Все о тюнинге авто

Почему ребёнок часто болеет и как помочь ему оставаться здоровым? Может ли у ребенка болеть горло при прорезывании зубов Почему дети часто болеют.

Нет ничего хуже для родителей, чем болеющий ребенок. Смотреть на страдающее чадо невыносимо, тем более, если ребенок болеет постоянно и вместо игр с прогулками видит градусники и лекарства. В чем кроются причины частых болезней ребенка, и как изменить эту ситуацию?

Почему ребенок часто болеет? Внешние и внутренние факторы

Как правило, часто болеющего ребенка родители лечат от респираторных заболеваний и бронхитов. Наиболее восприимчивы к таким хворям дети до трех лет и малыши детсадовского возраста. Едва кроха поправляется и возвращается в привычный социальный круг, как и кашель появляются снова. Каковы же причины частых болезней?

Внутренние факторы частых болезней ребенка:

  • Незрелость иммунной системы , органов дыхания, организма в целом.
  • Наследственность (предрасположенность к заболеваниям дыхательных путей).
  • Проблемы во время беременности и родов . Как следствие – плохая к воздействию внешней среды, нарушения в организме.
  • Проявления аллергии .
  • Хронические заболевания в органах дыхания.

Внешние факторы болезненности ребенка:

  • Пренебрежение родителей правильным уходом за ребенком (режимом, физкультурой, закаливанием).
  • Раннее посещение детского сада .
  • Искусственное вскармливание в раннем возрасте и неграмотная дальнейшая организация питания.
  • Пассивное курение во внутриутробном и последующих периодах.
  • Частое, бесконтрольное применение лекарств . В особой степени это касается антибиотиков.
  • Плохая экологическая обстановка в городе, местности.
  • Антисанитарные условия в квартире (несоблюдение гигиены, загрязненность помещений).

Ребенок часто болеет. Что делать?

Детишки, которые часто болеют, нуждаются не только в грамотном лечении, но, в первую очередь, в постоянной профилактике простудных заболеваний :

Ингаляции с использованием эфирных масел. Для сезонной профилактики простуды и гриппа рекомендуются ингаляции с эфирными маслами. Доказано, что эфирные масла обладают противовоспалительным и антисептическим действием, способствуя предотвращению развития острых респираторных инфекций. К таким маслам относят: можжевеловое, эвкалиптовое, масло гвоздики, мяты, винтергриновое и каепутовое. Специалисты рекомендуют сочетать их для достижения максимального профилактического эффекта. В последнее время появляется все больше препаратов, в составе которых уже есть эфирные масла. К наиболее популярным средствам относится «масло Дыши», сочетающее в себе необходимые эфирные масла, защищающие от простуды и гриппа. Препарат уничтожает вирусы и вредные бактерии, находящиеся в воздухе, значительно снижая риск появления ОРВИ.

  • Организуйте малышу здоровое полноценное питание . Исключите все продукты с красителями-консервантами, лимонады, чипсы-сухарики и жвачки.
  • Не допускайте переутомления малыша.
  • Ограничьте поездки в общественном транспорте.
  • Одевайте чадо по погоде . Не нужно слишком кутать малыша.
  • Постарайтесь не гулять с ребенком в местах скопления людей в период высокого роста заболеваемости вирусными инфекциями.
  • После прогулки промывайте крохе нос , полощите горло. Перед прогулкой мажьте слизистую носика оксолиновой мазью.
  • Своевременно обследуйте ребенка у ЛОРа , во избежание перехода болезни в хроническую стадию.
  • Проследите, чтобы болеющие члены семьи носили маски и меньше контактировали с ребенком.
  • Не запускайте простуду крохи, своевременно начинайте лечение .
  • Стимулируйте биологически активные точки на стопах малыша через хождение босиком (по травке, гальке, песку). Зимой можно ходить босиком дома, надев ребенку носочки.
  • Регулярно (при возможности) возите ребенка на море. Если финансовое положение не позволяет такие поездки, купите в зоомагазине округлые камушки (гальку). Их нужно облить кипяченой теплой водой с добавлением капли уксуса. Малыш должен ходить трижды в день по такому «пляжу» по пять минут.
  • с помощью поливитаминных комплексов .
  • Обязательно соблюдайте режим дня .

