Все о тюнинге авто

Методические рекомендации "Развитие графомоторного навыка". Приложения

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков

Тема "Веселый карандаш".

(старшая группа)

Программное содержание.

Образовательные задачи:

1. Совершенствовать двигательные умения и навыки в манипуляции различными предметами.

2. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, владеть им.

Развивающие задачи:

1. Расширять словарный запас.

2. Развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие,

мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, чувство ответственности, заботливого отношения к животным.

Методы и приемы:

сюрпризный момент,

загадывание загадок,

пальчиковая игра,

массаж пальцев,

упражнения с карандашом, фасолью,

игра с массажными мячами,

рассказ сказочной истории,

вопросы,

поощрения.

Оборудование:

цветные шестигранные отточенные и неотточенные карандаши, простые карандаши,

аппликатор Кузнецова,

демонстрационные листы с графическим заданием "Рисование дорожек",

массажные мячи,

игрушки (кошка и собака) ,

геометрические фигуры для зрительного диктанта "Построим домик для друзей,

аудиозапись "Скачут резвые лошадки".

Предварительная работа:

игры на развитие пространственных отношений,

игры "Лабиринт", "Путаница", с геометрическими фигурами " Сделай такую же картинку".

упражнения с карандашом, массажными мячами,

игры в сухом бассейне с крупами,

массажи аппликаторами Кузнецова,

рисование "Соедини по точкам", "Дорожки", штриховки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Дети, сегодня на занятие к нам придут гости.

А кто, догадайтесь сами, послушав мои загадки.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком. (Кошка.)

С хозяйкой дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

В гости к нам пришли кошка Мурка и собака Шарик. Они принесли нам волшебные карандаши и хотят посмотреть, как вы будете играть с пальчиками, карандашами, мячами и другими предметами.

2. Практическая часть

Пальчиковая гимнастика

Пусть наши пальчики сначала поздороваются друг с другом.

Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным.

(Упражнение "Пальчики здороваются".)

Массаж пальцев.

(Включить аудиозапись "Скачут резвые лошадки".)

Не пойму, что это за шум? Откуда раздаются эти звуки?

Конечно, это скачут лошадки.

Возьмите аппликаторы. Вспомним упражнение "Лошадки" (выполнение на аппликаторе Кузнецова) .

По дороге белой, гладкой

Пальцы скачут, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Самомассаж. Упражнения с карандашом

А теперь мы поиграем с нашим другом-карандашом.

Дети, послушайте загадку:

Если ты его отточишь.

Нарисуешь все, что хочешь:

Море, горы, солнце, пляж.

Что же это? (карандаш)

1.Возьмите неотточенный карандаш,

зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.)

Послушайте, как он "шумит".

"Пошумим" у правого уха, у левого. Молодцы!

2. Поставьте локти на стол.

Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад.

Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

3. Игра "Тихо - громко".

Упражнения с мячом.

1. Возьмите, пожалуйста, мяч.

Правую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.

Левую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

Положите обе руки на мяч и обхватите его.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

2. Возьмите мяч двумя руками и покатайте его между ладонями.

Положите мячи на стол.

Упражнение "Пальчики".

Все поверните раскрытые ладошки ко мне, согните четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Молодцы, все согнули, а теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Согните четыре пальца, разогните. Покажите мне раскрытые ладошки. Согните, разогните большой палец. (Повторить несколько раз.)

Сказочная история.

Я расскажу вам, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите неотточенный карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол.

(Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.)

Постучим им по столу тихо, как цыплята.

Потом громко, как мама-курица.

Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять.

В густой зеленой траве они увидели червячков.

Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать.

А потом поклевали цыплята.

Вот какую замечательную историю я вам рассказала.

Пусть отдохнет наш друг-карандаш. Мы поиграем без него.

Упражнение с фасолью.

А теперь правой рукой переложите фасоль из одной баночки в другую, левой – обратно.

Давайте немного отдохнем.

3. Физминутка.

Начинаем бег на месте.

Хватит бегать, прибежали,

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

Низко поклонились.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Работа с демонстрационным листом .

Дети, для гостей мы приготовили угощение. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, чем мы угостим Шарика? (косточкой)

Чем угостим Мурку? (молоком)

"Рисование дорожек»" (графическое задание. Дети соединяют точки).

Сейчас мы будем рисовать простым карандашом дорожки из точек, по которым наши друзья доберутся до угощения.

Рисовать нужно слева направо, с отрывом карандаш от бумаги, чтобы получились точки. (Объяснение сопровождается показом.)

