Все о тюнинге авто

Французский модный дом. Французские дома моды во время войны

В сентябре 1939г. Началась Вторая мировая война, которая оказала на моду влияние не меньше, чем Первая.

Впервые женщины не только работали в тылу наравне с мужчинами, но и воевали на фронте. И, как мужчины, женщины надели военную униформу.

Во всех странах, участвующих в войне, были приняты меры по нормированию потребления – продовольствие, топливо, ткани и одежду выдавали по карточкам и талонам.

Нехватка самого необходимого и суровые условия жизни привели к упрощению костюма, появлению многофункциональных форм одежды, экономии материалов и «самодельной » моде.

В моду вошли комбинированные модели, когда из нескольких старых платьев делали одно новое. В моделях военного времени появилось множество конструктивных деталей – кокетки, вставные клинья, которые делали из другой ткани.

Одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов. Был крайне прост в изготовлении и скрывал отсутствие прически.

Самым дефицитным предметом женского туалета во время войны были чулки (именно в это время распространилась манера носить летнюю обувь на босу ногу, без чулок и носков,)

В то же время юбки значительно укоротились, плечи стали шире, а талии затягивали поясом. Силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы Х, а у пальто в виде прямоугольника.

Несмотря на все трудности, мода военного времени по-прежнему подчинялась требованиям ансамбля. Платье или костюм обязательно носили с подходящим головным убором и перчатками.

Модные журналы создавали образ энергичной, ухоженной, красивой и верной подруги, что должно было укреплять боевой дух солдат._

Во время войны практически все дома моды продолжали работать. Коллекции французских Кутюрье представляли собой экстравагантные модели, в основном рассчитанные на экспорт в США.

План «утилити» нормировал расход тканей и материалов, контролировал швейные предприятия, качество и цены на одежду. Сначала правительство контролировало 50%, а потом и все 85 текстильных и швейных предприятий. Согласно этому плану были введены талоны на одежду.



Вышли дополнительные указы, которые контролировали количество ткани, запретили вышивки и украшения из блесток

Дефицит тканей и одежды вынуждал многих шить самим. Во время войны издавалось множество брошюр и журналов с подробными рекомендациями, как перешить старую одежду, обновить шляпу или связать свитер, под лозунгом «обойдись тем что есть, и почини»

«театр моды» самые тяжелые времена для высокой моды наступили после Освобождения. Дома высокой моды переживали трудные времена – тканей не хватало, модели плохо раскупались..

«мода Освобождения» не предлагала ничего нового. И в этих неблагоприятных условиях, чтобы вновь привлечь внимание к парижской моде, был осуществлен проект «т.м» ,в котором участвовали все дома моды.

Тогда родилась идея создать коллекцию в масштабе – на кукол.

Коллекция весна/лето 1945 г. была сделана и показана на 200 куклах высотой 68,5 см. Куклы имели тело в виде проволочного каркаса и головку из гипса.

Эскизы кукол разработала художница Элиана Бонабель, изготовил их художник Жан Сен-Мартен, а головки отлил в своей мастерской каталонский скульптор Жоан Ребуль. Для этих кукол каждый дом моды сшил модели пальто, костюмов, дневных и вечерних платьев; на эти цели были использованы и остатки тканей от прежних коллекций, и вытканы специальные ткани.

Для каждой куклы было сшито нижнее белье из шелка, изготовлены шляпы, обувь, сумки и украшения (знаменитыми ювелирными фирмами «Картье» и «Ван Клиф и Арпель»). Декорации разработали Жан Кокто и Кристиан Берар.

эту выставку посетило около 100 тыс.человек, затем она отправилась в турне по Европе и США.

Пьер Бальмен

Практически все кутюрье в 1950-е гг. работали в стиле «нью лук».

Уже в 1947 г. все дома моды вслед за Диором изменили силуэт и удлинили юбки.

Модные тенденции разрабатывали известные до войны дома высокой моды («Ланвэн», «Нина Риччи», «Жак Фат») и вновь открывшиеся дома («Пьер Баль-мэн», «Юбер де Живанши», «Пьер Карден», «Тед Лапидус», «Мадам Карвэн», специализировавшийся на моделях для клиенток маленького роста).

Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, завершили свою деятельность некоторые «старые» дома высокой моды: «Ворт» (в 1953 г.), «Па-кэн» (в 1956 г.), «Эдвард Молине» (в 1950 г.), «Робер Пиге» (в 1951), «Скьяпарелли» (в 1954 г.).

Одним из «больших» домов моды в 1950-е гг. стал Дом «Пьер Бальмэн». Его создатель П. Бальмэн родился в 1914 г. в Савойе. П. Бальмэн с детства проявлял интерес к искусству, изучал архитектуру в Школе изобразительных искусств в Париже и рисовал эскизы моделей для продажи (для Р. Пиге).

В 1934-1939 гг. П. Бальмэн работал у Э. Молине, в начале войны служил в армии.

После капитуляции он нашел место ассистента в Доме «Люсьен Лелонг». В 1945 г. ушел от Лелонга и на собственные средства открыл дом высокой моды. На первом дефиле Бальмэн показал длинные платья с подчеркнутыми талиями и расширенными юбками, похожие на «нью лук» Диора.

Этот женственный и элегантный стиль принес ему успех. В 1951 г. он открыл дом моды в Нью-Йорке.

В 1952- 1953 гг. большим успехом пользовалась коллекция «Милая мадам», которая особенно нравилась американским клиенткам.

Дом «Пьер Бальмэн» одевал голливудских кинозвезд и американских миллионерш.

Бальмэн не любил экспериментов с формой и силуэтом, делая акцент на роскошном декоре - от моделей Диора его стиль отличало большое количество вышивки, отделки, сложных фактур.

