Все о тюнинге авто

Как лучше всего запомнить информацию. Как научиться запоминать большой объем информации? Четырехступенчатый метод, или метод овод

Период перед экзаменами – это время бесконечного заучивания теории и тренировочного решения практических задач. Хорошо, если человек уделял подготовке достаточно времени в предыдущих классах. Тогда перед ЕГЭ в течение завершающего учебного года можно повторять и закреплять информацию, а еще писать репетиционные работы по демо-версиям из Сети.

Если объективно времени на подготовку раньше не было? Так бывает у юных спортсменов, которые много времени проводят на тренировках, соревнованиях и сборах. Или молодой человек только в выпускном классе резко повзрослел и решил взяться за ум, и теперь ему предстоит выучить за короткий срок почти всю школьную программу.

Как бы то ни было, случаются ситуации, когда на подготовку к ЕГЭ остается совсем немного времени, а освоить нужно большой объем информации. Как в этом случае быть, какие приемы и техники помогут в заучивании?

Определение типа памяти

Как говорят некоторые психологи, специализирующиеся на изучении свойств памяти, освоить материал можно легко. Стоит определить тип памяти, и в соответствии с этим стараться запомнить информацию.

Типы памяти:

  • Визуальный (зрительный);
  • Аудиальный (слуховой);
  • Моторный (двигательный);
  • Смешанный.

Людям с первым типом памяти легче запоминать информацию, если она представлена в или в картинках. Относитесь к этой группе – используйте для изучения фильмы и изображения. Аудиалы хорошо воспринимают данные на слух. Если это вы, запаситесь аудиоучебниками и звуковыми лекциями, и слушайте их параллельно с повседневными делами. С третьим типом сложнее. Тем, у кого моторный тип памяти проще все запоминать, если ассоциировать информацию с какими-то движениями. Людям из четвертой группы подойдут все четыре методики.

Повторение – мать учения

Еще одна техника, помогающая быстро запомнить материал, набирающая последнее время все большую популярность, основывается на простом принципе, которому учили в советской школе. Это принцип повторения. Только повторение должно быть систематизированным.

Для изучения берётся один блок материала. Далее, после первоначального изучения его повторяют:

  • Через час;
  • Через три часа;
  • На следующий день.

Некоторые специалисты утверждают, что эта методика действительно позволяет достаточно быстро освоить большие объемы знаний.

Конечно, эти алгоритмы действий не описаны в умных книгах и не лицензированы никем. Но для многих именно такой подход к подготовке стал лучшим руководством к действию, принесшим желаемые результаты.

Итак, что советуют делать преподаватели, ведущие подготовку к экзаменам школьников, и те, кто ЕГЭ уже пережил на опыте?

Начать необходимо с теории

Как бы это банально ни звучало, но начинать подготовку стоит именно с этого:

  • Структурирование информации. Определение нужных блоков, разбивка на подтемы, подгруппы;
  • Отсечение ненужного. Как ни крути, а в учебниках встречается достаточно много воды. Эта сопутствующая информация, конечно же, не нужна. Вычленяем из материала только ключевые аспекты, если есть возможность, копируем это в отдельный компьютерный документ. При отсутствии технических ресурсов просто подчеркиваем нужное в пособии или учебнике.
  • Учим нужное.

Подкрепление теории практикой

После изучения теории переходим к практике. Если это дисциплины, в которых есть задачи, берем самый популярный сборник с такими заданиями и решаем по нескольку задач из каждого блока.

Репетиция экзамена

После успешного прохождения этапов подготовки, можно скачивать из Интернета демо-версии КИМов и решать их.

Совет: шпаргалки придумали не просто так

При трудностях со способами запоминания, можно попробовать вариант, проверенный поколениями школьников и абитуриентов. Это шпаргалки. Пишем шпаргалки и… оставляем дома. Во время написания материала на бумажные «подсказки» происходит и структурирование информации, и автоматическое запоминание. И на экзамене шпаргалки уже не нужны, необходимые знания отлично воспроизводятся по памяти.

На протяжении жизни человеку приходится чему-то учиться. А процесс обучения, как известно, часто связан с необходимостью запомнить большой объем информации за короткое время . Для одних людей это совсем не проблема, в то время, как другие испытывают некоторые трудности, особенно если в тексте встречаются незнакомые слова, термины, тяжелые для восприятия фразы.

Конечно, сегодня существует множество записывающих приборов, однако не всегда мы можем их применить. А информации в современном мире такое количество, что лучше всего удерживать ее в самом надежном месте, а именно – в своей голове.

Достаточно один раз усвоить , как запомнить большой объем информации за короткое время, и это умение будет выручать вас в любой ситуации. Например, в школе или в институте, во время повышения квалификации на работе, перед экзаменом в ГАИ. Здесь главное настроиться на результат, прочитать несколько полезных рекомендаций и тут же применить их на практике. Предлагаем вам прямо сейчас узнать, как быстро запомнить большой объем информации.