Зрительный диктант "Построим домик для друзей"

Дети составляют домик по образцу из геометрических фигур.

4. Итог занятия.

Что делали на занятии?

Что понравилось делать?

Мурка и Шарик говорят вам спасибо за заботу о них. И мы поблагодарим Мурку и Шарика за веселые карандашики и скажем им: "До свидания".

Конспект занятия в старшей группе

"Развитие образного мышления и графических навыков у детей".

Тема: « Три приятеля больших точка, линия и штрих»

Цель: Ознакомление детей с изобразительными графическими средствами (точкой, линией, штрих).

Программное содержание:

Образовательные

1. Совершенствовать знания детей о точке, линии, штрихе.

2. Продолжать учить детей создавать художественные образы, используя элементы графики.

3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие :

1. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании прилагательных

2. Развивать связную речь.

3. Развивать образное мышление, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, сотрудничества.

2.Воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование:

Картинки собак, солнца, цветов, облаков, луж,

Альбомный лист,

Трафарет с треугольниками,

Фломастеры, карандаши.

Методы и приемы:

Проблемная ситуация,

чтение стихотворения,

загадывание загадок,

рассказ сказочной истории,

рассматривание картинок,

вопросы,

поощрения.

Предварительная работа:

Просмотр слайдов –программа с фотографиями разных пород собак (лохматых и гладкошерстных),

рисование с использованием трафаретов,

игры на развитие пространственных отношений по отношению к себе. к другому ребенку, "Кто где стоит" и др.,

игры "Лабиринт", "Путаница".

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Педагог: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Карандашкин. Он очень любит путешествовать. Хотите отправиться в путешествие вместе с ним? Чтобы не заблудиться нам надо нарисовать карту.

Мы будем путешествовать по трем районам одного города. Треугольник поможет нам разделить город на районы.

Возьмите трафарет положите его на альбомный лист. Обведите треугольники.

Сколько треугольников у вас получилось? (у нас получилось 3 треугольника)

2. Практическая часть

Хотите узнать, кто будет жить в городе? Внимательно послушайте стихотворение .

«Три приятеля больших точка, линия и штрих»

Дорогие мои дети, Штрих – от линии кусочек,

Много есть чудес на свете. Точка –маленький кружочек,

Смело их рисуют люди: Ну, а линия большая

Это яблоко на блюде, И прямая и кривая.

Сковородка, стол, вагон, Может сеточкой плести,

Дерево, магнитофон. Ведь она всегда в пути.

Только, кто же их создал, По секрету всему свету

А точней, нарисовал? Я хочу совет вам дать.

Три приятеля больших – Подружиться с нами можно,

Точка, линия и штрих! Научившись рисовать!

Только помните, друзья,

Рисовать старательно -

Это обязательно!

Как зовет друзей Карандашкина?

(точка, линия, штрих – на доске выставляются картинки)

Ребята, скажите боковые стороны центрального треугольника выполнены с помощью какого друга? (линии).

Если в этом районе живут линии, как его можно назвать?

(линейный район).

Послушайте внимательно, куда мы поместим точку. Точку мы поместим в треугольник слева. Как можно назвать такой район? (точечный район).

А штрих поселим в треугольник справа. Как назовем этот район? (штриховой район).

Ребята, наша карта уже готова. Мы можем отправиться в путешествие по районам с нашими приятелями.

3. Физкультминутка

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

4. Сказка:

Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из –за разбежавшихся дождевых туч вышла кудрявая собачка Маня. Она посмотрела на солнце (картинка), на облака (картинка), на лужи (картинка). Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собака смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапками.

Давайте нарисуем, Маню в треугольнике в середине.

Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные (картинка).

Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район. Там тоже светило солнце, но оно было не такое как в Линейном районе (картинки) и облака, и лужи, и цветы. Но самое любопытное, что Маня встретила там пса похожего на нее, только он был лохматый, звали его Лохмач.

Давайте нарисуем его в треугольнике справа

Собачки бегали, играли и сами не заметили, как оказались незнакомом месте. Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек (картинки), что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, которая представилась Кнопочкой. Она вся была из точек, и действительно напоминало большое количество кнопок.

Кнопочку мы нарисуем в треугольнике слева

Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостика и побежали по своим домам. Кнопка осталась в точечном районе, Лохмач – побежал в штриховой район, а Маня побежала -в линейный район.

Посмотрите на мой город, который я сделала к сказке. Что вы заметили? Чем наши города похожи?