Среди американских клиентов успехом пользовался и Дом «Жак Фат», основанный еще в 1937 г. Жак Фат родился в 1912 г. в г. Мэзон-Ляфитт.

Он имел коммерческое образование и работал брокером на Парижской бирже. Отслужив в армии, Ж. Фат занялся моделированием шляп (ремесло модистки выручало в 1930-е гг. многих -спрос на шляпы был большой, так как головной убор был обязательным элементом костюма).

В 1937 г. в своей двухкомнатной квартире Ж. Фат организовал первый показ коллекции «от кутюр».

В 1939 г. он предложил модели с затянутыми талиями и пышными юбками, предвосхищавшие «нью лук».

Одним из ведущих парижских кутюрье Ж. Фат стал во время войны, продолжая работать в оккупированном Париже, участвовал в проекте «Театр моды».

После войны «Жак Фат» стал знаменитым домом высокой моды. В 1948 г. Ж. Фат представил линию готовой одежды в США.

Модели Фата отличались скульптурными формами и выразительными силуэтами.

Женщину, одетую в оригинальный и элегантный туалет от Фата, невозможно было не заметить, поэтому его стиль полюбили кинозвезды.

Ж. Фат умер от лейкемии в 1954г.

«Нью лук» К.Диора

Новый стиль родился 12 февраля 1947 г., когда состоялся первый показ коллекции недавно открытого Дома «Кристиан Диор».

Создателем коллекций этого дома высокой моды был 42-летний К. Диор. Кристиан Диор родился в 1905 г. в Нормандии в Гранвилле.

Его отец, Морис Диор, владел фабрикой по изготовлению химических удобрений, а мать была элегантной дамой «бель эпок».

Мать для Диора всегда оставалась эталоном красоты и элегантности. Он с детства интересовался искусством, придумывал себе и сестрам маскарадные костюмы, но отец желал видеть в нем преемника своего бизнеса.

В начале 1910-х гг. семья перебралась в Париж, где К. Диор учился по желанию родителей в Дипломатической академии, но все свое время проводил в мастерских художников.

Поэтому было найдено компромиссное решение - отец разрешил ему открыть художественную галерею.

В 1928 г. К.Диор вместе с Ж. Болжаном открыл галерею, где выставлялись картины С.Дали, Ж.Миро, Дж.деКири-ко, Ж. Брака, М.Утрилло, К.Берара, П.Челищева и др.

Но началась «Великая депрессия» - отец Диора стал банкротом, потеряв свою фабрику и поместье в Гранвилле.

Лишенный финансовой поддержки, Диор вскоре был вынужден закрыть свои галереи (в 1932 г. вместе с П.Колем он открыл еще одну), остался без средств к существованию и заболел туберкулезом.

В 1934 г. с помощью друзей он смог поехать в Испанию и лечился там около года.

Когда он вернулся в Париж в 1935 г., его друг К. Берар, который в те годы успешно работал как иллюстратор моды, посоветовал Диору попробовать рисовать эскизы для Домов моды.

Неожиданно для самого Диора это несерьезное занятие стало приносить регулярный доход.

Он рисовал эскизы шляп для знаменитых модисток Аньес и К. Сен-Сир, сотрудничал с отделом мод газеты «Фигаро». В 1938 г К.Диор получил место в Доме моды «Робер Пиге». В начале войны Диор был мобилизован и служил около года солдатом 1 категории - рыл окопы.

После капитуляции он поехал на юг Франции, где жили его отец, сестра и бывшая экономка, которая приютила их в своем доме.

В 1941 г. он вернулся в Париж, где устроился на работу в Дом «Люсьен Лелонг» и работал вместе с П. Бальмэном.

Его модели пользовались успехом, но Л. Лелонг не позволял Диору слишком отклоняться от общего направления военной моды.

Разногласия с владельцем привели к тому, что в 1945 г. Дом «Люсьен Лелонг» покинул П.Бальмэн и основал собственный дом высокой моды.

Лоу Дилон, дочь Джейн Биркин, той самой, в честь которой Hermès создал свою знаменитую сумку, как-то сказала: «Французскому стилю присуще высокомерие. Француженка очень уважает себя и настолько уверена в своем чувстве стиля, что диктовать ей, что носить или не носить в том или ином сезоне - это, прежде всего, бесполезно». На мой взгляд, ее слова очень точно отражают три главных качества француженки: нежелание идти на компромисс, уверенность в себе и отстраненность от действительности.

Чтобы понять, как добиться желаемого эффекта- выглядеть модно и одновременно непринужденно, давайте поговорим о том, что предлагают сегодня своим клиенткам настоящие французские бренды одежды, обуви и аксессуаров . Скорей всего, их дизайнеры и стилисты знают, причем на подсознательном уровне, какую одежду, обувь и аксессуары предложить модницам.

Мой список французских брендов женской одежды выглядит выглядит так (чтобы никому не было обидно, я расположила марки в алфавитном порядке):

  1. Balenciaga
  2. Balmain
  3. Ba&sh
  4. Céline
  5. Chanel
  6. Christian Dior
  7. Claudie Pierlot
  8. Faith Connection
  9. Givanchy
  10. Hermès
  11. Isabel Marant
  12. Kenzo
  13. Maison Margiela
  14. Moncler
  15. Morgan
  16. Nina Ricci
  17. Yves Saint Laurent

В этой статье я расскажу о десяти французских брендах женской одежды премиум класса, в следующей - о демократичных или, как их называют, budget friendly .

Balenciaga

Год основания: 1919

Креативный директор: Демна Гвасалия

Вообще-то основатель бренда - Кристобаль Баленсиага - родом из Испании. Из-за начавшейся в Испании Гражданской войны Кристобаль переехал в Париж и в 1937 году открыл там свой первый магазин. Кристиан Диор называл его «примером для всех нас», а Коко Шанель утверждала, что он - единственный дизайнер, который по-настоящему умеет кроить и шить.

