Все о тюнинге авто

Презентации по патриотическому воспитанию на тему патриотизм, патриоты россии, скачать для классного часа. Классный час на тему "патриотическое воспитание" Классный час по нравственно патриотическому воспитанию

Классный час на тему патриотическое воспитание

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись – караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской - богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям – они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году – началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.

















Классный час на патриотическую тематику

Классный час на тему «Герои земли русской»

Чувство патриотизма, любовь к Родине должны воспитываться с раннего возраста на примерах героических страниц отечественной истории.

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России», где был дан перечень этих Дат. Каждая такая дата может стать хорошим информационным поводом для проведения классного часа патриотического содержания от 5 до 11 класса.

В предлагаемом сценарии информационным поводом является Димитровская суббота (3 ноября), когда в России принято вспоминать воинов, павших на поле брани. Этот день был установлен Великим князем Дмитрием Донским после победы в Куликовской битве. Но, говоря о воинском подвиге русского солдата, нельзя обойти молчанием те военные победы, которые принесли славу России. С этой точки зрения неоценимую помощь в работе классному руководителю предоставляет календарь «Дни воинской славы России», который необходимо составить и поместить на видном месте в классе. Отдельным ученикам можно поручить следить за этими датами и отмечать наступление их, например, прикалывая к строке с датой флажок или звездочку.

Цели: познакомить детей с героическими страницами истории русского народа; формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

Форма: репортаж из глубины веков.

Подготовительная работа с детьми:

а) класс делится на группы, и каждая группа получает свое задание.

Архивариусам - записать на лист ватмана все 15 дат дней воинской славы России и прокомментировать словами из сценария эти даты (перечень этих дат - в дополнительных материалах в конце классного часа);

Репортерам (2 ученика) - вести репортаж из прошлого, предоставить слово «очевидцам» событий (русичам, ратникам и монголам), комментировать их рассказы (слова репортеров - в тексте сценария);

Русичам (2 ученика), монгольским воинам (2 ученика) - представить исторические события глазами очевидцев, начертить карту Куликовской битвы, нарисовать портрет Дмитрия Донского, каким они себе его представляют (слова всех героев - в тексте сценария);

б) всем детям дать задание: с помощью родителей составить записку с именами членов своей семьи, которые погибли на полях сражений.

Оборудование: игрушечные мечи, кольчуги, шлемы, щиты, перчатки для ратников и монгольских воинов.

Оформление класса

На перемене перед классным часом:

а) на доске делаются записи: Чингисхан, Золотая Орда, 1237 год, иго, Иван Калита, Мамай, 1380 год, Дмитрий Донской;

б) вывешиваются все материалы: плакат «Дни воинской славы», портрет Дмитрия Донского, схема Куликовской битвы.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Рассказ о днях воинской славы России.

3. Интерактивная беседа.

4. Репортаж из глубины веков.

5. «Солдатская память в моей семье» (или «Поминальная записка»), Рассказы детей о воинах из своей семьи.

6. Минута молчания.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. На таких победах воспитываются дух нации, гордость за величие предков.

За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. И Русь, и Россия были вынуждены вести многочисленные войны. Наш народ, его армия, флот неоднократно спасали европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков, которые хотели покорить весь мир.

Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. В честь этих великих побед установлены специальные праздники. Наш классный час сегодня посвящен этим праздникам. Готовила это мероприятие творческая группа ребят из нашего класса. Я передаю слово группе архивариусов.

II. Рассказ о днях воинской славы России

Архивариус 1. В 1995 году Государственной Думой России был принят закон, по которому в России было установлено 15 дней воинской славы.

Архивариус 2. Каждая дата - это выдающаяся победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю.

Архивариус 3. Мы подготовили плакат, на котором записали все эти победы. Все они известны каждому россиянину.

Архивариус 1. Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, победные сражения Суворова, Курская битва, Сталинградская, освобождение Москвы, снятие блокады Ленинграда.

Архивариус 2. Все эти победы вошли в историю, принесли мировую славу русскому оружию.

Архивариус 3. Одна из самых значительных побед - победа в Куликовской битве.

В эти осенние дни весь народ вспоминает подвиг русских воинов. 21 сентября 1380 года русские полки под руководством московского князя Дмитрия Донского разбили татаро-монгольское войско хана Мамая.

Архивариусы садятся за парты.