Ребята, кто хочет сделать свой город таким же ярким, интересным может с помощью точки, линии и штриха дорисовать недостающие элементы. Готовые работы, мы поместим на выставку, и каждый сможет рассказать о своей собаке. (Дети рисуют облака лужи цветы, заштриховывают их).

5. Заключительная часть

О чем говорили на занятии. Кто жил в городе? Где жили собачки? Почему районы так назывались? О какой собачке хотите рассказать.


Многие не знают, каков ход развития речи ребенка. Сначала разви-ваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точ-ности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Рекомендации М.М.Кольцовой и О.С.Бот заключаются в том, что ра-боту по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми шести-семи ме-сяцев. В этот период полезно делать массаж-поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Эти упражнения О.С.Бот обраще¬ны главным образом, к родителям. Рекомендуется с десятимесячного воз¬раста давать ребенку сначала крупные предметы, затем более мелкие. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, ша-рики различного диаметра. Можно заниматься конструированием из куби-ков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в дру-гую карандаши, шарики, колечки, палочки.
В полуторагодовалом возрасте детям дают более сложные задания: расстегивание пуговиц, развязывание узлов. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки: "Сорока-белобока", "Этот мальчик-дедушка" и т.д. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики О.С. Бот рекомендует использовать :
- мозаику (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы ко-робочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;
- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
- наборы колец различной величины для нанизывания их на стер¬жень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязы-вания узелков;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного ощущения (узна-вание предметов на ощупь);
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков;
- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
- игры с пальчиками: "Театр пальчиков".


Исправление нарушений звукопроизношения и улучшение речи проводится учителями-логопедами поэтапно. Один из этапов – подготовительный, включает в себя подготовку речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе идет работа по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной среды, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
Как мы видим из этих предложений, несколько направлений рабо¬ты очень связаны друг с другом, и, развивая мелкую моторику руки, боль¬шое внимание надо уделять формированию точных движений органов ар-тикуляционного аппарата. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осу-ществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, ко¬торая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения необходимо проводить целенаправленно: важно не их количество, а правильный подбор, качество выполнения. А в дошкольном возрасте это зависит от заинтересованности ребят. Тут важно использование стихов, потешек, проведение упражнений для развития артикуляционного аппарата в тройной форме:
Упражнения на развитие пальцевой моторики;
Упражнения на развитие мышц рук;
Комплексы пальчиковой гимнастики.

При проведении гимнастики важно знать строение артикуляционного отдела.Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей-логопатов. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторить их, хорошо под-ражает утрированным артикуляционным движениям учителя-логопеда.
Упражнения на развитие зрительного внимания и памяти мы использовали в своей работе еще и потому, что большую роль мы отводим подготовке детей-логопатов к рисованию, к письму. Для подготовки руки ребенка к письму используются различные занятия (изо, лепка, конструирование) и специальные занятия по графике. Основная цель таких занятий – компен¬сация пониженной обучаемости, доразвитие психофизиолоческих функций, необходимых для успешного обучения в школе. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя следующие компоненты:
- подготовка руки ребенка к письму;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- профилактика нарушения зрения.
Дети знакомятся с клеткой, рисуют бордюры, узоры, волнистые ли¬нии, черточки, заштриховывают фигурки. В самом начале работы выявляем умения детей делать штрихи, чертить линии. Детям даем образец, как надо делать, следим за позой, учим правильно держать карандаш. Даем за¬дания рисовать узоры, проводить волнистые линии, черточки и прочее, элементы, похожие на буквы и цифры.

Повторность способствует быстрейшему установлению условно-рефлекторных связей. В элементах узора устанавливаю последовательность в усвоении, как в школе. Занятия по подготовке руки ребенка к письму стараемся проводить интересно (используем игровые приемы, художественное слово физминутки, задание на развитие зрительного внимания и памяти, на общую релаксацию и снятие зрительного утомления). Задания проводятся на основе обучения. В подборе элементов письма идет посто¬янное нарастание трудностей (Приложение № 1).