Конец 1940-х и 1950-е годы считаются «эрой Баленсиаги»: кутюрье создал множество предметов одежды, которые до сих пор используются в дизайне одежды. Это и платья-бабочки, и платье-мешок, и полупальто без пуговиц и воротника.

После смерти маэстро идеи Баленсиаги развивали Андре Курреж и Эмануэль Унгаро, но продажи начали расти только с приходом Николя Гескьера в 1997 году.

В настоящее время бренд Balenciaga славится своими авангардными стилистическими решениями. Balenciaga всегда идет на шаг впереди остальных; этот бренд считают своеобразным предсказателем моды будущего.

Одежду Balenciaga носят знаменитости Сиенна Мюллер, Эммануэль Альт, Стефани Сеймур, Каролин Тринити, Хилари Рода и другие.

Согласно данным издания Business of Fashion , в 2017-м бренд Balenciaga стал вторым по популярности брендом одежды, уступив лишь Gucci .

Balmain

Год основания: 1946

Креативный директор: Оливье Рустен

Первый бутик французский кутюрье Пьер Бальман открыл в Париже. Клиентами этого модного дома в разные годы были Вивьен Ли, Кэтрин Хепберн, Жаль-Поль Бельмондо, Софи Лорен, Марлен Дитрих и Дженифер Джонс.

Линии парфюмерии и аксессуаров были запущены 70-х годах, в 1998 году бренд Balmain выпустил первый миниатюрный женских хронограф, и с 2001 года под этим же названием выпускаются женские швейцарские часы.

На официальном сайте компании Balmain можно купить оригинальную сумку в пределах от от €661 до €1993.

Céline

Год основания: 1945

Креативный директор: Хеди Слиман

С 1996 года марка Céline входит в состав международного холдинга LVMH . Изначально Селин Випиана и её муж Ричард запустили в производство линию детской обуви класса люкс, но с 1960 года компания выпускает сумки и аксессуары для женщин. Одежда, обувь и аксессуары Céline продаются в более чем ста бутиках по всему миру, а также в многочисленных онлайн-магазинах.

Минимальная цена оригинальной сумки Céline составляет €720, максимальная — €3400.

Chanel

Год основания: 1910

Креативный директор: Карл Лагерфельд

Коко Шанель внесла много элементов мужской одежды в одежду женскую. Она первая предложила заменить тесные и неудобные корсеты на свободные брючные костюмы и прямые платья. Благодаря Chanel женщины стали одеваться менее вычурно, но зато более комфортно, свободно и раскрепощенно. Внешние изменения привели к изменением внутренним - женщины заняли активную жизненную позицию и занялись самореализацией.

Несмотря на то, что в карьере Коко Шанель были взлеты и падения, несмотря на то, что она сотрудничала с Гестапо и участвовала в заговоре против Уинстона Черчилля, ее вклад в развитие моды XX века неоценим. С ее легкой руки символами хорошего вкуса стали твидовые костюмы, нити жемчуга, духи Chanel №5 и Coco Chanel , а также стеганые кожаные сумки на цепочках золотистого или серебристого цвета 2.55, появившиеся в феврале 1955 года.

Одежда и аксессуары Chanel не продаются в онлайн-магазинах. Остерегайтесь подделок!

Одежду, обувь и аксессуары от Chanel носили Катрин Денев, Ванесса Паради, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Одри Тату, Кира Найтли, Николь Кидман и другие.

Оригинальные сумки Chanel из коллекции 2018 можно приобрести в фирменных магазинах Chanel по ценам, не ниже, чем:

Chanel PVC/Iridescent Patent Boy Water Small Flap Bag - $4,500.00
Chanel Braided Lambskin Boy Chanel Old Medium Flap Bag - $5,100.00
Chanel Embroidered Denim/Tweed Mini Flap Bag - $5,800.00
Chanel Tweed/PVC Gabrielle Hobo Bag - $5,000.00
Chanel Sequin Waterfall Waist Bag - $2,800.00
Chanel PVC Coco Splash Medium Flap Bag - $3,000.00
Chanel Medium Coco Handle Bag - $4,300.00
Chanel Printed PVC Coco Bucket Large Bag - $3,700.00

Christian Dior

Год основания: 1946

Креативный директор: Мария Кьюри

Первая коллекция Кристиана Диора , была представлена в 1947 году и имела такой успех, что уже в 1949 году три четверти экспорта продукции модной индустрии Франции приходилось на Christian Dior .

На данный момент Christian Dior выпускает женскую и мужскую одежду, обувь, аксессуары, косметику, часы, а также нижнее белье.

В настоящий момент марка Christian Dior принадлежит LVMH .

Givenchy

Год основания: 1952

Креативный директор: Клэр Уэйт Келлер

В 1953 году французский дизайнер Юбер де Живанши начал сотрудничество с Одри Хепбёрн, продлившееся 39 лет. Вместе с начинающей свою артистическую карьеру Одри они создали стиль, в котором элегантность сочеталась с природной красотой. Юбер Живанши шил наряды Одри Хепберн для фильмов «Забавная мордашка», «Завтрак у Тиффани», «Как украсть миллион» и «Шарада».

На похоронах Джона Кеннеди Жаклин Кеннеди была в черном платье от Givenchy .

В 1987 году модный дом Givenchy был выкуплен французским концерном LVMH , владеющим также такими парижскими домами моды, как Christian Dior, Louis Vuitton, Christian Lacroix и Céline .

В 1995 году Юбер де Живанши покинул свой модный дом и ушел на пенсию.

На свадьбу с Принцем Гарри актриса была одета в платье от Givenchy , созданное Клэр Уэйт Келлер. Для изготовления фаты, расшитой цветочным узором и символизирующим 53 страны из Содружества наций, потребовались сотни часов ручного труда мастериц бренда.