Знакома ли вам ситуация, когда необходимо быстро запомнить большой объем информации, а времени при этом очень мало? Что вы при этом испытываете? Начинаете паниковать? Чувствуете себя двоечником, который в свое время прогуливал уроки, а теперь вдруг взялся за ум и решил усвоить весь пройденный материал.

Не стоит огорчаться. Даже если у вас не идеальная память, существуют специальные методики, позволяющие выучить большой объем информации за короткое время , будь это объемный параграф учебника, текст вашего публичного выступления либо презентации или целая сотня экзаменационных билетов.

Запоминание может быть механическим, требующим зазубривания или логическим, то есть осмысленным.

Рассмотрим основные способы восприятия и воспроизведения информации.

  • Метод зубрежки . Он подходит далеко не всем, хотя и помогает быстро запоминать информацию. Однако она так же быстро выветривается из нашей головы , оставляя лишь приятные напоминания в виде хорошей оценки или похвалы.
  • Метод пересказа . Все очень просто: вы читаете текст и готовите подробный пересказ. При этом лучше всего усадить перед собой благодарного слушателя . Таким образом, вы не позволите себе расслабиться и будете подсознательно подбирать необходимые слова и четкие формулировки.
  • Метод записывания . Хорошие студенты пишут конспекты. А знаете почему? Это очень хороший способ упорядочить и систематизировать информацию . Даже если вы пропустили лекцию, не поленитесь переписать или составить краткий конспект. Во-первых, вся необходимая информация будет у вас под рукой, а во-вторых, вы будете вести рассказ по четко составленному плану, который визуализируется в вашей голове. К тому же, записывание способствует лучшему запоминанию.
  • Метод повторения . Мысленно повторяйте пройденный материал, стихотворение или выученные экзаменационные билеты.
  • Чтение вслух . Некоторым помогает именно этот метод. Важно прочитать текст несколько раз, осмыслить его . Можно разбить прочитанное на абзацы и применить метод пересказа.
  • Метод «запоминания места» . Попробуйте вспомнить обстановку , при которой вы получали информацию, возможно, вам необходимо сосредоточится на запахах, окружающих предметах, пейзажах.

Как быстро запоминать информацию с помощью визуальных образов?

Техника осмысленного запоминания информации называется мнемоника. Существует несколько секретов мнемотехники , которые помогают лучше запоминать информацию:

  1. Постарайтесь преобразовать информацию в образы . Причем живые картины могут вызывать не только стихотворения – с помощью образов можно запоминать даты, таблицы, графики и даже формулы. Для этого, конечно же, необходимо подобрать качественный и наиболее подходящий образ. Здесь можно использовать метод ассоциаций, основанный на соответствии цвета, формы, подбирать аббревиатуры, создавать небольшие истории.
  2. Рисуйте в голове яркие картины . Не бойтесь применять фантазию – пускай ваши образы движутся, взаимодействуют, выстраиваются в цепочки. Так одна информация будет постепенно исходить из другой, создавая законченную картину.
  3. Остановитесь на деталях . Постарайтесь подробно описывать тот предмет, о котором говорите. Вспоминайте его особенности и характерные признаки. Например, вам необходимо рассказать о мобильном телефоне. Перечислите его составляющие детали: дисплей, клавиши, разъем для зарядки, динамик, микрофон.

Видео уроки: как быстро запоминать большой объем информации?

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

С каждым днем нам приходится запоминать все больший и больший объем информации. Часто в быту и на работе нам приходится экстренно заучивать то, что мы забудем уже на следующий день. Оказывается, что изучение иностранных языков, запоминание художественных стилей и билетов к экзамену может быть не зубрежкой, а интересной игрой под названием мнемотехника. О ее основных методах нашим читателям рассказала преподаватель мнемотехники и скорочтения в образовательном центре «Юниум» Анастасия Шаталова.

Анастасия Шаталова

Мнемотехника – совокупность методов запоминания различных видов информации на основе выстраивания ассоциаций. Неоспоримое ее преимущество в том, что мнемотехника замедляет старение мозга. Ассоциация – это нейронные связи, поэтому чем больше ассоциаций в своей жизни вы придумываете, тем больше нейронных связей создаете. Чем больше нейронных связей образуется в вашем мозге, тем медленнее он стареет.

Все методы мнемотехники работают посредством ассоциаций, которые мы создаем по пяти золотым правилам. Их удобнее всего сравнить с пятью пальцами руки.

Пять золотых правил ассоциаций можно увидеть, наведя курсор на картинку.

Анастасия посоветовала несколько хитрых и интересных методов запоминания самой разной информации.

