Все о тюнинге авто

Сценарий праздника «Посвящение в лицеисты. Сценарий праздника «Лицея день заветный Приветствие экипажа «Тридцать три богатыря»

Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея

  1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г. :

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Чтец 1:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Чтец 2:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

Чтец 3:

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да,

неправде - нет.

Чтец 4:

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье -

всем равно привет!

Чтец 5:

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Чтец 6:

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Вместе:

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!


1 Сценарий праздника «Лицея день заветный» Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером. На протяжении всего праздника используется презентация. 1. Дети заходят в зал под музыку Штрауса, рассаживаются. 2. Звучат фанфары. Выходят ведущие и 2 чтеца 1 чтец Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. …Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село… Ведущий 1. Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом. 2 чтец В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много; Неровная и резвая семья. Смиренная, одетая убого, Но видом величавая жена Над школою надзор хранила строго. Ведущий 2. 19 октября исполнилось 2005 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. Ведущий 1. Александр Сергеевич Пушкин про день ­ 19 октября говорил: “Лицея день заветный”. 3. Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» тихо. 2 Ведущий 2: Воспоминание, рисуй передо мной Волшебные места, где я живу душой, Леса, где я любил, где чувство развивалось, Где с первой юностью младенчество сливалось, И где, взлелеянный природой и мечтой, Я знал поэзию, веселость и покой. Эти строки А.С. Пушкин посвятил Царскому Селу, где он провел 6 лет отрочества и юности. Ведущий 1: В 1811 году 12­летнего Александра привезли в Царское Село для поступления в Лицей. Название учебного заведения связано с классической древностью. Лицеем называлась древнегреческая философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона Лицейского. Возникновение Лицея связано с планами прогрессивного преобразования государства.19 октября 1811 года в большом зале Царскосельского лицея было торжественно зачитано постановление. Ведущий 2. Постановление о лицее. Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенное «к важным частям Службы государственной». Сообразно сей цели, Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и преимуществах своих равняется с Российским Университетом. Ведущий 1. День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и наставниках. Через 6 лет, прощаясь с лицеем, первые его питомцы дадут клятву друг другу «И последний лицеист будет праздновать 19 октября.» Ведущий 2. «Благослови, ликующая муза, Благослови: Да здравствует лицей!» Опять листва горит, как свечи, И парка темного собор. Приходишь ты на вечер встречи С самим собой. 3 4. Звучит музыка Штрауса. Под музыку танцуют вальс. На фоне музыки звучат слова: Ведущий1: В лицейском парке у пруда Вальсирует листва берез. И Пушкин с Пущиным вдвоем… Их листопад почти занес. Занес лицейские мостки, Занес скульптуры и скамьи. Друзья в саду совсем одни, Читают новые стихи. Ведущий 2. В лицейском парке у пруда Мечтают о любви друзья, О славе думают они, Читают Пушкина стихи. В лицейском парке у пруда Опять встречаются друзья. Вальсирует листва берез. И листопад уж всех занес. Слайд 1. Презентация (история создания, традиции Царскосельского лицея) Слайд 2. 1 ведущий: 205 лет назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея. Слайд 3. 2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи – съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На торжестве должен был присутствовать Александр I. Слайд 4. 1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к важнейшим частям службы государственной». Слайд 5. 2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и дипломы. Слайд 6. Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын 4 Приветствием меж царственных гостей. Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами, братством, дружбой. Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья». Слайд 7. 1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.  Подъем по звонку в 6 часов.  От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.  В 9 – чай с белой булкой.  Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.  От 10 до 12 – класс.  С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.  Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.  В половине 9 звонок к ужину.  