Hermès

Креативный директор: Пьер-Алекс Дюма

Год основания: 1837

Изначально Hermès был основан как мастерская по изготовлению экипировки для верховой езды и конных экипажей. Со временем Hermès стал выпускать готовую одежду для мужчин и женщин, парфюмерию, аксессуары, часы и ювелирные украшения.

Самые знаменитые изделия Hermès - сумки Kelly - в честь Грейс Келли и Birkin - в честь Джейн Биркин.

Сумки Hermès шьют из кожи теленка, страуса, крокодила или ящерицы. На изготовление одной сумки уходит от 14 до 18 часов.

В 2015 году после того, как организация PETA (Люди за этическое обращение с животными) обвинила Hermès в жестоком обращении с крокодилами, Джейн Биркин запретила использовать ее имя на сумках.

Коллекция сумок Birkin Виктории Бекхэм насчитывает более 100 единиц.

Одна из сумок Birkin , выполненная из крокодиловой кожи, инкрустированная 18-каратным золотом и украшенная 245 бриллиантами, была продана на аукционе в Гонконге за $377,261 США.

Isabel Marant

Год основания: 1994

Креативный директор: Изабель Маран

Французский бренд Isabel Marant выпускает одежду, украшения, аксессуары и обувь. Кроссовки на каблуке, выпущенные в 2011 году, сделали бренд всемирно известным. Популярность кроссовок Isabel Marant cравнима с популярностью сапог от австралийского бренда UGG .

Одежду и обувь Isabel Marant носят Кейт Бортсоу, Кэти Холмс, Энн Хэтвей и Хилари Дафф.

Ценник кроссовок Isabel Marant составляет от $288 (если есть сезонная скидка) до $600.

Французский бренд Louis Vuitton

Год основания: 1854

Креативный директор: Николя Гескьер

Этот французский бренд специализируется на производстве чемоданов, сумок, ремней, часов и ювелирных изделий, а также на пошиве женской и мужской одежды премиум класса. В настоящее время Louis Vuitton входит в состав международного холдинга LVMH. С полным списком компаний, входящих в холдинг, можно ознакомиться .

Как и бренд Hermès, Louis Vuiitton наиболее знаменит благодаря чемоданам и сумкам. Бренд выпускает их самого начала своей деятельности. При производстве сумок LV использует кожу и ткани. Огромной популярностью у покупателей пользуются ткани в клетку, монограммная ткань в виде логотипа марки и ткань в красно-бежевую полоску.

Бренд не устраивает распродажи из принципиальных соображений, и все не проданные сумки Louis Vuitton сжигает. Это автоматически означает, что купить оригинальную сумку Louis Vuitton со скидкой невозможно, только если вы не покупаете ее в магазине секонд хэнд. Вот что пишется на официальном сайте LV (скриншот кликабельный):

Maison Margiela

Год основания: 1988

Креативный директор: Джон Гальяно

Несмотря на тот факт, Мартином Маржелой - бельгиец, модный дом класса «люкс» Maison Margiela был основан в Париже. Бренд шьет женскую и мужскую одежду прет-а-порте и от-кутюр, а также производит аксессуары, украшения, парфюмерию, обувь и предметы интерьера. Марка Maison Margiela славится своим авангардным и деконструктивизстким дизайном. Маржела кроил одежду из постеров, носков, меховых шапок и накладных ресниц.

Мартин Маржела не общается с фотографами и журналистами, никогда не выходит к публике после показов, и на все вопросы отвечает исключительно по факсу. Идея невидимости доведена у Маржелы до гротеска. К примеру, лица моделей на показе коллекции весна-лето 2009 года были замотаны в капрон и спрятаны под париками.

Тем не менее, бренд Maison Margiela считается одним из самых влиятельных в фэшн-бизнесе. Коллекции бренда вдохновляли дизайнеров Hermès, Mark Jacobs, Junya Watanabe и Prada . Maison Margiela часто сотрудничает с другими брендами, в числе которых Opening Ceremony, Converse, Swarovski, L’Oreal и H&M .

Диор (Dior) Кристиан Диор долго не мог найти свое предназначение в жизни.

Он учился в Дипломатической академии в Париже, пытался держать собственную художественную галерею, в модных Домах «Робер Пиге» (Robert Piguet) и Люсьена Лелонга. Наконец, в 1946 году Кристиан Диор открыл собственный модный Дом.

Не прошло и года, как он прославился на весь мир: 12 февраля 1947 года диоровская коллекция «нью-лук» (new look) произвела настоящую культурную революцию.

Интересно, что историки моды считают Диора не столько талантливым дизайнером, сколько хорошим стилистом и грамотным предпринимателем, угадывавшим, что предлагать публике и как это грамотно продавать. Так, силуэт «песочные часы» с пышной юбкой и осиной талией, составлявший основу стиля «нью-лук», придумал вовсе не Диор: этот фасон был известен много раньше. Но Диор предложил эти классические пропорции «в нужное время и в нужном месте»: в конце 40-х уставшие от военного аскетизма дамы захотели вновь ощутить себя хрупкими и элегантными.

После смерти Диора в 1957 году Дом возглавил его юный ассистент Ив Сен-Лоран. Сегодня креативным директором Дома является Джон Гальяно (John Galiano).

GIVENCHY

Живанши (Givenchy). Юбер де Живанши считается аристократом мира моды не столько из-за происхождения, сколько благодаря тому элегантному стилю, которому он был верен на протяжении всей карьеры.

Об этом стиле говорили, что он слишком изыскан, а дизайнера сравнивали с «маленьким принцем», творящим собственные миры.