III. Интерактивная беседа

На доске сделаны следующие записи: Чингисхан, Золотая Орда, 1237 год, I иго, Иван Калита, Мамай, 7380 год, Дмитрий Донской.

Классный руководитель. Ребята, кто-то оставил у нас на доске загадочные письмена. Имеют ли они отношение к теме нашего классного часа?

Примерные ответы детей:

Чингисхан - это правитель, который создал великое татаро- монгольское государство - Золотую Орду.

В 1237 году монгольские войска завоевали Русь и началось татаро-монгольское иго.

Иго - это угнетение. Золотая Орда брала с русских князей дань хлебом, мехами, скотом и медом.

Лучших мастеров монголы забирали в рабство.

Иван Калита - это московский князь, при котором Московское княжество усилилось и стало богаче.

Мамай - это монгольский хан, который стал правителем Золотой Орды, убив своих родных братьев, отца и многих соперников-ханов.

1380 год - это год Куликовской битвы.

IV. Репортаж из глубины веков

Классный руководитель. Совсем недавно -21 сентября - мы отмечали годовщину победы русских дружин в Куликовской битве. Давайте попробуем восстановить в памяти эти давние события. Представьте себе, что наши специальные корреспонденты (фамилии, имена учеников) отправились в XIV век, чтобы провести репортаж из далекого прошлого и представить исторические события глазами очевидцев. Репортаж - это информация с места событий. Итак, телевизионная камера переносит нас в далекий 1380 год.

Музыкальная перебивка или любой звуковой сигнал. На передний план выходят репортеры с микрофонами в руках, рядом с репортерами становятся два русича.

Репортер 1. Здравствуйте, уважаемые телезрители. На нашем календаре 1380 год. Место действия - Москва. Во дворце московского князя Дмитрия царит тревога.

Репортер 2. Гонцы принесли князю недобрук» весть. Войско хана Мамая движется на Русь.

Репортер 1. Враг уже встал на реке Воронеж, дожидается подкрепления из Литвы, Крыма, с Кавказа.

Репортер 2. Как же встретил народ это известие? Я задаю этот вопрос простым русским людям, которых встретили мы на Московской земле (дает микрофон первому русичу).

Русич 1. Князь Дмитрий призвал всех, кто хочет защитить землю Русскую, собирать ополчение.

Русич 2. И со всех концов Руси двинулась к Дмитрию рать великая.

Русич 1. Из Ярославля, Ростова, Устюга, Москвы, Владимира, Костромы, Новгорода, Пскова, Брянска, Смоленска...

Русич 1. Из 36 городов русских пришли ратники. Числом всего около 150 тысяч воинов! Все хотели биться за Русь, за веру православную.

Русич 2. Сам игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил московского князя «битися с татары» и послал ему вои- нов-монахов: Александра Пересвета и Родиона Ослябя, «силу имущих, и удальство велие, и смельство».

Русичи, проговорив свои слова, садятся за парты.

Репортер 1. Великий князь Дмитрий уже знает, где он даст сражение - это поле Куликово, лежащее у соединения рек Дона и Не- прядвы.

Репортер 2. Переправляясь через Дон, князь велит сжечь мосты. Пути к отступлению нет. Позади земля Русская, за которую воины готовы биться до последней капли крови.

Репортер 1. А что за враг противостоит русским дружинам в этом бою?

Репортер 2. Мы отправляемся в стан Мамая, чтобы задать этот вопрос воинам, которые готовятся к битве.

Рядом с репортерами становятся два монгольских воина.

Монгольский воин 1. Мы - наследники великого Чингисхана, который создал самое мощное государство в Азии. Наша армия может завоевать весь мир.

Монгольский воин 2. Армия Золотой Орды - самая сильная и мощная в мире! Каждый мужчина в Золотой Орде - это воин.

Монгольский воин 1. Наше войско разбито на десятки, сотни, тысячи. Ни один воин не оставит поля боя, не бросит раненого.

Монгольский воин 2. Законы наши суровы: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнят всю десятку, если в сотне побежит десятка, то казнят всю сотню, если в тысяче побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнят всю тысячу.

Монгольские воины, проговорив свои слова, садятся за парты. Рядом с репортерами становятся два ратника.

Репортер 1. Да, монгольские воины привыкли к победам. Как же задумал князь Дмитрий победить такого сильного противника?

Репортер 2. Теперь мы в стане русских воинов. Как они готовятся к битве? Мы задаем этот вопрос русским ратникам.

