Все о тюнинге авто

Кровная месть, пережиток прошлого или кровавое настоящее? Что такое кровная месть? значение и толкование слова krovnaja mest, определение термина Кровная месть история.

Понятие кровной мести

Определение 1

Кровная месть (вендетта, от итальянского «vendetta» - «мщение») является древнейшим обычаем, характерным для родоплеменного устройства, по которому лицо, которое совершило убийство, либо кто-то из членов его семейства, племени, рода, клана, группировки обязательным образом подлежит преданию смерти в порядке возмездности.

Кровную месть производит, соответственным образом, кто-то из членов рода, семьи, клана, племени, группировки и т. п., к которой имел принадлежность убитый. В некоторых случаях, кровная месть могла быть заменена выкупом либо переходом на пострадавшую сторону человека, который совершил убийство, для замещения убитого. Тут человек воспринимался в образе части родового «кровного» соединения, а понятие личной чести соединяется с пониманием чести целого кровного союза.

Происхождение кровной мести

Обычай кровной мести - это элемент правовых систем, где государственность либо не существует, либо само государство не в силах обеспечить правопорядок, значит, отсутствует монопольное право на насилие у государства. В этой ситуации за совершение убийства семья жертвы наказывает семью преступника для того, чтобы восстановить честь семейства. В образе семьи могут выступить, зависимо от обычаев, не только родственники биологического типа, но и целиком клан или вся группировка. Кровная месть сформировалась в период первобытного общества, где отсутствовали другие средства правового урегулирования.

Кровная месть отразила принцип равного воздания за преступление, который в Ветхом Завете формулируется как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение имущественного вреда виновные должны отвечать соответственным имуществом, при нанесении вреда здоровью - соответственной материальной компенсацией, за убийство - смертью или изгнанием, что соответствует наиболее простейшему пониманию справедливости человеком. Возложение ответственности на семью или род, с одной стороны, может делать месть легче осуществимой, с иной - ставит убийцу в положение ответственного перед собственным семейством, ведь ему удастся избежать мести, она просто будет осуществляться по отношению к кому-нибудь другому члену семьи.

Кровная месть может быть чревата опасными последствиями, месть часто становится ещё более ожесточенной, чем предшествовавшее ей преступление, она несет за собой ответную «месть за месть», и в результате выливается в продолжительные кровавые конфликты, часто приводящие к обескровливанию двух враждующих группировок либо полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это может служить некоторым фактором сдерживания, с этим связывают, к примеру, бытовавший у арабов обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым наилучшим образом действий был захват ценностей, но никого не убивая при этом, чтобы не спровоцировать кровную месть. С иной стороны, как понято уже очень и очень давно, негативные последствия слишком велики; стали известными случаи, когда целые кланы осуществляли месть за события давно прошедшей давности, в итоге полностью уничтожив друг друга. В последствие этого уже у древнейших народов имелись обычаи, которые позволяли прекращать или предотвращать кровную месть. Так, у этих же кочевых арабов род осуществившего непреднамеренное убийство имел возможность откупа достаточно крупным выкупом.

У кумыков адат кровной мести именовался «душманкъавлав» («преследование врага»), «къангъакъан» («кровь за кровь»). Родовая солидарность отражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов напротив внешнего посягательства. Средством самостоятельной обороны рода являлась кровная месть. «Кровная вражда определенных семейств, - писал А. В. Комаров, - выходила из рода в род; иногда кровемщение происходило между селениями и протекало целыми столетиями. Жители некоторых селений, боясь от кровемщения, уходили на иные места и образовывали новые селения в чужих обществах». «Невзирая на судебную кару, - отмечал П. Ф. Свидерский о южных кумыках, - родственники убитого считали собственным священным долгом пролитие крови убийцы либо его родных, происходит новое убийство или же ранение, которое влечет с обратной стороны опять кровную месть, говорят, другие семьи враждуют этим образом поколениями».

Историко-географическое распространение кровной мести

В Европе средневекового периода обычай кровной мести обладал широким распространением.