Впрочем, никакого стиля Живанши, по большому счету, не создал.
Его главное изобретение - кинематографический образ Одри Хэпберн, с которой он познакомился в 1953 году. Хэпберн тогда готовилась сняться в фильме «Сабрина». Созданные для «Сабрины» платья принесли Юберу де Живанши первого «Оскара» за костюмы и превратили Одри в «икону моды».

С тех пор она стала бессменной музой дизайнера. Так, в 1957 году Живанши посвящает Одри свои первые духи - L"lnterdit: в дальнейшем Дом Givenchy станет активным игроком на рынке парфюмерии.

В1988 году Юбер де Живанши продает свой Дом компании LVMH, но оставляет за собой место арт-директора.

В 1996 году «маленький принц» навсегда покидает мир моды. Сегодня традиции Дома продолжает британец Освальд Боатенг (Ozwald Boateng).

YvesSaintLaurent

Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent).

Отпрыск аристократической фамилии, Ив Сен-Лоран многим обязан своей матери Люсьен. Именно она заметила в болезненном мальчике склонность к профессии дизайнера и всячески ее культивировала.

В 19 лет Ив Сен-Лоран попал на конкурс молодых дизайнеров и стал его лауреатом - на пару с молодым Карлом Лагерфельдом. После этой победы перед ним открылись многие двери: в частности, пост своего ассистента ему предложил сам Кристиан Диор.

Ив Сен-Лоран полностью оправдал ожидания Диора, однако его миссия в моде была совсем другой: если мода от Диора была зрелой и элегантной, то Ив Сен-Лоран всегда был бунтарем, новатором, который привносил в моду то, чего в ней раньше не было. Он первым предложил дамам смокинги, брючные костюмы, прозрачные платья и стиль «сафари». Он снимался обнаженным для рекламы своих мужских духов (1971), а женским духам дал провокационное название «Опиум» (Opium, 1977).

Будучи стопроцентным творцом, Лоран вряд ли смог бы создать свой Дом без поддержки талантливого управляющего - Пьера Берже. Их сотрудничество началось в 1961 году и продолжалось до самой смерти великого кутюрье: Ив Сен-Лоран умер 1 июня 2008 года.

LANVIN

Ланвен (Lanvin).
В начале профессиональной деятельности Жанна Ланвен делала головные уборы. Шляпки в конце XIX столетия были главными дамскими аксессуарами, так что дела в ее шляпном ателье, открытом в 1890-м году, шли неплохо.

Вскоре Жанна Ланвен переключилась на производство женской одежды и к 1909 году обзавелась уже собственным Домом моды, известным вечерними платьями: романтичными и богато декорированными вышивкой «а-ля XVIII век» и экстравагантными - в восточном стиле. Восточная тема была в то время на пике моды, а Жанна Ланвен, обладавшая не только талантом дизайнера, но и чутьем предпринимателя, никогда не упускала из виду ключевые тенденции.

Так, в 30-е, когда в женской моде только-только появились широкие брюки, Дом Lanvin выпускал знаменитые вечерние «пижамы» для выходов в свет. А после Второй мировой войны он переключился на предложенный Кристианом Диором стиль «нью-лук».

Мода , помимо всего прочего, обязана Жанне Ланвен одним крайне полезным открытием: она разделила женскую одежду на «взрослую» и «детскую». Мадам Ланвен была первым дизайнером, создавшим полноценную детскую коллекцию, не похожую на одежду для взрослых женщин. Первой, кто ее примерил, была дочь Жанны Ланвен - Мари Бланш. Она и унаследовала Дом Lanvin после смерти матери в 1946 году. В настоящее время главным дизайнером Дома является Альбер Эльбаз (Alber Elbaz).

CHANEL

Шанель (Chanel).
Габриель Бонер Шанель всю свою жизнь была великой выдумщицей: она придумала не только маленькое черное платье (1926), первые в истории синтезированные духи, не повторявшие запах ни одного натурального растения, (Chanel №5,1921), стеганые сумочки на цепочке и костюмы из рыхлого твида (1954).

Она также основательно «потрудилась» над своей биографией: что-то прибавила, что-то скрыла и как истинная женщина отодвинула на десять лет дату своего рождения.

Свою карьеру она начала с магазина дамских шляп. А ее первый «полноценный» модный Дом открылся в курортном городке Довилле, где проводили каникулы «богатые и знаменитые».

В 1919 году она уже могла себе позволить бутик в Париже - он открылся на улице Камбон (где и стоит по сей день).

Как дизайнер Коко Шанель никогда не витала в облаках. Напротив, она была чересчур «от мира сего», и ее идеи в первую очередь отличались практичностью. Ее главный талант заключался в способности «переосмысливать» хорошо знакомые вещи и находить им новое применение. Так, с ее подачи мужской свитер стал частью дамских гардеробов, дешевая бижутерия и «сиротское» черное платье превратились в вечернюю классику, а рыхлый твид - в символ элегантности.

Габриель Шанель ушла из жизни 10 января 1971 года. Примечательно, что в ее шкафу обнаружили всего три костюма: практичный взгляд на вещи распространялся и на ее собственный гардероб.

История одного из самых экзотичных модных домов Франции начинается в 1939 году, когда в японской провинции Кандзаки, на побережье острова Хонсю, под сенью древнейшего замка «Белой цапли» - Химэдзи, рождается мальчик по имени Кендзо Такада. Пятый ребенок в семье хозяина чайного домика с детства страдает дислексией, и чтение или связное выражение своих мыслей для него - целая проблема.

Избегая общества других детей, он много времени проводит в одиночестве, рассматривая журналы старшей сестры, и влюбляется в моду. Однако родители придерживаются традиционных для японского общества ограничений: в Стране восходящего солнца в швейной индустрии работают только женщины, и нарушать заведенный порядок нельзя.