Укрепление иммунитета ребенка — народные средства

Если малыш переболел очередной простудой, не спешите возвращаться к работе. Всех денег все равно не заработаешь, а организм ребенка должен окрепнуть после болезни (обычно на это уходит около двух недель). Какими средствами можно повысить иммунитет малыша?

Светлана: Иммунитет нужно повышать только натуральными средствами. Мы пробовали на себе коллоидное серебро, сибирскую пихту (практически природный антибиотик) и еще препарат на основе хлорофилла. Помогает. Раньше неделю ходили в сад, потом две болели. Сейчас гораздо реже стали цеплять эту заразу. Но мы подошли к вопросу комплексно – помимо препаратов, питание, режим, закаливание, все очень строго и неукоснительно.

Ольга: Детей надо начинать закаливать летом, и только по системе. Что касается частых простуд: мы вот тоже болели-болели, злились, потом догадались сделать снимок носа. Оказалось, гайморит. Вылечили, и перестали так часто болеть. А из средств, укрепляющих иммунитет, используем мед (с утра, натощак, с теплой водой), лук-чеснок, сухофрукты и пр.

Наталья: Главное – беречь детей от антибиотиков. Побольше витаминов, позитива в жизни ребенка, прогулок, путешествий – и лечиться так часто не придется. Из препаратов, которые повышают защитные силы, могу отметить Рибомунил.

Людмила: Считаю коллоидное серебро лучшим средством! Эффективно для более шестисот видов вирусов и бактерий. А вообще, кормите грудью подольше. Материнское молоко – лучший иммуностимулятор! А после уже можно и анаферон, и актимель, и барсучий жир. Еще пили Биоарон и аромалапмами пользовались. Ну и плюс физиопроцедуры разные, витамины, кислородные коктейли, шиповник и пр.

"Вот заболею и умру", - решил мальчик (а, может быть,
девочка, а, может быть, это я - маленькая
или ты, человек, читающий эти строчки).
"Умру и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо".
(из тайных мыслей многих мальчиков и девочек,
а также - невзрослых дядей и тетей).

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну, разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых то же.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и, тем более, что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают, и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то . Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу, и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например, работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и ходят по дому, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К.И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть, ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем, у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (т.е. дающим выгоду) симптомом. Таким способом можно получить много желанного, например, удержать мужа от попытки уйти к другой женщине "сердечным" приступом - и он останется, раздавленный, покоренный, даже научившийся быть довольным этой жизнью, пока не уйдет из жизни первым от какой-то внезапной сосудистой катастрофы. Бывают и другие судьбы.

Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась, а потом просветлела умом. У нее даже открылись способности, которых раньше не было - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит, а помогает нести.

У Агаты Кристи, по свидетельству одного из своих биографов, сложилась судьба, похожая на эту. Ее оставил муж, когда она хоронила свою мать. И, еще находясь в одном горе, она потеряла память от второго. Где она блуждала, потом сама вспомнить не могла. А, придя в себя, вспомнила детские стишки про Шалтая-Болтая:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

Это она сама - Шалтай-Болтай. И нет никого, кто бы смог ее собрать. Собирать себя надо было самой. Вот выдержка из биографии Агаты Кристи Маргариты Ковалевой.

"И вот я осталась одна. Теперь мне следовало выяснить, что я за человек - и не стала ли я непоправимо зависимой от других, как я боялась... Теперь мне не о ком думать, не с кем считаться, кроме себя самой".