После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.  По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.  В 10 часов – вечерняя молитва, сон. Слайд 8. 2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера­комнаты. В номер 14 поселился Пушкин. Слайд 9. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий. Слайд 10. 1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как водится, наделили друг друга прозвищам: (Ведущие читают по очереди) 1. Слайд 11. Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля 2. Слайд 12. Антон Дельвиг – Тося 1. Слайд 13. Михаил Яковлев – Буффон 2. Слайд 14. Иван Малиновский – Казак 1. Слайд 15. Александр Горчаков – Князь 2. Слайд 16. Константин Данзас – Медведь 1. Слайд 17. Иван Пущин – Большой Жанно 2. Слайд 18. Федор Матюшкин – Матюшко 1. Слайд 19. Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром. Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся. Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по­русски, того штрафуют. 5 Лицеист: Не пропускаются дни рождения. 2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить. Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский) - Я. - Я. - И я затеяли выпить гоголю­моголю. Пущин: Я достал рому, добыли яиц. Малиновский: Натолкли сахару. Пушкин: И началась работа у кипящего самовара. Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты. Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы. Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по поведению. Слайд 21. 1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен. Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4­го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего в старший возраст. Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли середины. Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. 2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли. Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!» Лицеист: Учиться еще два года. Слайд 22. Ведущий 1. 6 В день открытия лицея в честь одного из самых выдающихся его выпускников принято проводить конкурсы чтецов, разнообразные гостиные, пушкинские чтения. Ведущий 2. Мы открываем пушкинские чтения. На сцену приглашается ……………………………………………………. Ведущий 1: В лицее пришла к Пушкину слава. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. «Мазурка раздалась. Бывало Когда гремел мазурки гром В огромном зале всё дрожало Паркет трещал под каблуком…» Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы. Попробуем и мы с вами побывать на таком балу. Ведущий 2. У нас сегодня свой маленький бал, Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал Танец весёлый исполним сейчас, И очень просим поддержки у вас! 5. Полонез. 6. Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька» Ведущий 1: Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли. ИГРА «ФАНТЫ» 1. Прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина 2. Сыграть на фортепьяно 3. Разгадать шараду  Слог первый рвётся в облака, ­ ты лишь надуй его слегка. Ещё два слога надо взять и имя женское создать. 7 А в целом ­ интересная игра, загадкой называется она. Ответ: шар+Ада= шарада.  Начало деревом зовётся, конец ­ читатели мои. Здесь, в книге, целое найдётся, и в каждой строчке есть они. Ответ: (бук­вы)  С буквой Л в игре в футбол часто слышим слово... С Д ­ уж в слове смысл не тот ­ мерой стало ­ просто... Ответ: (гол ­ год)  Сперва назови ты за городом дом, в котором лишь летом с семьёю живём. Две буквы к названью приставь заодно, получится то, что решать суждено. Ответ: (дача ­ задача) 4. Ответить на вопросы викторины. Викторина 1. Сколько лицеистов было принято в Царскосельский лицей в 1811 году 2. К кому из лицеистов обращены пушкинские строки: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»? 3. Кто был неразлучным другом А. Пушкина и его соседом, жившим в Лицее в комнате № 13? 4. В лицее его звали «Казак», он был сыном первого директора Царскосельского лицея. О ком идёт речь? 5. Этот лицеист горячо любил А. Пушкина. В Лицее он мечтал о море, участвовал в кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной Сибири. Назовите этого человека. 6. Во сколько вставали лицеисты? 7. Какой предмет больше всего не любил Пушкин? 8. В каком возрасте Пушкин поступил в Лицей? 9. Как друзья называли в Лицее А. Пушкина? 10.Кого Пушкин поразил на экзамене? 11. Как друзья называли Вильгельма Кюхельбекера? 12.Кто сопровождал поэта все годы его жизни? 8 1. Послушайте романс Нелли Хакель на стихи Пушкина «К Няне» с ВИДЕО Ведущий 2: Лицей стал для Пушкина вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Ведущий 1. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь. 2. ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ Юлий Ким «19 октября» Дети уходят из зала под музыку «Полонез» 9 10 3. 11 4.