Так, кровная месть широкую известность имела в Древней Руси: упоминание о ней существует в Русской Правде 11-12 века, где, в частности, были оговорки, кто обладал правом мщения за убийство родственника. За убийство родственника могли мстить:

  • братья за братьев;
  • сыновья за отца;
  • отец за сыновей;
  • племянники за дядь и тёть.

Замечание 1

В иных случаях, а также в случае, когда мстителя не удавалось отыскать, убийца был обязан заплатить виру, то есть штраф в пользу князя. Сыновья Ярослава Мудрого в 12 веке на законодательном уровне учредили запрещение кровной мести.

Месть являлась распространенной и в средневековый период Италии, скандинавских государствах, посреди германских народов и в государствах, которые были населены представителями этих культур. Термином «вендетта» кровная месть именовалась, основным образом, на островах Корсика и Сардиния, где она существовала даже в начале 20 века. В 12-19 веках обычаи стали практиковать греки-маниоты с полуострова Мани на территории Южной Греции.

На сегодняшний день принцип кровной мести сохранил практическое применение:

  • в странах Ближнего Востока;
  • у некоторых кавказских народов;
  • в Албании;
  • в Южной Италии.

Кровная месть в современном праве

По состоянию на 2009 год законодательные основы Российской Федерации рассматривали мотивацию кровной мести при совершениях убийств как обстоятельство, которое отягчают вину. За убийства, совершенные на почве кровной мести, 105 статья Уголовного кодекса РФ предусмотрела наказание в форме лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, или пожизненного лишения свободы.

Понятие кровной мести

Определение 1

Кровная месть (вендетта, от итальянского «vendetta» - «мщение») является древнейшим обычаем, характерным для родоплеменного устройства, по которому лицо, которое совершило убийство, либо кто-то из членов его семейства, племени, рода, клана, группировки обязательным образом подлежит преданию смерти в порядке возмездности.

Кровную месть производит, соответственным образом, кто-то из членов рода, семьи, клана, племени, группировки и т. п., к которой имел принадлежность убитый. В некоторых случаях, кровная месть могла быть заменена выкупом либо переходом на пострадавшую сторону человека, который совершил убийство, для замещения убитого. Тут человек воспринимался в образе части родового «кровного» соединения, а понятие личной чести соединяется с пониманием чести целого кровного союза.

Происхождение кровной мести

Обычай кровной мести - это элемент правовых систем, где государственность либо не существует, либо само государство не в силах обеспечить правопорядок, значит, отсутствует монопольное право на насилие у государства. В этой ситуации за совершение убийства семья жертвы наказывает семью преступника для того, чтобы восстановить честь семейства. В образе семьи могут выступить, зависимо от обычаев, не только родственники биологического типа, но и целиком клан или вся группировка. Кровная месть сформировалась в период первобытного общества, где отсутствовали другие средства правового урегулирования.

Кровная месть отразила принцип равного воздания за преступление, который в Ветхом Завете формулируется как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение имущественного вреда виновные должны отвечать соответственным имуществом, при нанесении вреда здоровью - соответственной материальной компенсацией, за убийство - смертью или изгнанием, что соответствует наиболее простейшему пониманию справедливости человеком. Возложение ответственности на семью или род, с одной стороны, может делать месть легче осуществимой, с иной - ставит убийцу в положение ответственного перед собственным семейством, ведь ему удастся избежать мести, она просто будет осуществляться по отношению к кому-нибудь другому члену семьи.

Кровная месть может быть чревата опасными последствиями, месть часто становится ещё более ожесточенной, чем предшествовавшее ей преступление, она несет за собой ответную «месть за месть», и в результате выливается в продолжительные кровавые конфликты, часто приводящие к обескровливанию двух враждующих группировок либо полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это может служить некоторым фактором сдерживания, с этим связывают, к примеру, бытовавший у арабов обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым наилучшим образом действий был захват ценностей, но никого не убивая при этом, чтобы не спровоцировать кровную месть. С иной стороны, как понято уже очень и очень давно, негативные последствия слишком велики; стали известными случаи, когда целые кланы осуществляли месть за события давно прошедшей давности, в итоге полностью уничтожив друг друга. В последствие этого уже у древнейших народов имелись обычаи, которые позволяли прекращать или предотвращать кровную месть. Так, у этих же кочевых арабов род осуществившего непреднамеренное убийство имел возможность откупа достаточно крупным выкупом.