Учитывая важность проблемы развития пальцевой моторики у до-школьников с нарушениями речи, возникла необходимость эффективного использования физминуток на всех занятиях. Физминутка, как элемент двигательной активности, предлагает детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятие нагрузки, свя-занной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она служит сразу двум важным целям и не требует дополнительного времени.
Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Это вызывает необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизуется с движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. В течение 1 года мы проводили обучающий эксперимент, задача которого заключалась в следующем:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регу-лярной, выделив для нее оптимальное время;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий лого-педом, воспитателями логопедических групп;
- установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. Проводим физминутки примерно в середине занятий, дети при этом стоят около своих стульчиков и вместе с логопедом (воспитателем) прого-варивают стихотворный текст, сопровождая его определенными движения¬ми пальцев рук. Текст выбираю такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с произносимыми стихами.
Мы наблюдали, что у большинства детей возникали трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражне¬ний был замедленным. Но уже к концу четвертого месяца ребята, с кото¬рыми проводилась индивидуальная работа, физминутки для развития дви¬жений пальцев рук, овладели даже сложными упражнениями. И, что самое главное, они быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при обучении элементам письма вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон. Ребята, с которыми велись указанные занятия, лучше сверстников справляются с про¬граммными требованиями по изодеятельности.
В ходе физминуток мы предлагаем детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья. Такая необычная игровая деятельность вызывает у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобили-зовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание. Разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх и в спектаклях-миниатюрах «Театра пальцев». Наши дети освоили движения рук почти всех персонажей сказок («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Сказка о глупом мышонке» Mapшака и т.д.).

При работе по развитию графо-моторных навыков на всех этапах следует также уделять большое внимание соблюдению гигиенических правил письма.Коротко их можно сформулировать так.
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова слегка наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола.
Точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам – взрослый помогает. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушениями речи движений пальцев, что должно положительно повлиять на коррекцию звукопроизношения, раз¬вития речи должно явится мощным средством повышения работоспособно¬сти коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слух. Де¬ти овладевают приемами предметно-практических действий с помощью со-хранных анализаторов, учатся выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, развивается и зрение.
Дети, обучающиеся на занятиях по развитию мелкой моторики рук, при обучении элементам письма ведут более «уверенные» линии, ровнее держат строчку, сохраняют наклон.


Дети с нарушениями речи в практической деятельности, в общении страдают из-за своего дефекта. Они замкнуты, малоконтактны. Пальцевая гимнастика, включенная в коррекционные занятия, всегда сопровождается наиболее подходящим по смыслу стихотворным текстом. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедической группы. Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. При игре в «Театр пальцев» легче решаются такие задачи, как работа над выразительностью речи, ее темпом, ритмом.
Нарушение речи у детей влечет за собой отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной ловкости и точности, в виде выраженных за-труднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.
Характерным в движениях детей-логопатов является замедлен¬ность, фрагментарность, некоторая скованность, страдает и наблюдатель¬ность.
Важно работать над развитием мелкой моторики, формированием зрительно-моторной координации на других занятиях.

МАТЕМАТИКА1. Даются геометрические фигуры для обводки и чистая полоска бумаги. Составить число «5» из разных геометрических фигур. Провести анализ и дать задание: обвести фигуры по контуру и сравнить сколько контуров и геометрических фигур получилось путем складывания.
2. На верхней полоске нарисовать 6 больших, далеко расположенных друг от друга кругов, на нижней – 6 маленьких, близко расположенных кругов. Выяснить с детьми, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
3. Осязание предметов. Игра «Чудесный мешочек» - ребенок наощупь должен опознать геометрическую фигуру.
4. Задание: в верхнем правом углу листа нарисовать треугольник, в нижнем левом – квадрат, посередине – пятиугольник, назвать место расположения каждой фигуры.
5. Деление квадрата, прямоугольника на две, четыре части, вписывание в квадрат круга, деление прямоугольника (квадрата) на треугольни¬ки.
6. Работа с линейкой: дети линуют клетки и выполняют задания по клеточкам.
7. Составление план-схемы группы, кабинета, участка на листе бумаги.
8. Работа с трафаретами: нарисуй с помощью трафарета трапецию, эллипс, многоугольник, цилиндр...

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1. Рисование:
- на рисовании использовать обводку трафаретов и обводку через кальку;
- дети должны больше рисовать с натуры, а по замыслу занятий меньше, чем в массовом детском саду;
- при рисовании человека даем шаблоны (голова – круг, овал; туловище - прямоугольник и т. д.);
- учить детей передавать в рисовании мимику лица (смеющийся, плачущий);
- рисовать на крупных листах бумаги, учить заполнять весь лист;
- проводить занятия на смешивание красок.
2. Аппликация
- необходимо научить детей владеть ножницами:
- вырезание круга дается вначале по шаблону.
3. Лепка
- пластилин должен быть разогретым (в теплой воде);
- при лепке овощей и фруктов производить их обследование;
- глина при лепке должна быть мягкой и эластичной;
- при расписывании глиняных игрушек вначале производится их грунтовка;
- при раскрашивании овощей, фруктов подбирать натуральные цвета;
- используется работа по тестопластике.
4. Конструирование
- использовать природный материал, пособия для шнуровки, работу с кубиками, палочками, геометрическими фигурами;
- при анализе образца постройки учить выделять основные части, различать их по величине, форме, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга. Для поддержания интереса при постройке использовать игрушки, кукольную мебель и прочее.