Ратник 1. Наш князь Дмитрий - опытный полководец. Он недаром выбрал для битвы Куликово поле. Тут сама природа поможет нам защитить родную землю.

Ратник 2. Ордынские конники не привыкли к прямым атакам и всегда стараются окружить противника, но тут им это не удастся: со всех сторон это поле окружено речками, так что подойти к нам враг может только с юга, с красного холма. Тут мы его и встретим достойно!

Репортер 1. А вот и план сражения, для нас сейчас он уже не представляет военной тайны. (Показывает на план сражения, нарисованный на доске или начерченный на плакате.)

Ратник 1 (объясняет схему сражения). Впереди князь выставил передовой полк, за ним располагается большой полк во главе с самим князем. Левый и правый фланги прикрывают полк правой руки и полк левой руки.

Ратник 2. За левым флангом князь поставил резерв и засадный полк, так как тут враги могут попытаться нас окружить.

Репортер 1. И вот раннее утро 8 сентября 1380 года. На восходе солнца туман стоит «яко тьма». Князь Дмитрий в последний раз объезжает полки, призывая воинов на подвиг за Родину, «за братию нашу».

Репортер 2. Трубят трубы, и полки, не видя друг друга в густом тумане, готовятся к бою. Силы, по мнению историков, приблизительно равны - от 50 до 150 тысяч воинов с обеих сторон.

Репортер 1. Вот из татарского войска выходит вперед великий и страшный мурза Челебей. Он вызывает смельчаков на поединок. Вызов принимает простой ратник Александр Пересвет. Ударились богатыри так громко и сильно, что земля затряслась, и упали оба на землю мертвые.

Репортер 2. И сходятся в страшной битве два войска. Русские несут значительные потери. Кажется, что победа склоняется на сторону Мамая. Но внезапная атака засадного полка решает исход битвы в пользу русских войск.

Репортер 1. Враг бежит. Преследуя противника, русские уничтожают остатки Мамаева войска.

Репортер 2. Потери с обеих сторон огромны... Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня красны от крови...

Репортер 1. Восемь дней хоронили убитых русских воинов. Память о великой битве народ сохранил в былинах, сказаниях, песнях.

Репортер 2. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Ратник 1. Победил не просто московский князь - победу одержало русское православие.

Ратник 2. С этой победы вся православная Великая Русь вокруг Москвы сплотится и сбросит в конце концов ненавистное иго.

Репортеры и ратники садятся за парты.

V. «Солдатская память в моей семье» (или «Поминальная записка»). Рассказы детей о воинах из своей семьи

Классный руководитель. Ребята, в память о Куликовской битве Дмитрий Донской установил особый поминальный день. В честь Дмитрия Донского люди назвали этот день Димитровская суббота. Сначала это был день памяти русских воинов, павших в Куликовской битве. Потом в этот день стали поминать всех воинов, «за Веру, Царя и Отечество на брани живот свой положивших». В этот день (3 ноября) уже почти семь столетий люди приходят в храмы, пишут поминальные записки с именами воинов, павших в битвах за свое Отечество.

И нет в России ни одной семьи, в которой не было бы таких воинов.

Готовясь к классному часу, вы все получили задание тоже составить такую записку. С помощью родителей, бабушек, дедушек вы узнали имена своих родственников, павших на поле брани, обстоятельства их военных судеб. Теперь мы послушаем ваши рассказы. Итак, чьи имена будут вспоминать в вашей семье в Димитровскую субботу?

Дети, не выходя к доске, рассказывают о своих родственниках, погибших на полях сражений.

VI. Минута молчания

Классный руководитель. Издавна существует традиция поминать павших минутой молчания. Мы поддержим эту традицию. Итак, объявляется минута молчания.

Включается метроном или музыка. Все встают. Через минуту учитель предлагает всем сесть.

Классный руководитель. Минута молчания истекла. Прошу садиться.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш сегодняшний классный час? Какие чувства вызвал у вас репортаж из славного прошлого России?

Примерные ответы детей:

Чувство гордости за свой народ, за его славную историю.

Восхищение мужеством русских воинов.

Жалость к погибшим, к их матерям, женам, детям.

Ненависть к захватчикам, которые несут смерть и разрушение.

Дополнительный материал

Из Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» (принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года)

1.18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище 1242 года).

2.21 сентября - День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

3.7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

4.10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

5. 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).

6. 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год).

7. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

8. 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год).

9. 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

10. 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитника Отечества.

11. 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

12. 2 декабря - День разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве (1943 год).

