш научился чистить зубы, все равно ходите с ним делать эту процедуру, чтобы он о ней не забыл.
- Составьте ребенку строгий распорядок дня и четко ему следуйте. Если хотя бы раз вы собьетесь с режима, малышу будет сложнее перестраиваться.
- Ни в коем случае не допускайте того, чтобы у ребенка резко сменялась обстановка, к которой он привык. Это может его сильно испугать.
- Проводите с малышом как можно больше времени, общайтесь с ним, даже если в ответ он просто отмалчивается. Кроху нужно уметь разговорить. Эта рекомендация подробно описана в книге Мэри Барбери «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход ».
- Нельзя ребенка-аутиста ругать и наказывать. В его присутствии лучше вообще разговаривать тихим спокойным голосом.
- Чаще берите малыша на руки, обнимайте его, целуйте. Ему очень важно чувствовать любовь близких. Подробнее об этом можно прочитать в книгах О.Никольской о раннем детском аутизме. Автор издала очень много работ, посвященных данной проблеме.
- Если малышу очень трудно разговаривать, то попробуйте наладить с ним общение с помощью карточек с картинками. О важности игрового подхода в развитии деток с аутизмом написано в книге Роберта Шрамма «Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения».
- Малыш-аутист не должен переутомляться, поэтому между занятиями обязательно делайте перерыв, в который кроха сможет полноценно отдохнуть.
- Каждый день делайте с крохой физические упражнения. Они могут быть элементарными. Такая нагрузка очень полезна для развития ребенка с ранним детским аутизмом .
- Если ваш малыш проявляет в чем-то инициативу, нельзя ее пресекать. Желательно проявить внимание к ребенку и выполнить его предложение. Этой теме посвящен целый раздел в книге К.Лебединской «Ранний детский аутизм».
- Медикаментозное лечение аутизма требуется в том случае, если у малыша есть какие-то нарушения в психической системе ребенка или неправильно работают внутренние органы:
- Врач может назначить пробиотики, если у малыша на фоне аутизма развился дисбактериоз.
- Обязательно прописывается прием поливитаминных комплексов для укрепления иммунной системы ребенка. Отдельное внимание стоит уделить регулярному приему Омега-3.
- Могут назначить гормональную терапию. Ребенку будут вводить секретин, который способствует улучшению работы поджелудочной железы.
- Могут назначаться препараты неврологического характера для улучшения психо-речевого развития.
В завершение хотелось бы отметить, что дети-аутисты – это не приговор. К этому недугу родителям нужно относиться с пониманием. Его нужно просто принять и сделать все возможное, чтобы малыш смог жить полноценно. Некоторые мамы, узнав о таком диагнозе, замыкаются в себе, отчаиваются. Делать этого нельзя. Окружите малыша заботой, любовью, вниманием. Именно материнские объятия порой являются самым эффективным лекарством.
Видео: «Как распознать ребенка-аутиста?»
Роберт Шрамм
детский
аутизм
Аутизм - это расстройство, которое проявляется в аномальным поведении ребенка. Но именно поведение ребенка - единственный язык, система сложных кодов, через которые окружающие могут понять его намерения, желания, переживания. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, тщательно определяя подкрепляющие факторы в окружающей среде , взрослые могут не только научиться понимать его, но и отвечать ему, используя язык АВА (АррНес! ВеЬа\аог АпаН$.$), или прикладного анализа поведения. Методы АВА помогут ребенку с аутизмом адаптироваться к реальности, повысить самоконтроль и обрести новые навыки - от бытовых до академических.
Книга Роберта Шрамма, признанного эксперта поведенческого анализа, - это прекрасная возможность узнать об уникальной силе АВА, с помощью которого родители смогут преодолеть проблемы общения и обучения детей с аутизмом и другими поведенческими сложностями.
СОДЕЙСТВИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ АУТИЗМА ■ РОССИИ
«Эта книга - первый подробный профессиональный источник знаний о самом эффективном психокоррекционном методе при аутизме. Мы рады поддержать это очень важное издание, и верим, что оно будет не последним».
Авдотья Смирнова, президент благотворительного фонда «Выход»
9785917430393
терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения
АВА (АррНес1 Вепауюг АпаНз15) терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения
Перевод с английского Зухры Измайловой-Камар
КлЬегг ЗЬгатш УВ Теаспт§ Тоо1з
Детский аутизм и АВА: АВА (АррНес! ВеЬауюг Апа1.518) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.
13В1Ч 978-5-91743-039-3
Во всем мире для помощи детям с аутизмом более полувека успешно используются научно обоснованные методы АВА (АррНес! ВеЬауюг АпаНк.в), или прикладного анализа поведения. Настоящее издание - первое в России, которое системно рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений - анализом вербального поведения.
Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области АВА, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни.
Издание адресовано родителям и заинтересованным специалистам.