5. Расположение предметов в пространстве Выделение пространственных отношений между предметами:
- посмотри и расскажи, что где находится;
- посмотри и запомни, что изменилось, как было;
- составь план-схему шкафа с игрушками: что стоит на верхней, нижней полках?
- составь план-схему игрового уголка;
- работа с картами, глобусом, на листе бумаги, в клетке.
6. Физкультура и музыка
- включать упражнения по пальцевой гимнастике;
- научить ходить в определенном направлении;
- соотносить стихи с движениями и музыкой (логоритмика).


Коррекционные упражнения по развитию графомоторных навыков соединяются в 3 блока:
1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гиб-кость):
упражнения на развитие пальцевой моторики;
упражнения на развитие мышц рук;
комплексы пальчиковой гимнастики.
2. Ознакомление с приемами выполнения различных видов пред-метно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.
3. Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логиче-ского мышления при обучении элементам письма. Для достижения поставленных целей необходимо вовлечение в работу с ребенком в первую очередь родителей и воспитателей.

Знакомство с семьей начинается с посещения ребенка дома, выясне¬ния бытовых условий, отношения родителей к дефектам ребенка. Затем родители знакомятся с условиями пребывания детей в дошкольном учреждении, целями и задачами в достижении общего результата воспита¬ния и обучения детей с нарушениями речи. Логопед сразу после проведения обследования ставит родителей в известность о тех недостатках речи, которые он обнаружил у ребенка.
Через беседы, консультации родители получают информацию о достижениях ребенка. Проводятся групповые и индивидуальные консультации на интере-сующие родителей темы. Родителям показываются несложные артикуля-ционные упражнения, которые следует проводить с ребенком дома в игро-вой форме. Дается совет по подбору речевого и наглядного материала. Ло-гопед показывает, как вести тетрадь для индивидуальной работы по обуче-нию ребенка правильной речи.
Проводятся беседы и консультации на темы:
1. Результаты обследования детей.
2. Пальцы - наши помощники.
3. Создание условий в семье для игр и занятий с детьми с наруше-ниями речи.
4. Как правильно подобрать речевой и наглядный материал для работы в тетрадях дома.
5. Психологическая готовность ребенка к школе.
6. Роль родителей в исправлении дефектов звукопроизношения у де¬тей-логопатов.

Для воспитателей логопед проводит консультации о результатах обследования, о дефектах речи детей. Проводятся семинарские занятия для помощников воспитателей и воспитателей по изучению особенностей развития детей с нарушениями речи с целью создания условий для правильного воспитания и обучения.


Воспитатель получает консультации об индивидуальной работе с детьми-логопатами. Логопед показывает воспитателю наиболее тяжелые случаи отклонений в речевом развитии, объясняет причины их возникновения, подсказывает, какую посильную помощь можно оказать ребенку в группе, рекомендует, как использовать режимные процессы при устранении дефектов речи, раскрывает трудности, которые испытывает ребенок с нарушениями речи при усвоении учебного материала. Логопед показывает воспитателю игровые приемы, направленные на развитие понимания речи, обогащение словаря, закрепление грамматических навыков.
Воспитатель занимается в вечернее время по индивидуальным планам с детьми. Он знает комплексы артикуляционной, пальчиковой гимнастики, активно использует эти упражнения в утренние часы (зарядка), на физкультурных, музыкальных занятиях, как элементы физкультминуток на занятиях по развитию речи, математике и т.д. По отношению к детям, занимающимся у логопеда постановкой звука, воспитатель осуществляет индивидуальный подход на фронтальных занятиях. Воспитатели логопедических групп умело сочетают цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Например, на занятии по те-ме «Овощи» они не только закрепляют у детей представление о цвете, вкусе, форме овощей, но и следят за тем, чтобы воспитанники с наруше¬нием звукопроизношения правильно употребляли автоматизируемый звук; чтобы заикающийся ребенок произносил фразы слитно, плавно; чтобы ребенок с алалией строил фразы без аграмматизмов, не искажал слоговой структуры слова.
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно пред¬ставлять особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подго¬товить его для успешного обучения в школе.
А различные упражнения и приемы помогут не только развить мелкую моторику, но и сделать это легким и увлекательным
Анализ полученных результатов подтверждает эффективность проделанной работы. В методической литературе уделяется большое внимание этому вопросу, так как целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОГО КОМПЛЕКСА