Цели мероприятия

1. Приобщить детей к отечественной культуре.

2. Развить у учащихся интерес к поэтической речи и эстетический вкус.

3. Создать в классном коллективе атмосферу радости и тепла.

Подготовка

1. Составление сценария праздника классным руководителем совместно с родителями.

2. Оформление классным руководителем письменных заданий для экипажей на плакатах, подготовка игры «Магнитная рыбалка».

3. Деление учащихся класса на 4 группы (экипажа).

4. Чтение детьми сказок и стихов А.С. Пушкина.

5. Рисование школьниками иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

6. Сочинение экипажами названия, эмблемы, приветствия, эскиза костюма.

7. Изготовление родителями и детьми костюмов для игры, эмблем, «золотых» орешков.

8. Распределение ролей сказочных героев между родителями.

9. Определение состава жюри.

10. Покупка родителями призов для участников и победителей игры.

Участвуют ученики и родители 3-го класса, классный руководитель, гости.

На стенах и доске расположены иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Парты расположены в ряд у одной стены, у противоположной — стулья, составленные по два друг за другом (импровизированный поезд), у третьей стены — стулья для зрителей и жюри, место около доски занимают классный руководитель и сказочные герои. На столе классного руководителя расположены магнитофон и аудиокассета с музыкальным сопровождением праздника. Готовятся эмблемы и костюмы для экипажей и сказочных героев, плакаты с заданиями, «золотые» орешки.

Ход игры

Действующие лица

Классный руководитель.

Князь Гвидон.

Царевна Лебедь.

Классный руководитель . Друзья, сегодня мы отправляемся в путешествие по «Пушкинскому лабиринту сказок» на поезде, который называется «Сказочный». Хочу представить вам уважаемое жюри, которое будет внимательно следить за нашими приключениями и в конце путешествия назовет самую лучшую команду. Чтобы начать путешествие, приглашаем экипажи.

Экипажи по очереди под музыку входят в класс и принимают участие в первом конкурсе «Представление экипажей», в котором жюри оценивает приветствие, эмблему, костюмы.

Приветствие экипажа «Золотые петушки»:

Мы веселые дружки —

«Золотые петушки»,

Любим рано мы вставать,

Надеемся, в игре мы победим.

Победу просто так не отдадим.

Приветствие экипажа «Тридцать три богатыря»:

Мы команда «Тридцать три богатыря».

Посмотрите вы на нас, друзья.

В сказке остров охраняем,

Здесь мы с вами поиграем.

Будем дружно отвечать,

В КВНе побеждать.

Приветствие экипажа «Золотые рыбки»:

Мы команда «Золотые рыбки».

Посмотрите на наши улыбки.

Любим мы творить добро,

А вас стороной пусть обходит зло.

Соперникам мы пожелаем удачи

И корзину счастья в придачу.

А жюри хотим сказать,

Чтоб судили вы на «5».

Приветствие экипажа «Семь богатырей»:

Мы команда — «Семь богатырей»,

Семь румяных усачей.

Любим в КВН играть

И все время побеждать.

Мы собою хороши,

И отважны, и сильны.

Вас мы тоже уважаем,

Но знайте, просто так не проиграем.

Появляется Белочка с корзинкой в руках и поет песенку.

Белочка

Как прекрасно, как прекрасно,

Что живет на свете сказка.

О Салтане и царице, и о лебеди-девице.

Это Пушкин сотворил —

На стихи их положил.

И читают поколенья

Его чудные творенья.

Белка я совсем ручная,

Да затейница какая!

Вам орешки принесла,

Расколите их, друзья.

По очереди дети достают из корзинки Белочки орешки, отвечают на вопросы, которые в них спрятаны и занимают места в импровизированном поезде.

1. Кто любил всегда себя хвалить, но сам никого не любил? (Злая царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».)

2. Кто оставался три дня голодным, но при этом спас человека? (Князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане».)