УДК 159.9 ББК 88.8
© ООО «Рама Паблишинг», 2013 © КоЬегт Зсптатт, 2012 © М.сЬае1 Б. Вго\Уп/8ЬиПег51оск.сот, фото на обложке
6
Обращение к читателям 9
Глава 1. Дорога к лучшему 11
Глава 2. Что означает диагноз «аутизм» 20
Глава 3. АВА - язык аутизма 31
Глава 4. Как распознать цели поведения ребенка 38
Глава 5. Как увеличить проявления положительного
поведения 45
Глава 6. Как сократить проявления проблемного
поведения 70
Глава 7. Инструменты обучения 98
Глава 8. Типы вербального поведения 108
Глава 9. Как повысить мотивацию ребенка 117
Глава 10. Обучение без ошибок 129
Глава 11. Вдохните жизнь в процесс обучения 137
Глава 12. Обучение ребенка функциональной речи 143
Глава 13. Основные техники анализа вербального
поведения 158
Глава 14. Как понять, чему учить 172
Глава 15.Как победить аутизм 176
Заключение
196
Адаптированный словарь понятий АВА 197
Список литературы и других источников 203
Предметный указатель 207
Предисловие к русскому изданию
Как учить детей? Как научить их одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, говорить спасибо? Что нужно делать, чтобы ребенок хорошо себя вел в гостях, магазине, детском саду? Эти вопросы возникают у всех родителей, а особенно остро у тех, кто воспитывает ребенка с нетипичным развитием, например с аутизмом.
Интересует этот вопрос и психологов, которые ставят его несколько шире: как вообще человек учится. На этот вопрос до настоящего времени нет единого ответа. Разные психологические школы отвечают на него по-разному, исходя из теоретических предпосылок, на которых они основываются. Одно из направлений психологии, в рамках которого создана теория научения, называется бихевиоризм.
Учеными-бихевиористами были сформулированы основные принципы, которые описывают функциональную связь между поведением и другими факторами. Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название Аррlied Веhavir Аnalisis (АВА), или прикладной анализ поведения, - научно обоснованный подход к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение.
Под поведением в данном случае понимается любое взаимодействие организма с окружающей средой. Чтение, ходьба, произнесение слов, лепет младенца - все это примеры поведения, к каждому из которых можно применить техники АВА. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием. Он доказал свою эффективность при обучении таких детей самым разнообразным навыкам: самообслуживанию, академическим навыкам, речи и т.д. В России этот подход известен мало и почти не используется. Более того, опыт показывает, что нередко и родители и специалисты имеют предубеждения относительно АВА. Как правило, это связано с двумя моментами.
Первый - это мнение, что процесс обучения уподобляется дрессуре. На самом деле это утверждение несправедливо. Если вспомнить, например, о пятерках и двойках в школе, улыбках родителей, когда ребенок хорошо убрался в комнате или их недовольстве после драки детей, то станет очевидным - люди практически постоянно используют поощрения или наказания для того, чтобы регулировать поведение других. Другое дело, что поощрения или наказания далеко не всегда работают так, как хотелось бы. Ученые, занимающиеся АВА, изучив законы поведения, создалитехники, которые позволяют изменять поведение, избегая неудач.
Второй момент связан с применением наказаний. Это действительно очень важный со многих точек зрения вопрос. Надо сказать, что в настоящее время разработано большое количество приемов обучения, которые дают возможность обойтись без использования наказаний. Более того, этические принципы АВА не допускают применения наказаний до тех пор, пока не будет доказано, что использование других методов неэффективно. Речь никогда не идет о физическом наказании. Если наказание в конкретном случае и признается необходимым, то оно всегда является безопасным и не ущемляющим достоинства ребенка. Эти и другие сомнения будут сняты после более близкого знакомства с АВА.
Книга Роберта Шрамма - практически первое руководство по прикладному анализу поведения на русском языке. Предназначенное для родителей, оно написано простым и понятным языком и позволяет овладеть основами АВА. В книге не просто предлагаются приемы, с помощью которых можно обучить новым навыкам или избавиться от нежелательного поведения. Книга учит понимать ребенка - ведь только поняв, можно помочь.
Наталия Георгиевна Манелис, канд. психол. наук, психолог Центра психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»
Обращение к читателям
Эта книга рассказывает о том, как терапевты 1 и родители могут обучать детей с аутизмом, используя поведенческие теории 2 . В этой книге я намеренно упрощаю определения сложных понятий и обхожу стороной долгие теоретические рассуждения. В то же время, объясняя причины использования обучающих техник, я применяю такие термины, как «готовность», «желание», «попытка», «осознание» и «контроль». Хотя некоторые из этих терминов не имеют никакого отношения к «поведенческой» терминологии, я надеюсь, они помогут сделать научный текст понятным для любого читателя.
Родители и учителя, столкнувшись со специфичными определениями, которыми пользуются профессионалы АВА для анализа поведения и создания программ для детей, зачастую теряются и не принимают нашу науку. Действительно, нашим родителям и педагогам не хватает практического руководства, в котором научные принципы были бы адаптированы к их ежедневной жизни. Без такого руководства мы, профессионалы, оказываемся неспособны эффективно обучать тех, кто нуждается в нашей помощи, а это в свою очередь препятствует получению образования многими нуждающимися в нем детьми. И если мы хотим, чтобы наша наука помогла родителям стать учителями собственных детей, мы должны, прежде всего, стать хорошими учителями для родителей в обучении основам бихевиоризма.
Глава 1. Дорога к лучшему
Жизнь - это путешествие, побуждающее нас к постоянному поиску лучших путей. Мы ищем хорошие школы для наших детей, стремимся найти верных и надежных друзей, надежные способы заработать, вообще учимся держать нашу суматошную жизнь под контролем. Достигнув успеха, мы становимся более упорными в повторении того типа поведения, которое приведет нас к желаемому результату еще раз. И наоборот, мы стараемся избежать тех типов поведения, которые оказались неэффективными в достижении наших целей. Это и есть основная концепция бихевиоризма.