13. 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

15. 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись - караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. - Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. - Айрис-Пресс, 2007.

  1. Разработка классного часа на тему: "Патриотизм сегодня"

Цель:

  1. Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность

Оформление: Герб Российской Федерации, гербы других стран, флаг России.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вы знаете, что на днях мы с вами отмечаем День Конституции РФ. Поэтому сегодня наш классный час мы посвятим нашей Родине-России!

И какого же числа мы отмечаем этот праздник?

Ответы детей

Ответы детей

1. Отлично! Вас смело можно назвать патриотами, т.к. вы интересуетесь тем, что происходит в стране, в которой вы живете. А теперь давайте, ребята, выясним, какими же качествами должен обладать истинный патриот. Я предлагаю вам игру. На листе ватмана написано вертикально слово патриот, мы с вами должны к каждой букве написать качества патриота. Давайте попробуем выполнить это задание вместе.

Дети объясняют смысл подобранных качеств.

Молодцы! Теперь мы точно знаем, какими качествами должен обладать человек-патриот.

2. Ребята делятся на две команды: 1 команда продумывает внешность истинного патриота; 2 команда продумывает дела и поступки настоящего гражданина. (командам раздаются листы бумаги и фломастеры.)

3. Ребята, так как сегодня мы отмечаем праздник нашей страны, то должны и гости, наверное, к нам пожаловать.

И первыми к нам в дверь стучат, как вы думаете кто?

Угадайте.

Первого зовут Ваня, правил он Россией, да так правил, что прозвали его Грозным!

Ответы детей

Правильно! А второй император прорубил окно в Европу.

Ответы детей

Отлично! Встречайте: экс-правители России - Иван Грозный и Петр I.

Звучит музыка и дети, переодетые в костюмы выходят .

Учащиеся приветствуют гостей.

Иван Грозный: Как по старшинству начну я речь свою

Правил я Россией долго.
Воевал с врагами я упорно
Я провел реформы Избранной рады
Чему не все простолюдины были рады
Но независимость России я отстаивал всегда
И вот поэтому в ваших сердцах я навсегда.

Петр I:

Но я Петр I и Великий
И патриот я пылкий
Культурную столицу России я основал
И Санкт-Петербургом ее назвал
Я прорубил окно в Европу
И ввел в России новую я моду
Любил Родину я и вас прошу ее любить
Терпеливыми и уважительными к ней быть.

Иван Грозный: Ну что же мы с праздником вас поздравляем.

Петр I:

Любви к России - матушке желаем.
Спасибо гости дорогие, до скорых встреч!

Дети прощаются

Учитель: Сегодня мы поговорим о символике России. Ребята, а что мы относим к символике? Хорошо. Сейчас расположитесь у компьютеров группами. Ваша задача - определить страну, чей флаг появится на мониторе. (Подведение итогов)

Учитель: 5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российсую символику.

Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России - полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красного цвета, официальным флагом Российской Федерации.

31 октября 1991 года флаг был утвержден Съездом народных депутатов. Бело-сине-красный флаг стал снова государственным.

Трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику.

Ученик:

Был побежден народный враг
Народную рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой -
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.

Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обвешивались изнутри царские суда и кареты. Под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета.

В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет,-
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет,-
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда, наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

Сейчас наш флаг трехцветный. Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей.

Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный "Белый царь", то есть независимый.

Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг.

Флаг вывешивается на государственных учреждениях.

Символика любого государства является неоъемлемой и очень важной частью. Кто может себе представить государственное учреждение без флага? Флаг необходимый атрибут.

Ученик: Но ведь, кроме флага, у каждой страны есть свой герб.

Учитель: Верно. (Рассказ об истории герба других стран из романа "Айвенго")

А теперь перейдем к истории государственного герба России. Первый герб появился в конце XIX века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея. Наступление царствования Ивана III с византийской царевной Софьей -Зоей Палеолог принесло на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, русь осталась единственной, которая владела гербом.

Двуглавый орел - это из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

Учитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, на красном щите - серебряный всадник, в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем, дракона.

Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?

Верно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел. Есть у каждого государства и гимн.

Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Мы слышим его множество раз за свою жизнь, во всех торжественных случаях государства. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией и текстом. Кто-нибудь из вас, ребята, знает гимн наизусть?

(Прослушивание Государственного гимна российской Федерации).

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом. Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, имеет авторов, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена?