3. Он был очень добрым человеком и поэтому исполнял все ее прихоти. (Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

4. Он был не виноват в том, что мать с ребенком сбросили в море. (Царь Салтан из «Сказки о царе Салтане».)

5. Этот герой получил свое имя от названия моря. (Черномор из «Сказки о царе Салтане».)

6. Из-за дешевизны ему пришлось от щелчков расстаться с умом. (Поп из «Сказки о попе и его работнике его Балде».)

7. У его меньших братьев были длинные уши, хотя у него нормальные. (Балда из «Сказки о попе и его работнике его Балде».)

8. Какая птица была сторожем старого царя? (Золотой петушок из «Сказки о Золотом петушке».)

Классный руководитель. Все заняли свои места? Наш поезд отправляется.

Звучит музыка. Первая остановка — остров Буян. Выходит князь Гвидони просит школьников помочь ему.

Князь Гвидон

В бочке с матерью моей

Долго плыли мы. Теперь

Градом правлю и народом

И зовуся я Гвидоном.

Гости часто навещают,

Но грусть-тоска меня съедает —

Одолела молодца.

Кто-то к нам пришел сюда,

Все напутал в сказке лихо,

Посмотри — неразбериха.

Дается задание сложить слова, правильно переставив буквы. Побеждает экипаж, первым выполнивший задание.

Килбарок (кораблик);

очбка (бочка);

укл (лук);

ластре (стрела);

калозер (зеркало);

лебка (белка);

expo (орех).

Под музыку плавно выходит Царевна Лебедь.

Царевна Лебедь

Здравствуй, люд ты мой прекрасный,

К вам пришла я не напрасно.

Я за помощью пришла,

Помогите мне, друзья.

Кто-то в сказках стал чудесить,

Портить, путать, куролесить.

В Лукоморье все не так —

Все запутал этот враг.

Экипажи получают задание вспомнить стихотворение «У Лукоморья», восстановить последовательность происходивших в нем действий и составить из предложенных бумажных деталей иллюстрацию к этому стихотворению.

В это же время проходит конкурс капитанов. Они должны из букв слова «лукоморье» придумать и записать как можно больше других слов.

Классный руководитель. Ребята, злая Царица разбила зеркала, попробуйте сложить осколки, сосчитав примеры. Собрав зеркала, переверните их и увидите изображения героев сказок А.С. Пушкина. Назовите сказочного героя и сказку.

У экипажей получаются изображения белки, рыбки, собаки и Царевны Лебедь.

Балда

Вот и я! Я — Балда!

Пришел к вам сюда неспроста:

Хочу вам загадать загадки.

Отвечайте на них, ребятки.

1. Что было под косой у Царевны Лебедь?

а) бант; б) месяц; в) заколка.

2. Как звали бабушку Гвидона?

а) матрена; б) фекла; в) бабариха.

3. Как в старину называли глаза?

а) очи; б) орбиты; в) фары.

4. Кто был коршун?

а) ведьма; б) чародей-злодей; в) колдун.

5. Из чего были орешки, которые грызла белочка?

а) из агата; б) жемчуга; в) изумруда.

6. Чьей сестрой была Царевна Лебедь?

а) семи богатырей; б) королевича Елисея; в) тридцати трех богатырей.

7. Где жили старик со старухой?

а) во дворце; б) шалаше; в) землянке.

8. Как в старину называли челку?

а) кисточка; б) чуб; в) чупрун.

Ученики отвечают на вопросы с помощью карточек, на которых написаны буквы а), б), в).

Поезд останавливается у пруда с золотыми рыбками. Объявляется конкурс: поймать как можно больше рыбок с буквами на спинках и вспомнить на эти буквы сказки А.С. Пушкина. Выигрывает команда, назвавшая большее количество сказок.

Участники игры садятся в поезд и отправляются домой.

Классный руководитель проводит конкурс для зрителей, которые, получив жетон за правильный ответ, могут принести добавочные очки любимому экипажу.