Как только ребенок получает диагноз «аутизм», вы словно отправляетесь в путешествие. Это путешествие, по сути, поиск новых путей помочь ребенку приобрести навыки, необходимые для полноценной жизни. Правда, для тех, кто живет далеко от больших городов и не имеет возможности общаться с родителями, имеющими те же проблемы, это одинокое путешествие по пустынной дороге в степи с парой указателей на обочине. Для тех же, кто живет в центре больших городов, дорога, наоборот, перегружена знаками и указателями во всех направлениях. И в той, и в другой ситуациях родителям трудно воспитывать своих детей без чувства потерянности, страха и вины. Другими словами, независимо от того, как вы будете решать проблемы своего ребенка, вам всегда будет казаться, что вы не сделали всего, что могли бы сделать. Это нормально. Просто помните, что родители не могут контролировать причины, которые приводят к аутизму, и нет ни одного уважаемого источника, который бы утверждал обратное.
В конце девяностых, будучи специалистом по инклюзивному образованию 3 , я работал в Калифорнии с детьми, имеющими различные виды расстройств. Шесть лет я изучал самые современные методы обучения и стал мастером в области образования детей с особыми потребностями. В то же время я чувствовал, что весь мой опыт и все мои знания недостаточны для того, чтобы я мог уверенно помогать детям с диагнозом «аутизм» стать более успешными. Я знал, что есть нечто невероятно особенное - то, что предназначено как раз для этих детей. Шло время, но мне не удавалось найти те действительно эффективные способы, которые бы по-настоящему помогли этим детям стать более успешными. Мои тщетные попытки стать спасительным маяком, который бы вселял надежду в родителей, ранили меня. Я хотел помочь детям расти, учиться и состояться в жизни. Я пытался найти лучшие пути, и все, о чем я мог думать, можно было выразить словами: «Я просто не знаю, что еще могу сделать».
В период моей работы в Калифорнии сильное влияние на меня оказал один удивительный ребенок. Аарон был необыкновенно умным, но проблемным семилетним мальчиком с аутизмом. Мне было поручено помочь Аарону адаптироваться в обычном классе среди первоклассников. Как и многие другие родители детей с аутизмом, родители Аарона хотели, чтобы ребенок получил общее среднее образование. Им было невыносимо видеть его страдающим во вспомогательном классе или школе. Родители Аарона полагали, что ему нужно учиться там, где учебный процесс не будет облегченным, где к мальчику будут предъявлять высокие требования и где одноклассники станут образцом поведения для их сына. Родители понимали, что это ключевые условия успешного развития их сына вопреки его социальным навыкам и поведенческим особенностям.
Когда Аарон был увлечен тем, что находил интересным, он был милым и умным, как любой другой ребенок. Проблема возникала в школе , когда его просили сделать что-либо, что он делать не хотел. Испытывая давление со стороны, этот маленький мальчик превращался в тасманского дьявола. Он мог без труда разрушить любую программу, разработанную нами, если не был в ней заинтересован. Чтобы помочь ему, я использовал всевозможные трюки и техники,с которыми когда-либо познакомился, в том числе советы экспертов всех мастей, которых был в состоянии найти. Я проштудировал все пособия по поведению, которые только смог достать. К сожалению, новые знания лишь вновь и вновь подтверждали мое бессилие в этой ситуации. Любой план, призванный помочь мальчику научиться чему-либо, Аарон был способен разрушить, если не испытывал желания ему следовать. Наконец, я пришел к тем же заключениям, которые сделали и другие специалисты: Аарон не может учиться в общеобразовательной системе и должен быть переведен в специальный класс.
Это был сокрушительный удар по моей самоуверенности. Каким специалистом по инклюзивному образованию мог я себя называть после того, как вынужден был сказать родителям, что их ребенок не может учиться в системе общего образования?
Чтобы повысить свою квалификацию, я стал посещать занятия и тренинги, разработанные с целью помочь обучать детей с аутизмом. Я изучил систему общения с помощью обмена картинками (РЕСS-Picter Exchengе Сommunication System) и с некоторым успехом опробовал ее в работе со своими подопечными. Я изучил программу «Лечение и обучение детей с аутизмом и другими коммуникативными расстройствами» (ТЕАССН: Тгеаtment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children) и тоже более-менее успешно начал использовать ее в работе с моими подопечными. Я изучил игровую терапию, разработанную Сидни И. Гринспен (Sidney I.Greenspan, MD), называемую «Игры на полу» (Floortime, www.floortime.org), и также с некоторым успехом начал использовать ее с моими подопечными. Однако случайные положительные результаты, которые я сумел получить, навели меня на мысль, что я еще только учусь использовать инструменты, чтобы научиться строить стены или делать двери. Я знал, что этого будет недостаточно ни для меня, ни для детей, которым я хотел помочь. Если я действительно хочу стать мастером в деле, которое выбрал, я должен найти кого-то, кто бы научил меня, как построить дом полностью. Чтобы сделать что-то для этих детей, я должен стать «плотником».
Наконец, мои поиски привели меня к прикладному анализу поведения" (Аррlied Веhavir Аnalisis, АВА) и затем к методу анализа вербального поведения (Verbal Behavior Analisis, VВ) как составляющей АВА. Многие годы АВА как научное направление было известно в мире аутизма либо под названием «модификация поведения», либо как «метод Ловааса» (Тhe Lavaas method). Однако правильнее сказать, что доктор Ловаас и другие были в числе первых, кто применял методы АВА, для того чтобы помочь людям с диагнозом «аутизм».