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе).
2. Ладошка-кулачек-ребро (на счет «раз-два-три»).
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указатель¬ным и т. д.).
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
ПОТЕШКА «ПАЛЬЧИКИ-МАЛЬЧИКИ»
«Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел».
Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему; прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО КОМПЛЕКСА1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
ПОТЕШКА «БЕЛКА»
«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому». Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО КОМПЛЕКСА1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
5. Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, опустить пальцы вниз).
ИГРА-ПОТЕШКА «ЭТОТ ПАЛЬЧИК»
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья». Д
етям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачек, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

УПРАЖНЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО КОМПЛЕКСА1. Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы), поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
ИГРА-ПОТЕШКА «ЭТОТ ПАЛЬЧИК» Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом заги¬бать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
«...Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора».
Логопед и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

УПРАЖНЕНИЯ ПЯТОГО КОМПЛЕКСА1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в «замок»).
2. Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу вперед; заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
ИГРА-ПОТЕШКА "НУ-КА, БРАТЦЫ, НА РАБОТУ!"
«... Ну-ка, братцы, на работу! Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять».
Логопед и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, пооче-редно разгибают все пальцы.

УПРАЖНЕНИЯ ШЕСТОГО КОМПЛЕКСА1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу).
2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев рук).
ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»
попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца
«Раз, два, три, четыре, пять
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел».

УПРАЖНЕНИЯ СЕДЬМОГО КОМПЛЕКСА1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: раз-два.
ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»
(ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, за¬тем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медлен¬но закрываются, приобретают форму цветка, производятся покачивания го¬ловкой цветка).
«Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают».

УПРАЖНЕНИЯ ВОСЬМОГО КОМПЛЕКСА1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указа¬ тельный и средний пальцы, расставить их).
2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»
(начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)
«Мы делили апельсин. Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура».

УПРАЖНЕНИЯ ДЕВЯТОГО КОМПЛЕКСА1. «Ножницы» (указательный и средний палец правой и левой рук имитируют стрижку ножницами).
2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им).
3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук).
4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).
5. «Пожарник» (упражнение с предметом: используется игрушечная лесенка, указательный и средний палец бегут по ней).
ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»
(сжимание и разжимание пальцев рук)
«В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали».

1. СТРОЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РУКИ.

ЗАДАЧИ:
познакомить с расположением, названием и назначением пальцев;
обучать различным действиям рукой и отдельными пальцами при вы¬ полнении различных действий;
обучать приемам обследования предметов и их изображений;
обучать соблюдению определенной последовательности при обследова¬нии (предметов домашнего обихода, животных, растений, геометрических фигур...)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
«Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячь мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочки», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и др.

2. ВЫДЕЛЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ.ЗАДАЧИ:
учить различать с помощью осязаний геометрические фигуры (круг-шар, квадрат-куб, треугольник-призма, овал-эллипсоид, прямоугольник-параллепипед);
учить находить эти формы в окружающих предметах.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Найди все квадраты», «Составить из двух частей круг», «Вложи в прорези соответствующие фигуры», «Расставь фигуры по заданному образцу», «Найди в предмете, что у него треугольное, овальное», «Найди на сто¬ле круглые и квадратные предметы» и пр.

3. ВЫДЕЛЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ.ЗАДАЧИ:
научить различать свойства поверхности предметов (гладкая-шероховатая, твердая-мягкая, теплая-холодная) и др..
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Угадай, что лежит в руке», «Чудесный мешочек», «Подбери ткани по образцу», «Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет», «Угадай, чем я коснулась твоей руки (щеки)», «Что здесь теплое, а что холодное» и т.п.

5.ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТАХ.ЗАДАЧИ:
учить определять поверхности стен, дверей, пола...;
находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях;
дать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Угадай, где стоишь», «найди, где пол, где стена», «Где стекло в ок-не», «Найди, где в стене дверь», «Разложи отдельно, что деревянное, метал-лическое, стеклянное», «Что из меха, а что из сукна», «Найди все шелковые (ситцевые, шерстяные) ткани», «Где здесь теплые и холодные вещи» и пр.

6. ИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ И СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ.ЗАДАЧИ:
учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличи¬ тельным осязательным признакам (все круглое, все жесткое, все холодное, мягкое, колючее...);
научить обследованию различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, ткани, стекла и прочих материалов) с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температуры ощущений.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Сортировка мелких предметов (камушки, бусинки, желуди, фишки мозаик и т.п.) по форме, величине и материалу», «Отбери все металличе-ское», «Собери все предметы, где есть круглые части», «Найди все, что имеет застежки», «Подбери все, что мокрое», «найди один острый пред-мет», «Как узнать, что два предмета одинаковой формы», «Где здесь три теплых предмета»

7.ФОРМИРОВАНИЕ РОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙЗАДАЧИ:
учить ориентироваться на микро-плоскости (на листе, столе, клетке - выделять стороны, углы, середину);
научить детей составлять план-схемы детского учреждения, участка, групповой комнаты, логопедического кабинета;
учить составлять кроссворды, лабиринты, вписывать круг в квадрат, овал - в четырехугольник (Приложение 4).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Расставить на столе игрушки и предметы так, как я назову», «Рас-скажи, где стоит игрушка», «Сделай так же, как на макете», «Я назову предмет, а ты найди его, не наклоняясь». 9. ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ЧЕЛОВЕКОМЗАДАЧИ:
учить различать пластику и ритм ласковых, строгих, нежных, сла-бых и других видов действий рук;
учить сопряженному действию рук.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Пожми крепко руку», «Погладь нежно голову друга», «Рука сильная, а слабая», «Рука здоровается, рука прощается», «Мы обнимаемся», «Рука баюкающая, помогающая» и т.п.

Упражнения по развитию ручной моторики (кинетическая и кинестетическая основа) и графомоторных навыков у учащихся с нарушениями письменной речи.

а) Упражнения по развитию кинестетической основы движения.

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ним вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив небольшое отверстие.

8. Соединить наклонно ("домиком") пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижаты к кистям, затем отведены от кистей и располагаются горизонтально.

9. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

10. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

11. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.

12. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

13. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

14. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

15. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. Кольцо также можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.

16. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

17. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

18. "Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

19. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).

б) Упражнения по развитию кинетической основы движения.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:

1.Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

2.Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3.Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4.Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

5.«Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

6.«Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами - лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

7.«Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

8. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

11.Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа бумаги, на котором нарисован лабиринт.

13.Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

14.На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

в) Упражнения по развитию графомоторных навыков.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.Мелкая мускулатура пальцев

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

1. Исходное положение - пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем обратным движением, начиная с большого пальца, разогните пальцы в исходное положение. После этого начинайте сгибать пальцы начиная с большого, а разгибать с мизинца. Упражнение следует проделать 10-15 раз

2. Исходное положение - пальцы выпрямлены, большой палец отведен в сторону. Проделайте 10-15 раз кругообразные движения большим пальцем влево и вправо.

3. Исходное положение - пальцы выпрямлены. Сгибайте и разгибайте пальцы в двух первых фалангах. Повторите упражнение 15-20 раз.

2.Зрительный анализ и синтез

А.- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

1- Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

2- Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

3- Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

4- Нарисовать отражения домов.

5- Дорисовать левое и правое ухо.

6- Дорисовать левую бровь и правый глаз.

7- Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка.

8- Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги.

9- Соединить стрелками пары перчаток.

Б.- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Игры с предметами

Игры с одеждой и её моделями

Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

3.Рисование:

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Список литературы:

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Ирина Перунова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонко- координированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

В исследованиях многих ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста , испытывают большие трудности при овладении графическими навыками , и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. В программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста мало внимания уделяется работе по овладению детьми графическими навыками . В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графо- моторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста . Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графо- моторных навыков дают все основания считать тему исследования актуальной в области дошкольной педагогики .

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

На основе анализа методической литературы по данной тематике, мы апробировали комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Такие упражнения были внесены нами в ежедневную работу групп детей всех возрастов.

Каждое направление формирования графо-моторных навыков включало в себя упражнения и задания трех уровней сложности : от простого к сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходил» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опирались на ранее усвоенные умения и навыки , возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Формирование графо-моторных навыков в рамках нашей работы велось как фронтально, так и индивидуально в различных видах деятельности детей.

Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений были минимальными, чаще в форме подбадривания , и постепенно сводились на нет. Таким образом, мы стремились научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.

Для эффективности занятий по формированию графо-моторного навыка , учитывались следующие условия :

1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.