1. Тот за стол его сажал, всяким яством угощал... (Еда.)

2. Славный город твой хранить и дозором обходить ... (Сторожить.)

3. В чешуе, как жар, горя... (Кольчуга.)

3. Эти витязи морские... (Воины.)

4. Свет о белке правду бает ... (Говорит.)

5. И спокойно в свой удел через море полетел... (Земля.)

6. В колымагах золотых пышный двор встречает их... (Карета.)

7. Вьется лебедь средь зыбей... (Легкая волна.)

8. Тот уж когти распустил, клев кровавый навострил... (Клюв.)

9. Со креста снурок шелковый натянул на лук дубовый... (Шнурок.)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты игры-путешествия. Сказочные герои вручают экипажам призы.

Действие

1. Звучат фанфары.
2. Гимн России.
3. Вынос знамени

1. Наш милый дом, что на семи ветрах,
Ты всем открыт, и все сюда приходят.
Здесь забываем мы ненужный страх,
И снова в детство ты с собой уводишь.

2. Нас эти стены словно берегут
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам.

1. Торжественный вечер, посвященный Дню лицеиста, разрешите считать открытым (звучит гимн России).

2. Внимание!

К выносу знамени лицея приготовиться

Равнение на знамя.

(Звучит марш) Знаменная группа вносит знамя лицея.

(на сцену выходит много учеников - перемена (сценка))

(Ведущий читает)

1. У всего на свете есть начало,
Свой отчет, свой выход, свой исток –
10 ЛЕТ промчались очень быстро
Словно миг! - Звенит, звенит звонок.

(Вбегает девочка через зал, звеня в звонок, останавливается возле ведущих)

По звонку все разбегаются (перемена)

2. Сегодня мы празднуем 10-летний юбилей, но история нашего лицея уходит в 19-тое столетие.

/В позапрошлом веке это было... /

Выходит юноша /в костюме государственного служащего, зачитывает указ (звучит музыка Чайковского - танцуют две пары)/

2-й 19 октября 1811 года по повелению императора Александра I недалеко от Санкт-Петербурга был открыт Царскосельский лицей, призванный дать всестороннее образование родным братьям государя - великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. В это учебное заведение был зачислен и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин.

3-й Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учебе», регулярные пробы поэтического пера - все это обусловило появлению дружного круга единомышленников, живущего идеалами служения России и своему народу.

4-й Каждый год лицеисты первого выпуска, находившиеся в день открытия Царскосельского лицея в Санкт-Петербурге, собирались на праздник. Этому празднику А.С.Пушкин, посвятил стихотворение «19 октября».

/на сцене появляется А.С.Пушкин и несколько лицеистов. Он подходит к столику, зажигает свечи, присаживается, гусиным пером пишет стихотворение. Затем откладывает перо, встает и читая фрагменты написанного текста перемещается на первый план сцены/

А.С.Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, не разделим и вечен.

(Чиновник подает звонок. Лицеисты и Пушкин быстро убегают).

(Снова звенит звонок).

1. Указанием Министерства путей сообщения РФ от 18.07.1994 года средняя общеобразовательная школа реорганизована в технический лицей, а с 1 апреля 2000 года технический лицей именуется как муниципальный общеобразовательный лицей № 8 г.Тынды.

2. 10 лет творили славу лицея № 8 его учителя и директора Хмелев Виктор Яковлевич и Горожанкин Юрий Александрович. Все они внесли достойный вклад в образование лицея.

1. В лицее 30 лицейских и пролицейских классов, в них обучается 704 учащихся.

1. За 10 лет лицей выпустил в большую жизнь более 700 учеников.

2. Из них 15 золотых и 35 серебряных медалистов.

1. Ежегодно лицеисты занимают призовые места на городских и областных олимпиадах.

2. Лицеисты являются призерами и дипломантами областных и городских научно-практических конференций учащихся.