Принципы, на которых доктор Ловаас построил свою программу, были разработаны Б. Ф. Скиннером (В. F. Skiner) и опубликованы в его книге «Поведение организмов» («ТЬе ВеЬауюг оГ Опзашзтз», 1938). Хотя доктор Ловаас сделал очень много для того, чтобы другие познакомились с прикладным анализом поведения как методом обучения детей с аутизмом, в сравнении с сегодняшним днем применение поведенческих принципов на начальном этапе развития АВА было зачастую грубым и неуместным. Время и научные изыскания привнесли значительные изменения в способы применения этих ранних методов и процедур. И несмотря на то, что многие специалисты по модификации поведения в семидесятые-восьмидесятые годы использовали неприемлемые процедуры и оставили негативный отпечаток на всем, что относится к миру АВА, это научное направление стабильно развивалось на протяжении последних десятилетий.
После пересмотра и улучшения старых техник и стратегий обучения наше понимание того, как аутизм влияет на развитие детей и как мы можем влиять на аутизм, значительно изменилось. По мере развития АВА возрастала и эффективность его использования. Сегодня это научное направление лишь слегка напоминает АВА прошлых лет. Обучение по общей программе сменилось индивидуальным и непосредственным, использование вызывающих дискомфорт техник - положительными подкрепляющими процедурами. Вместо изолированных классных комнат мы сейчас рекомендуем более естественную обстановку для обучения. Однако независимо от каких бы то ни было технических усовершенствований принципы Скиннера остались неизменны и являются теоретической базой прикладного анализа поведения.
Родители, которые привыкли к ранним методам АВА, часто отказывались сделать выбор в пользу новых методов. Хотя все доказательства эффективности новых методов обучения детей социально приемлемому поведению и учебным навыкам были налицо, родители предпочитали иметь дело с процедурами, использование которых вызывало сопротивление и которые выглядели неприглядно. Многие семьи, использовавшие методы АВА, считали их эффективными, в то же время были и такие семьи, которые считали, что результаты не стоили затраченных усилий.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в АВА, и сегодня мы с уверенностью можем сказать: прикладной анализ поведения - верный выбор практически для всех детей с аутизмом и с подобными аутизму расстройствами. Прежде всего, речь идет о развитии метода анализа вербального поведения как составляющей АВА.
Метод анализа вербального поведения (УегЪа1 ВеЬауюг, УВ) 1 - это и философия АВА, и серия обучающих техник, основанных на принципах АВА, для приобретения детьми речевых навыков. Кроме того, потенциал АВА-программ значительно расширился благодаря специалистам, развивающим УВ: доктору Джеку Майклу (Вт. Таек МюЬае1) и другим, в том числе доктору Джеймсу Партингтону и доктору Марку Сандбергу (Ог. 1ате8 Райт§юп апа Ог. Магк 8ипаЪег§), которые разработали серию новых техник
Глава 2.
Что означает диагноз «аутизм»
В этой главе я попытаюсь объяснить, как и почему ребенок получает диагноз «аутизм». Я не буду обсуждать причины, вызывающие аутизм и другие известные диагнозы. Я специально обхожу эту тему, поскольку она только вводит в заблуждение и отвлекает от основной цели: обучения детей. Знание того, что есть два возможных фактора происхождения аутизма: генетические нарушения и влияние окружающей среды, не помогут вам лучше подготовить вашего ребенка к будущему.
Аутизм считается загадочным явлением еще с тех давних пор, когда у него не было даже названия. Чем больше наше общество изучает аутизм, тем эффективнее мы становимся в определении критериев, которые называют аутистичными. И хотя все больше людей ежегодно получают диагноз «аутизм», критерии аутизма остаются прежними. Что действительно изменилось, так это интерпретация критериев и/или количество людей, которые им соответствуют.
Ребенок получает диагноз «аутизм», когда у него можно наблюдать по крайней мере шесть специфических типов поведения в трех областях: социального взаимодействия, коммуникации и поведения (ребенок имеет повторяющиеся и стереотипные модели поведения и ограниченные специфические интересы).
При определении диагноза обращают внимание на следующие дефициты:
Отсутствие взгляда глаза в глаза;
11 БЗМ-ГУ ^адпозИс апс! 81ап511са1 Магша1, 4т Ешйоп) - издаваемое Ассоциацией американских психиатров «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств». Автор упоминает 4-е издание, выпущенное в 1994 году; в настоящее время действует выпущенная в 2000 году пересмотренная редакция, В8М-1У-ТК).- Примеч. науч. ред.
Даже если ваш ребенок демонстрирует минимум из перечня специфических типов поведения, он, скорее всего, получит диагноз «аутизм». Отмечу также, что перечисленные признаки отставания в развитии должны быть замечены до трехлетнего возраста и не быть связанными с синдромом Ретта 1 .
Если ребенок демонстрирует некоторые из этих типов поведения, но умеет говорить в раннем возрасте, он, скорее всего, получит диагноз «синдром Аспергера».
В настоящее время не существует анализа крови или генетического теста, которые могли бы определить, есть ли у ребенка аутизм. Диагноз «аутизм» ставится при наличии у ребенка специфических типов поведения. Но можно ли узнать, есть ли у ребенка аутизм, без использования физического теста? Как определить, что ребенок вылечился? Ответы" на эти вопросы просты: если диагноз «расстройство аути-стического спектра» (А8Э, Аипзт 8рес1гит 01зогаег) поставлен в результате «галочек» в списке представленных типов поведения, то понятно, что, если ребенок более не проявляет того или иного поведения, он больше не считается ребенком с аутизмом. Означает ли это, что ребенок вылечен? Или что он не болен? А может, у него вообще никогда не было аутизма? Эти вопросы часто задают по поводу детей, у которых
Психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек; проявления сходны с симптомами аутизма, но заболевание имеет иное происхождение и требует других методов лечения и коррекции.- Примеч. науч. ред.