В 1957 году, повинуясь воле отца, Кендзо поступает в университет в городе Кобе на факультет японской литературы. Всего через год он не выдерживает и, несмотря на гнев родителя, бросает учебу и переезжает в Токио. Там, собрав все свое мужество, он подает документы в институт дизайна и моды (Tokyo’s Bunka Fashion College). Пройдя все вступительные экзамены, Такада становится первым мужчиной, допущенным к обучению.

После обучения молодой дизайнер занимается оформлением витрин в крупном универмаге, потом переходит в модный журнал. Но мечтает он о Париже… Старый институтский профессор когда-то сказал, что место Кендзо - в самом модном городе мира, раскрепощенной и открытой всему новому столице Франции. Денег на билет не хватает, а родители отказывают в финансовой помощи сыну, поступившему против их воли.

Но судьба на стороне Кендзо. В 1964 году Японское правительство начинает подготовку к Токийским Олимпийским играм и сносит жилища, мешающие стройке. В список попадает и дом, в котором проживает Такада. Получив компенсацию в размере 350 000 иен, он покупает билет на корабль до Марселя. В январе 1965 года камбоджийское грузовое судно после месячного путешествия входит в самый большой порт Франции с единственным пассажиром на борту Кендзо Такада.

Оказавшийся в чужой стране, без знания французского и денег, он вынужден обратиться к матери за помощью. И снова получает отказ. В реальности жизнь в Париже оказывается далека от того, что он рисовал в своем воображении. Не падая духом, Кендзо берется за все: стрижет и выгуливает собак, подрабатывает маляром и внештатным дизайнером в издательстве. И не осознает, что его нищета и одиночество - скрытое благословение.

В свободное время от творит для себя, но единственно доступный материал - самые дешевые остатки тканей. Не имея ничего другого, он смело смешивает различные фактуры и цвета, парижское вдохновение и японские традиции, и постепенно формирует свой собственный и не на что непохожий стиль. Стиль Kenzo.

Японское влияние безошибочно угадывается в каждой модели. «Это все воспоминания о матери. Я был очарован ее энергией и невероятным изяществом ее кимоно». В начале семидесятых в Японии было два вида кимоно: простое и строгое повседневное и красочное праздничное, покрытое волшебными узорами. Именно последнее особенно вдохновляет новоявленного французско-японского дизайнера.

К концу 1967 года, в крошечной съемной комнате Кендзо все пространство занимают эскизы и, собравшись с духом, в поисках работы он отправляется в модный дом Луи Феро (Louis Féraud). Вакантных мест нет, но несколько рисунков он все-таки продаёт. Окрыленный этим небольшим успехом, Такада рассылает наброски во все модные журналы, и почти десять из них принимает ELLE. Так, постепенно, шаг за шагом, у вчера еще никому неизвестного японца появляются первые клиенты, покоренные цветом и необычной энергией его моделей. «Настало сумасшедшее время: работа в течении дня и бесконечные вечеринки по ночам».

В феврале 1970 года Кендзо решает открыть свой магазин. Это всего лишь небольшое заброшенное помещение в галерее «Вивьен», но для него - любимое детище, его жизнь. Он сам занимается ремонтом (тут ему пригодились навыки маляра) и даже рисует на стенах, потолке и ступенях свою любимую картину Анри Руссо «Сон». Магазин «Японские джунгли» (Japanese jungle) распахивает свои двери в апреле 1970 года.

В августе проходит дебютный показ. Несмотря на то, что все максимально просто и модели дефилируют в небольшой студии, в число двадцати гостей попадает и главный редактор французского ELLE, крупнейшего издания о моде. Уникальные, полные жизни и цвета наряды производят впечатление, и на обложке ноябрьского номера появляются те самые «Японские джунгли».

В начале 70-х под воздействие антитрадиционных идей и новых ценностей попадают модельеры высокого класса. Dior, Yves Saint Laurent и Chanel, доминирующие с их bon chic bon genre и изготавливающие элегантную, но скучную «одежду для леди», попадают в опалу. Мини-юбки и брюки клеш набирают популярность среди населения. Такада со своими фееричными красками, богатыми цветочными узорами и комфортными силуэтами образует новую парадигму парижской моды.

Начинается время прет-а-порте, и готовая одежда, в которой смешались колорит неизведанной страны гейш и самураев с принципами западной моды, оказалась подобна революции. Марка получает официальное название Kenzo, и в течение следующего десятилетия ее грандиозный успех по своей силе напоминает метеоритный взрыв.

Кендзо идеально играет с палитрой. Насыщенный зеленый, яркий фиолетовый, кроваво-красный, солнечный желтый выступают вместе, но не выглядят вульгарно или вызывающе. А его любимые цветы отлично помогают выразить и чистоту, и страсть, и характер. Такое умение доступно не каждому.

Кендзо становится пионером в дизайне одежды свободного кроя - oversize - сумев создать эстетичное пространство между телом и тканью. Силуэты напоминают все то же кимоно: прямые линии, отсутствие стрелок, вытачек и молний. В период, когда публика устала от чрезмерной сексуальности в одежде, его работы устанавливают новые стандарты для моды 70-х: объем, пластичность и многослойность.

В 1977 году для Такады наступает момент настоящего триумфа. Он показывает свою новую коллекцию в скандально известном нью-йоркском клубе Studio 54. Под диско в исполнении великолепной Грейс Джонс модели, в числе которых знаменитая Джерри Холл, выходят на импровизированный подиум. Для конца 70-х это настоящий вызов! Еще никто не проводил показ мод в ночном клубе, и американская публика была завоевана креативным и отважным японцем.

Задумавшись о создании гармоничного образа, в 1978 году Такада начинает работу над ароматом. Спустя два года экспериментов появляется восточный, пряный, неординарный парфюм King Kong как продолжение его любимой темы «Японские джунгли». Яркие ноты банана и мяты ошеломляют и полноценно дополняют причудливую концепцию бренда. После нескольких лет успеха духи пропадают с прилавков. А в 1988, как официальный аромат бренда, миру представлен менее экзотичный, но все так же притягательный цветочно-фруктовый Ca sent beau. Кстати, линия ароматов от Kenzo до сих пор «взрывает» - .