1. Наши спортсмены в течение 2 последних лет - победители городских спартакиад.

3. В лицее ежегодно почти полная успеваемость и высокий процент поступления выпускников в вузы Российской Федерации.

(Зачитывается телеграмма первого директора лицея № 8 Хмелева Виктора Яковлевича).

1. Слово для поздравления предоставляется первому директору лицея человеку отважному, не побоявшемуся 10 лет назад стать первым. - Хмелеву Виктору Яковлевичу.

2. Слово для поздравления предоставляется директору лицея Горожанкину Юрию Александровичу.

(Проводит награждение).

Вальс. Танцуют три пары.

1. Отмечают день рожденья,
Принимают поздравленья,
Именинники сейчас.

2. И уже в десятый раз!

1. Внести именинный пирог!

(На рушнике пирог и 10 свечей)

2. Просим Юрия Александровича загасить свечи...

/Директор, задувает свечи/ (сфотографировать)

1. Говорят, что учение – свет

2. Тогда учитель - свеча, которая светит всем.

/Танец со свечами/

1. Имениннику всегда было приятно дарить подарки.

2. Сколько подарков, поздравлений прислали лицеисты в адрес лицея. Свой подарок приготовили и учителя.

1. Для вручения подарочного стихотворения на сцену приглашается учитель лицея Шикир О.Ю.

Я вхожу под школьные своды,
Что заполнили 10 лет.
Здесь царит дух науки свободной,
Помнит всех он учеников.

Поднимаясь по лестнице звонкой,
Словно слышу голоса и шаги,
Тех мальчишек и тех девчонок,
Что в различные годы здесь шли.

И горжусь, что учу лицеистов -
Самых лучших и умных ребят,
Что они сохраняют традиции
Ценят знания не ради наград.

10 лет - очень юный возраст!
Но успехов наших не счесть!
Поздравляю тебя, лицей,
Быть твоим учителем честь!

/Вручают цветы/ /Выходят ученики петь/

Светит незнакомая звезда
Заглянув в окошко телескопа
Точит сердце давняя мечта
Со времен библейского потопа.
Вот бы дотянуться до звезды
Стать бы настоящим лицеистом
Так как знает каждый ученик
Без лицея мир стускнеет быстро

Учитель наш друг дорогой
Уносит нас к знаньям все выше

Надежда зовет за собой
И в небо нас к звездам уносит
Пусть вклад наш пока небольшой
Стране процветанье приносит.

Слово предоставляется гостям...

1. Ньютон под яблоней сидел
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел
К земле всей массой тяготея.

2. А ученики нашего лицея тоже открыли свой закон –

Закон притяжения.

Где бы они не находились, их всегда тянет в родной лицей.

1. Слово от выпускников 2004 года предоставляется.....

/слово выпускнице/

Учитель:

На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.
Они в судьбе у каждого из нас
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель».

2. Сегодня у нас 10-летний юбилей, но это не вся история лицея, лицей, который всегда молод, красив, полон сил и энергии. Он не стареет, а обновляется каждый раз новыми лицами, сияющими глазами. Каждый год в лицей вливается новая молодая энергия.

1. Мы строим закон сохранения энергии. Школа не стареет, благодаря нашим новичкам.

2. Именно сегодня, в день 10-летия лицея, мы принимаем в свои ряды новых лицеистов.

И так, Внимание ! Собравшиеся в зале!

Момент торжественный и важный наступает!

Два старших века, девятнадцатый, двадцатый,

Век 21-первый в лицеисты посвящают.

(Выходит Пушкин и первые лицеисты)

/слышны звуки полонеза. А.С.Пушкин берет в руки подсвечник, стоящий на столе. От пушкинского подсвечника зажигают свечи 4 старшеклассника (ведущие)/

/новички подходят к сцене, выстраиваются в два ряда, зажигают свечи от свечей Пушкина и 4-х ведущих/

1. Традиционно каждый год в тот день,
Когда открылся пушкинский лицей,
Мы вместе слова клятвы произносим,
Чтоб никогда потом не забывать о ней!