уменьшилось проявление признаков аутизма и которые стали более приспособлены к жизни в обществе.
Для меня эти вопросы не важны - это пустая трата времени и энергии. Важно то, что мы начали работать с ребенком, которому был поставлен диагноз «аутизм» и который до этого момента не мог непосредственно общаться с другими, играть и проявлять те простые навыки поведения, которые помогли всем нам стать в той или иной степени успешными и благополучными. И когда этот ребенок спустя время не подтвердит диагноз, поставленный медицинскими светилами, и станет обладать если не всеми, то большинством необходимых навыков, я буду убежден, что это и есть тот результат, который следует учитывать.
Когда вы думаете о ребенке с аутизмом, представьте его на пляже окруженным гигантской стеной, построенной из песка. Эта стена неравномерна по высоте, имеет много трещин и достаточно высока во многих местах - настолько, что ребенок не может видеть внешний мир за ее пределами. По мнению большинства взрослых с аутизмом (тех, кто может выразить свои чувства в книгах или лекциях на эту тему), мир внутри стены - это словно убежище от запутанного и непредсказуемого внешнего мира. А сама стена - своеобразный барьер между ребенком и остальным миром.
А теперь попытаемся представить, что отдельные участки стены - это различные навыки, которые ваш ребенок должен освоить. Чтобы успешно взаимодействовать с окружающим миром, он должен обладать навыками, которые позволят ему подняться над верхней частью этой стены. Нижняя часть стены представляет собой навыки, которые ребенок приобрел практически без посторонней помощи. К ним, в зависимости от того, как аутизм влияет на ребенка, относится, например, способность тянуть вас за руку к чему-то, что он желает получить, или способность плакать, устраивать истерики, выходить из себя, наносить себе удары с целью добиться вашего внимания либо заставить вас оставить его в покое. Сильно моти-вированый ребенок с достаточным уровнем развития некоторых способностей будет иногда преодолевать среднюю часть стены, демонстрируя такие навыки, как указательный жест или использование одного или нескольких слов. Наконец, некоторые части этой песочной стены окажутся настолько высокими для вашего ребенка, что он не сможет преодолеть их самостоятельно, без вашей помощи.
Суть этой метафоры в том, что она показывает необходимость синхронной работы программы АВА и метода анализа вербального поведения (УВ), необходимых для того, чтобы помочь ребенку последовательно преодолеть все трудные участки стены и оказаться во внешнем мире. Понять методы прикладного анализа поведения - значит понять, как систематически и последовательно использовать подкрепление (КетгогсетеШ, 8 К) или, другими словами, как создать необходимую мотивацию.
Чтобы преодолеть более сложные участки стены, ребенку необходимо действительно желать этого, то есть быть достаточно мотивированным. Создать должную мотивацию можно с помощью побуждающего условия (Ез^аЬНзЫпё ОрегаПоп, ЕО) - слова или действия, которые временно изменят ценность последствий каждого поступка (поведения). Другими словами, это условие, которое делает последствие на какое-то время более или менее ценным для вашего ребенка, чем это было бы в другой ситуации.
Например, вода, как правило, имеет для нас большую ценность в жаркий солнечный день, чем в день, когда прохладно и ветрено. Сама вода при этом не изменяется - другим становится ваше отношение к воде, на которое повлияли условия: вокруг стало слишком тепло, или даже, возможно, возникла угроза обезвоживания. Мотивация является важным фактором обучения детей с аутизмом, и чем лучше вы научитесь управлять окружающими условиями для создания мотивации, тем лучше сможете проявить свои педагогические способности.
Борьба с аутизмом сродни перетягиванию каната: чтобы победить болезнь, вы должны удержать свой конец каната, вовлекая в этот процесс важного союзника - окружающую обстановку вашего ребенка. Скорее всего, в настоящее время окружающая обстановка является весомым партнером аутизма - она наполнена вещами, которые отвлекают вас от главной цели. Однако вы можете сделать окружающую обстановку своим союзником. Ведь только переосмыслив ее значение, вы сможете понимать ребенка и должным образом мотивировать его. И тогда ребенок окажется в перетягивании каната на вашей стороне, а не на стороне аутизма. Только осознанно управляя окружающей средой, вы можете быть уверены в том, что ребенок будет постоянно помогать вам в ваших попытках обучать его. (Подробнее о том, как лучше понять мир ребенка и сделать его своим помощником в процессе обучения , написано в главах 5 и 6.)
Целью любой хорошей программы АВА/УВ является определение естественных желаний ребенка и использование их в процессе обучения. Для этого составляется список побуждающих условий - любимых и желанных ребенком занятий, предметов, игрушек и лакомств. Добавляя к уже известным новые, более приемлемые предметы и занятия, мы можем сделать их более желанными для ребенка, а менее приемлемые отодвинуть в конец списка как наименее важные для него.
Если вспомнить наши аналогии, то мотивацию можно сравнить с водой. Наполнив внутренний мир ребенка водой так, чтобы он мог подняться и максимально приблизиться к верхней части окружающей его песчаной стены, мы поможем ему перебраться через нее. Другими словами, мотивация будет силой, позволяющей проявиться желаниям и способностям, столь необходимым ребенку для обретения навыков, которым вы его обучаете.
Метод анализа вербального поведения мы рассматриваем как инструмент, который помогает мотивировать ребенка на начальном этапе приобретения новых навыков, а методы АВА в целом - как стимулирующую систему, побуждающую ребенка снова и снова использовать эти новые навыки. Прикладной анализ поведения как научное направление ставит своей целью изучение и применение методов АВА/УВ, чтобы помочь людям добиться успеха в самом широком смысле этих слов.