В 1983 году Такада выпускает первую мужскую коллекцию «Вокруг света за 80 дней». Тот же посыл, энергетика и даже цветы, но в другой интерпретации. Японец, живущий в Париже, вдохновляется культурами вне традиционного запада, и в его работах можно распознать элементы народных костюмов разных стран и континентов: скандинавские узоры, румынские крестьянские юбки, португальские кошельки, североафриканские туники, перуанские пончо.

В 90-е бренд остается молодежно-ориентированным и необыкновенно популярным. Незаметно избыток объема исчезает, а ему на смену приходят мини-платья и топы. Но даже следуя модным тенденциям, Такада не изменяет себе и остается таким же, как двадцать лет назад, когда он только мечтал о покорении модного Олимпа - открытым, наполненным радостью, свободой и индивидуальностью.

Весело, поэтично и расслабленно Кендзо из сезона в сезон создает свои неординарные коллекции. То, что одобряют ведущие стилисты и критики, идет в продажу, а наиболее креативные работы - в архив. Самые популярные мотивы - растения, животные и вода - принимают причудливую форму в интерпретации мастера.

Не только наряды контрастируют со всем, что было раньше, но и их демонстрация разительно отличается от традиционной. Он устраивает шоу в цирке, сам выехав к публике на слоне, раскидывает необыкновенные шатры в Бордо, затягивает тканями площадь в Париже. А в 1994 году, в честь первого дня лета, мост Pont Neuf Bridge выстилают десятью тысячами разноцветных бегоний. По задумке дизайнера цветочная «пряжа» предназначена нести радость и улыбки. Приятно шокированные горожане оценили подарок и счастливо улыбались все три дня, пока инсталляция существовала.

В 1993 году марку покупает многонациональный конгломерат предметов роскоши LVMH Group. С этого момента Такада напоминает генерала, проигравшего сражение. Два раза в год он с трудом создает коллекции, словно мифический Сизиф, выполняет бесполезную, бесконечную работу. Он увлекается керамикой, рисует, занимается спортом - словом, ведет себя как пенсионер.

В канун Рождества 1999 года Kenzo Takada официально объявляет о своем уходе и уезжает в Японию. Еще одна мечта - заниматься искусством - начинает воплощаться в жизнь. Бросив все, он начинает писать, восторгаясь картинами Матисса, Гогена и Руссо, берет уроки игры на фортепиано, изучает архитектуру и путешествует.

В 2000 году выходит аромат Flower by Kenzo, ставший флагманским. Символ аромата - яркий мак. Следом - косметическая линия Kenzoki, пользующаяся популярностью. Именно эти продукты в течение долго периода становятся основным источником дохода компании.

В 2003 году на пост креативного дизайнера вступает итальянец Антонио Маррас. Маррас начинает с того, что тщательно штудирует все архивы дома. Он объясняет это так: «Когда я присоединился к Kenzo, Такада уже почти десять лет как покинул компанию. Необходимо заполнить пробелы, возвратить ценности бренда, но в то же время дать ему новую жизнь. Это особый дом с уникальной ДНК, и я считаю, что должен продолжить его историю, а не стереть». Маррас привносит в японскую эстетику Kenzo европейскую историю, религию и итальянское происхождение.

Франция вступила в войну как союзница Польши 3 сентября 1939 г., объявив войну Германии. Но до апреля 1940 г. активные боевые действия на Западном фронте не велись - длилась так называемая «странная война». В апреле 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию и начали оккупацию Норвегии, а 10 мая неожиданно вторглись на территорию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Обойдя с севера укрепленную границу с Францией («линия Мажино»), уже 14 июня немцы заняли Париж. После капитуляции 22 июня 1940 г. Франция была разделена на две зоны: оккупированную и свободную, на территории которой власть формально осуществляло сотрудничавшее с оккупационными властями правительство Виши. В мае 1942 г. немецкая армия перешла демаркационную линию и заняла свободную зону.

Во время «странной войны» практически все дома моды продолжали работать (в 1939 г. закрыли свои дома моды только К. Шанель и М. Вионне). Коллекции французских кутюрье представляли собой экстравагантные модели, в основном рассчитанные на экспорт в США. Любимыми цветами были национальные цвета Франции - красный, белый и синий. Э. Скья- парелли, например, представила комплекты цветов «Красный Иностранного Легиона» и «Синий линии Мажино». Кутюрье предлагали специальные комбинезоны для бомбоубежища (Р. Пиге,

Рис. 5.2.

Э. Скьяпарелли) (рис. 5.2). В мае 1940 г. во время паники в ожидании прихода немцев многие дома моды покинули Париж: одни через юг Франции уехали в Лондон («Чальз Крид» и «Эдвард Молине»), другие - в США («Мейнбуше»,

«Жак Эйм», «Чарльз Джеймс»).

Уехала и Э. Скьяпарелли, у которой был контракт на чтение лекций в США, но ее дом моды остался в Париже. Фабриканты еврейского происхождения перебрались в Ниццу или США. Другие дома моды («Магги Руфф», «Люсьен Лелонг», «Пакэн», «Жан Пату», «Марсель Роша», «Нина Риччи», «Жак Фат», «Кристобаль Баленсиага», «Ворт») сначала переехали в Бьярицц и Лион. Но потом Л. Лелонг, который с 1936 по 1946 г. был президентом Синдиката высокой моды, принял решение вернуться в оккупированный Париж, как он говорил, «в пасть к дьяволу», где ему пришлось вступить в борьбу с немецкими властями за сохранение высокой моды во Франции.