Клятва лицеистов

ПССЛ. (Встает перед новичками)

Клянемся быть честными и справедливыми.
Друг другу всегда и во всем помогать!

- (Все) клянемся !

Клянемся упорными быть и стараться
Заветную цель лишь умом добывать!

- (Все) клянемся!

Клянемся трудиться на благо России,
Осваивать знания и дух закалять!

- (Все) клянемся!

Клянемся всегда и во всем непременно
Честь лицеиста свою не терять!

- (Все) клянемся!

/Вручаются памятки лицеистам, удостоверения/

ПССЛ. А сейчас мы исполним гимн лицея. Прошу всех встать!

/Звучит гимн лицея, все поют, все сели/

ПССЛ. Внимание ! К выносу знамени лицея приготовиться,

Равнение на знамя! (Звучит марш, знамя выносят)

1. Дорогой лицей!
10 лет, прекраснейшая дата!
Это вечной юности пора,
Молодость твоя,- твои ребята
Твои годы - это детвора.

2. Юбилей - ступенька для полета,
Так лети, лети всегда вперед.
Впереди нелегкая работа –
Поколенье новое зовет...

1. Пусть не старится никогда наш лицей.

2. Пусть звенят в нашем общем доме ребячьи голоса, шутки,

Смех, песни, стихи.

1. Пусть никогда не старятся и не уходят учителя из нашего

Дома, потому что очень нужны нам!

2. А всем нам поможет жить тепло

Доброта, любовь и память!

(Заключительная песня)

Сквозь года и прошедшие дни
Светят школьного детства огни
И звенит через годы звонок,
Лицеистов зовет на урок.
10 лет - юбилей небольшой,
Не старей именинник душой
А в подарок пусть песня звучит
В небо рвется, под купол летит.

Лицей, тебя роднее нет!
Лицей, несет ученья свет.
Тобой во все года и времена
Гордится город и страна

10 лет мы приходим сюда
Нам знаком каждый здесь кабинет
И учитель встречает тебя
На вопросы любой даст ответ
Здесь дорогою к знаньям ведут
И заботой окружат тебя
Мы поступим с тобой в институт
И прославим лицей на века

Лицей - созвучие сердец!
Лицей - души моей творец.
Гордимся именем твоим
Лицей, так будь всегда таким!

Разделы: Внеклассная работа

Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером, полное многотомное собрание сочинений за 1936 год. На протяжении всего праздника используется презентация <Приложение 1 >.

Портреты лицеистов:

Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), Большой Жанно, Иван Великий, друг Пушкина, декабрист.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, друг Пушкина, декабрист.

Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося, друг Пушкина. Поэт. На его стихи написан гимн лицеистов «Шесть лет промчались, как мечтанье…»

Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), Франт. Дипломат. Будущий канцлер России.

В одном из стихотворений Пушкин скажет:

Кому ж из нас последний день Лицея
Торжествовать придется одному…

Последним и будет Горчаков.

Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли.

Корф Модест Андреевич (1800-1876), Модинька, Дьячок Мордан.

Лицеисты его не очень любили. На то были причины. Об этом можно будет рассказать в следующих сценариях.

Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873), Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг.

Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелка, Плыть хочется. Друг Пушкина. Будущий адмирал.

Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), Паяс. Друг Пушкина. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него.

Ход праздника

Выходят участники праздника парами под звуки музыки, рассаживаются в зрительном зале, 4 пары выходят на сцену и танцуют.

1 ученик:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2 ученик:

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

3 ученик:

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

4 ученик:

И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

5 ученик:

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас до могилы;
В продажный век, век грубой лжи и силы
Зовешь добру и истине служить.

6 ученик:

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

7 ученик: А.С. Пушкин-великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой.