3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.

6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

7. Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

8. Формирование тонко- координированных движений.

9. Формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Предлагаем некоторые виды упражнений :

Для детей младшего дошкольного возраста .

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

Рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек» , «ленточек» , «ниточек» , «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки» , «бублика» , «обруча» , «воздушного шара» , карандашами и красками.

Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки» , «колечки» , «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки» , «столбики» , «бублики» , «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги

Раскрашивание, от простых форм с толстыми контурами до более сложных.

Упражнения на развитие мелкой моторики :

«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе) .

«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот) .

«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина) .

Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

Доставание бусин ложкой из стакана.

Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

Надевание и снимание колечка (массаж пальца) .

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» , наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

Сжимание и разжимание эспандера;

Катание мячей-ежиков (с шипами) .

Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм , прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Упражнения для старших дошкольников .

Различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Усложненные раскраски

Упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв

Орнаментная и узорная деятельность, при которой дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

«кайма для платочка» , «рама для картины» , «зеркало» , «окно» , «флажок» . Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм , линий разного направления(«тележка» , «вагончик» , «скворечник» , «неваляшка» , «матрёшка» , «цветок» , «жук» и др.).

«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.

«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой) .

Составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов

Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой

Нанизывание на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера

Кпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности

Обведение рисунка по контуру, копирование

Рисование по опорным точкам

Дорисовывание изображений

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности

Разлиновка

графический диктант .

Эти виды упражнений советуем выполнять шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью, что позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений.

Упражнения для развития и совершенствования графомоторных навыков.

«Продолжи узор» (И. Ткачева «От линии к линии»): в данном пособии предлагаются различные узоры (имитация тетради в клеточку), которые выполняются отдельно правой или левой рукой, а также двумя руками одновременно при работе двумя руками можно рассчитывать на гармоничное, сбалансированное развитие как тонко координированных движений рук ребенка, так и обоих полушарий головного мозга (образцы узоров см.Приложение 1).

«Рисование по клеточкам» (Л.Морозова «Нарисуй-ка». Клеточка за клеточкой»): интересные графические диктанты учат ребенка ориентироваться по тетради и по клеточкам, способствуют развитию восприятия, мышления, произвольного внимания (см.Приложение 2).

«Лабиринты» (Г.М. Зегебарт «Не просто лабиринты»): в ходе игры «Лабиринты» у детей развиваются внимание и память, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, произвольность, появляет-ся упорство в достижении цели, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(работать с лабиринтом можно непосредственно на бумажном бланке или вставить его в прозрачный пластиковый уголок, файл)

Данные «Лабиринты» — особенные, дополненные новыми заданиями и разделенные на несколько самостоятельных этапов; предназначено для детей 5-12 лет и содержит три комплекта заданий:

Комплект № 1. «Нарисуй дорогу». Задача ребенка — найти путь следования между двумя точками лабиринта. В комплект входят шестнадцать постепенно усложняющихся лабиринтов.

Комплект № 2. «Создай картинку». Задача ребенка — сравнить получившуюся тра-екторию движения с образцом (эталоном), дорисовать присутствующие на образце детали, в результате чего должна получиться картинка — символическое изображение птенца, елочки, кенгуру и пр. Комплект представлен двенадцатью лабиринтами разной степени сложности и двумя типами эталонов.

Комплект № 3. «Построй лабиринт». Задача ребенка — скопировать с образца на сет-ку символическое изображение-картинку, а затем внутри контура этого изображения само-стоятельно построить лабиринт. Комплект состоит из четырех картинок.

Пальчиковая гимнастика - это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствует развитию речи.

Подобранный комплекс пальчиковых игр апробирован с детьми и дал положительные результаты в совершенствовании графомоторных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пальчиковая гимнастика в стихах. "Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, и головкою кивают.

Пальчиковая игра от Н. Радченко

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

За работу принялись. ("закатываем рукава")

Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали. (ручки "танцуют")

Одной из нетрадиционных коррекционных технологий является Су -Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни, посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда. Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.

Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук.

Приемы работы Су - Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла.

Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

  1. Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левую руку, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Игры с пластилином;

Игры с конструктором, мозаикой;

Тренажеры для развития мелкой моторики;

Игры с пуговицами - пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Шнуровки;

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование:

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
  • Игры с бумагой:
    • Складывание различных фигур;
    • Вырезание ножницами, склеивание различных объемных игрушек.

Упражнения с мячами:

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.