Это не приступ эгоизма. Наоборот, это признание в зависимости от других. Агата хорошо понимала себя: "По характеру я относилась к собакам: собака сама не пойдет на прогулку, если ее кто-нибудь не возьмет с собой, не выведет. Возможно, мне предстояло остаться такой на всю жизнь. Но я надеялась на лучшее".

Ее бегство из дома - поступок человека, потерявшего себя... Но она решила обрести собственный облик. Два года после смерти матери она не писала. Она собирала себя после "великого падения".

Речь шла почти что о воскрешении из мертвых. Сказать заранее - она вышла победительницей? Да, потому что она сохранила способность меняться, побеждая обстоятельства, она получила свой жизненный урок, стала сильной, и эту ее новую изменчивость я сравню скорее с умением античного божества, Протея, менять облик по собственному желанию.

Агата Кристи отлично отдавала себе отчет в своих возможностях и способностях. "Я никогда не старалась во что бы то ни стало заниматься тем, что у меня получается плохо, к чему у меня нет способностей от природы". Составила длинный список того, что не может делать и что может. Второй начинался так: "Ну что ж, я могу писать". У нее был отличный девиз: "Не можешь вести поезд - смазывай колеса!"

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не только в мужьях, а в той различной позиции, которую заняли женщины. Одни из них пошли по пути эмоционального шантажа, другие - использовали возникшую трудность как шанс стать самими собой, настоящими. Кстати, Агата Кристи вышла замуж потом, на сей раз счастливо. Они своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

"Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь". (Наталья Дарьялова).

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни, как о пути к ее сердцу. Одна мама покончила с простудами дочери следующим образом. Ее поступок выглядел жестоко. Она просто выставила дочь на балкон, предложила постоять ей на холоде: уж болеть, так болеть, в смысле, любить - так королеву, украсть - так миллион. Болезнь очень быстро кончилась. И, вообще, дальше болела редко. Не испортило ли это их отношений? Нет, сейчас, через много лет, дочь уже взрослая, и они с мамой лучшие подруги.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка, или он, в угоду им, запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его.

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все, как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест. Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а, чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой. Кто узнал себя и обиделся, закройте немедленно книжку - она не для вас. Кому интересно стать хорошим и здоровым и вырастить таких же детей, можете продолжать. А болеют время от времени все, в том числе и автор строк. Потому что слабаками оказались в какой-то момент. Но если живы остались, есть шанс подумать, хочется ли снова наступать на те же грабли?

На чтение 7 мин. Просмотров 706 Опубликовано 18.07.2018

Вы с ужасом ждете наступления осенне-зимнего периода, поскольку ваш ребенок часто болеет в это время? Подобная ситуация актуальна для 40% дошкольников, но это не значит, что бороться с проблемой нельзя, нужно просто выявить и устранить причину частых простуд.

Когда врачи ставят диагноз: часто болеющий ребенок

Болеть для детей – это нормально. Заболевания для иммунитета, как физические упражнения для тела, укрепляют и закаляют. Но это не значит, что ребенок должен круглый год ходить с кашлем и соплями, быть бледным и падать от слабости и хронической усталости. Существуют определенные показатели, которые регламентируют допустимое ежегодное количество простуд и детей.

Таблица для определения часто болеющих детей

Дети до полугода болеют простудными заболеваниями редко, поскольку их организм находится под защитой материнских антител. Потом они исчезают, иммунитет ослабевает, причем, как показывают последние исследования, после 6 месяцев простуды одинаково часто возникают у малышей на грудном и искусственном вскармливании.

Почему дети часто болеют

Основная причина, почему ребенок часто болеет – несовершенство иммунной системы. С возрастом в организме формируется иммунная память – организм умеет быстро распознавать основные виды патогенных микроорганизмов, уничтожать их, память иммунитета заполняется после перенесенных заболеваний и прививок.