Одним из ключевых понятий прикладного анализа является подкрепление - важнейший принцип АВА, который применяется давно и успешно. Подкрепление - это то, что происходит после проявления поведения и увеличивает вероятность повторения такого поведения в будущем. Все, что мы делаем, является частью нашего поведения, в том числе обучение новым навыкам. В образе со стеной поведением будет попытка ребенка оставить свой собственный мир и преодолеть стену, а подкреплением - опыт, который он приобретает, когда добивается успеха. Если такой опыт (подкрепление) будет положительным каждый раз, когда ребенок использует определенный навык, у него будет мотивация использовать его снова в процессе преодоления той песчаной стены. То есть подкрепление определенного поведения создает у ребенка мотивацию постараться и проявить навык еще раз, когда возникнет подходящая ситуация.
Именно мотивация становится той движущей силой, которая подвигает ребенка проявлять навык снова и снова. А подкрепление раз за разом создает условия для того, чтобы внутренняя мотивация стала сильнее, чем внешняя. Баланс мотивации и подкрепления приводит к все большему желанию ребенка проявить навык, по отношению к которому они последовательно применялись.
Замечу, что стена, которая окружает вашего ребенка, состоит не из твердой породы - она рыхлая, чтоявляется при обучении ребенка и проблемой и благословением. Проблема может заключаться в том, что через трещины в стене ребенок может добраться до подкреплений, не прилагая усилий для использования навыков, которым вы обучаете. Если оставить трещины незаполненными, произойдет «утечка мотивации», и у ребенка не будет достаточного стимула стремиться к успеху. К счастью, песок засыпает трещины, делая их незаметными, и позволяет мотивированному ребенку «перемахнуть» через стену к ожидаемому подкреплению, по пути разрушая верхнюю часть стены. Стена становится ниже и проще для преодоления, и в следующий раз продемонстрировать проявленный навык будет немного легче.
Программы АВА/УВ используют принципы мотивации и подкрепления, чтобы побудить вашего ребенка к выполнению новых и все более трудных навыков, с целью увеличить в будущем желание повторить использование навыка и сделать его менее трудным. Каждый раз, когда ребенок преодолевает какую-то часть стены, ему становится легче перепрыгнуть ее в будущем. Песок же, осыпаясь сверху, заполняет трещины в нижней части стены - и это еще один плюс использования подкреплений: мотивация не утекает, и ребенка легче мотивировать на освоение новых навыков.
Возможно, все описанное выше создает у вас впечатление, будто речь идет только о детях с аутизмом. На самом деле я описал, как учится каждый из нас. Мы с рождения окружены разными по высоте стенами-барьерами - ограничениями, которые нам предав стоит преодолеть благодаря освоению все новых и более сложных навыков. Только так мы можем стать полноценными членами общества. И только таким образом нам удастся разрушить стены, сколь бы высокими они ни оказались. Кому-то это удастся сделать лучше и быстрее, в том числе и потому, что их стены оказались ниже. У кого-то стена будет настолько высокой, что шансов перебраться через нее не останется. Однако чаще всего окружающие нас стены неравномерны: где-то выше, а где-то ниже. Ребенок с аутизмом ничем не отличается от других детей. Просто ему надо помочь преодолеть более трудные участки стены с помощью навыков, которые общество считает обязательными. Неспособность самостоятельно преодолеть стену напрямую связана с недостаточным уровнем развития навыков в тех областях, которые были перечислены в начале главы: социальное взаимодействие, коммуникация и поведение (ребенок имеет повторяющиеся и стереотипные модели поведения и ограниченные специфические интересы).
Именно отсутствие или недостаточное развитие навыков в этих областях жизни и являются признаками аутизма.
Аутизм - это расстройство широкого спектра, которое наблюдается у все большего числа людей. Аутизм влияет на способности ребенка к общению и взаимодействию в разных жизненных, в том числе учебных, ситуациях. Если не обучать детей, они будут оставаться во власти аутизма до тех пор, пока окончательно не потеряют контакт с окружающими. Если не обучать родителей и учителей, то они будут невольно мотивировать и подкреплять все более проблемное поведение ребенка. Однако если вы научитесь понимать мотивы поведения вашего ребенка и освоите принципы и техники АВА/УВ, вы поможете ему уменьшить проявления нежелательного поведения и добиться больших успехов в жизни.
Глава 3. АВА - язык аутизма
Программы АВА, или прикладного анализа поведения, разработанные индивидуально, могут рассматриваться как определенный план. Дело в том, что определенным типам поведения соответствуют определенные последствия, и если ваши реакции на поведение ребенка (последствия) предсказуемы и последовательны, то они понятны ребенку. Соответственно ребенок начинает понимать вас лучше. Ваше присутствие начинает оказывать на ребенка успокаивающее воздействие, он реже расстраивается и становится более открытым для взаимодействия.
Большинство детей и взрослых с аутизмом любят компьютеры за их понятный «язык». АВА можно сравнить с компьютером по степени упорядоченности действий и реакций. Чтобы успешно работать или играть на компьютере, ребенку необходимо выбрать необходимую команду. Нажав определенную кнопку, он получает предсказуемый результат, будет ли это прослушивание музыки или просто желание включить либо выключить компьютер. Главное здесь - постоянство, простота в использовании и отсутствие неопределенности. Использование компьютерной мыши дает ребенку чувство контроля над ситуацией. Компьютер не начнет проигрывать музыку, если не получит специальную команду, не станет говорить ребенку, когда он должен выключить компьютер. Он не командует, он отвечает на команды, причем делает это с завидным постоянством.