По плану Гитлера парижские дома высокой моды должны были переместиться в Берлин или Вену, чтобы столица Третьего рейха стала столицей моды. Немецкие власти в офисе Синдиката высокой моды изъяли все документы, которые относились к экспорту моделей. Однако Л.Лелонг сумел убедить оккупационные власти, что высокая мода может существовать только в Париже, тесно связанная со многими фирмами-поставщиками белья, обуви, украшений, головных уборов, перчаток, кружев, сумок, пряжек, пуговиц и т.п., некоторые из которых существуют с XVI в. Это помогло сохранить в Париже 92 дома моды и 112 тыс. квалифицированных рабочих от принудительных работ на немецких заводах в Германии. Так как ЛШелонг добился для домов высокой моды некоторых льгот на приобретение материалов и права продавать модели помимо талонной системы, число клиентов во время войны не сократилось. Новыми клиентами стали представители среднего класса и деятели «черного рынка», а также немецкие офицеры, которые покупали парижские модели для своих жен и любовниц. Коллекции стали гораздо меньше, чем до войны (было разрешено делать только 100 моделей); кроме того, немецкие власти лимитировали количество ткани, которое можно было использовать в одной модели. Нельзя было шить модели, напоминающие немецкую военную форму. В 1942 г. Лелонг принял решение проводить показы в Лионе, куда могли приезжать клиенты из других стран - итальянцы, швейцарцы и испанцы.

В 1942 г. в Париже открылся новый Дом высокой моды - «Мадам Гре». Его создательницей стала Жермен Кребс, которая осталась без работы после закрытия в 1940 г. Дома «Алике». Бежав в мае 1940 г. из Парижа на юг Франции вместе с мужем и дочерью, она осталась без средств к существованию, поэтому приняла мужественное решение вернуться в оккупированный Париж (она была еврейка) и начать там новое дело, взяв в качестве псевдонима имя, которым ее муж, русский художник Сергей Черевков, подписывал свои картины, - «Гре». Дом «Мадам Гре», как и его предшественник «Алике», предлагал изысканные драпированные платья, которые пользовались успехом у французских клиентов. Несмотря на свое рискованное положение, мадам Гре вела себя вызывающе по отношению к оккупантам - отказывалась обслуживать любовниц немецких офицеров. Когда ее заставили провести показ для немецких офицеров, она продемонстрировала платья только трех цветов - синего, красного и белого, национальных цветов Франции. В результате Дом «Мадам Гре» был закрыт властями за превышение лимита ткани. Тогда коллекция мадам Гре была дошита в других домах моды. Когда же она вывесила большой трехцветный флаг из лионского шелка на здании Дома моды, он опять был закрыт, а ей самой пришлось бежать в Пиренеи, так как ей угрожал арест. В Париж мадам Гре вернулась только в 1945 г.

Оккупационные власти ввели во Франции нормирование продовольствия и карточки на ткань и одежду (в июле 1941 г.). В феврале 1941 г. были приняты первые меры по контролированию использования ткани на швейных предприятиях, в апреле 1942 г. - меры по сокращению расхода материалов при производстве одежды: были ограничены длина юбки и ширина брюк, запрещены лишние детали (например, отвороты на брюках). Немецкие власти конфисковывали запасы материалов на французских фабриках и отправляли их в Германию либо заставляли выполнять немецкие военные заказы. Особенно плохо обстояли дела с кожей для обуви, почти все запасы которой были конфискованы для военных нужд. Обувь для гражданского населения шить было практически не из чего - в ход шли старые автомобильные покрышки, резина, целлофан, войлок и веревки из конопли и раффии. Многие вспомнили о традиционной крестьянской обуви Франции - деревянных сабо и освоили их изготовление. Модницы мастерили себе обувь на высокой деревянной или пробковой подошве (платформе или танкетке).

Мода стала для француженок одной из форм сопротивления оккупантам. Власти призывали экономить - французы стремились использовать как можно больше ткани, чтобы меньше досталось немцам. Правительство Виши призывало носить скромные береты - француженки носили на своих головах немыслимые сооружения из обрезков ткани и тюля, перьев и древесных стружек, газетной бумаги и картона. В 1942 г. экстравагантные шляпки вытесняются более практичными и удобными тюрбанами. Во время войны парижанки подтвердили свой статус самых элегантных, кокетливых и изобретательных женщин мира, буквально из ничего создавая экстравагантные наряды и пользуясь яркой косметикой (лак для ногтей, например, можно было купить в любой аптеке). Модели «от кутюр» соответствовали этой стихийной моде. Вызывающе экстравагантный стиль французских домов моды во время войны был своеобразным моральным отпором оккупантам. Парижские кутюрье создавали модели с огромными плечами и драпировками из запрещенного шелка и вискозы ярких цветов, замысловатые тюрбаны (например, модели знаменитой модистки Полетт). Дома моды предлагали модели в «крестьянском» стиле, со средневековыми и латиноамериканскими мотивами (Дом «Пакэн»). Самыми экстравагантными были модели Э.Скьяпарелли. Например, в 1939 г. она предложила пальто с пуговицами с изображением буквы S (первые пуговицы с логотипом).

В июне 1944 г. началась высадка союзных англо-американских войск в Нормандии - в августе они совместно с армией Сопротивления освободили Париж. Мода после Освобождения продолжала развивать стили военного времени, но юбки стали еще короче, плечи - шире, а прически и тюрбаны - выше. В моду вошли патриотические мотивы - ткани в полоску цветов «триколора», трехцветные вышивки и розетки из лент, шляпы с высокой тульей, напоминающей фригийский колпак - один из символов Республики.

После Освобождения вновь стал выходить журнал «Vogue», который во время оккупации не издавался. Во время войны французские журналы мод не печатали фотографий (не хватало фотопленки и реактивов) - только рисованные иллюстрации.