У маленьких детей подобной защиты нет, поэтому на выявление вражеских микробов и выработку антител требуется время, что и приводит к развитию болезни

Причины часты простуд:

  • генетический фактор;
  • заражение внутриутробными инфекциями;
  • гипоксия, преждевременные роды;
  • авитаминоз, рахит;
  • плохая экология;
  • аллергия;
  • наличие хронических воспалительных процессов в организме, оперативное вмешательство;
  • глистные инвазии;
  • эндокринологические патологии;
  • несоблюдение правил гигиены.

Все эти факторы негативно влияют на работу иммунной системы, но основные факторы несколько другие, о них мы поговорим несколько позже.

Как удаление миндалин и аденоидов влияет на иммунитет ребенка?

При частых ангинах врачи рекомендуют удалить гланды, операция простая, безопасная, осложнения возникают редко. Но торопиться не нужно, миндалины – часть иммунной системы, после их удаления микробы беспрепятственно проникают в верхние и нижние дыхательные пути, что чревато хроническими ларингитами, бронхитами. Операция нужна, если обострения случаются чаще 4 раз в год, или при отсутствии улучшений после антибактериальной терапии.


Аденоиды – возрастная проблема, у взрослых этой болезни нет. Поэтому, если проблема проявляется незначительно, не препятствует нормальному носовому дыханию, можно немного подождать Аденоиды так же являются частью иммунной системы, препятствуют проникновению патогенных микроорганизмов в носоглотку.

Надо ли лечить слабый иммунитет, или нужно просто подождать? Дети появляются на свет с первичным иммунодефицитом крайне редко, при такой патологии ребенок не просто часто болеет, а каждая простуда переходит в тяжелые бактериальные инфекции – ангины, бронхиты, воспаление легких.

Врожденный иммунодефицит – болезнь опасная и смертельная, и к продолжительному насморку отношения никакого не имеет.

Вторичный иммунодефицит развивается под влиянием внешних факторов, и чаще всего виноваты в этом родители – признать и осознать это сложно, но нужно. Неправильное питание, постоянное укутывание, сухой и горячий воздух в помещении, отсутствие физических нагрузок – все эти факторы мешают иммунитету ребенка нормально формироваться и развиваться.

Что полезно для иммунитета ребенка :

  1. Чистый и прохладный воздух в комнате – регулярно проветривайте помещение, поддерживайте температуру на уровне 18-20 градуса, влажность – 50-70%.
  2. Устраните из комнаты ребенка все пылесборники – ковры, мягкие игрушки, проводите влажную уборку регулярно, желательно ежедневно.
  3. Спать ребенок должен в прохладной комнате, легкая или теплая пижама – на усмотрение малыша, ему должно быть комфортно, он не должен потеть во сне.
  4. Не кормите ребенка насильно, не заставляйте все доедать, не допускайте перекусов между основными приемами пищи. Естественные сладости намного полезнее искусственных продуктов.
  5. Следите за состоянием ротовой полости, дырка в зубе – это постоянный источник инфекции. Приучите малыша чистить зубы дважды в день по 3-5 минут, полоскать рот после каждого приема пищи, употребления сладостей.
  6. Соблюдение питьевого режима – детям необходимо выпивать в день примерно 1 л жидкости. Это может быть чистая негазированная вода, морсы, компоты, натуральные соки, все продукты должны иметь комнатную температуру.
  7. Потливость провоцирует развитие простуд чаще, нежели переохлаждение, одевайте на ребенка столько же одежды, как и на себя, не кутайте. Если малыш слишком тепло одет, он меньше двигается на улице, что тоже нехорошо.
  8. Длительные прогулки на свежем воздухе, желательно дважды в день, при хорошей погоде можно устроить спокойный непродолжительный променад перед сном.
  9. Для часто болеющего ребенка лучше выбрать вид спорта, когда занятия происходят на свежем воздухе. Посещение бассейна, активное общение в замкнутом пространстве лучше на время отложить.
  10. Своевременно делайте все прививки, приучите ребенка часто и тщательно мыть руки.