8 ученик: Его называют солнцем русской поэзии-так ярок был его талант, так тепл и ласков, так необходим людям.

Уходят под музыку.

Чтец: Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата-Львом..

Чтец : Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого араба Ибрагима Ганнибала. В ней чувствовалась африканская кровь. Она была смуглая с черными густыми кудрями, с темными глазами, тонким орлиным носом и гордо посаженой головой. Она была очень красива.

Чтец : Отец – Сергей Львович– военный человек, лейб-гвардии поручик Измайловского полка. Александр Пушкин был вторым ребенком в семье (первая – сестра Ольга), родился в мае, рос пухленьким увальнем с широко раскрытыми, не по-детски умными голубыми глазами.

Чтец : У родителей часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты – все острословы, умники (Карамзин Н. М., Дмитриев И. И., Батюшков Н. Н., Жуковский В. А. И дядя, поэт Василий Львович Пушкин). Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры, он никогда не вмешивался в дела больших, на все молниеносно реагировал, все схватывал на лету.

Чтец : Когда родители уезжали на бал, Саша забирался в кабинет отца, где была большая библиотека, усаживался в огромное кресло и читал, читал. Глаза его пылали, лицо покрывалось смуглым румянцем. Он ничего не видел и не слышал вокруг, весь погруженный в чтение.

Чтец: Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта

Чтец : Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным.Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость”.

Чтец: До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать.

Чтец: Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

Чтец: Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.

Сценка №1

Комната в доме Пушкиных.

Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок.

МАТЬ (наблюдает все это) : Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом.

(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком).

В кого такой? В нем нет никакой любезности.

(В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке).

ОТЕЦ : Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится!

Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется.

МАТЬ : Что ты смеешься? Что зубы скалишь?

ОТЕЦ : Сашка, поди вон

Пушкин уходит с достоинством.

МАТЬ : Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили.

Пушкин проходит.

Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает.

ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу).

АРИНА (видит это):

Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф! Батюшка будет недоволен.

ПУШКИН : В неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве.

ОТЕЦ : Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека.

КТО-ТО ИЗ ГОСТЕЙ : А почему вы не отдали его в Университетский пансион?

ОТЕЦ : Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает… Петербург.

ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ : Под Петербург… В Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было…

Сценка №2

… Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми.

– Что-то новое… слыхали?
– Да! Лицеем обозвали.
– Что же значит сей Лицей?
– Надо выяснить скорей!
– Аристотель так учил.
– Он тогда в Афинах жил.
– И, гуляя по аллеям,
– Размышлял он о Ликее.
– А на русский лад – Лицей.
– И хватает здесь аллей.
– Говорят, не будут бить.
– Как без этого учить?
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
– Обучение – 6 лет.
– Так решил их педсовет.
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар.
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

Чтец :

А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.

Пушкин :

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и радость примиренья, –
Что было и не будет вновь…

Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.

Чтец : В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

Чтец : Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

Чтец : Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.

Чтец :

Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зав!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.

Чтец : Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок

Урок математики

Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.

КАРПОВ : Пушкин, решайте уравненье.

ПУШКИН : Я не умею.

КАРПОВ : Идите и решайте, а вы все поспешайте!

Пушкин мучается у доски.

КАРПОВ : Я все стою печально и смотрю…

ПУШКИН : Но уравнение равно нулю.

КАРПОВ : У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.

Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.

Г.Р.ДЕРЖАВИН :

Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.

Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.

Пантомима.

Пушкин убегает в сад.

Чтец : Весною того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе» напечатаны в журнале «Российский Музеум» с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает. Издатель «Музеум».

Чтец: Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер,Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Перед выпуском

ЛИЦЕИСТЫ:

– Летом 1816 года нам сообщили новость.

– Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца.

– Что заставило начальство торопиться с выпуском?

– Не знаю.

– Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали.

ВСЕ ПОЮТ:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…

Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.

ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.
То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье

А в счастье – всем равно любовь!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!