1. Метод « цепочки»

Один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов в определенной последовательности.
Очень удобен при запоминании списка продуктов. Сначала смысловой ассоциацией свяжем мыло со стиральным порошком. Затем придумываем нелепую картину, как намыливаем помидор. Его связываем с другими овощами из списка, например, с сельдереем. Представим еще одну нелепую ассоциацию, что стебель сельдерея – шпага, которая сражается с палкой колбасы. Так мы не забудем зайти в колбасный отдел.


Food-фотограф Изабелла Фаччи

Чуть позже мы расскажем, почему наш эксперт настаивает на отказе от письменных списков продуктов и настаивает на том, чтобы держать все в голове.

2. Запоминание художественных стилей

С помощью метода цепочки можно удобно запомнить художественные стили. Например, одно из знаменитых направлений в живописи – пуантилизм .

Пуантилизм – стилистическое направление неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Одним из основоположников этого жанра был художник Жорж-Пьер Сера. Проще говоря, это живопись яркими точками определенной формы.

Жорж-Пьер Сера, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)

Для запоминания воспользуемся пятью золотыми правилами ассоциаций и методом цепочки. Представим себе балерину, которая испачкала пуанты яркой краской. Танцовщица выводит витиеватые па и оставляет за собой на сцене картину из ярких точек. Балерина движется чуть дальше и ножкой опрокидывает баночку с желтой серой. Занавес нашей ассоциации. Пуанты с яркими точками – пуантилизм, баночка с серой – Жорж-Пьер Сера.


Петр Козлов, «Балет»

Таким же методом можно запомнить и другие сложные, на первый взгляд, стили. Нам очень интересно, какую ассоциацию вы придумаете на маньеризм или фовизм, поэтому с удовольствием прочитаем их в комментариях к статье на нашей странице в Facebook .

3. Запоминание имен

Кто из нас не попадал в ситуацию, когда на вечеринке вас знакомят сразу с двадцатью разными людьми. Всех вы не запомните, а ведь разговор с каждым из них может стать не только приятным, но и полезным. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, мы воспользуемся методом фонетических ассоциаций.


Кадр из фильма «Великий Гэтсби», реж. Б. Лурман

Если мы знакомимся с девочкой Машей, которая наверняка окажется в вашей компании, воображаем, что она машет руками. Представьте, что Оля льет воду, а Люба окружена любовью. Таким образом, если после третьего бокала вина вы забудете, как зовут ту симпатичную девушку, скучающую в кресле, вы непременно вспомните, что это Маша.

4. Запоминание иностранных слов

Чаще всего при запоминании лексики иностранного языка используют метод Аткинсона . Классический пример, на котором разбирают этот способ: запоминание английского слова pillow (подушка).


Мы находим фонетическую ассоциацию, которая похожа по произношению на «pillow». Первое, что приходит в голову многим – это пила. Затем у себя в голове мы используем уже смысловую ассоциацию и представляем в паре пилу и подушку. Используем пять золотых правил ассоциации и рисуем нелепую картину, как мы пилим пуховую подушку. Представьте, как летят перья во все стороны, как одной из них даже попало вам в нос, и вы чихнули. Детальная визуализация очень важна, поскольку ваши эмоции только укрепят процесс запоминания. При этом Анастасия советует нам не увлекаться – это ведь ассоциация одного слова, а не всей книги.

Если в общении с иностранцем у вас возникнет необходимость сказать на английском слово «подушка», вы вспомните, что в нашей ассоциации мы пилили подушку. В памяти мгновенно воспроизводится нужное слово – pillow. Метод Аткинсона применим и для более длинных и сложных слов, например, entertainment. Сложное слово можно разбивать на части и сочетать друг с другом сразу две ассоциации.

Зачем еще нужна мнемотехника?

Помните, как вы обычно учили билеты в университете? В последнюю ночь перечитывая их сотни раз, чтобы благополучно забыть все на следующий день. С помощью ассоциаций можно не только запомнить информацию с первого раза, но и сохранить ее в долговременной памяти. Пожалуй, это и есть самое важное из всех неоценимых преимуществ мнемотехники.


Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», реж. Л. Гайдай

«Мнемотехника – одно из самых перспективных направлений, которое действительно позволяет развивать мышление. Важно, что люди, которые регулярно использую эти методы в быту, автоматически расширяют резерв своей памяти».Допустим, если мы три раза запомним список из семи-десяти покупок с помощью ассоциаций по методу цепочки, то в одиннадцатый раз мы даже не будем строить ассоциативные ряды, а быстро запомним, что написано на листочке с первого раза.

Поначалу использовать метод ассоциаций покажется сложно, и это действительно так. Кто знает, может, скоро использование этих методов будет вашим любимым занятием, чтобы отвлечься от рутины трудовых будней.