Закаливающие процедуры – часто болеющего ребенка нужно закаливать, пусть вам и очень жалко малютку. Но начинайте постепенно, если вы сразу выльете на морозе ведро холодной воды на голову малышу, ничем хорошим это не закончится.

Закаливание – это не только водные процедуры и гимнастика по утрам, но совокупность всех перечисленных мер по укреплению иммунитета.

Какой он – правильный летний отдых?

Летний отдых обязательно нужен детям, только поездки на море вряд ли помогут укрепить иммунитет. Дети должны отдыхать вдали от массового скопления людей, питаться натуральной здоровой едой, целый день бегать босиком в трусах, поэтому идеальное место отдыха – деревня, но большинство родителей на такой подвиг пойти не могут.


Если вы все же хотите поехать на море, выбирайте места не особо популярные, где можно найти кусочек безлюдного пляжа, и не кормите малыша даже на отдыхе вредными и запрещенными продуктами.

Детские болезни и бактерии

Все эти рекомендации могут показаться вам очень простыми, многим мама захочется сделать что-то более весомое в отношении укрепления иммунной системы малыша. Вы можете сдать кучу анализов, сделать иммунограмму, скорее всего, у ребенка обнаружат стафилококков, антитела к герпесу, цитомегаловирусу, лямблиям – тут все становится понятно, во всем виноваты микробы.

Но стафилококки – условно-патогенные бактерии, обитают в слизистых и кишечнике практические каждого человека. А жить в мегаполисе, и не иметь антител к перечисленным вирусам и простейшим просто невозможно. Так что не ищите методы лечения, а регулярно укрепляйте иммунитет.

Иммуномодуляторы – за и против

Нужны ли синтетические иммуномодуляторы детям? Подобные препараты активизируют выработку антител, но реальных показаний для использования столь сильнодействующих лекарств очень мало, связаны они с первичными и тяжелыми вторичными иммунодефицитными состояниями. Поэтому если ваш малыш просто часто болеет, то пощадите его организм, пусть все происходит естественным путем.

А вот к натуральным иммуномодуляторам на основе женьшеня, эхинацеи, прополиса и маточного молочка большинство врачей претензий не имеют. Препараты можно использовать для укрепления защитных сил организма, но только после предварительной консультации с педиатром или иммунологом, и при условии неукоснительного соблюдения всех мероприятий по укреплению защитных сил организма.


Народные рецепты для укрепления иммунитета

  1. Измельчите в блендере по 200 г кураги, изюма, чернослива, грецких орехов, добавьте цедру и сок 1 лимона, 50 мл меда. Смесь уберите в темное место на 2 дня, храните в посуде из темного стекла. Давайте ребенку по 1 ч. л. трижды в день до еды.
  2. Нарежьте небольшими кубиками 3 средних зеленых яблока, измельчите 150 г грецких орехов, 500 г клюквы. Все смешайте, добавьте 0,5 кг сахара и 100 мл воды, томите смесь на слабом огне до закипания. Охладите, давайте ребенку по 1 ч. л. утром и вечером.
  3. Растопите на водяной бане 50 г прополиса, остудите, добавьте 200 мл жидкого меда. Дозировка – 0,5 ч. л. каждое утро до завтрака.

При хронических воспалительных процессах в организме хорошо помогают физиопроцедуры – УФО, посещение соляных пещер, прием минеральных вод или ингаляции с ними, солнечные ванны.

Заключение

Часто болеющий ребенок – не приговор, каждый родитель в состоянии создать все условия, чтобы укрепить иммунитет малышу.

«Вот заболею и умру, - решил мальчик (а может быть, девочка). - Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

(Из тайных мыслей многих мальчиков и девочек, а также - невзрослых дядей и тетей)

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, «мама - барыня такая» (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти») в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать вывод:

Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, детский невролог, доктор медицинских наук

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

– детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.











С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

    Несовершенство вегетативной системы организма,

    Начинающееся респираторное заболевание (продром),

    Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

    Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

    Последствия травмы головы;

    Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

    Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы . Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.


Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу , который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер - нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.