У кумыков адат кровной мести именовался «душманкъавлав» («преследование врага»), «къангъакъан» («кровь за кровь»). Родовая солидарность отражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов напротив внешнего посягательства. Средством самостоятельной обороны рода являлась кровная месть. «Кровная вражда определенных семейств, - писал А. В. Комаров, - выходила из рода в род; иногда кровемщение происходило между селениями и протекало целыми столетиями. Жители некоторых селений, боясь от кровемщения, уходили на иные места и образовывали новые селения в чужих обществах». «Невзирая на судебную кару, - отмечал П. Ф. Свидерский о южных кумыках, - родственники убитого считали собственным священным долгом пролитие крови убийцы либо его родных, происходит новое убийство или же ранение, которое влечет с обратной стороны опять кровную месть, говорят, другие семьи враждуют этим образом поколениями».

Историко-географическое распространение кровной мести

В Европе средневекового периода обычай кровной мести обладал широким распространением.

Так, кровная месть широкую известность имела в Древней Руси: упоминание о ней существует в Русской Правде 11-12 века, где, в частности, были оговорки, кто обладал правом мщения за убийство родственника. За убийство родственника могли мстить:

  • братья за братьев;
  • сыновья за отца;
  • отец за сыновей;
  • племянники за дядь и тёть.

Замечание 1

В иных случаях, а также в случае, когда мстителя не удавалось отыскать, убийца был обязан заплатить виру, то есть штраф в пользу князя. Сыновья Ярослава Мудрого в 12 веке на законодательном уровне учредили запрещение кровной мести.

Месть являлась распространенной и в средневековый период Италии, скандинавских государствах, посреди германских народов и в государствах, которые были населены представителями этих культур. Термином «вендетта» кровная месть именовалась, основным образом, на островах Корсика и Сардиния, где она существовала даже в начале 20 века. В 12-19 веках обычаи стали практиковать греки-маниоты с полуострова Мани на территории Южной Греции.

На сегодняшний день принцип кровной мести сохранил практическое применение:

  • в странах Ближнего Востока;
  • у некоторых кавказских народов;
  • в Албании;
  • в Южной Италии.

Кровная месть в современном праве

По состоянию на 2009 год законодательные основы Российской Федерации рассматривали мотивацию кровной мести при совершениях убийств как обстоятельство, которое отягчают вину. За убийства, совершенные на почве кровной мести, 105 статья Уголовного кодекса РФ предусмотрела наказание в форме лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, или пожизненного лишения свободы.

кровный месть обычай

Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор - в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами - тохумами длилось более 200 лет, а началось оно в ссоре за курицу.

Кровная месть - это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них, несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.

Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».

Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.

Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война - грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.

Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые башни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале - характерная черта горного пейзажа, и это было подмечено М.Ю. Лермонтовым:

В глубокой теснине Даръяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.

В случае опасности в башне укрывались, деревянную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Встречаются в горах и каменные замки, например, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии, в горных теснинах вырабатывается своя специфическая и рациональная народная архитектура. Следует заметить, что адыги своей каменной архитектуры не выработали, единственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на предкавказской равнине пребывали черкесы и кабардинцы, были иными.

Обычай кровной мести представляет собой принцип судопроизводства, который заключается в том, что совершивший убийство (или один из членов его семьи) обязательно наказывается смертью в качестве возмездия. Традиция «око за око» является частью правовой системы, в которой государство не способно обеспечить правопорядок, поэтому семья жертвы считает своим долгом отплатить убийце за нанесенную боль и восстановить, таким образом, честь своего рода.