Если вы хотите быть понятым вашим ребенком, ваш язык должен быть предельно ясным, кратким и последовательным как в словах, так и в действиях. Да, таким же, как язык компьютера. И если вы предложите ребенку определенные варианты поведения с конкретными и понятными последствиями для каждого варианта, ваше поведение будет понятно вашему ребенку. А если вы окажетесь способны давать ребенку ясные и конкретные указания, что и как делать, с ясными, конкретными и постоянными последствиями его действий, у ребенка появится ощущение порядка и контроля над ситуацией при взаимодействии с вами. Как результат, уменьшится вероятность того, что ребенок будет добиваться контроля над ситуацией другими, менее желательными способами. Надо отметить, что родитель, способный быстро проанализировать ситуацию и дать ребенку указания, необходимые для получения желательной ответной реакции, может оказывать более значительное влияние на поведение ребенка, чем запрограммированная машина.
Если вы как родитель ребенка с особыми потребностями изучите принципы и стратегии АВА/УВ, вы п0Ч увствуете в себе способность обучать . Вы можете начать с небольших изменений в жизни вашего ребенка, которые помогут ему осмысленно выбирать более разнообразные типы поведения. Однако без четкого понимания принципов АВА ваше взаимодействие с ребенком не будет достаточно систематичным, что вызовет недопонимание ваших требований со стороны ребенка. Если же ваше поведение будет запутанным и непоследовательным, ваш ребенок, скорее всего, предпочтет проводить время не с вами, а в своем придуманном мире, находя в нем тот порядок и контроль, которые ему так необходимы. Как следствие, он будет погружаться все глубже в мир аутизма.
Когда вы и ваша семья освоите принципы АВА, ребенок обнаружит, что вы его понимаете, и будет открыт общению с вами. Ребенок сможет чувствовать себя комфортно в кругу родных людей, поведение которых было раньше таким раздражающим. Теперь он начнет стремиться к общению, и чем больше будет стараться, тем легче ему окажется найти себя в обществе. Итак, общение с ребенком, основанное на принципах АВА или, иначе, происходящее на языке аутизма, комфортно для ребенка, потому что он понимает вас - ваш язык взаимодействия с ним и ваше поведение. А значит, он не будет искать способы избегать вас. Жизнь станет удивительной и радостной.
Я никогда не встречал ребенка с аутизмом, который бы не был способен использовать принципы поведения в самых неожиданных и сложных ситуациях для достижения своих целей. Но я знаю немало родителей, которые вели себя неожиданным образом, подчиняясь языку АВА, проявлявшемуся в поведении их ребенка.
Например, у одной матери ребенка с аутизмом был ритуал укладывания на ночь, который продолжался каждый вечер в течение получаса . Процедура всегда была одинаковой и выглядела приблизительно так: мама на собственных плечах относила ребенка в спальню. Он соглашался спать только в одной пижаме: штаны голубого цвета и ярко-оранжевая майка. Затем она поправляла одеяло и пела колыбельную. Перед окончанием песни ребенок просил маму принести воды, и она приносила стакан воды из ванной комнаты. Это всегда был один и тот же стакан, наполненный до краев; ребенок, отпив ровно половину, просил маму снова наполнить его. Потом она должна была поставить стакан на тумбочку и прочитать последнюю главу книги «Маленький паровоз, который мог...». Ребенок помогал маме держать книгу и переворачивать страницы. Когда переворачивалась последняя страница, мама должна была сказать: «Ко-о-не-ец!» Затем она целовала его, желала спокойной ночи, выходила из комнаты, закрывала дверь и ждала, стоя за дверью, когда ребенок позовет ее. Тогда она открывала дверь, заглядывала в спальню, и ребенок желал ей спокойной ночи. И только после этого он засыпал.
И что же здесь не так? Почему родители попадают под подобный контроль? Многие скажут, что у них нет выбора. Они поверили, что другого пути нет. Независимо от того, кажется ли вам такой пример странным или нет, это весьма типичная ситуация, когда родители, не понимая языка АВА, находятся под влиянием ребенка. Если вы знакомы с такой ситуацией н е понаслышке, то ваш ребенок определенно подчинял вас себе. Разрешаете ли вы вашему сыну или дочери выбирать одежду самостоятельно, даже если он носит одну и ту же футболку три дня подряд? Решает ли ребенок в вашей семье, будет ли он спать между родителями каждую ночь, даже если ему уже двенадцать лет? Вас в самом деле натренировали так, что вы наверняка знаете, когда и как вам разрешается кормить вашего ребенка? Знает ли ваш ребенок, как сделать так, чтобы вы следовали за ним повсюду и поднимали все, что он уронит на пол? Убедил ли вас сын, что есть только один путь домой из школы или только один правильный путь в парк? Убедились ли вы, что вы можете разговаривать по телефону и работать за компьютером только тогда, когда он спит?
Каждый из этих примеров показывает, что ребенок применяет по отношению к вам принципы АВА, используя свои врожденные, природные способности. АВА - это понимание того, как предпосылки и последствия могут влиять на поведение. Так, одев ребенка в «неправильную» пижаму, вы столкнетесь с последствиями этого поступка. Если ребенок кричит и наносит себе удары по голове, - это значит, что вам только что ясно дали понять: вы сделали «неправильный» выбор. Если вы игнорируете это сообщение и продолжаете надевать на него «неправильную» пижаму, вы можете получить очередное последствие - ребенок будет биться головой о стену. Естественно, вы не хотите, чтобы ваш ребенок страдал, и поэтому для того, чтобы защитить его от него самого, вы можете изменить свое поведение и надеть на него ту самую старую голубую пижаму. Ваше поведение будет вознаграждено: ребенок станет вновь спокойным, улыбающимся и послушным. Стоит этой процедуре повториться несколько раз, как вы вдруг заметите, что каждый раз выбираете для ребенка «правильную» пижаму.