Ученик: Гимн Российской Федерации написали два человека. С.Михалков написал слова, а музыку - А. Александров.

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и приемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Классный час на тему «Дискуссия о патриотизме»

Подготовили ученики 10А класса: Рязанцева Мария, Журавлёва Анастасия. Классный руководитель: Парфенова Л. А

Цель урока:

Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Развитие устной монологической речи учащихся. Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.

Ход дискуссии

1. Вступительное слово ведущего

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Вопросы для обсуждения:

1. С чего начинается Родина.

Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?

Считаете ли себя патриотом? Почему?

Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Хотели бы вы уехать из России?

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

(Выступления учащихся).

2. Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю – это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

(Выступления учащихся).

3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?

Как относитесь к чистоте русской речи?

Гордитесь ли тем, что живете в России?

Что такое национализм?

(Выступления учащихся)

4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Нужны ли стране профессиональные военные?

Кто из вас хочет поступить в военные училища?

Престижна ли профессия офицера?

Вы за или против службы в армии?

Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную. Политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

(Выступления учащихся)

5. Кто такой патриот современной России?

С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

(Выступления учащихся).

Вывод.

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя ХХ столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!

Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Итог урока (презентация)

Состовитель: Терзян А. С.

Первый вопрос: Истоки ПАТРИОТИЗМА

Второй вопрос: ПАТРИОТ сегодня

Рассчитан на 40 минут

Цель классного часа :

Воспитать личность – патриота России, способного на защиту государственных интересов страны.

Задачи классного часа :

    Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения.

    Воспитание уважения к своей родине.

    Развитие творческих способностей учащихся.

Подготовка к классному часу: составить вопросы для обсуждения; провести опрос в своей школе среди старшеклассников; подобрать цитаты по теме; музыкальное сопровождение; составить мультимедийную презентацию, плакаты.

  1. Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу .

Н. Коган

    Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода.

Бернард Шоу

    Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

Д. Н. Ушаков. Толковый

словарь русского языка

    Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете.

В. В. Путин

Проблемный вопрос: В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «ПАТРИОТ», «подвиг», «служение»… А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

ПАТРИОТ сегодня

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор «Что значит быть патриотом сегодня»? (Учащиеся делятся на группы, и в ходе мероприятия записывают свои предложения на листок, в конце мероприятия каждая группа должна ознакомить своим определением патриотизма и патриота).

Ребята заполняют анкету (звучит песня «С чего начинается Родина?»).

АНКЕТА « Что значит быть патриотом сегодня?»

    Что значит быть патриотом сегодня?

    Что значит быть русским сегодня?

    Скажите, что изображено на государственном гербе России?

    Назовите, пожалуйста, цвета государственного флага России и их расположение?

    Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть.

( Гордость, восхищение, Симпатию, Безразличие, никаких чувств, Раздражение, Антипатию, Стыд, Затрудняюсь ответить)

    Хотели бы вы уехать из России?

    Знаете ли вы гимн России? Назовите несколько строк…

(ребята отмечают свои анкеты, но не пишут Ф. И., и собирают )

Заглянем в толковый словарь Даля «Патриот- тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины» . Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Просмотр презентации «Подвиги нашего народа» (учитель каждый слайд комментирует)

Слайд 1-2 :

Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Слайд 2-3:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,

О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти!

Слайд 3:

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слез.

Слайд 4 : «70-летие мы будем отмечать в этом году, как отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной».

Слайд 5:

А мальчики совсем не виноваты

Ни в том, что родились в шестидесятом

Ни в том, что на планете нет покоя

Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

Слайд 6:

«Тогда, до декабря 1979 года всё было также как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг... Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война».

Слайд 7:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным - Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси!

Слайд 8:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война;

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Эти слайды очень хорошо показывают примеры патриотизма нашего народа. После просмотра презентации учащиеся отвечают на вопрос: А кто такой ПАТРИОТ сегодня?

Примерные ответы детей

Ребятам раздаются буклеты «Государственные символы России»

Ребята еще раз просматривают анкету. Можно ли добавить или изменить данные анкеты после нашего разговора?

Составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?»

    Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

    Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

    Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

    Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

    Готов стать на защиту Отечества

    Отстаивает престиж свой страны

    Знает государственную символику

    Готов отдать своей родине все силы и способности

    Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

    Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

    Знает свой родной язык

    Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с этими словами я хочу закончить наш классный час (ученики исполняют гимн). Верю, что вы были сегодня искренними и ощущается себя патриотами своей Родины.