Обычай кровной мести часто практикуется:

  • на Кавказе;
  • в странах Ближнего Востока;
  • в Албании, Черногории;
  • в Южной Италии, Сардинии, Корсике - носит название «вендетта».

По кавказским обычаям, кровная месть срока давность не имеет, и может быть осуществлена даже после смерти убийцы и его родственников, через 50 или даже 100 лет, поэтому конфликтные ситуации предпочитают решать сразу, не перекладывая ответственность за случившееся на будущие поколения.


Кто прибегал к этому методу в древности?

В древности к такому кардинальному «урегулированию» прибегали вайнахи (чеченцы, ингуши), осетины, кабардинцы и дагестанцы. С приходом Советской власти отдельные народы старались искоренять данную традицию, но в ингушском и чеченском обществе обычай живет в наши дни.

Вступление в силу

Кровная месть вступает в силу с момента, когда о ней было объявлено. В дом к совершившему тяжкое преступление, направляется старейшина села и сообщает о решении, принятом семьей убиенного. После чего есть два варианта развития события – убийца и его семья может удариться в бега, тогда их будут называть «луровелла» (тот, кто скрывается от кровной мести) или будет договариваться о процессе примирения.


Совет

Если подозреваемый считает себя невиновным, он может дать клятву на Коране в присутствии старейшины, который перед Аллахом отвечает за правдивость его подопечного.

Если выяснится, что человек, давший обет, виновен, прощение аннулируется. Обязанность мщения – прерогатива кровных родственников, если месть свершится другом, это будет считаться новым преступлением, которое потребует дальнейшего рассмотрения. Смерть от кровной мести переносится женой и родными убийцы легче, чем уход из жизни по другим причинам.


Как расценивается кровная месть в законодательстве Российской Федерации?

УК РФ рассматривает мотив кровной мести как обстоятельство, отягчающее вину подсудимого, и предусматривает наказание в виде пожизненного заключения либо лишение свободы сроком на 8 – 20 лет.


Кровная месть в Италии была распространена до начала 20 века, в некоторых областях сохраняется и сегодня. Отдельные эпизоды были зафиксированы на Балканах и в современной Черногории, где принято мстить не только за лишение жизни, но и за преступления, совершаемые против чести семьи. Обидчиком выступает не только сам убийца, а и все его родственники-мужчины, и механизм кровной вражды может быть запущен на долгие годы. Женщины активно участвовали в акте возмездия, убив обидчика самостоятельно или воспитывая своих детей в духе отмщения.


Ритуал кровной мести

В Италии традиция обычно сопровождалась целыми ритуалами, но с одним условием: кровная месть не должна была быть мучительной, а уже после смерти с телом жертвы могли поступить по-варварски, что служило актом запугивания и восстановления справедливости. Отомстить могли не только прямым родственникам, но и всем, кто считался частью клана или семьи.


Кровная месть

За что объявляли кровную месть

Объявить кровную месть могли за излишнюю болтливость, прелюбодеяние, присвоение чужих денег, проведенные, втайне от боссов, сделки с наркотиками. Для каждого случая действовали свои законы «омерты», которые первый раз были официально найдены в 2007 году у одного из мафиози. Журналисты назвали правила вендетты «10 заповедей Коза Ностры» и это было первое за все время существования мафии документальное подтверждение обычая кровной мести.


Вывод:

Обычай кровной мести чреват негативными последствиями – зачастую убийство за тяжкое преступление сопровождается более жестокими деяниями, что может вылиться в затяжные кровавые конфликты. Вопреки мнению, мщение не отражено в Библии и даже в Коране и шариате традиция не находит подтверждения. В нашей стране кровная месть считается фактором, отягощающим совершение преступления, и подлежит осуждению на всей территории страны.


Кровная месть

Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.

«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.

«Око за око»

Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.

Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).

Северные обычаи

Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.

Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.

Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).

Мусульманский Восток

В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.

Вендетта

В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.

На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.