Вы заметили, как ребенок смог изменить ваше поведение, используя принципы АВА? Если вы не можете отвечать тем же, понятным ему, языком, у вас будет хороший шанс выработать свой ритуал, напоминающий ситуацию с мамой, укладывающей сына спать. И наоборот, если вы понимаете и принимаете принципы АВА, вы сможете ответить ребенку на том же языке, и тогда (если, конечно, вы последовательны и предсказуемы), он поймет, о чем вы говорите. Лаконичность, ясность и последовательность ваших инструкций позволят ребенку предсказывать ваши действия. Ему будет комфортно, ведь он сможет контролировать свое окружение. А значит, ему не нужно будет стараться получить комфорт и контроль нежелательными для вас способами.
Ваш ребенок понимает и применяет принципы АВА. Когда вы ответите ему на языке АВА, вам обоим станет намного удобнее общаться друг с другом. И комфорт будет усиливаться по мере того, как ребенок будет чувствовать себя все более уверенным в окружающем его обществе . Дети, растущие в спокойной и предсказуемой обстановке, которую они могут контролировать, более счастливы и охотнее общаются с другими. Только тогда, когда ребенок захочет постоянно общаться с вами, вы можете начинать полноценное обучение.
Данная глава не призвана подтверждать научно доказанные принципы АВА/УВ. Есть сотни различных исследований, доказывающих эффективность техники АВА. Эти исследования можно найти в научных журналах, ссылки на которые вы найдете в конце книги. Целью этой главы не является доказать эффективность принципов АВА. Это описание моего собственного опыта, объясняющего, почему АВА является столь сильным средством помощи ребенку с аутизмом. Созвучны ли приведенные выше примеры тому, что вы уже знаете о своем ребенке? Вы обратили внимание на то, как ваш ребенок использует принципы АВА для манипулирования вами и другими людьми в своем окружении? Вы заметили, как аутизм контролирует именно вас? Если да, продолжайте читать, и я покажу вам, как вы можете использовать АВА/УВ, чтобы обратить поведение вашего ребенка в свою пользу.
Роберт Шрамм (Robert Schramm) — первый сертифицированный поведенческий аналитик в Германии.
Получил образование и опыт работы в США. Магистр в области специального образования Университета Калифорнии. Сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения и вербального поведения (BCBA: Board Certified Behavior Analyst), ABA-терапист (специалист в области прикладного анализа поведения).
Является профессором Университета Ольденбурга (Германия).
Работает с детьми с 1991 года, занимается аутизмом с 1997 года. С 2004 года предлагает семинары, консультации и образовательные услуги семьям детей с аутизмом, синдромом Аспергера и смежным проблемам в разных странах Европы.
Книга Роберта «Путь к восстановлению» (Educate Toward Recovery) была опубликован в 2006 году, после чего Роберт стал очень популярным международным спикером, проводящим семинары и презентации в области ABA/VB по всему миру.
Цель его работы и его книг — «создание наилучшей обстановки, в которой дети с аутизмом смогут расти и учиться».
Книги (1)
Детский аутизм и ABA
ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения.
Аутизм — это расстройство, которое проявляется в аномальным поведении ребенка.
Но именно поведение ребенка — единственный язык, система сложных кодов, через которые окружающие могут понять его намерения, желания, переживания. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, тщательно определяя подкрепляющие факторы в окружающей среде, взрослые могут не только научиться понимать его, но и отвечать ему, используя язык АВА (Applied Behavior Analisis), или прикладного анализа поведения. Методы АВА помогут ребенку с аутизмом адаптироваться к реальности, повысить самоконтроль и обрести новые навыки — от бытовых до академических.
Книга Роберта Шрамма, признанного эксперта поведенческого анализа, — это прекрасная возможность узнать об уникальной силе АВА, с помощью которого родители смогут преодолеть проблемы общения и обучения детей с аутизмом и другими поведенческими сложностями.
Ребенок с аутизмом
- это загадка. Не зря символом аутизма
во всем мире является изображение паззла. И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш "паззл" не хочет "собираться". Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает.
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому, для того, чтобы сложить кусочки паззла в единое целое, нам необходим прочный клей - контроль над поведением ребенка или "Руководящий контроль" (Instructional Control).
Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу "Руководящего контроля":
· Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?
· Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?
· Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?
· Как сделать так, чтобы ребенок писял в унитаз, а не в штаны?
Все эти проблемы являются симптомами отсутствия "Руководящего контроля". И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение.
Поэтому, достижение "Руководящего контроля" является самой важной частью обучения аутичного ребенка . Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.
Ребенок с аутизмом
- это загадка. Не зря символом аутизма
во всем мире является изображение паззла. И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш "паззл" не хочет "собираться". Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает.
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому, для того, чтобы сложить кусочки паззла в единое целое, нам необходим прочный клей - контроль над поведением ребенка или "Руководящий контроль" (Instructional Control).
Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу "Руководящего контроля":
· Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?
· Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?
· Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?
· Как сделать так, чтобы ребенок писял в унитаз, а не в штаны?
Все эти проблемы являются симптомами отсутствия "Руководящего контроля". И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение.
Поэтому, достижение "Руководящего контроля" является самой важной частью обучения аутичного ребенка . Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.